Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №91
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Ижевска Удмуртской Республики
Рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов. Протокол № Руководитель ШМО: _______ Е.Г.Мерзлякова | Составлена на основе учебного комплекта «1000 заданий для умников и умниц», Автор: Т. Деревянко |
Согласована. Заместитель директора по ВР: _______ | |
Принята на заседании педагогического совета. Протокол № | |
Утверждена. Директор МБОУ «СОШ№91» _______ Л.А.Сурнина Приказ № | |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общеинтеллектуальному направлению.
Научное объединение учащихся «Юный интеллектуал: математика, русский язык»
Возраст детей: 9-11 лет.
Срок реализации: 2 года.
(2 часа в неделю: по 68 часов русского языка, по 68 часов математики в 3-4 классах в год)
| Автор-составитель: Бушуева Е.А., учитель начальных классов |
2015 год
Пояснительная записка
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации обязательной является организация занятий по внеурочной деятельности. Одним из направлений внеурочной деятельности является научно-познавательное направление, которое предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учет личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Достичь этого можно путем включения в обучение задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Решать такие задачи во внеурочной деятельности и призвана программа курса «Юный интеллектуал: математика, русский язык».
Актуальность курса – необходимость развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом их индивидуальных психологических способностей.
Разработка программы обусловлена потребностью:
- более глубокой подготовки обучающихся к участию в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах;
- в творческом и интеллектуальном развитии младших школьников;
- в самосовершенствовании личности младшего школьника.
Программа курса направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.
Материал занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания и представления по математике, русскому языку. Рассматриваемый материал выходит за рамки школьной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными нестандартными формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем.
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предмету, сформировать общеучебные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни.
Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Занятия курса, рассчитанные по 68 часов (2 раза в неделю) по математике и по 68 часов (2 раза в неделю) по русскому языку, дополняют базовую программу, способствуют развитию познавательной активности учащихся. Занятия посещают ученики 4 3 – 4 классов.
Цель программы: создание условий для интеллектуального развития школьников.
Задачи программы:
➢способствовать развитию интереса к математике;
➢ углубить знания, умения и навыки по и математике в процессе знакомства с различными видами заданий на смекалку и логику;
➢ учить самостоятельно добывать информацию из дополнительных источников;
➢ воспитывать творческую и познавательную активность учащихся и способствовать развитию логического, образного и креативного мышления путем решения нестандартных заданий;
➢ оказать конкретную помощь учащимся в решении олимпиадных задач;
➢ выявлять одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты путем анализа результативности учебного труда и стимулировать их творческую деятельность;
➢ развивать умения работать в группе и в команде;
➢воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции;
➢развивать скорость мышления и эрудированность.
Главные принципы реализации программы:
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
В процессе реализации программы используются следующие технологии:
технологии проблемного обучения;
игровые технологии;
технологии личностно-ориентированного подхода;
технология обучение в сотрудничестве.
Виды работы:
решение нестандартных заданий;
поиск, отбор, анализ информации по сети Интернет и другим источникам, что позволит развить такие навыки, как способность самостоятельно мыслить, принимать решения;
исследовательская деятельность (подбор источников информации);
работа со справочными материалами, словарями, частично - поисковые задания (мини-исследования);
выполнение практических заданий, направленных на разнообразные варианты работы с различными источниками информации;
диагностика промежуточных и итоговых результатов по разделу;
анализ промежуточных и итоговых результатов.
Прогнозируемые результаты:
совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся по математике;
формирование представлений о методах и способах выполнения различных интеллектуальных заданий;
умение применять изученные методы при решении олимпиадных задач;
умение применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях;
развитие общей эрудиции обучающихся, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления обучающихся, памяти, внимания, мышления;
рост личностных достижений.
После изучения курса обучающиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
работать самостоятельно;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Курс «Юный интеллектуал» для учащихся 3- 4 классов в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий и личностных результатов.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя (3 класс), без помощи учителя (4 класс).
- Проговаривать последовательность действий.
- Логично, последовательно высказывать своё предположение (версию).
