ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КЛУБ ЮНЫХ МОРЯКОВ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Введение
Программа направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса в начальной школе, целью которого является патриотическое воспитание , индивидуально-личностное развитие младших школьников в условиях морского клуба.
Актуальность
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью и неоднозначностью. Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Спекулятивные воззрения на почве патриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма.
Воспитание патриотизма на основе исторических событий, великих победах не только Русского флота но и в целом Русского народа имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. В процессе изучения истории, основам морского дела дети осваивают основы патриотизма, которые должны закладываться именно с юного возраста.
В современной мире очевидно, что решение проблем воспитания и обучения ребенка на основе общечеловеческих ценностей с учетом личных ценностей каждого ученика в соответствии с культурой, традициями, историей развития семьи, потребностями общества, невозможно без интеграции учебной и внеучебной деятельности .
Сегодня делается акцент на комплексный подход к образованию человека, ощущающего себя гражданином Мира, Отечества, своего Города, человека способного и готового решать личные и социальные, и жизненно важные проблемы.
Выбор данной тематики обусловлен:
интересами детей, педагогов, родителей;
базовыми ценностями, на которых строится учебно-воспитательный процесс (образование, нравственность, здоровье, патриотизм и другие );
возможностями социально-культурного пространства г. Новороссийска;
ранней профессиональной ориентацией детей.
Организация жизнедеятельности «Клуба Юных Моряков» является одним из способов:
-развития учебно-воспитательного процесса в начальной школе с учетом современной социально-образовательной ситуации,
-организации предпрофильного и профильного обучения.
Данная программа является основой для организации жизнедеятельности класса в течение четырех лет (1-4 классы).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий для патриотического воспитания, индивидуально-личностного развития младших школьников через систему воспитания и обучения в кружке « Клуб Юных Моряков».
ЗАДАЧИ
Содействовать ценностно-смысловому самоопределению младших школьников (на основе базовых ценностей – патриотизм, нравственность, честность, здоровье и другие).
Согласовать принципы семейного и школьного воспитания в рамках предложенной системы ценностей.
Раскрыть познавательные способности учащихся через учебную и внеучебную деятельность в рамках разработанной модели.
Сформировать у детей готовность и способность к решению личных, социальных, жизненно важных задач.
Сформировать у школьников интерес к морским профессиям.
В ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ.
Конвенция ООН о правах ребенка;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
Закон Российской Федерации ‘’Об образовании’’;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Письмо Министерства РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.»
«Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года»
Устав образовательного учреждения
Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения
1класс - 28ч
2 класс -34ч
3класс - 34ч
4 класс –34ч
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
создание микроколлективов - экипажей для групповой работы на уроке и творческих дел во внеурочной деятельности;
оформление класса в соответствии с морской тематикой;
ведение летописи класса;
система ролевых поручений, связанных с морской тематикой (командир, штурман, дежурный и т.д.);
организация режима дня (введение элементов морской жизни);
информационный стенд о достижениях учащихся, папка «Мои достижения»;
различные формы учебной деятельности (уроки-выставки, уроки-презентации, уроки-спектакли, конкурсы, викторины и т.д.);
беседы с учащимися о базовых ценностях, формирующих личность человека (честность, образование, любовь и служение Отечеству);
использование информационных технологий (компьютерные презентации, програмно-методический комплекс «Школьный наставник», уроки-путешествия «Мой любимый город», развивающие игры, видеофильмы);
экскурсии в музеи и к памятным местам города;
организация выездных занятий в музеях, действующих кораблях, на предприятиях, связанных с морем;
спортивные соревнования, праздники;
родительские собрания, круглые столы, семинары, практикумы.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем I год обучения | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Аудиторные | Внеаудиторные |
1 | Вводное занятие. Россия –морская держава. | 3 | 3 | | Познакомить с понятиями «моря», «океаны», «водоёмы», «водная поверхность». Знакомство с образованием водной поверхности и их особенностями. Развивать творческие способности: рисование «Черного моря». |
