Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3имени Героя Советского Союза И.В. Седова муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Программа внеурочной деятельности
для младших школьников
«Юный краевед»
Общеинтеллектуальное направление
1 класс,
Программа разработана
учителем начальных классов Е.В. Калинкиной
высшая квалификационная категория
2013 — 2014 учебный год.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» создана на основе программы внеурочной деятельности С.Ю.Прохоровой, Е.А.Хасьяновой «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» и предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения.
Программа рассчитана на 33часа, занятия проводятся 1 раз в неделю. Название программы «Юный краевед» выбрано неслучайно. Знакомясь с материалом, в доступной форме с использованием фотографий, загадок, стихов, кроссвордов, интересных фактов, юные читатели начинают получать азы краеведения. Использование игрового материала, а также проведение мини-исследований позволит юным краеведам не только узнать много нового и интересного о родном крае, но и составить карту-путеводитель по Ульяновской области, Барышскому району.
Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей начальной школы и опирается на местный краеведческий и исторический материал.
Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.
Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью города Ульяновска, Барышского района и Ульяновской области в целом. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее. На каждую букву авторы подобрали информацию о родном крае, предлагают творческие задания, загадки и многое другое
Практическая значимость программы заключается в следующем:
Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.
Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю»: чтение и анализ материалов книги, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
образовательные:
формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,
формирование элементов творческой деятельности.
развивающие:
развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
развитие образного и логического мышления.
воспитательные:
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Структура программы обучения
Программа включает 6 разделов:
1. Известные люди родного края.
2. Промышленные и культурные объекты родного края.
3. Географические объекты.
4. Памятники природы.
5. Растения Ульяновской области.
6. Животные Ульяновской области.
Результаты изучения программы
«Азбука юного ульяновского школьника,
или путешествие по родному краю»
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Содержание программы
1. Известные люди родного края.
Цель: познакомить с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, показать, чем они прославили родной край и вошли в его историю.
1.1. Тема: Герой Советского Союза И.В.Седов
Теория: подвиг И.В.Седова.
Практика: посещение школьного музея.
Оборудование: презентация, фотографии
Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.2. Тема: Ленин (Ульянов) Владимир Ильич
Теория: политический деятель, революционер, создатель партии большевиков.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания по нахождению ленинских мест.
Оборудование: книга, доклады учеников с фотографиями.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.3. Тема: Известные люди города Барыша
Теория: жизнь и творчество известных людей города Барыша
Практика: чтение и обсуждение статейных вырезок местной газеты «Барышские вести»
Оборудование: газеты.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.4. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
2. Промышленные и культурные объекты родного края.
Цель: познакомить с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.
2.1. Тема: Моя малая родина.
Теория: Кодекс жителя Барышского района, знаменитые люди Барышского района.
Практика: знакомство и обсуждение статей газеты «Барышские вести».
Оборудование: книга, фотографии, стихотворения.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.2 . Тема: Символы Барышского района
Теория: герб, флаг, гимн Барышского района.
Практика: знакомство и обсуждение презентации.
Оборудование: иллюстрации гербов, текст гимна Барышского района,
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.3. Тема: Символы города Барыша.
Теория: герб.
Практика: знакомство и обсуждение презентации.
Оборудование: презентация, иллюстрации герба.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.4. Тема: Улицы города Барыша.
Теория: улицы города, твоя улица.
Практика: знакомство с текстом статьи в книге, нахождение материала об истории своей улицы. Исследование о своей улице.
Оборудование: книга, исследования детей.
Методы и формы: частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
2.5. Тема: Рекорды Барышского района.
Теория: рекорды Барышского района.
Практика: чтение и обсуждение статей газеты «Барышские вести», практическая работа по составлению списка рекордов Барышского района.
Оборудование: презентация, статьи, фотографии, исследования детей.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
2.6. Тема: Барышская швейная фабрика.
Теория: Барышская швейная фабрика– крупнейший производитель детской одежды.
Практика: знакомство и обсуждение презентации.
Оборудование: презентация, фотографии, детский иссдедовательский проект.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.7. Тема: Музеи города Барыша. Школьный музей.