- Работать по предложенному учителем плану.
- Отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста математического характера).
- Слушать и понимать речь других.
- Уметь вырабатывать общее решение.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решать нестандартные логические и орфографические задачи;
- решать ребусы и кроссворды лингвистического и математического характера.
Контроль за усвоением знаний
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.
В связи с этим оценивание учащихся идет следующими двумя способами:
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий после изучения раздела. После изучения каждого раздела проводится диагностическая работа, выявляющая уровень знаний по разделу. В конце изучения курса проводится итоговая диагностическая работа.
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к дополнительной литературе. Это лишний раз учит работе с книгой и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Школьники видят результаты своей работы постоянно, эту роль играет «Портфолио», в которое помещаются
оригиналы или копии выполненных учеником заданий, работ, а также Свидетельства участников, Дипломы,
Сертификаты, Грамоты и т.д.
Формы подведения итогов:
- результаты итоговой диагностической работы;
- участие в классном туре олимпиады по математике, русскому языку;
- участие в школьном туре олимпиады по математике, русскому языку;
- участие в районном туре олимпиады по математике, русскому языку (4 класс);
- участие в интеллектуальных конкурсах всероссийского, международного уровня.
Содержание курса (математика)
Раздел программы | Количество часов |
Логические игры со спичками (счетными палочками) | 2 часа |
Цифры и числа | 14 часов |
Решение задач на переливание, перекладывание, распилы, расстановку предметов | 17 часов |
Геометрические задачи | 11 часов |
Сюжетные логические задачи | 16 часов |
Решение задач по формуле произведения | 8 часов |
Содержание курса (русский язык)
Раздел программы | Количество часов |
Фонетика и графика | 13 часов |
Словообразование | 17 часов |
Лексика. Фразеология | 12 часов |
Морфология | 11 часов |
Синтаксис | 9 часов |
Стилистика | 2 часа |
Обобщение по курсу | 3 часа |
Информационные источники
Литература |
Математика 1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. 2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 3. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.4 класс. Рабочая тетрадь. - М.:РОСМЭН.-2004. 4. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.3 класс. Рабочая тетрадь. - М.:РОСМЭН.-2004. 5.Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа.2-4 классы-М.:Айрис-пресс,2008. 6. Григорьев Д.В. Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2010.- с. 12 – 13,116 - 117. 7. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике:1-4 классы -М.: Первое сентября,2006. 8. Задачи по математике для внеклассной работы в начальной школе. К.В. Королева, 1998. 9. Кенгуру-2006.Задачи, решения, итоги. - СПб.-2006. 10. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. - М.:ВАКО,-2008. 11. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. - М.:Илекса,-2005. 12. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе. - М.:Илекса,-2005. 13. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005. 14. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005. Русский язык 1.Э.Н. Петлякова «Занимательный русский язык» для 3-4 классов, М., Просвещение, 2009 2.М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова «Русский язык. Справочные материалы», М., Прсвещение, 1989 3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 4.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 5.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 6.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 7.Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Книга для внеклассного чтения учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1988. 8.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. 9.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. 10.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. 11.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 12.Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.-М.: Дидакт, 1993. 13.Мали Л.Д., Прямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 1 класс-Пенза, 1993. 14. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г. 15. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1998. |
Интернет-ресурсы |
