«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель МО | Заместитель директора по | Директор |
__________/_______________/ | учебной работе | _______________З.В.Исакова |
Протокол № ______ | ________________Н.М.Булавина | Приказ № |
от «___»______________201__г. | «___»______________201__г. | от«___»______________201__г. |
Рабочая программа
Предмет: «Работа с текстом»
Класс: 2
Учитель: Компанченко Светлана Ивановна
Год составления: 2016
Пояснительная записка
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Планируемыми результатами начального общего образования» и учебно – методическому комплекту О.Н Крыловой «Чтение. Работа с текстом».
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Современное начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Известно, что начальная школа специально не обучает ребенка приемам анализа информационных текстов, но их понимание во многом отражает готовность ученика к продолжению образования, самостоятельному получению знаний, поскольку текст является основным источником информации и одним из базовых средств обучения. С переходом в основную школу ребенок переносится в новую для себя ситуацию целенаправленного чтения для обучения. В виду того, что в конце каждого года обучения проводятся итоговые работы в тестовой форме, возникает необходимость обучения детей этому виду деятельности и обучению работе с различными источниками информации.
Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное приобретение знаний с использование различных по характеру и знаковым системам источников информации.
Планируемым результатом обучения могут стать как успешность работы в информационном поле, так и способность включиться в предметную и общекультурную коммуникацию.
Общая характеристика учебного курса
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фргмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Описание места курса «Работа с текстом» в учебном плане.
Предмет «Работа с текстом» относится к образовательной области «Филология». На предмет «Работа с текстом» школьным компонентом начального общего образования отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 часов: во 2-4 классах – по 34 ч (1 ч в неделю 34 учебные недели в каждом классе). Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результат:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе и честности,;
- достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, уметь написать отзыв на прочитанное произведение;
-умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2-м классе является формирование следующих умений:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты:
Ученик научится:
- определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, определять главную мысль текста,
- озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы,
Ученик получит возможность научиться:
·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др.
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
3–4-й класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Работа с текстом» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Работа с текстом» в 3 – 4 -м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
3 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста; тип текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения
Ученик получит возможность научиться:
·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
·оценивать уместность использования слов в тексте;
4 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста; тему текста, стиль, тип текста;
составлять простой и сложный план текста;
аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою)
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
Ученик получит возможность научиться:
·соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
·оценивать уместность использования слов в тексте;
·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.
Система оценивания знаний обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Работа с текстом» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета в зачетно/незачетной форме.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – наглядные пособия:
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники, ластик.
Наборы муляжей овощей и фруктов.
Набор предметных картинок
Словари по русскому языку.
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
УМК «ПервоЛого». Институт новых технологий. Справочное пособие + диск.
УМК «Начальная школа» 1-4. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия. Версия 3.0. Издание 3.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Аудиопроигрыватель
Ксерокс
Экспозиционный экран
Фотокамера
Телевизор
Оборудование класса
1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2.Стол учительский с тумбой.
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
4.Классная доска (магнитная).
Календарно тематическое планирование
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения | Дата |
Предметные | Метапредметные | план | факт |
1 | Работа над текстом И.Соколова – Микитова «В лесу». | Чтение по слогам. Определение темы текста. Работа с иллюстрацией. | Умение правильно читать сложные слова, ставить ударение в словах, определять тему текста. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
2 | Работа над текстом В. Осеевой «Плохо» | Вести диалог. Определять последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы. | Уметь дополнять диалог словами из текста, высказывать свое отношение к герою, определять последовательность событий. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
3 | Работа над текстом Л.Толстого «Два товарища» | Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать синонимы. Работать с пословицами. Определять последовательность событий. | Уметь определять главную мысль, делить слова для переноса, восстанавливать последовательность событий. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, проговаривать последовательность действий на уроке, отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | | |
4 | Работа над текстом В. Бурлакова «На рассвете» | Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями. | Уметь восстанавливать последовательность предложений, подбирать заголовок к тексту, восстанавливать последовательность событий. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, проговаривать последовательность действий на уроке, отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | | |
5 | Работа над текстом А.Тихонова «Где вода, там жизнь» | Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией. | Уметь ставить ударение в словах. | Принимать и сохранять учебную задачу, выстраивать речевые высказывания в устной форме, взаимодействовать с одноклассниками и учителем. | | |
6 | Работа над текстом С.Михалкова «Аисты и лягушки». | Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге. Находить вопросительные предложения. | Уметь определять главную мысль текста, восстанавливать диалог, вставлять пропущенные гласные. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
7 | Работа над текстом И.Пузанова «На рыбалке». | Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы. Работать с кроссвордом, с иллюстрацией. | Уметь подбирать заголовок к тексту, подбирать антонимы, разгадывать кроссворд по тексту, подбирать иллюстрацию к тексту. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
8 | Итоговая работа за 1 четверть по тексту: «Медведко» Д.Н.Мамина-Сибирика | Оценивать свои результаты и достижения. Анализировать ошибки. | Умение работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему текста, определять главную мысль текста, восстанавливать последовательность событий. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
9 | Работа над ошибками. Работа над текстом В. Бехревского «Мишка под деревом» | Подбирать синонимы, заголовок к тексту. Восстанавливать последовательность событий. | Уметь подбирать синонимы, заголовок к тексту, восстанавливать последовательность событий по иллюстрациям. | Принимать и сохранять учебную задачу, выстраивать речевые высказывания в устной форме, взаимодействовать с одноклассниками и учителем, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
