СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мир музыки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на три года обучения (1 - 3 классы), предусматривает занятия по 1 часу в неделю. Общий объём часов - 101 ч. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребёнка, обогатить его знания в мире музыки, сформировать нравственно-эстетические чувства.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мир музыки".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

Полужская основная

общеобразовательная школа имени Ф.Е.Стрельца

ИНН 3208003574 ОГРН 1023201937230

243370, Брянская область, Выгоничский район, пос. Хутор-Бор,

ул. Луговая, дом 1 Тел. 89051015449



Согласовано на заседании МО Утверждаю.

учителей начальных классов Директор школы______

протокол №____от__________. (Никитина Л.Я.)

Руководитель МО____________

(Карпекина И. В.)





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мир музыки».


Направление:

общекультурное

эстетическое


Учитель: Пинчукова Елена Фёдоровна.


2014-2015 уч. год

Пояснительная записка.

Обеспокоенные духовным обнищанием подрастающего поколения, учёные, педагоги, воспитатели заняты поиском новых, более эффективных воспитательных и развивающих технологий. Среди многих средств решения этой задачи особое место занимает музыкальное искусство, обладающее большой силой воздействия на человека. Психологи и музыковеды признают, что произведения музыкального искусства обращаются к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру музыкальных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызываемым музыкой, представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большей мере определяется социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль. Открывая внутренний мир личности, музыка приобщает нас к наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах. Нет такой стороны в развитии ребёнка, в которую музыка не могла бы внести те или иные существенные черты. При благоприятном ходе музыкального обучения пробуждаемое музыкой творческое начало постепенно проникает в различные стороны жизни ребёнка, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение, отношение, что особенно ярко наблюдается в певческой деятельности.

Данная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2011 года в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся.




Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.


Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.


Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.


Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественно-педагогические принципы обучения:

- духовность;

-личностное ориентирование;

-образность;

-интерес и увлечённость;

-связь с жизнью;

-креативность;

-эмоциональное насыщение;

-вариативность и свобода выбора.

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.







При планировании работы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:


- формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.


Задачи внеурочной деятельности:


  1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

  2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

  4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

  5. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на простейших музыкальных инструментах.

  6. Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.

  7. Развивать творческие способности младших школьников.











Результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:


Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.




Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.






Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах



Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет.

Программа рассчитана на три года обучения (1 – 3 классы).


Реализация задач осуществляется через различные

виды музыкальной деятельности:

- сольное и ансамблевое пение;

- слушание различных интерпретаций исполнения;

- пластическое интонирование;

- элементов импровизации;

- движения под музыку;

- элементы театрализации.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи);

- наглядно – зрительный (мультимедиа);

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

- практический (показ приемов исполнения, импровизация);

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

- методические ошибки.


Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.


Программа реализуется в объёме 101 часа: 33 часа в год – 1 класс и по 34 часа в год – 2 и 3 классы.


Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.

Оснащение образовательного процесса:

  • специальный кабинет;

  • записи фонограмм в режиме + и -;

  • ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);

  • мультимедиа;

  • записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.












Календарно-тематическое планирование.

1 класс.

Дата проведения


п/п


Тема занятия

Коли-чество часов

по плану

по факту



1.

Как зародилась музыка.

1



2.

Сказка о музыкальных капельках.

1



3.

Знакомство с голосовым аппаратом. Голосовые игры.

1



4.

Легенда о «трёх китах».

1



5-6.

Песенки из мультфильмов.

2



7-8.

Осенние забавы.

2



9.

Музыкальные игры и загадки.

1



10.

Волшебная страна звуков.

1



11.

Необычные звуки и голоса.

1



12.

Весело – грустно.

1



13.

Пластическое интонирование.




14-15.

Хороводные песни, игры, пляски.

2



16.

Новогодний карнавал.

1



17.

«Коляда, Коляда! Отворяй ворота».

1



18.

Музыка Зимы.

1



19.

Русские народные попевки, игры, песенки.

1



20-21.

Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад».

2



22.

«Солдатушки, бравы ребятушки…»

1



23.

Масленица – встреча весны.

1



24.

Мама – солнышко моё.

1



25.

Колыбельные песенки.

1



26-27.

Весёлые песенки о буквах.

2



28.

Музыка Весны.

1



29.

Знакомство с шумовыми инструментами.

1



30.

Русские композиторы детям.

1



31.

Пластическое интонирование

1



32.

Музыкальные игры и загадки.

1



33.