1. Журнал «Начальная школа» http://nsc.1september.ru/urok 2. Центр Развития Молодёжи http://cerm.ru 3. «Кенгуру» математика для всех http://mathkang.ru 4. Всероссийский полиатлон-мониторинг http://www.polytoring.ru |
Медиа-ресурсы |
1. CD Математические загадки (развивающие упражнения). Авторы: Горностаева А. М. / Ларина Э. С. Издательство: Учитель, 2013. 2. CD Математика. 1-4 классы. Развивающие задания и упражнения Авторы-составители: Лободина Н. В. / Плешакова Е. П. Издательство: Учитель, 2013. 3. CD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 4.СD Олимпиадные задания. 2-4 классы. Авторы-составители: Дьячкова Г. Т. / Каркошкина Т. Н. / Чаус Е. А. и др. Издательство: Учитель, 2013 |
Тематическое планирование (математика)
№ п\п | Тема занятия | Изучаемый материал | Контроль |
3 класс | 4 класс |
Логические игры со спичками (счетными палочками) – 2 часа |
1. | Логические игры со спичками и палочками. | Выполнять логические задания способом перекладывания спичек (палочек). | Выполнять логические задания способом перекладывания спичек (палочек). Самостоятельно составлять задания для игрового практикума. | |
2. | Логические игры со спичками и палочками. |
Цифры и числа – 14 часов |
3. | Числовые задачи. Цифровые ребусы. | Продолжать числовой ряд по закономерности. Составлять истинные равенства, используя скобки и знаки арифметических действий. Решать текстовые задачи на преобразование чисел. | Продолжать числовой ряд по закономерности. Составлять истинные равенства, используя скобки и знаки арифметических действий. Решать текстовые задачи на преобразование чисел предметов. Знать принцип решения цифровых ребусов, применять его на практике. Знать понятие натурального ряда чисел. Различать понятия «множество чисел», «множество натурального ряда чисел». Решать задачи на нахождение суммы чисел натурального ряда. | |
4. | Числовые задачи. Цифровые ребусы. |
5. | Числовые задачи. Цифровые ребусы. |
6. | Числовые задачи. Цифровые ребусы. |
7. | Взаимно обратные операции. | Оперировать понятиями «операция», «обратная операция». Выполнять взаимно обратные операции при решении математических задач. Уметь составлять цепочку действий, производить действия обратные первоначальным. | Оперировать понятиями «операция», «обратная операция». Выполнять взаимно обратные операции при решении математических задач. Уметь составлять цепочку действий, производить действия обратные первоначальным. Выполнять взаимно обратные операции с дробями. | |
8. | Взаимно обратные операции. |
9. | Магические квадраты. | Знать принцип заполнения магических квадратов (9 клеток), применять его на практике: - определить сумму заданного последовательного ряда чисел; - разделить полученную сумму на количество клеток в строке (столбце, диагонали) квадрата. | Знать принцип заполнения магических квадратов (9 клеток и более), применять его на практике: - определить сумму заданного последовательного ряда чисел; - разделить полученную сумму на количество клеток в строке (столбце, диагонали) квадрата. Самостоятельно составлять магические квадраты. | |
10. | Магические квадраты. |
11. | Магические квадраты. |
12. | Магические квадраты. |
13. | Магические квадраты. |
14. | Обобщение знаний по разделу «Цифры и числа». | Обобщить знания по темам раздела. | Обобщить знания по темам раздела. | |
15. | Диагностика знаний по разделу «Цифры и числа». | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Диагностическая работа |
16. | Анализ диагностической работы по разделу «Цифры и числа». | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | |
Решение задач на переливание, перекладывание, распилы, расстановку предметов – 17 часов |
17. | Задачи на переливание. | Решать задачи данного типа путем подбора вариантов и составления таблицы, в которой указывается последовательность операций (ходы) и наполнение сосудов, коробок и т.п. Уметь решать задачи данного типа с конца. | Решать задачи данного типа путем подбора вариантов и составления таблицы, в которой указывается последовательность операций (ходы) и наполнение сосудов, коробок и т. п. Уметь решать задачи данного типа с конца. | |
18. | Задачи на переливание. |
19. | Задачи на переливание. |
20. | Задачи на переливание. |
21. | Задачи на перекладывание. |
22. | Задачи на перекладывание. |
23. | Задачи на перекладывание. |
24. | Разрезы, распилы, лестницы. | Решать задачи данного типа с помощью чертежа, рисунка. | Решать задачи данного типа с помощью чертежа, рисунка, вычислений. | |
