Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
г. Новокузнецка
Обсуждено На заседании МО Руководитель МО______________ Протокол № от ______ | Принято Педагогическим советом Протокол № от _______ | Утверждено Директор МБОУ « Средняя общеобразовательная школа№18» __________УлитушкинаТ.А. .Приказ № от _______ |
Программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Юный художник»
1-4 классы
Автор-составитель:
Лидер Наталья Юрьевна,
учитель информатики
МБОУ «СОШ № 18»
Новокузнецк, 2016
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный художник» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы начального общего образования.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, необходимо в первую очередь развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Новизна программы «Юный художник» основана на комплексном подходе в подготовке учащихся к современным социально-экономическим условиям. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Что и определяет актуальность программы «Юный художник».
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной и духовной среды. Для детей начальной школы занятия изобразительной деятельностью формируют эмоционально-образное мышление, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности человека.
Изучение этого курса связано с такими учебными предметами, как изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир.
Необходимость введения курса внеурочной деятельности «Юный художник» обусловлена нормативными документами в связи с переходом на новые стандарты образования.
Современное развитие общества требует значительного улучшения эстетического воспитания учащихся. Целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Этой цели соответствует настоящая образовательная программа, направленная на создание благоприятных условий для творчества обучающихся.
Цель:
Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Воспитание активных, полноценных граждан, способных на самоопределение в условиях технологически развитого общества.
Задачи:
Образовательные:
Овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
Формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
Практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Воспитательные:
Формирование потребности в саморазвитии;
Формирование активной жизненной позиции;
Создать условия для формирования духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развитие культуры общения;
Воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.
Развивающие:
Развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
Развитие чувства прекрасного;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций;
II. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения сформируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия
1 класс
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
формирование желания выполнять учебные действия;
эмоциональное осознание себя и окружающего мира.
2 класс
использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
положительное отношение к процессу познания.
3 класс
формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
4 класс
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Познавательные универсальные учебные действия
1 класс
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами).
2 класс
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта;
организация компьютерного рабочего стола.
3 класс
развитие логического и композиционного мышления, художественного вкуса;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
4 класс
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Регулятивные универсальные учебные действия
1 класс
2 класс
3 класс
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
4 класс
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1 класс
2 класс
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
3 класс
4 класс
Контроль и оценка планируемых результатов
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через наблюдение в течение года, устный контроль, практические работы, презентации, защиты работ, защиты проектов, выставки работ учащихся.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогам изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, выпуск творческих альбомов, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
1. Введение (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.
2. Признаки предметов (6 часов)
Выделение признаков предметов (цвет, форма, размер), узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
3. Изучаем TuxPaint (19 часов)
Палитра цветов, заливка. Интерфейс TuxPaint, открытие и сохранение рисунков. Выбор цвета, заливка. Работа с шаблонами. Использование стандартных штампов программы, изменение масштаба. Построение линий. Виды линий. Построение фигур. Виды фигур. Добавление текста. Использование инструмента Текст. Дополнительные инструменты. Использование магии. Применение различных эффектов. Рисование. Создаем рисунки на произвольную тему, открытки.
4. Симметрия (4 часа)
Нахождение симметричного изображения заданного предмета. Расположение предметов относительно линии симметрии.
5. Повторение пройденного материала (3 часа).
Выполнение творческого проекта.
2 класс
Знакомство с персональным компьютером (2 часа)
Знакомство с кабинетом и правилами поведения в кабинете. Роль компьютера в жизни человека.
Изучение простейшего графического редактора (15 часов)
Интерфейс Paint, открытие и сохранение рисунков. Панель инструментов. Выбор цвета, заливка. Построение линий. Виды линий. Построение фигур. Виды фигур. Добавление текста. Использование инструмента Текст. Рисование. Создаем рисунки на произвольную тему, открытки.
Освоение клавиатурного тренажёра (5 часов)
Интерфейс клавиатурного тренажера. Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной программы (компьютерного тренажера). Тренировка набора букв.
Знакомство с текстовым редактором Word Pad (10 часов)
Интерфейс текстового редактора. Правила ввода букв, удаления символов. Специальные клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в следующую строку.
Повторение пройденного материала (3 часа)
Выполнение творческого проекта.
3 класс
1. Знакомство с компьютером (3 часа)
Знакомство с кабинетом и правилами поведения в кабинете. Компьютеры вокруг нас. Знакомство с рабочим столом.
2. Создание рисунков в Power Point (11 часов)
Компьютерная графика. Графические редакторы. Растровая и векторная графика. Интерфейс программы Power Point. Создание векторных рисунков. Вставка стандартных клипов. Вставка рисунков из файла.
3. Создание анимации в Power Point (18 часов)
Создание рисунков в графическом редакторе Paint. Создание анимированных открыток. Создание анимации на сайте
4. Повторение пройденного материала (3 часа)
Закрепление навыков по созданию анимации.
4 класс
1. Основные устройства компьютера (3 часа)
Знакомство с кабинетом и правилами поведения в кабинете. Основные устройства компьютера. Знакомство с рабочим столом.
