СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Маршрут здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предусматривает изучение главных вопросов валеологии, способствует применению полученных знаний для создания оптимального режима труда и отдыха. Применение знаний, полученных при изучении программы, должно способствовать предупреждению заболеваний и укреплению здоровья учащихся, вести детей по маршруту здоровья в дальнейшую взрослую жизнь. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Маршрут здоровья"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Сосногорска













Дополнительная образовательная программа

«Маршрут здоровья»





Направленность:

эколого-биологическая,

здоровьесберегающая




Педагог:

Жалсанова Наталья Васильевна













г.Сосногорск, 2015


«Здоровье - это главное жизненное благо"
Я. Корчак



Пояснительная записка.



Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно-полезным трудом.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Здоровье - самое ценное достояние человека. В нем важнейший залог радости жизни, трудоспособности, успеха. Важнейшее условие сохранения здоровья - правильная организация жизни, разумное построение труда и быта. Для этого дети должны научиться анализировать и контролировать свои эмоции и поведение, управлять своим внутренним миром. Знания о режиме дня, гигиене труда и отдыха, умение отдыхать помогут ребятам правильно распределить свое время в течение дня, а, следовательно, избежать переутомления. Немаловажное значение имеет безопасность жизнедеятельности как фактор сохранения здоровья. У ребенка необходимо развивать чувство ответственности за свою безопасность и здоровье, начиная с первого класса.



Актуальность. Данная программа предусматривает изучение главных вопросов валеологии, способствует применению полученных знаний для создания оптимального режима труда и отдыха. Применение знаний, полученных при изучении программы, должно способствовать предупреждению заболеваний и укреплению здоровья учащихся, вести детей по маршруту здоровья в дальнейшую взрослую жизнь.



Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся.



Задачи:

- воспитывающие:

  • научить внимательному отношению к своему здоровью.

  • способствовать формированию культуры здоровья, ответственности за свое здоровье.

  • воспитать у детей морально-волевые качества, правильное отношение к спорту;

- обучающие:

  • познакомить с основными способами укрепления здоровья (правильная осанка, дыхание, упражнения для глаз, развитие мелкой моторики и т.д.).

  • научить приемам правильного поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности.

- развивающие:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся, расширению их кругозора.

  • сформировать мотивацию на сохранение своего здоровья и ведение здорового образа жизни.




Характеристика программы.

Направленность - эколого-биологическая, здоровьесберегающая.

Выполнение программы рассчитано на один год.

Возраст детей: младший школьный возраст 7-8 лет.

Количество детей в группе: 10-12 человек.

Приём детей производится на основании заявлений от родителей.

Режим работы объединения: 1 занятие в неделю.

Формы проведения занятий:

  • беседа;

  • выполнение упражнений;

  • творческие задания;

  • просмотр видеоматериалов;

  • викторины;

  • игры.



Ожидаемый результат после обучения.


В конце обучения дети должны знать:

  • значение здоровья в жизни человека

  • положительные и отрицательные эмоции

  • правила знакомства с людьми

  • как организовать режим дня, сочетая труд и отдых

  • когда нужно ложиться спать и вставать

  • как правильно умываться и чистить зубы

  • правила ухода за зубами

  • правила ухода за глазами

  • как правильно питаться

  • что такое питательные вещества

  • правила поведения и этикета

  • как правильно одеваться

  • знать скороговорки, чистоговорки, считалки, речевки, распевки

  • правила безопасного поведения на дороге

  • правила безопасного поведения в быту

  • о вреде курения, алкоголизма, наркомании

  • правила поведения в природе


В конце обучения дети должны уметь выполнять:

  • комплекс упражнений утренней гимнастики

  • комплекс упражнений для глаз

  • комплекс упражнений для правильной осанки

  • комплекс упражнений для стопы

  • комплекс дыхательных упражнений

  • комплекс упражнений на развитие моторики

  • комплекс упражнений для развития речи

  • первую помощь при травмах

Учебно-тематический план


Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

«Моё здоровье - в моих руках»

1

1

-

2.

«Я познаю себя»

2

1

1

3.

«Я познаю других»

2

1

1

4.

«Режим дня»

2

1

1

5.

«Здоровье в порядке –

спасибо зарядке!»

2

1

1

6.

«Надо, надо умываться»

2

1

1

7.

«Ослепительная улыбка»

1

1

-

8.

«Глаз-алмаз?»

1

0,5

0,5

9.

«Спинку прямо!»

1

0,5

0,5

10.

«Что такое плоскостопие?»

1

0,5

0,5

11.

«Дышать – значит жить!»

1

0,5

0,5

12.

«Наши пальчики устали»

1

0,5

0,5

13.

«Что мы едим?»

2

1

1

14.

«Всё время жуют только коровы»

2

1

1

15.

«Движение – это жизнь»

2

1

1

16.

«Зачем и как я одеваюсь?»

1

0,5

0,5

17.

«Красивую речь приятно слушать»

2

-

2

18.

«Дети на дороге»

2

1

1

19.

«Спасите наши души»

1

0,5

0,5

20.

«Вредные привычки»

2

1

1

21.

«Охраняя природу - сохраняем себя»

2

1

1


Итого:

33

17,5

15,5























Содержание:

  1. «Мое здоровье - в моих руках». Беседа на тему «Что такое здоровье и что такое болезнь? Как сохранить здоровье?».