25. | Разрезы, распилы, лестницы. |
26. | Разрезы, распилы, лестницы. |
27. | Разрезы, распилы, лестницы. |
28. | Расстановка предметов. | Решать задачи данного типа с помощью рисунка. | Решать задачи данного типа с помощью рисунка. | |
29. | Расстановка предметов. |
30. | Расстановка предметов. |
31. | Обобщение знаний по разделу «Решение задач на переливание, перекладывание, распилы, расстановку предметов». | Обобщить знания по темам раздела. | Обобщить знания по темам раздела. | |
32. | Диагностика знаний по разделу «Решение задач на переливание, перекладывание, распилы, расстановку предметов». | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Диагностическая работа |
33. | Анализ диагностической работы по разделу «Решение задач на переливание, перекладывание, распилы, расстановку предметов». | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | |
Геометрические задачи – 11 часов |
34. | Подсчет геометрических фигур. | Знать особенности геометрических фигур. Уметь находить заданную геометрическую фигуру на чертежах. | Знать особенности геометрических фигур. Уметь находить заданную геометрическую фигуру на чертежах. Составлять задания данного типа самостоятельно. | |
35. | Периметр и площадь прямоугольника. | Применять формулы периметра и площади прямоугольника при решении геометрических задач повышенной сложности. Решать геометрические задачи практического характера. | Применять формулы периметра и площади прямоугольника при решении геометрических задач повышенной сложности. Решать задачи данного типа с помощью уравнения. Для решения нестандартных задач выполнять дополнительные построения, использовать перебор вариантов. | |
36. | Периметр и площадь прямоугольника. |
37. | Периметр и площадь прямоугольника. |
38. | Периметр и площадь прямоугольника. |
39. | Пересечение множеств. | Знать понятия «множество», «пересечение множеств», «объединение множеств», «подмножество», «элементы множества». Уметь находить пересечение, объединение множеств, записывать с помощью математических знаков. Строить диаграмму Эйлера – Венна. Решать текстовые задачи на пересечение и объединение множеств. | Знать понятия «множество», «пересечение множеств», «объединение множеств», «подмножество», «элементы множества». Уметь находить пересечение, объединение множеств, записывать с помощью математических знаков. Строить диаграмму Эйлера – Венна. Решать текстовые задачи на пересечение и объединение множеств. Решать задачи практического характера на объединение и пересечение множеств | |
40. | Пересечение множеств. |
41. | Объединение множеств. |
42. | Объединение множеств. |
43. | Диагностика знаний по разделу «Геометрические задачи». | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Диагностическая работа |
44. | Анализ диагностической работы по разделу «Геометрические задачи». | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | |
Сюжетные логические задачи – 16 часов |
45. | Взаимно однозначное соответствие. | Уметь устанавливать взаимно однозначное соответствие множеств с помощью таблиц, схем. Уметь составлять таблицы из n х n, где n – количество элементов множеств (при условии, что количество элементов обоих множеств одинаковое). Заносить данные в соответствующие клетки таблицы знаками «+», «-», установленные путём логических рассуждений. | Уметь устанавливать взаимно однозначное соответствие множеств с помощью таблиц, схем. Уметь составлять таблицы из n х n, где n – количество элементов множеств (при условии, что количество элементов обоих множеств одинаковое). Заносить данные в соответствующие клетки таблицы знаками «+», «-», установленные путём логических рассуждений. Решать задачи, в которых фигурируют 2 и более множеств. | |
46. | Взаимно однозначное соответствие. |
47. | Некоторые из высказываний ложны. | Знать алгоритм рассуждения при решении задач о «лгунах»: - выбрать одно из утверждений и предположить, что оно истинное; - если при рассмотрении других утверждений мы не приходим к противоречию, то взятое утверждение истинное; - если при рассмотрении других утверждений мы приходим к противоречию, то в качестве истинного, выбирается другое утверждение. Решать задачи, где 3 утверждения перебором различных предположений. | Знать алгоритм рассуждения при решении задач о «лгунах»: - выбрать одно из утверждений и предположить, что оно истинное; - если при рассмотрении других утверждений мы не приходим к противоречию, то взятое утверждение истинное; - если при рассмотрении других утверждений мы приходим к противоречию, то в качестве истинного, выбирается другое утверждение. Решать задачи, где утверждений 4 и более перебором различных предположений. | |
