Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Полужская основная
общеобразовательная школа имени Ф.Е.Стрельца
ИНН 3208003574 ОГРН 1023201937230
243370, Брянская область, Выгоничский район, пос. Хутор-Бор,
ул. Луговая, дом 1 Тел. 89051015449
Согласовано на заседании МО Утверждаю.
учителей начальных классов Директор школы______
протокол №____от__________. (Никитина Л.Я.)
Руководитель МО____________
(Карпекина И. В.)
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир музыки».
Направление:
общекультурное
эстетическое
Учитель: Пинчукова Елена Фёдоровна.
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка.
Обеспокоенные духовным обнищанием подрастающего поколения, учёные, педагоги, воспитатели заняты поиском новых, более эффективных воспитательных и развивающих технологий. Среди многих средств решения этой задачи особое место занимает музыкальное искусство, обладающее большой силой воздействия на человека. Психологи и музыковеды признают, что произведения музыкального искусства обращаются к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру музыкальных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызываемым музыкой, представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большей мере определяется социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль. Открывая внутренний мир личности, музыка приобщает нас к наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах. Нет такой стороны в развитии ребёнка, в которую музыка не могла бы внести те или иные существенные черты. При благоприятном ходе музыкального обучения пробуждаемое музыкой творческое начало постепенно проникает в различные стороны жизни ребёнка, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение, отношение, что особенно ярко наблюдается в певческой деятельности.
Данная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2011 года в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественно-педагогические принципы обучения:
- духовность;
-личностное ориентирование;
-образность;
-интерес и увлечённость;
-связь с жизнью;
-креативность;
-эмоциональное насыщение;
-вариативность и свобода выбора.
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.
При планировании работы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:
- формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи внеурочной деятельности:
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на простейших музыкальных инструментах.
Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
Развивать творческие способности младших школьников.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) | -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; -эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. | - адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности; - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. | -осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | -адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет.
Программа рассчитана на три года обучения (1 – 3 классы).
Реализация задач осуществляется через различные
виды музыкальной деятельности:
- сольное и ансамблевое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (мультимедиа);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- методические ошибки.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.
Программа реализуется в объёме 101 часа: 33 часа в год – 1 класс и по 34 часа в год – 2 и 3 классы.
Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.
Оснащение образовательного процесса:
специальный кабинет;
записи фонограмм в режиме + и -;
ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
мультимедиа;
записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.
Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
Дата проведения | № п/п | Тема занятия | Коли-чество часов |
по плану | по факту |
| | 1. | Как зародилась музыка. | 1 |
| | 2. | Сказка о музыкальных капельках. | 1 |
| | 3. | Знакомство с голосовым аппаратом. Голосовые игры. | 1 |
| | 4. | Легенда о «трёх китах». | 1 |
| | 5-6. | Песенки из мультфильмов. | 2 |
| | 7-8. | Осенние забавы. | 2 |
| | 9. | Музыкальные игры и загадки. | 1 |
| | 10. | Волшебная страна звуков. | 1 |
| | 11. | Необычные звуки и голоса. | 1 |
| | 12. | Весело – грустно. | 1 |
| | 13. | Пластическое интонирование. | |
| | 14-15. | Хороводные песни, игры, пляски. | 2 |
| | 16. | Новогодний карнавал. | 1 |
| | 17. | «Коляда, Коляда! Отворяй ворота». | 1 |
| | 18. | Музыка Зимы. | 1 |
| | 19. | Русские народные попевки, игры, песенки. | 1 |
| | 20-21. | Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад». | 2 |
| | 22. | «Солдатушки, бравы ребятушки…» | 1 |
| | 23. | Масленица – встреча весны. | 1 |
| | 24. | Мама – солнышко моё. | 1 |
| | 25. | Колыбельные песенки. | 1 |
| | 26-27. | Весёлые песенки о буквах. | 2 |
| | 28. | Музыка Весны. | 1 |
| | 29. | Знакомство с шумовыми инструментами. | 1 |
| | 30. | Русские композиторы детям. | 1 |
| | 31. | Пластическое интонирование | 1 |
| | 32. | Музыкальные игры и загадки. | 1 |
| | 33. | Обобщающий урок по теме «Мир музыки» | 1 |
| | | | |
| | | | |
2класс.