Теория: музеи города, школьные музеи.
Практика: знакомство с тексом книги, исследования детей, экскурсии в музеи.
Оборудование: книга, справочный материал, сообщения детей, фотографии, иллюстрации, литературный материал.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.8. Тема: Барышская детская библиотека.
Теория: детская библиотека города, школьная библиотека.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсия в школьную библиотеку.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.9. Тема: Памятники города Барыша.
Теория: памятники победы, памятник Ленину.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, посещение памятников.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.10. Тема: Музей-заповедник.
Теория: Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», 6 музеев, 4 музейных центра.
Практика: знакомство с тексом книги, исследования детей, экскурсии в музеи.
Оборудование: книга, справочный материал, сообщения детей, фотографии, иллюстрации, литературный материал.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.11. Тема: Ульяновский автомобильный завод.
Теория: Ульяновский автомобильный завод, рекорды автомобильного завода.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, раскрашивание модели УАЗа.
Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.
Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.12. Тема: Храмы Барышского района.
Теория: православные церкви, мечети, синагоги, кирхи.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсии.
Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.
Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.13. Тема: Предприятия города Барыша.
Теория: хлебзавод, редукторный завод, фабрики им.Гладышева.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсии.
Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.
Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.14. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
3. Географические объекты
Цель: познакомить с географическими объектами Ульяновской области.
3.1. Тема: Озеро Кряж(Крячок). Озера Барышского района.
Теория: озеро со сплавиной и окружающими реликтовыми лесами.
Практика:обсуждение презентации, исследования детей.
Оборудование: книга, фотографии, сообщения детей.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.2. Тема: Реки Барышского района.
Теория: исток реки Барыш, Сура, Сызранка,Бекшанка.
Практика: обсуждение презентации.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.3. Тема: Грибы Барышского района, занесённые в Красную книгу Ульяновской области.
Теория: грибы, Красная книга.
Практика: познакомить с грибами, разгадать кроссворд.
Оборудование: книга, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.4. Тема: Никольская гора.
Теория: Белая гора – возвышенность Сурского района.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.5. Тема: Родники Барышского района.
Теория: родник «Тимай»,Святой родник, Молельный (Дедушкин) родник.
Практика: чтение и обсуждение статей, фотографий.
Оборудование: презентация, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.6. Тема: Пруды Барышского района.
Теория: пруд Макай . Кудажлеевский пруд, Новодольский пруд.
Практика: обсуждение презентации, фотографий.
Оборудование: презентация, открытки, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4. Памятники природы.
Цель: познакомить с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.
4.1. Тема: Акшуатский дендропарк.
Теория: дендропарк, памятник природы.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.2. Тема: Ундоровский источник.
Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.3. Тема: Новодольский парк Барышского района
Теория: природоохранная территория.
Практика: изучение деревьев и кустарников парка.
Оборудование: работа с картой Ульяновской области.
Методы и формы: исследовательский; коллективная и индивидуальная работа.
Формы контроля: текущий контроль.
5. Растения Барышского района Ульяновской области.
Цель: Познакомить с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.
Занятия по темам 5 строятся по единому плану:
- чтение и обсуждение статьи в книге;
- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой Ульяновской области и выяснение места произрастания данного растения;
- отличительные особенности данного растения;
- полезные свойства растения;
- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, cоставление рецептов и т.д.);
- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
- чтение произведений о растениях.
5.1 Горох- культурное растение Барышского района
5.2 Ландыш майский в лесах Барышского района.
5.3 Одуванчик- луговое растение Барышского района.
6. Животные Барышского района Ульяновской области.
Цель: Познакомить с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.
Занятия по темам 6 строятся по единому плану:
- чтение и обсуждение статьи в книге;
- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой Ульяновской области и выяснение места обитания данного животного;
- отличительные особенности данного животного;
- практическая значимость животного;
- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, отгадывание загадок и т.д.);
- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
- чтение произведений о животных.
6.1 Еж- животное лесов Барышского района
6.2 Угорь речной- житель рек Барышского района.