48. | Некоторые из высказываний ложны. |
49. | Некоторые из высказываний ложны. |
50. | Определение цветов надетых колпаков. | Решать задачи данного типа методом логических рассуждений. Фиксировать результаты с помощью схемы или рисунка. | Решать задачи данного типа методом логических рассуждений. Фиксировать результаты с помощью схемы или рисунка. | |
51. | Определение цветов надетых колпаков. | |
52. | Совместная работа. | Оперировать понятием «кратность числа». Уметь находить наименьшее общее кратное. Знать алгоритм решения задач данного типа. | Оперировать понятием «кратность числа». Уметь находить наименьшее общее кратное. Знать алгоритм решения задач данного типа. | |
53. | Совместная работа. |
54. | Ты – мне, я – тебе. | Решать задачи данного типа методом рассуждения. Оформлять решение в виде словесного описания. | Решать задачи данного типа методом рассуждения. Оформлять решение в виде словесного описания, по действиям. | |
55. | Ты – мне, я – тебе. |
56. | Задачи, решаемые методом уравнивания. | На основе предметных действий с моделями понять смысл решения: при вычитании из суммы двух чисел их разности получается удвоенное меньшее число, а при сложении суммы и разности – удвоенное большее число. Использовать при решении схему, знать возможность решения данных задач двумя способами. Для решения задачи проводить её анализ с помощью учителя. | На основе предметных действий с моделями понять смысл решения: при вычитании из суммы двух чисел их разности получается удвоенное меньшее число, а при сложении суммы и разности – удвоенное большее число. Использовать при решении схему, знать возможность решения данных задач двумя способами. Для решения задачи самостоятельно проводить её анализ. | |
57. | Задачи, решаемые методом уравнивания. |
58. | Обобщение знаний по разделу «Сюжетные логические задачи». | Обобщить знания по темам раздела. | Обобщить знания по темам раздела. | |
59. | Диагностика знаний по разделу «Сюжетные логические задачи». | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Диагностическая работа |
60. | Анализ диагностической работы по разделу ««Сюжетные логические задачи». | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | |
Решение задач по формуле произведения – 8 часов |
61. | Задачи на движение. | Оперировать понятиями «скорость», «время», «расстояние». Знать формулу пути, уметь устанавливать взаимосвязь величин. Знать алгоритм решения задач на движение в одном направлении. Решать задачи данного типа с помощью схем, таблиц. | Оперировать понятиями «скорость», «время», «расстояние». Знать формулу пути, уметь устанавливать взаимосвязь величин. Знать алгоритм решения задач на: - движение в одном направлении; - движение в противоположных направлениях; - движение вдогонку; - встречное движение; - движение с отставанием. Решать задачи данного типа с помощью уравнений. | |
62. | Задачи на движение. |
63. | Задачи на движение. |
64. | Задачи на движение. |
65. | Задачи, решаемые по формуле стоимости. | Оперировать понятиями «цена», «количество», «стоимость». Знать формулу стоимости, уметь устанавливать взаимосвязь величин. Знать алгоритм решения задач данного типа. | Оперировать понятиями «цена», «количество», «стоимость». Знать формулу стоимости, уметь устанавливать взаимосвязь величин. Знать алгоритм решения задач данного типа. | |
66. | Задачи, решаемые по формуле работы. | Оперировать понятиями «работа», «производительность», «время работы». Знать формулу работы, уметь устанавливать взаимосвязь величин. Знать алгоритм решения задач данного типа. | Оперировать понятиями «работа», «производительность», «время работы». Знать формулу работы, уметь устанавливать взаимосвязь величин. Знать алгоритм решения задач данного типа. | |
67. | Диагностика знаний по курсу. | Определить уровень знания и незнания по темам курса. | Определить уровень знания и незнания по темам курса. | Итоговая диагностическая работа. |
68. | Анализ диагностической работы по темам курса. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | |
Тематическое планирование (русский язык)
№ п\п | Тема занятия | Изучаемый материал | Контроль |
3 класс | 4 класс |
Фонетика и графика (13 часов) |