2 | История Военно-морского флота | 25 | 22 | 3 | Познакомить с историей создания Военно – морского. Посещение музея, изучить историю мореплавания. Развивать умения моделировать. Знакомство со строительством флотов и судостроительных верфей, с русскими строителями кораблей, с устройством корабля. Знакомство с современным флотом России, его символикой, традициями. Знакомство с понятием «морской узел». Посещение военного корабля для изучения устройства корабля. Профориентация учащихся. Знакомство с морскими профессиями. Знакомство с понятиями «морские карты», «магнитный компас», «ориентирование на море» Посещение набережной для изучения истории основания города Новороссийска. Знакомство с картой Краснодарского края. |
| 2 год обучения | | | | |
1 | Военно-морские училища и клубы юных моряков | 12 | 11 | 1 | Знакомство с созданием первых морских школ и военно-морских училищ. Знакомство с понятием «судоверфи» Посещение морской академии, познакомиться с жизнью курсанта академии, с дисциплинами, которые он изучает. Профориентация учащихся. Знакомство с морскими специальностями. Развивать творческие способности: рисование юнги. Развивать технические умения и умения моделировать. |
2 | О роли воды в жизни человека | 9 | 8 | 1 | Знакомство с ролью воды в жизни человека. Знакомство с обитателями морей и океанов. Сбор информации об обитателях Черного моря. Создание проектов «Жители Черного моря». Знакомство с экологическими проблемами моря. Посещение музея. Профориентация учащихся. Знакомство с профессиями, связанные с морем и его обитателями. |
3 | Подвиги российских моряков, отраженные в литературе, музыке, живописи, скульптуре. | 13 | 12 | 1 | Знакомство с подвигами российских моряков, отраженные в литературе, музыке, живописи, скульптуре. Составить рассказ о моряках героях. Сбор информации о подвигах военных моряков. Создание и защита проектов «Подвиги военных моряков». |
| 3 год обучения | | | | |
1 | Военно-Морской флот Российской Федерации | 34 | 31 | 3 | Знакомство с историей создания Военно-морского флота РФ, его символикой. Знакомство с авиацией ВМФ РФ. Знакомство с понятием «адмирал». Посещение военного корабля. Развивать творческие способности: рисование военного корабля. Профориентация учащихся. Изучение физической и психологической подготовки военного моряка. Изучение морских традиций на корабле. |
| 4 год обучения | | | | |
1 | Повторение | 6 | 5 | 1 | Изучить основные понятия морского дела. Знакомство с подвигами военных моряков. Обзорная экскурсия по городу. Посещение Мемориального комплекса. Знакомство с понятием «Морская держава – Россия» |
2 | Подготовка компьютерной презентации по истории ВМФ Проект | 21 | | | Работа по группам Сбор информации из файлов по военно-морской тематике. Анализ полученной информации. Работа в сети Интернет. Оформление собранных материалов. Создание и просмотр презентаций по темам: «Известные мореплаватели», «Виды кораблей», «Военные корабли», «История создания российского флота», «ВМФ», «Подвиги военных моряков» и др. Сбор информации для создания проекта «Подвиги моряков». Создание и защита проекта. |
3 | Итоговая конференция по истории российского флота | 7 | 6 | 1 | Подготовить материал для проведения конференции по истории российского флота. Проведение итоговой конференции . |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Краткое содержание программы первого года обучения.
Вводное занятие. Россия –морская держава
1.1.Понятие о морях и океанах. Образование водной поверхности земли.
1.2. Особенности морей, омывающих нашу страну.
1.3. Рисование Черного моря.
2. История Военно-морского флота.
2.1. История мореплавания
2.2.Знакомство со знаменитыми мореплавателями и флотоводцами
2.3. Экскурсия в музей.
2.4. Моделирование корабля из бумаги
2.5. История мореплавания в Древней Руси
2.6. История создания Российского флота
2.7. Гребной флот
2.8. Устройство корабля
2.9 .Значимые события в истории флота и России. Викторина.
2.10. Современный флот России.
2.11. Флаг военно-морских сил РФ
2.12. Экскурсия на военный корабль
2.13. Петербург-город морской славы.
2.14. Морские традиции
2.15 .Как ведут себя настоящие моряки.
2.16. Военно-морские профессии
2.17. Морские узлы. Практическое занятие
2.18. Презентация «Морские карты и их классификация».
2.19. Магнитный компас. Определение местонахождения судна в море
2.20. Шлюпочное дело.
2.21.Морская авиация. Морская пехота. Истребители, бомбардировщики,
заправщики и т.д., десанты.
2.22 Виды кораблей
2.23 Экскурсия по набережной. Путешествия по карте края
2. 24 Ориентирование на море.
2.25 Урок – викторина
Ожидаемый результат первого года обучения.
Иметь представление:
о планах, целях, задачах объединения на учебный год;
о знаменитых русских военноначальниках;
о истории развития флота России;
об основных причинах аварийных ситуаций на флоте;
о географическом положении России, её границах, её протяжённости;
об основных понятиях здоровья и здорового образа жизни.
Знать:
отличия между русской семафорной азбукой и международной семафорной азбукой;
виды компасов;
стороны горизонта;
правила поведения на улице и в городском транспорте;
состав простейшей медицинской аптечки.
Уметь:
Содержание программы
Второй год обучения
Краткое содержание программы второго года обучения.
Военно-морские училища и клубы юных моряков
1.1.Навигацкая школа.
1.2. Первое Невское пароходство. Рисование первых кораблей.
1.3. Первые российские судоверфи.
1.4. Военно-морские училища России.