Обобщающий урок по теме «Мир музыки»

1











2класс.


Дата проведения


п\п


Тема занятия

Кол-во часов

по плану

по факту



1.

Введение. Летние впечатления.

1



2.

Звуки и краски голоса.

1



3-4.

Озорные песенки из мультфильмов.

2



5.

Музыкальные инструменты.

1



6.

Оркестр народных инструментов.

1



7.

Симфонический оркестр.

1



8-9.

Осень: поэт, художник, композитор.

2



10.

Народная музыка, её разновидности.

1



11-12.

Русская народная песня в творчестве композиторов классиков.

2



13.

Разучивание народных мелодий с использованием шумовых инструментов.

1



14.

Путешествие в мир танца.

1



15-16.

Хороводные песни, игры, танцы.

2



17.

Музыкальные игры, кроссворды, викторины.

1



18-19.

Музыкальная грамота.

2



20.

Зима: поэт, художник, композитор.

1



21.

Музыка и сказка.

Сказочные образы в творчестве

Н.А. Римского-Корсакова.

1



22-23.

Путешествие в мир танца.

2



24-25.

Разучивание народных мелодий с использованием шумовых инструментов.

2



26.

Весна: поэт, художник, композитор.

1



27.

Времена года в классической музыке.

1



28.

Знакомство с творчеством П.И. Чайковского.

1



29.

М.И. Глинка – солнце русской музыки.

1



30.

Образ Родины в музыке русских композиторов.

1



31.

Картины природы, Родины в песнях.

1



32.

Маленькая страна – школа моя.

1



33.

Музыкальная шкатулка (игры, конкурсы и викторины)

1



34.

Обобщающее занятие по теме «Мир музыки».

1




































3 класс

Дата проведения


п/п


Тема занятия

Кол-во часов

по плану

по факту




1.

Инструктаж по технике безопасности «Правила поведения на занятиях».

Музыкальная игра «Два рояля».


1



2.

Волшебная страна звуков. Необычные звуки и голоса.

1



3.

Тайны инструментов.

Мой голос – мой инструмент. Вокальная гимнастика.

1



4.

Маленькая страна – школа моя.

1



5.

Ударно-шумовые инструменты. Ксилофон и металлофон.

1



6.

Разучивание мелодий с использованием шумовых инструментов.

1



7.

Музыкальные движения. Музыкальные игры, танцы.

1



8.

Картины осенней природы в песнях и сказках.

1



9.

Осенние игры, хороводы.

1



10

Музыкальный цветик – семицветик.

1



11

Детский музыкальный театр.

Песни из детских кинофильмов, сказок.

1



12-13

Музыкальная опера-сказка для детей. «Муха-Цокотуха» М. Красев. Вокальный портрет сказочных героев.

2



14

Картины зимней природы в песнях и сказках.

1



15

Новогодние и Рождественские игры, хороводы, песни, шутки.

1



16

Новогодний калейдоскоп.

1



17

Музыкальная шкатулка: игры, викторины, кроссворды, загадки.

1



18.

Музыкальная опера-сказка для детей. «Чиполлино» Алиев.

Добрым быть совсем не просто.

1



19-20.

Великие классики.

1



21.

Героическая тема в музыке русских композиторов.

1



22.

Славу защитникам Отечества поём.

1



23.

Добрая песня о маме.

1



24.

Картины весенней природы в песнях и сказках.

1



25-26.

Разучивание мелодий с использованием шумовых инструментов.

2



27-28.

В царстве Терпсихоры.

Танцы, танцы, танцы…

2



29.

Великие классики.

1



30.

Россия – Родина моя.

1



31.

«Поём о Родине…»

1



32.

Звонкоголосое детство.

1



33.

Музыкальная шкатулка «Мир музыки».

1



34.

Итоговое занятие «Лейся, песенка! Звучи, музыка! Пой, душа!».

1

























Литература:

1. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений». Авторы: Д. В. Григорьев, Б.В.Куприянов,М.«Просвещение»2011

2. Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки занятий, методические рекомендацииАвтор-составитель Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.    

3. Первые уроки музыки - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.  

4. Музыкальные игры для детей, автор: Образцова Т.Н., 2005 г.        

5. Развитие музыкальных способностей детей, автор: Михайлова М.А. 1997г

6. Первые уроки музыки и творчества». Автор: Е.И.Юдина, Москва "Аквариум" – 1999 г.

7. Первые шаги в музыке. Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991.

8. Путешествие по Музыкальной стране. Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.