1. | Образование звуков языка. | Уметь характеризовать гласные и согласные звуки. Выполнять звуко-буквенный анализ трехсложных слов с учетом следующих орфограмм: непроизносимые согласные, «ъ» и «ь» знаки, йотированные гласные. Рассматривать случаи слов с чередованием гласных и согласных звуков в одной и той же части слова. | Уметь характеризовать гласные и согласные звуки. Выполнять звуко-буквенный анализ любых слов с учетом следующих орфограмм: непроизносимые согласные, «ъ» и «ь» знаки, йотированные гласные, удвоенные согласные. Рассматривать случаи слов с чередованием гласных и согласных звуков в одной и той же части слова. | |
2. | Чередование звуков. |
3. | Звуки. Буквы. |
4. | Соотношение звуков и букв. Правила орфоэпии. | Выполнять транскрипцию слов, записывать слова по транскрипции с учетом орфограмм. | Выполнять транскрипцию слов, предложений. Записывать слова, предложения по транскрипции с учетом орфограмм. Произношение звуков в исконно русских и заимствованных словах. | |
5. | Транскрипция. |
6. | Транскрипция. |
7. | Транскрипция. |
8. | Ударение. Роль ударения в слове. | Уметь ставить ударение в словах. Работать со справочными материалами (словари, Интернет). Работать со смысловым ударением в предложениях и тексте. | Уметь ставить ударение в словах. Работать со справочными материалами (словари, Интернет). Работать со смысловым ударением в предложениях и тексте. Использовать приемы ассоциативного запоминания постановки ударения в словах. | |
9. | Ударение. Особенности словесного ударения. |
10. | Ударение. Особенности словесного ударения. |
11. | Обобщение знаний по разделу «Фонетика». | Обобщить знания по темам раздела. Решение задач по фонетике. | Обобщить знания по темам раздела. Решение задач по фонетике. | |
12. | Диагностика знаний по разделу «Фонетика». | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Диагностическая работа |
13. | Анализ диагностической работы по разделу «Фонетика». | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | |
Словообразование (17 часов) |
14. | Основа и окончание слова. | Выделять окончание в изменяемых самостоятельных словах. Объяснять наличие в словах нулевого окончания. Выделять основу в словах разных частей речи. | Различать изменяемые и неизменяемые самостоятельные слова. Выделять основу в словах разных частей речи. Различать грамматическое значение окончания у слов разных частей речи. | |
15. | Основа и окончание слова. |
16. | Корень. Родственные слова. | Выделять корень в словах различной сложности. Подбирать однокоренные слова. Выделять лишнее слово в цепочке. | Выделять корень в словах различной сложности. Подбирать однокоренные слова. Рассматривать случаи чередования гласных и согласных в корне. Определять значение слова по его корню в зависимости от смысла предложения. | |
17. | Корень. Родственные слова. | |
18. | Приставка, суффикс. Роль приставки и суффикса в словах. | Выделять приставку и суффикс в словах различной сложности. Образовывать новые слова, цепочки родственных слов с помощью приставки и суффикса. В цепочке слов находить слова с приставками, суффиксами. Рассмотреть варианты замены одних звуков другими, выпадение какого-либо звука в разных частях слова. | Выделять приставку и суффикс в словах различной сложности. Образовывать новые слова, цепочки родственных слов с помощью приставки и суффикса. В цепочке слов находить слова с приставками, суффиксами. Рассматривать случаи слов, где имеют место 2 приставки, 2-3 суффикса. Рассмотреть варианты замены одних звуков другими, выпадение какого-либо звука в разных частях слова. Рассматривать суффиксы свойственные для определенных частей речи (имя существительное, глагол). Исконно русские, иноязычные приставки в русском языке. | |
19. | Приставка, суффикс. Роль приставки и суффикса в словах. |
20. | Приставка, суффикс. Роль приставки и суффикса в словах. |
21. | Варианты значимых частей слова. |
22. | Приставка, суффикс. Роль приставки и суффикса в словах. |
23. | Сложение как способ образования слов. | Образовывать сложные слова путем соединения двух слов. Разбирать сложные слова по составу с соединительными гласными «о», «е» и без них. | Образовывать сложные слова путем соединения двух слов. Разбирать сложные слова по составу с соединительными гласными «о», «е» и без них. | |
24. | Сложение как способ образования слов. |
25. | Морфемный анализ слова. | Давать толкование лексического значения слова. Разбирать слова различных частей речи по составу. Работать со справочными материалами (словари, Интернет). | Давать толкование лексического значения слова. Устанавливать последовательность при соединении суффиксов и приставок к данному слову в процессе его образования. Разбирать слова различных частей речи по составу. Работать со справочными материалами (словари, Интернет). | |
26. | Морфемный анализ слова. |
27. | Морфемный анализ слова. |
28. | Обобщение знаний по разделу «Словообразование». | Обобщить знания по темам раздела. | Обобщить знания по темам раздела. | |
29. | Диагностика знаний по разделу «Словообразование». | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Диагностическая работа |
30. | Анализ диагностической работы по разделу «Словообразование». | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | |
Лексика. Фразеология (12 часов) |
31. | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | Рассматривать слово как единицу языка. Выполнять задания связанные с лексическим значением слов разных частей речи. Объяснять многозначность или однозначность слова. | Рассматривать слово как единицу языка. Выполнять задания связанные с лексическим значением слов разных частей речи. Объяснять многозначность или однозначность слова. Прямое и переносное значение слова. | |
32. | Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы. | Дать понятие «омонимы». Знать понятия «синоним», «антоним». Составлять синонимичные ряды слов, в которых один из синонимов является главным (в словаре он помещен первым). Подбирать антонимы к словам различных частей речи. Различать между собой понятия «омоним», «синоним», «антоним». Работать со словарями синонимов, антонимов. | Объяснять роль омонимов в языке. Знать понятия «омоним», «синоним», «антоним». Составлять синонимичные ряды слов, в которых один из синонимов является главным (в словаре он помещен первым). Определять конкретные лексические значения слов, входящих в синонимический ряд. Подбирать антонимы к словам различных частей речи. Различать между собой понятия «омоним», «синоним», «антоним». Работать со словарями синонимов, антонимов. | |
33. | Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы. | |
34. | Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы. |
35. | Лексическое значение слова. Устаревшие слова. Заимствованные слова. | Объяснять лексическое значение устаревших, заимствованных слов с помощью словарей. | Объяснять лексическое значение устаревших, заимствованных слов с помощью словарей. Заменять устаревшие слова современными и наоборот. | |
36. | Пословицы и поговорки. | Различать понятия «пословица» и «поговорка». Объяснять смысл пословиц и поговорок. Уметь найти начало или конец пословицы. Работать со словарями и сборниками пословиц и поговорок. | Различать понятия «пословица» и «поговорка». Объяснять смысл пословиц и поговорок. Уметь найти начало или конец пословицы. Объединять пословицы и поговорки по группам в соответствии с темой. Работать со словарями и сборниками пословиц и поговорок. | |
37. | Фразеологизмы. | Дать понятие «фразеологизм». Объяснять значение фразеологических оборотов, «крылатых» выражений. Составлять предложения с использованием фразеологических оборотов, «крылатых» выражений. Приводить примеры фразеологических оборотов, «крылатых» выражений из художественной литературы. Работа с фразеологическими словарями. | Знать понятие «фразеологизм». Объяснять значение фразеологических оборотов, «крылатых» выражений. Составлять предложения, тексты с использованием фразеологических оборотов, «крылатых» выражений. Подбирать синонимы, антонимы к фразеологическим оборотам. Приводить примеры фразеологических оборотов, «крылатых» выражений из художественной литературы. Делить фразеологизмы на группы по определенным характеристикам (отношение к труду, достоинства, недостатки человека и др.). Работа с фразеологическими словарями. | |
38. | Фразеологизмы. |
39. | Фразеологизмы. |
40. | Фразеологизмы. |
41. | Обобщение знаний по разделу «Лексика. Фразеология». | Обобщить знания по темам раздела. | Обобщить знания по темам раздела. | |
42. | Диагностика знаний по разделу «Лексика. Фразеология». | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Диагностическая работа |
43. | Анализ диагностической работы по разделу «Лексика. Фразеология». | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | |
Морфология (11 часов) |
44. | Самостоятельные и служебные части речи. | Знакомство с группами частей речи. | Знать группы частей речи. Выделять их морфологические признаки. | |
45. | Значение и грамматические признаки имени существительного. | Знать определение имени существительного как части речи. Различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные, неодушевленные. Уметь определять начальную форму имени существительного. | Знать определение имени существительного как части речи. Различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные, неодушевленные. Уметь определять начальную форму имени существительного. Иметь представление о переходе собственных имен существительных в нарицательные и наоборот. | |
46. | Значение и грамматические признаки имени существительного. | |
47. | Род имен существительных. | Распределять слова на группы в зависимости от рода, включая заимствованные слова. Определять число и падеж имен существительных. Рассматривать случаи употребления существительных только в единственном или только во множественном числе. | Распределять слова на группы в зависимости от рода, включая заимствованные слова. Иметь представление об именах существительных общего рода. Определять число и падеж имен существительных. Рассматривать случаи употребления существительных только в единственном или только во множественном числе. | |
48. 49. | Род имен существительных. Падеж, число имен существительных. | |
50. | Падеж, число имен существительных. | Знать понятие склонения. Образовывать и употреблять родительный падеж множественного числа имен существительных. | |
51. | Несклоняемые имена существительные. | Познакомить с определением «несклоняемые имена существительные». | Знать определение «несклоняемые имена существительные». Делить несклоняемые имена существительные на группы: иноязычные, фамилии, русские и украинские фамилии на «о», «ых», «их», сложносокращенные слова. | |
52. | Обобщение знаний по разделу «Морфология». | Обобщить знания по темам раздела. | Обобщить знания по темам раздела. | |
53. | Диагностика знаний по разделу «Морфология». | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Диагностическая работа |
54. | Анализ диагностической работы по разделу «Морфология». | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | |
Синтаксис (9 часов) |
55. | Словосочетание. | Знать понятие «словосочетание». Устанавливать смысловую связь слов в словосочетании. Выписывать все словосочетания из предложения. | Знать понятие «словосочетание». Устанавливать смысловую связь слов в словосочетании. Выписывать все словосочетания из предложения. Определять вид словосочетания по характеру главного слова (глагольные, именные, наречные). Заменять словосочетания синонимами, антонимами. | |
56. | Словосочетание. | |
57. | Словосочетание. | |
58. | Предложение. | Знать группы второстепенных членов предложения, выделять их графически. Уметь распространять предложения. | Знать группы второстепенных членов предложения, выделять их графически. Выполнять синтаксический анализ предложения. Отличать простое предложение от сложного. | |
59. | Предложение. |
60. | Предложение. |
61. | Обобщение знаний по разделу «Синтаксис». | Обобщить знания по темам раздела. | Обобщить знания по темам раздела. | |
62. | Диагностика знаний по разделу «Синтаксис». | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Определить уровень знания и незнания по разделу. | Диагностическая работа |
63. | Анализ диагностической работы по разделу «Синтаксис». | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | |
Стилистика (2 часа) |
64. | Стили литературного языка. | Иметь представление о стилях литературного языка, их связью со сферой общения. | Иметь представление о стилях литературного языка, их связью со сферой общения. | |
65. | Текст. Смысловые типы текстов. | Иметь представление о речевых формах текста (диалог, монолог). Знать структуру текста (заглавие, абзац, параграф, глава и т.д). Познакомиться с типами текстов: повествование, описание, рассуждение. | Иметь представление о речевых формах текста (диалог, монолог). Знать структуру текста (заглавие, абзац, параграф, глава и т.д). Познакомиться с типами текстов: повествование, описание, рассуждение; с их композиционной схемой. | |
Обобщение по курсу (3 часа) |
66. | Диагностика знаний по курсу. | Определить уровень знания и незнания по темам курса. | Определить уровень знания и незнания по темам курса. | Итоговая диагностическая работа. |
67. | Анализ диагностической работы по темам курса. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | Анализ заданий диагностической работы. Определение затруднений. Планирование коррекционной работы. | |
68. | Анализ диагностической работы по темам курса. |