  2. «Я познаю себя». Беседа на тему «Эмоции и чувства», «Положительные и отрицательные эмоции». Практика: игры «Графический отклик», «Клякса», «Рисуй приятное».

  3. «Я познаю других». Беседа на темы «Мы все похожие и разные», «Человек в мире людей». Практика: игры «Воображалки», «Угадай эмоцию», «Узнай голос», «Фанты».

  4. «Режим дня». Беседа «Для чего нужен режим дня?», «Когда отдыхать, а когда учиться?». Практика: рисуем плакат «Мой режим дня», обсуждение пословиц на тему «работа-отдых».

  5. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!». Беседа «Почему рано вставать полезно для здоровья?», «Кто вместе с солнышком встает?». Чтение стихов об утре и красоте природы в утренние часы. Практика: выполнение комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики, физминутки.

  6. «Надо, надо умываться!». Беседа на тему «Гигиена - залог здоровья», «Уроки Мойдодыра». Просмотр мультфильма по мотивам сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр».

  7. «Ослепительная улыбка». Беседа на тему «Что полезно и что вредно для зубов?», «Чем вреден сахар?», «Моя зубная паста». Правила ухода за зубами.

  8. «Глаз-алмаз?» Беседа на тему «Зачем носить очки?», «Почему устают глаза?». Учим правила ухода за глазами. Практика: выполнение комплекса упражнений для профилактики близорукости; игры «Внимательные глазки», «Жмурки», «Угадай предмет».

  9. «Спинку прямо!». Беседа на тему «Зачем нужна правильная осанка?», «Что такое сколиоз?». Практика: выполнение комплекса упражнений для осанки и профилактики сколиоза.

  10. «Что такое плоскостопие?». Беседа на тему «О профилактике плоскостопия». Практика: выполнение комплекса упражнений, укрепляющих стопы и мышцы ног.

  11. «Дышать – значит жить!». Беседа на тему «Об органах дыхания». Практика: выполнение комплекса дыхательной гимнастики и релаксационных упражнений.

  12. «Наши пальчики устали». Беседа на тему «Мелкая моторика, наш ум на кончиках пальцев». Практика: выполнение комплекса упражнений на развитие мелкой моторики, игра «Пальчиковый театр».

  13. «Что мы едим?». Беседа на темы «Пища и ее значение для здоровья», «Пищеварение – как это происходит?», «Мои друзья белки, жиры и углеводы», «Жили-были витамины», «Полезные и вредные продукты». Практика: творческое задание «Пищеварительная система», «Мое меню», «Продуктовая корзина», игры «Скорая помощь», «Экскурсия в продуктовый магазин».

  14. «Все время жуют только коровы». Беседа о правилах поведения в обществе. Что такое этикет? Практика: рисуем агит-листки, ролевая игра «Этикет».

  15. «Движение – это жизнь». Беседа о значении подвижного образа жизни в сохранении здоровья. Практика: веселые старты и подвижные игры.

  16. «Зачем и как я одеваюсь?». Беседа на темы «Для чего человеку нужна одежда?», «Национальная русская и коми одежда», «Натуральные и искусственные ткани», «Как нужно одеваться!». Практика: обсуждение - соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия и т.д.).

  17. «Красивую речь приятно слушать». Практика: учим скороговорки, чистоговорки, считалки, речевки, распевки. Выполнение упражнений для развития голоса, профилактики болезней органов дыхания.

  18. «Дети на дороге». Беседа на темы «Как переходить улицу», «Светофор - твой друг», «Зачем нужны дорожные знаки». Практика: урок-экскурсия на дорогу со светофором, игры на улице «Учимся переходить дорогу», «Я знаю ПДД».

  19. «Спасите наши души». Беседа о правилах безопасного поведения на водоемах, при пожаре, при общении с незнакомыми людьми, при обращении с электроприборами, с острыми, колющими, режущими предметами. Правила оказания первой помощи при травмах. Практика: рисуем агит-листки, игра «Где опасно».

  20. Вредные привычки. Беседа на темы «Курить – здоровью вредить», «Алгоголизм. Наркомания. Рядом опасный человек». Умей сказать НЕТ! Практика: просмотр видеоматериалов о вреде курения, алкоголизма и наркомании.

  21. «Охраняя природу - сохраняем себя». Беседа на тему «Что такое экология». Правила поведения на природе. Ядовитые и съедобные грибы и растения. Практика: рисуем экологические знаки, игра «Как помочь природе?».

















































Список литературы:

  1. “Педагогика здоровья”, программа и методическое руководство для учителей начальной школы, под редакцией В.Н. Касаткина. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 г.

  2. “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005 год.

  3. “Уроки Мойдодыра”, Г.Зайцев, Санкт-Петербург, 1996 год.

  4. “50 уроков здоровья”, Н.Коростелев, М., 1991 год.

  5. Авторская программа «Мое здоровье» для учащихся начальных классов Богданова В.В., Издательский дом «Первое сентября», 2003 год.

  6. Тарасова Т.А., Власова Л.В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.

  7. Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).

  8. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.

  9. Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975 г.

  10. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003 г.

  11. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО “Издательство Гном и Д”, 2000 г.

  12. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.

  13. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.

  14. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.

  15. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005 г.

  16. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.

  17. Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994г.

  18. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб, 1997 г.

  19. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002г.

  20. Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004 г.

  21. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003 г.

  22. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003г.

  23. Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 г.