Дата проведения | № п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
по плану | по факту |
| | 1. | Введение. Летние впечатления. | 1 |
| | 2. | Звуки и краски голоса. | 1 |
| | 3-4. | Озорные песенки из мультфильмов. | 2 |
| | 5. | Музыкальные инструменты. | 1 |
| | 6. | Оркестр народных инструментов. | 1 |
| | 7. | Симфонический оркестр. | 1 |
| | 8-9. | Осень: поэт, художник, композитор. | 2 |
| | 10. | Народная музыка, её разновидности. | 1 |
| | 11-12. | Русская народная песня в творчестве композиторов классиков. | 2 |
| | 13. | Разучивание народных мелодий с использованием шумовых инструментов. | 1 |
| | 14. | Путешествие в мир танца. | 1 |
| | 15-16. | Хороводные песни, игры, танцы. | 2 |
| | 17. | Музыкальные игры, кроссворды, викторины. | 1 |
| | 18-19. | Музыкальная грамота. | 2 |
| | 20. | Зима: поэт, художник, композитор. | 1 |
| | 21. | Музыка и сказка. Сказочные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. | 1 |
| | 22-23. | Путешествие в мир танца. | 2 |
| | 24-25. | Разучивание народных мелодий с использованием шумовых инструментов. | 2 |
| | 26. | Весна: поэт, художник, композитор. | 1 |
| | 27. | Времена года в классической музыке. | 1 |
| | 28. | Знакомство с творчеством П.И. Чайковского. | 1 |
| | 29. | М.И. Глинка – солнце русской музыки. | 1 |
| | 30. | Образ Родины в музыке русских композиторов. | 1 |
| | 31. | Картины природы, Родины в песнях. | 1 |
| | 32. | Маленькая страна – школа моя. | 1 |
| | 33. | Музыкальная шкатулка (игры, конкурсы и викторины) | 1 |
| | 34. | Обобщающее занятие по теме «Мир музыки». | 1 |
3 класс
Дата проведения | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
по плану | по факту |
| | 1. | Инструктаж по технике безопасности «Правила поведения на занятиях». Музыкальная игра «Два рояля». | 1 |
| | 2. | Волшебная страна звуков. Необычные звуки и голоса. | 1 |
| | 3. | Тайны инструментов. Мой голос – мой инструмент. Вокальная гимнастика. | 1 |
| | 4. | Маленькая страна – школа моя. | 1 |
| | 5. | Ударно-шумовые инструменты. Ксилофон и металлофон. | 1 |
| | 6. | Разучивание мелодий с использованием шумовых инструментов. | 1 |
| | 7. | Музыкальные движения. Музыкальные игры, танцы. | 1 |
| | 8. | Картины осенней природы в песнях и сказках. | 1 |
| | 9. | Осенние игры, хороводы. | 1 |
| | 10 | Музыкальный цветик – семицветик. | 1 |
| | 11 | Детский музыкальный театр. Песни из детских кинофильмов, сказок. | 1 |
| | 12-13 | Музыкальная опера-сказка для детей. «Муха-Цокотуха» М. Красев. Вокальный портрет сказочных героев. | 2 |
| | 14 | Картины зимней природы в песнях и сказках. | 1 |
| | 15 | Новогодние и Рождественские игры, хороводы, песни, шутки. | 1 |
| | 16 | Новогодний калейдоскоп. | 1 |
| | 17 | Музыкальная шкатулка: игры, викторины, кроссворды, загадки. | 1 |
| | 18. | Музыкальная опера-сказка для детей. «Чиполлино» Алиев. Добрым быть совсем не просто. | 1 |
| | 19-20. | Великие классики. | 1 |
| | 21. | Героическая тема в музыке русских композиторов. | 1 |
| | 22. | Славу защитникам Отечества поём. | 1 |
| | 23. | Добрая песня о маме. | 1 |
| | 24. | Картины весенней природы в песнях и сказках. | 1 |
| | 25-26. | Разучивание мелодий с использованием шумовых инструментов. | 2 |
| | 27-28. | В царстве Терпсихоры. Танцы, танцы, танцы… | 2 |
| | 29. | Великие классики. | 1 |
| | 30. | Россия – Родина моя. | 1 |
| | 31. | «Поём о Родине…» | 1 |
| | 32. | Звонкоголосое детство. | 1 |
| | 33. | Музыкальная шкатулка «Мир музыки». | 1 |
| | 34. | Итоговое занятие «Лейся, песенка! Звучи, музыка! Пой, душа!». | 1 |
Литература:
1. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений». Авторы: Д. В. Григорьев, Б.В.Куприянов,М.«Просвещение»2011
2. Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Первые уроки музыки - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.
4. Музыкальные игры для детей, автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
5. Развитие музыкальных способностей детей, автор: Михайлова М.А. 1997г
6. Первые уроки музыки и творчества». Автор: Е.И.Юдина, Москва "Аквариум" – 1999 г.
7. Первые шаги в музыке. Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991.
8. Путешествие по Музыкальной стране. Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.