1.5. Детские морские и речные пароходства
1.6. Экскурсия в НГМА
1.7. Морские специальности. Капитан. Штурман. Боцман и др..
1.8. Морские специальности.Викторина.
1.9. Клубы юных моряков
1.10.Рисование юнги.
1.11Моделирование кораблей из картонных наборов
1.12.Встреча с представителями различных морских специальностей
1.2.Изучение техники безопасности на воде, борьба за выживаемость.
2. О роли воды в жизни человека.
2.1.Вода и её значение
2.2.Знакомство с обитателями морей и океанов
2.3.Знакомство с обитателями морей и океанов
2.4.Презентация «Обитатели Черного моря»
2.5.Рисование подводного мира
2.6.Урок - Игра «Флора и фауна»
2.7.Экологические проблемы
2.9.Экскурсия в музей
2.10.Профессии связанные с морем и его обитателями
3. Подвиги российских моряков, отраженные в литературе, музыке, живописи, скульптуре.
3.1.Подвиги моряков, отраженные в литературе
3.2.Подвиги моряков, отраженные в литературе
3.3.Сочинение « Моряки – герои»
3.4.Подвиги моряков, отраженные в музыке
3.5.Подвиги моряков, отраженные в музыке
3.6.Подвиги российских моряков, отраженные в живописи.
3.7.Подвиги российских моряков, отраженные в живописи.
3.8.Посещение городской выставки
3.9.Подвиги российских моряков в искусстве
3.10.Моделирование скульптуры моряка из пластилина
3.11.Подвиг крейсера «Варяг»
3.12.Российский флот в Великой Отечественной войне 1941-1945гг
3.13.Урок – викторина.
Иметь представление:
Знать:
уставы вооружённых сил России;
правила техники безопасности;
правила первой доврачебной помощи;
устройство шлюпки.
Уметь:
ходить на шлюпке на вёслах и под парусом;
работать на русской семафорной азбуке;
выполнять строевые приёмы;
играть в подвижные и спортивные игры;
готовить и ремонтировать технические средства, специальное оборудование, составлять необходимую документацию;
оформлять письменный отчёт, фотоальбом, газету.
Краткое содержание программы третьего года обучения.
Военно-Морской флот Российской Федерации
История ВМФ
Создание военно-морского флота в России
Символика ВМФ
Символика ВМФ
Известные адмиралы ВМФ
Экскурсия на военный корабль
Виды военных кораблей
Рисование военного корабля
Авиация ВМФ
Рисование авиации ВМФ
Личные качества военного моряка.
Воспитание юного моряка. Конкурсы.
Морские традиции
Морские традиции. Викторина.
География морских путей
Понятие о морских технических видах спорта
Парусный спорт
Рисование военного моряка
Физическая подготовка моряка
Психологическая подготовка военного моряка
Экскурсия по набережной. Основатели города Новороссийска
Судовые радисты
Навигационные знаки и огни
Урок –Викторина «Ты готов стать моряком»
Музеи морской славы
Герои ВМФ
Герои ВМФ
Герои ВМФ во время Великой Отечественной войны
Экскурсия в краеведческий музей
Героические корабли
Героические корабли
Встреча с ветеранами
Рисование военного корабля
Урок – концерт « Юные моряки»
Знать:
классификацию кораблей;
требования к завязыванию морских узлов;
правила техники безопасности при плавании на шлюпках на вёслах и
под парусом;
требования к завязыванию морских узлов;
правила техники безопасности при плавании на шлюпках на вёслах и
под парусом.
Уметь:
вязать морские узлы;
оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях;
осуществлять искусственное дыхание способом «рот в рот» и «рот в
нос» и непрямой массаж сердца;
работать с нормативными и вспомогательными документами.
Краткое содержание программы четвертого года обучения.
Повторение
1.1.Что изучает кружок «Юные моряки»?
1.2.Подвиги российских моряков. Презентация
1.3.Моряки -герои Новороссийска
1.4.Экскурсия по достопримечательностям города.
1.5.Краткая история Военно-морского флота РФ
1.6.Россия – морская держава.
Проект. Подготовка компьютерной презентации по истории ВМФ
2.1.Сбор информации из файлов по военно-морской тематике
2.2.Анализ полученной информации о ВМФ
2.3.Работа в сети Интернет (предоставление информации)
2.4.Оформление собранных материалов.
2.5.Презентации об известных мореплавателях.
2.6.Презентации о различных видах кораблей.
2.7.Презентация о военных кораблях
2.8.Презентация об истории Российского флота.
2.9.Презентации о ВМФ
2.10.Презентации о городе – герое Новороссийске и его славных сынах.
2.11.Презентации о подвигах российских моряков
2.12.Защита проекта
Итоговая конференция по истории российского флота
3.1.Экскурсия в яхт-клуб
3.2.Урок –викторина «Юные моряки»
3.3.Подведение итогов работы кружка.