10 | Работа над текстом И.Соколова Микитова «На лесной дороге» | Восстанавливать деформированные предложения. Определять лексическое значение слова. Давать характеристику герою. Подбирать заголовок к тексту. | Уметь восстанавливать деформированные предложения, знать лексическое значение слова. | Принимать и сохранять учебную задачу, выстраивать речевые высказывания в устной форме, взаимодействовать с одноклассниками и учителем. | | |
11 | Работа с текстом Л.Яхнина «Силачи». | Ставить ударение в словах. Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей. Классифицировать слова. | Уметь ставить ударение в словах, делить текст на части, определять главную мысль, распределять слова на группы по количеству слогов. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
12 | Работа над текстом А.Тихонова «Сороки». | Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания. | Уметь заполнять схему по тексту, расставлять знаки препинания в тексте. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
13 | Работа с текстом из детской энциклопедии. | Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного предложения. | Уметь подбирать заголовок к тексту, определять главную мысль текста, восстанавливать деформированное предложение. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
14 | Работа над текстом К.Ушинского «Играющие собаки» | Находить абзац. Оформлять обложку книги. Работать с кроссвордом. | Уметь выполнять фонетический разбор слова, разгадывать кроссворд, пользуясь текстом. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
15 | Итоговая работа за 2 четверть по тексту: «Четыре желания» К.Д.Ушинского | Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результату своих достижений. | Умение работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему текста, определять главную мысль текста, восстанавливать последовательность событий. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, отличать новое от уже известного с помощью учителя, слушать и понимать речь других, оценивать результаты своей деятельности. | | |
16 | Работа над шибками. Работа с текстом И. Соколова – Микитова «Утром в лесу» | Анализировать ошибки. Применять прием сравнения. Восстанавливать предложения. | Уметь исправлять ошибки. Сравнивать, подбирать однокоренные слова, восстанавливать предложения. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
17 | Работа над текстом Е.Пермяка «Первая рыбалка» | Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность пунктов плана. Работать с иллюстрацией. | Уметь определять стиль речи, восстанавливать деформированные предложения, подбирать заголовок к иллюстрации. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
18 | Работа с текстом И.Сокола – Микитова «Белка» | Определять тип текста. Списывать текст. | Знать типы текста, давать характеристику герою, уметь списывать текст. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
19 | Работа над текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности». | Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные к существительному. | Уметь подбирать антонимы, ставить ударение в словах, разгадывать кроссворд, подбирать прилагательные. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
20 | Работа над текстом Г.Цыферова «Жил на свете слоненок». | Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя. | Уметь определять главную мысль, определять количество букв и звуков, давать характеристику герою. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
21 | Работа с текстом В.Кологрива «Жизнь кузнечика» | Работать с таблицей. Ставить ударение в словах. | Уметь определять тип речи, ставить ударение в словах, подбирать антонимы. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
22 | Работа с текстом С.Аксакова «Щенок». | Определять стиль текста., лексическое значение слова. Находить абзац. | Уметь определять стиль текста, лексическое значение слова, подбирать антонимы, восстанавливать последовательность событий. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | | |
23 | Работа с текстом Ш.Перро «Золушка» | Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом. | Уметь составлять план к тексту, подбирать антонимы, разгадывать кроссворд. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | | |
24 | Итоговая работа за 3 четверть | Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. | Умение работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему текста, определять главную мысль текста, восстанавливать последовательность событий. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, отличать новое от уже известного с помощью учителя, слушать и понимать речь других, оценивать результаты своей деятельности. | | |
25 | Работа над ошибками. Работа с текстом Н.Юрцевича «Красавица русских лесов» | Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. | Уметь определять стиль текста, лексическое значение слова, подбирать антонимы, восстанавливать последовательность событий. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
26 | Работа над текстом С.Юцзунь «Светлячок и Муравей» | Работать с пословицами. Составлять диалог. | Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
27 | Работа над текстом В.Танасийчук «Лосось». | Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. Находить границы предложения. | Определять стиль текста, разгадывать кроссворд, определять границы предложения. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
28 | Работа с текстом В.Коржикова «Прогулка по лесу» | Восстанавливать предложения. Работать с иллюстрацией. | Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
29 | Работа над арабской народной сказкой «Хлеб и золото» | Называть героев сказки. Определять жанр произведения., лексическое значение слова. | Уметь определять жанр произведения, подбирать синонимы. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
30 | Работа с текстом К.Ушинского «Гадюка» | Определять жанр произведения, подбор синонимов. | Знать виды жанров произведений, уметь подбирать синонимы. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
31 | Работа с текстом М.Садовского «Зима на колесах» | Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения. | Знать что такое синонимы, знать стили текста. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
32 | Работа над текстом В. Осеевой «Кто хозяин?» | Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку. | Уметь составлять диалог, подбирать заголовок. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
33 | Итоговая работа за год по тексту И.Соколова – Микитова «Лоси» | Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. | Умение работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему текста, определять главную мысль текста, восстанавливать последовательность событий. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, отличать новое от уже известного с помощью учителя, слушать и понимать речь других, оценивать результаты своей деятельности. | | |
34 | Работа над текстом басни И.Крылова «Кукушка и Петух» | Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения. | Знать стили текста, уметь подбирать заголовок к тексту. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | | |
Требования к результатам на конец года
Ученик научится:
- определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, определять главную мысль текста,
- озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы.
Книгопечатная продукция:
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс / О.Н.Крылова. – 9-е изд.- перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект»)
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н.Крылова. – 6-е изд.- перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект»)
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 4 класс / О.Н.Крылова. – 3-е изд.- перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект»)
Мишанина Т.Л. итоговые тесты по литературному чтению для 2 класса / Т.Л.Мишанина. – М.:Издательство «Ювента», 2013 . -32с.
Методическая литература:
1.Чайка Е.С. Моя первая энциклопедия.- Минск: Харвест, 2010.- 240 с.
2. Шукейло В.А. Русский язык. Сборник проверочных и диагностических работ. 1-4 кл. Изд-во «Вентана Граф» - 2007 г.