6.3. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Тематическое планирование 1 класс
Дата | № | Тема учебного занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Воспитательная работа |
| 1. | Известные люди родного края | | | |
| 1.1 | Герой Советского Союза И.В.Седов | Познакомить с подвигом Героя Советского Союза И.В.Седова | Посещение школьного музея | формирование уважительного отношения к подвигам людей своего родному края, его истории, и современной жизни; |
| 1.2 | Ленин (Ульянов) Владимир Ильич | Познакомить с политическим деятелем, революционером, создателем партии большевиков. | Чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания по нахождению ленинских мест. | формирование уважительного отношения к известным людям своего родному края, его культуре, истории и современной жизни |
| 1.3 | Известные люди города Барыша | Познакомить с известными писателями и политиками города Барыша | Чтение и обсуждение статейных вырезок местной газеты «Барышские вести» | формирование уважительного отношения к известным людям своего родному края, его культуре, истории и современной жизни |
| 1.4 | Испытай себя | | Выполнение практических тестовых заданий. | |
| 2. | Промышленные и культурные объекты родного края | | | |
| 2.1. | Моя малая родина | Кодекс жителя Барышского района, знаменитые люди Барышского района. : | знакомство и обсуждение статей газеты «Барышские вести». | воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы. |
| 2.2 | Символы Барышского района | герб, флаг, гимн Барышского района. | знакомство и обсуждение презентации. | осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём. |
| 2.3. | Символы города Барыша. | Познакомить с символами города Барыша | Знакомство и обсуждение презентации. | воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам |
| 2.4 | Улицы города Барыша | Познакомить с улицами города, улицей на которой живешь.. | Знакомство с текстом статьи в книге, нахождение материала об истории своей улицы. Исследование о своей улице. | воспитание бережного отношения к истории своего края. |
| 2.5. | Рекорды Барышского района | Познакомить с рекордами Барышского района. | чтение и обсуждение статей газеты «Барышские вести», практическая работа по составлению списка рекордов Барышского района | воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам |
| 2.6. | Барышская швейная фабрика. | Познакомить с Барышской швейной фабрикой– крупнейшим производительем детской одежды. | Знакомство и обсуждение презентации. | воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам |
| 2.7. | Музеи города Барыша. Школьный музей. | Познакомить с музеями города и школьным музеем. | Познакомить с тексом книги, исследования детей, экскурсии в музеи. | воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам |
| 2.8. | Барышская детская библиотека. | Познакомить с детской библиотекой города, школьной библиотекой. | Чтение и обсуждение статьи книги, экскурсия в школьную библиотеку. | воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам |
| 2.9. | Памятники города Барыша. | Познакомить с памятниками победы, памятником Ленину. | Чтение и обсуждение статьи книги, посещение памятников. | воспитание бережного отношения историческим памятникам |
| 2.10 | Музей-заповедник | Познакомить с музеем-заповедником «Родина В.И.Ленина», 6 музеев, 4 музейных центра. | Знакомство с тексом книги, исследования детей, экскурсии в музеи. | воспитание бережного отношения историческим памятникам |
| 2.11 | Ульяновский автомобильный завод | Познакомить с Ульяновским автомобильным заводом, рекордами автомобильного завода. | Чтение и обсуждение статьи книги, раскрашивание модели УАЗа. | Воспитание бережного отношения к промышленным объектам |
| 2.12 | Храмы Барышского района | Познакомить с православными церквями, мечетями, синагогами, кирхами. | Чтение и обсуждение статьи книги, экскурсии. | осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; |
| 2.13 | Предприятия города Барыша. | Познакомить с предприятиями города Барыша: хлебзавод, редукторный завод, фабрика им.Гладышева. | Чтение и обсуждение статьи книги, экскурсии. | Воспитание бережного отношения к промышленным объектам |
| 2.14 | Испытай себя | | Выполнение практических тестовых заданий. | |
| 3. | Географические объекты | | | |
| 3.1 | Озеро Кряж (Крячок). Озера Барышского района. | Познакомить с озером Кряж, окруженным реликтовыми лесами и другими озерами Барышского района | Обсуждение статьи презентации, исследования детей. | Воспитание бережного отношения к объектам природы своего края |
| 3.2. | Реки Барышского района. | Познакомить с истоком реки Барыш, Сура, Сызранка, Бекшанка | Обсуждение презентации. | Воспитание бережного отношения к объектам природы своего края |
| 3.3. | Грибы Барышского района, занесённые в Красную книгу Ульяновской области | Познакомить с грибами Барышского района Ульяновской области, Красная книга. | Познакомить с грибами, разгадать кроссворд. | Воспитывать бережное отношение к растениям |