3.4.Подготовка конференции по истории российского флота
1. Диагностический этап
Этот этап предполагает проведение психолого-педагогической диагностики (с участием психологов) с целью выявления:
уровня и характера мотивации учащихся к учебной деятельности;
психологического климата в классе и особенностей взаимоотношений между детьми;
индивидуальных особенностей и способностей детей.
Для согласований позиций семьи и школы в обучении и воспитании детей в обозначенной системе ценностей изучаются:
ожидания семьи от школы;
особенности семейного воспитания;
ценностные ориентации семьи;
ожидания и представления родителей о будущем ребенка.
Методы психолого-педагогической диагностики:
Психолого-педагогическая диагностика осуществляется профессиональным психологом на различных этапах реализации Программы. Полученная информация дает возможность корректировать учебно-воспитательную деятельность в соответствии с психолого-педагогическими и социально-педагогическими особенностями и проблемами школьников и их семей.
2. Проектировочно - деятельностный этап.
На данном этапе осуществляется проектирование и разработка модели учебно-воспитательной деятельности кружка «Юных Моряков», планирование и реализация основного содержания Программы по следующим направлениям:
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
разработка и проведение уроков с включением морской тематики;
организация ролевых и игровых элементов на уроках: морские путешествия по карте; соревнование экипажей;
использование современных информационных технологий на тематических уроках;
проектно-исследовательская деятельность учащихся .
разработка научно-методического обеспечения программы:
учебных пособий, раздаточного материала, текстов, задач в соответствии с морской тематикой;
методики психологических и социально-педагогических исследований (анкеты, тесты, интервью и т.д.) на различных этапах реализации Программы;
методических рекомендаций и памяток для родителей.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНЕУРОЧНАЯ И ДОСУГОВАЯ):
создание особого оформления класса, связанного с морской тематикой: уголок истории и развития русского флота, уголок Юных моряков, модели первых русских кораблей;
проведение праздников и знаменательных дат Морского календаря в особо подготовленном и оформленном помещении (кают-компании);
изучение истории родного края на дополнительных занятиях, в музеях города;
организация выездных занятий в музеях, на действующих кораблях и предприятиях, связанных с морем;
организация встреч с представителями морских профессий;
организация дополнительного музыкально-театрального часа (1 раз в неделю), где учащиеся разучивают песни с морской тематикой, готовят выступления
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ
(семинары, практикумы, родительские собрания, консультации);
согласование позиций семьи и школы по обучению и воспитанию детей в системе ценностей класса юных моряков (открытые уроки, праздники, соревнования);
семейные вечера, посвященные праздничным датам, обмену опытом семейного воспитания, семейным традициям;
совместная деятельность детей, педагогов, родителей (экскурсии, походы, праздники, соревнования, конкурсы, исследовательская деятельность);
информирование педагогов и родителей об особенностях и перспективах
развития учебной и воспитательной деятельности в классе, о достижениях школьников.
Реализация данной Программы осуществляется в ходе следующих этапов:
Планируемые результаты
1 класс
сформировать классный коллектив;
создать морской уголок с регулярно сменяемыми материалами, посвященными морю и морской деятельности;
организовать посвящение в юные моряки.
2 класс
развивать способности учащихся через включение в различные виды деятельности;
воспитывать ответственность и дисциплину;
организовать систему поручений в классе, связанных с морской тематикой;
организовать практикумы и конкурсы морской направленности.
3 класс
воспитывать чувство коллективизма и взаимной ответственности;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать чувство патриотизма и осознанного отношения к морскому делу;
организовать коллективно-творческие дела морской тематики;
организовать творческие выступления класса.
4 класс
воспитывать культуру осознанного выбора;
учитывать индивидуально-личностные особенности учащихся;
организовать творческие группы по выбору учащихся;
укреплять физическое развитие учащихся.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Разработка учебных пособий, раздаточного материала, текстов, задач в соответствии с морской тематикой;
Разработка методики психологических и социально-педагогических исследований (анкеты, тесты, интервью и т.д.) на различных этапах реализации Программы;
Разработка методических рекомендаций и памяток для родителей.
Обобщение опыта работы по теме «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитания в условиях тематического класса юных моряков.
Разработка и подготовка к изданию методических материалов по результатам реализации Программы.
Размещение методических и информационных материалов на различных электронных носителях: компьютерные презентации, сайты, видео - материалы.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ - портфолио детей, соревнования и турниры, проектная деятельность, выставки и конференции.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| Технические средства обучения | |
компьютер, принтер, DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийный проектор. |
| Экранно-звуковые пособия | |
|
| Игры и игрушки | |
| Печатные пособия | |
Библиотечный фонд |