2. Графика (4 часа)
Компьютерная графика. Графические редакторы. Растровая и векторная графика.
3. Работа в Power Point (4 часа)
Интерфейс программы Power Point. Создание векторных рисунков.
4. Изучаем MS Word (20 часов)
Интерфейс программы MS Word. Работа с иллюстрациями. Работа с текстом. Работа с таблицами. Создание комбинированных документов.
5. Повторение пройденного материала (4 часа)
Закрепление навыков по изучению MS Word.
IV. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
№ п/п | Разделы, тема | Всего часов | Теор. | Практ. | Основные виды деятельности учащихся |
1 класс |
I | Введение | 1 | 1 | | Слушать объяснения учителя, слушать и анализировать выступления учащихся. Беседовать, рассказывать с элементами беседы. |
II | Признаки предметов | 6 | 3 | 3 | Слушать объяснения учителя, слушать и анализировать выступления учащихся. Беседовать, рассказывать с элементами беседы. Самостоятельно работать с литературой. Компьютерный практикум. |
III | Изучаем TuxPaint | 19 | 5 | 14 | Слушать объяснения учителя, слушать и анализировать выступления учащихся. Беседовать, рассказывать с элементами беседы. Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. |
IV | Симметрия | 4 | 2 | 2 | Беседовать, рассказывать с элементами беседы. Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. |
V | Повторение пройденного материала | 3 | | 3 | Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. Работать в парах. Выполнить творческий проект. Выставка работ. |
| Итого | 33 | 11 | 22 | |
2 класс |
I | Знакомство с персональным компьютером | 2 | 1 | 1 | Слушать объяснения учителя, слушать и анализировать выступления учащихся. |
II | Изучение простейшего графического редактора | 15 | 5 | 10 | Беседовать, рассказывать с элементами беседы. Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. |
III | Освоение клавиатурного тренажёра | 5 | 1 | 4 | Беседовать, рассказывать с элементами беседы. Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. |
IV | Знакомство с текстовым редактором Word Pad | 10 | 3 | 7 | Беседовать, рассказывать с элементами беседы. Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. |
V | Повторение пройденного материала | 3 | | 3 | Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. Работать в парах. Выполнить творческий проект. Выставка работ. |
| Итого | 35 | 10 | 25 | |
3 класс |
I | Знакомство с компьютером | 3 | 1 | 2 | Слушать объяснения учителя, слушать и анализировать выступления учащихся. |
II | Создание рисунков в Power Point | 11 | 4 | 7 | Слушать объяснения учителя, слушать и анализировать выступления учащихся. Беседовать, рассказывать с элементами беседы. Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. |
III | Создание анимации в Power Point | 18 | 4 | 10 | Слушать объяснения учителя, слушать и анализировать выступления учащихся. Беседовать, рассказывать с элементами беседы. Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. |
IV | Повторение пройденного материала | 3 | | 3 | Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. Работать в парах. Выполнить творческий проект. Выставка работ. |
| Итого | 35 | 9 | 26 | |
4 класс |
I | Основные устройства компьютера | 3 | 1 | 2 | Слушать объяснения учителя, слушать и анализировать выступления учащихся. |
II | Графика | 4 | 2 | 2 | Слушать объяснения учителя, слушать и анализировать выступления учащихся. Беседовать, рассказывать с элементами беседы. Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. |
II | Работа в Power Point | 4 | 1 | 3 | Слушать объяснения учителя, слушать и анализировать выступления учащихся. Беседовать, рассказывать с элементами беседы. Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. |
IV | Изучаем MS Word | 20 | 5 | 15 | Слушать объяснения учителя, слушать и анализировать выступления учащихся. Беседовать, рассказывать с элементами беседы. Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. |
V | Повторение пройденного материала | 4 | | 4 | Самостоятельно работать с литературой. Рисовать, анализировать рисунки, тематическое рисование. Компьютерный практикум. Осуществлять взаимопроверку и самопроверку. Работать в парах. Выполнить творческий проект. Выставка работ. |
| Итого | 35 | 9 | 26 | |
V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Программное обеспечение:
Графические редакторы: Paint, TUXPaint.
Компакт-диск «Конструктор мультфильмов. Незнайка и все, все, все.» Медиа-Хауз.
Компакт-диск «Конструктор мультфильмов. Мульти-Пульти.» Медиа-Хауз.
Мир информатики 1,2 год обучения. Кирилл и Мефодий.
Единая коллекция образовательных ресурсов.
http://www.neumeka.ru/risovanie_na_kompyutere.html
Технические средства обучения:
Компьютер
Проектор
Принтер
Устройства вывода звуковой информации
Сканер
Учебно-методическое обеспечение курса:
А.В.Горячев. Справочник-практикум: «Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти», - Баласс, 2007 г.
Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы), Баласс, 2012 г.
Горячев, Ключ: Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5 - 6 лет, Баласс, 2012 г.
А.А.Дуванов. Азы информатики. Рисуем на компьютере. БХВ-Петербург, 2005 г.