| 3.4. | Никольская гора | Познакомить с Белой горой – возвышенностью Сурского района. | Чтение и обсуждение статьи книги. | Воспитание бережного отношения к объектам природы своего края |
| 3.5. | Родники Барышского района. | Познакомить с родниками «Тимай»,Святой родник, Молельный (Дедушкин) родник. | Чтение и обсуждение статей, фотографий. | Воспитание бережного отношения к объектам природы своего края |
| 3.6. | Пруды Барышского района | Познакомить с прудами города Барыша и Барышского района | чтение и обсуждение статьи книги, фотографий. | Воспитание бережного отношения к объектам природы своего края |
| 4 | Памятники природы | | | |
| 4.1. | Акшуатский дендропарк | Познакомить с дендропарком, памятником природы. | Работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника. | Воспитание бережного отношения к объектам природы своего края |
| 4.2. | Ундоровский источник | Познакомить с водолечебницей, минеральная вода «Волжанка». | Чтение и обсуждение статьи учебника | Воспитание бережного отношения к объектам природы своего края |
| 4.3. | Новодольский парк Барышского района | Познакомить с природоохранной территорией Новодольского парка | Изучение деревьев и кустарников парка. | Воспитание бережного отношения к объектам природы своего края |
| 5. | Растения Барышского района | Познакомить с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Барышского района Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью. | чтение и обсуждение статьи в книге; - работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет; - работа с картой Ульяновской области и выяснение места произрастания данного растения; - отличительные особенности данного растения; - полезные свойства растения; - знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»; - выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, cоставление рецептов и т.д.); - исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»; - чтение произведений о растениях. | Воспитание бережного отношения к растениям своего края |
| 5.1. | Горох- культурное растение Барышского района | | | |
| 5.2. | Ландыш майский в лесах Барышского района | | | |
| 5.3. | Одуванчик- луговое растение Барышского района. | | | |
| 6. | Животные Барышского района | Познакомить с животными Барышского района Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью. | - чтение и обсуждение статьи в книге; - работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет; - работа с картой Ульяновской области и выяснение места обитания данного животного; - отличительные особенности данного животного; - практическая значимость животного; - знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»; - выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, отгадывание загадок и т.д.); - исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»; - чтение произведений о животных. | Воспитание бережного отношения к животным своего края |
| 6.1 | Еж- животное лесов Барышского района | | | |
| 6.2. | Угорь речной - житель рек Барышского района. | | | |
| 6.3. | Испытай себя | | | |
| | Итого | | | |
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности младших школьников (в Ульяновской области – «Аленький цветочек» и «Малая академия», «С Симбирчитом по родному краю» и другие), проведение комплексных работ .
Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
У учащегося есть возможность проходить уровни столько раз, сколько он посчитает это нужным, пока не добьется положительных результатов.
Также, по ходу прохождения материала, учащиеся заполняют карту Ульяновской области, разрабатывая свои маршруты (реальные, виртуальные) изучения родного края, что также способствует развитию универсальных учебных действий младших школьников.
Основными задачами оценивания в данной программе внеурочной деятельности являются:
развитие познавательных интересов обучающихся
создание ситуации успеха для каждого ученика
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
приобретение навыков саморефлексии.
Список литературы для педагога
1. Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.
2. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
3. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.
4. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.
5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Янушевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.
6. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
7. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.
8. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.
Список литературы для учащихся
1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.
Интернет-ресурсы
1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99
2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова - http://uobdu-aksakov.org/
3. Ульяновский туристический информационный центр
http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm