ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка "Огневой, строевой подготовки" имеет спортивно-оздоровительную направленность. Она носит учебно-познавательное и прикладное функциональное предназначение. По форме своей ориентированности является, как индивидуальной, так и групповой формой организации занятий.
Оружие и особенно стрельба из него всегда вызывает живой интерес у подростков. Кроме того, в настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья школьников. Организация военно-спортивного кружка в школе позволяет развивать общефизическую подготовку учащихся, воспитывать у будущих мужчин смелость, мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность и самостоятельность.
В настоящее время актуальность приобретает возрастающая роль физкультуры и спорта в жизни современного общества. К числу наиболее актуальных проблем относится, прежде всего, доступность, массовость видов спорта, наличие определенной материально-технической базы, для занятия определенным видом спорта. Стрелковый спорт по праву считается одним из самых массовых, доступных и увлекательных военно-прикладных видов спорта. На кружке по строевой подготовке учащимся прививается аккуратность, дисциплинированность и внимательность, вырабатывается умение выполнять одиночные строевые приемы и действия в составе подразделения. Критерием строевой подготовки военнослужащих является воинская культура и дисциплинированность, готовность умело действовать в строю и в бою.
Огневая и строевая подготовка является одним из основных предметов обучения и воспитания в кадетских классах. Она организуется и проводится на основе Строевого устава Вооруженных Сил РФ.
Главное в Модифицированной образовательной программе – системный подход к формированию гражданской позиции ребёнка, создание условий для его самосознания и самовоспитания.
Данная программа позволяет решать задачи воспитания всесторонне развитой личности и имеет спортивно-оздоровительную направленность.
Актуальность – формирование установки на активное приобщение детей и подростков к занятиям спортом и физической культурой.
При занятии стрельбой из пневматического оружия идет развитие физических и морально-волевых качеств, совершенствуются специальные психологические качества, умственные и интеллектуальные способности.
Педагогическая целесообразность – привитие ученикам трудолюбия, упорства, терпения, желания заниматься спортом и вести здоровый образ жизни; профилактика вредных привычек и правовых правонарушений; содействие взаимопониманию между различными национальными, религиозными и социальными группами, гуманному отношения ко всему живому.
Программа предусматривает изучение и ознакомление с:
- историей развития стрелкового спорта;
- теоретическое знакомство с основными видами отечественного стрелкового оружия их характеристиками и устройством;
-прикладным и оборонным значением стрелкового спорта;
-характеристиками моделей пневматического оружия;
- устройством и взаимодействием частей пневматического оружия
- техникой безопасности при пользовании пневматическим оружием;
- основами производства меткого выстрела;
- методикой обучения технике стрельбы;
- специальными стрелковыми упражнениями;
- организацией соревнований по стрельбе и их проведение, воспитание ;
-одиночные строевые приемы без оружия и с оружием;
-слаживание подразделений при действиях в пешем порядке;
-строевые смотры подразделений.
Программа предусматривает цели задачи:
- формировать у учащихся наиболее полные знания и представления об истории и возникновения стрелкового спорта;
- научить учащихся владеть пневматическим оружием;
- совершенствовать разностороннее развитие учащихся для их готовности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
-воинской культуры и дисциплинированности, готовности умело действовать в строю, в повседневной жизни и в бою.
- организованное проведение свободного времени, досуга;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование строевых навыков и умений ;
- привитие аккуратности, дисциплинированности и внимательности;
- вырабатывать умение правильно носить форменную одежду . Она должна строго отвечать правилам ее ношения и быть всегда чистой и опрятной ;
- вырабатывать умение выполнять одиночные строевые приемы и действия в составе подразделения.
Программой курса предусмотрены теоретические и практические занятия.
Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:
На теоретических занятиях по огневой подготовке сообщаются основные сведения об отечественном стрелковом оружии, его основных технических характеристиках, по истории стрелкового спорта, технике и методике стрельбы, основные правила по технике безопасности во время тренировочных занятий, а также особенности стрельбы из различных положений.
На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки по разборке и сборке автомата Калашникова, в совершенствовании техники стрельбы из пневматического оружия.
Прохождение каждой новой темы и выполнение упражнений по стрельбе предполагает постоянное повторение предыдущих тем и овладение определенными практическими навыками в стрельбе.
К занимающимся предъявляются определенные требования по мерам безопасности при обращении с пневматическим оружием, т.к. при нарушении правил по технике безопасности возможно получение серьезных травм и увечий, по знанию устройства и работы данного вида оружия.
Строевая подготовка в кадетских классах совершенствуется на занятиях по тактической подготовке, огневой, физической подготовке и на других занятиях ,при построениях, передвижениях и в повседневной жизни.
Одиночная строевая выучка кадета оценивается за внешний вид, знание положений Строевого устава в объеме занимаемой должности, выполнение строевых приемов в соответствии с требованиями программы обучения.
Программа рассчитана на 3 года, а также на возраст детей 12 – 15 лет
Работа по программе осуществляется в группе согласно учебно-тематическому плану.
Количество занимающихся в группе - преимущественно от 10 до 20 человек.
Режим занятий группы: - 1 раз в неделю по 1 часу - 34 часа в год.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании учащийся должен знать:
-физические упражнения, направленные на развитие быстроты, ловкости, координации движений, контроль дыхания и пульса, приемы и правилам стрельбы;
- устройство и принцип действия пневматического оружия, технику безопасности при обращении и стрельбе из пневматического оружия;
- элементарные теоретические сведения о баллистике;
историю стрелкового оружия;
- команды, подаваемые инструктором при проведении учебных стрельб из пневматического оружия.
-основы обороны государства и военной службы; требования воинской -дисциплины, обязанности солдата, дневального, обязанности солдата перед построением и в строю, назначение, боевые свойства, общее устройство винтовки, автомата, правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе. Обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий.
Учащийся должен уметь:
-выполнять стрелковые упражнения из положения, лежа и сидя;
-занимать правильное положение при изготовке к стрельбе и при стрельбе;
-выполнять специальные действия способствующие уравновешиванию дыхания и пульса;
-осознанно относиться к своему здоровью, наблюдать, анализировать и запоминать;
-применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
анализировать свои действия в процессе работы, сравнивая его с действиями других учащихся;
- выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением военной службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата). обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы с оружием. Готовить оружие и боеприпасы к стрельбе, вести меткий огонь из пневматической винтовки. Правильно передвигаться на поле боя. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-наблюдение за деятельностью учащихся;
- соревнования по стрельбе, смотры строя и песни;
-соревнования по военно-прикладному многоборью;
-выполнение контрольных упражнений.
Для реализации данной программы необходимо следующее техническое обеспечение:
-плакаты по изучению устройства и взаимодействия частей АК, ПМ и пневматической винтовки;
- сборно-разборный макет автомата Калашникова;
-пневматическая винтовка;
-стенды для стрельбы;
-мишени бумажные (различные);
-пульки для стрельбы из пневматического оружия.
Учебно-тематический план обучения
№ | Название раздела | Кол-во часов |
теория | практика | всего |
1. | Стрелковое вооружение ВС РФ | 1 | | 1 |
2. | Материальная часть АКМ | 1 | 1 | 2 |
3 | Работа частей и механизмов АКМ | 1 | 3 | 4 |
4. | Основы и правила стрельбы | 3 | 3 | 6 |
5. | Ведение огня из АКМ | - | 4 | 4 |
6. | Строи и управление ими. | 1 | 5 | 6 |
7. | Строевые приемы и движения без оружия.. | - | 5 | 5 |
8. | Строевые приемы и движения с оружием | - | 2 | 2 |
9. | Строи отделения, взвода. | - | 4 | 4 |
| Итого: | 7 | 27 | 34 |
Содержание образовательной программы
№п/п | Разделы | Тема | Теория | Практика |
1. | Стрелковое вооружение ВС РФ | Тема №1. Занятие №1. Виды и боевые свойства стрелкового оружия ВС РФ | 1 | |
2. | Материальная часть АКМ | Тема №2. Занятие №1. Назначение, боевые свойства, устройство частей и механизмов АКМ. Тема №2. Занятие №2. Порядок неполной разборки и сборки АКМ | 1 | 1 |
3. | Работа частей и механизмов АКМ | Тема №3. Занятие №1. Положение частей и механизмов до заряжения. | 1 | |
Тема №3. Занятие №2. Работа частей и механизмов при заряжении. Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 |
Тема №3. Занятие №3. Работа частей и механизмов АКМ при автоматической стрельбе. Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 |
Тема №3. Занятие №4. Работа частей и механизмов при стрельбе одиночными выстрелами. Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 |
4. | Основы и правила стрельбы | Тема №4. Занятие №1. Явление выстрела. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 |
Тема №4. Занятие №2. Начальная скорость пули. Отдача оружия. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 |
Тема №4. Занятие №3. Образование траектории. Пробивное и убойное действие. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 |
Тема №4. Занятие №4. Прямой выстрел и его практическое назначение. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 |
Тема №4. Занятие №5. Прикрытое поражение и мертвое пространство. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 |
Тема №4. Занятие №6. Способы определения дальности до цели. Выбор цели и точки прицеливания. Стрельба из пневматической винтовки. | 0,5 | 0,5 |
5. | Ведение огня из АКМ | Тема №5. Занятие №1. Меры безопасности на стрельбах. Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 |
Тема №5. Занятие №2. Снаряжение магазина учебными патронами. Изготовка к стрельбе лежа Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 |
Тема №5 Занятие №3. Производство стрельбы. Прекращение стрельбы. Стрельба из пневматической винтовки. | | 1 |
Тема №5 Занятие №4. Сдача нормативов при стрельбе из пневматической винтовки. Сдача нормативов при снаряжении магазина учебными патронами. | | 1 |
6. | Строи и управление ими. | Тема №6. Занятие №1.Общие положения. Изучение основных положений строевого устава. | 1 | |
Тема №6. Занятие №2.Строевые приёмы и движения без оружия. Обучение строевой стойке. Выполнение подготовительных упражнений для ног на два счёта. | | 1 |
Тема №6. Занятие №3. Выполнение подготовительных упражнений на два счёта для корпуса и груди. Выполнение подготовительных упражнений для рук на четыре счёта, на два счёта. | | 1 |
Тема №6. Занятие №4. Выполнение команд «Становись», «Разойдись», «Вольно», «3аправиться», «Головные уборы –снять (надеть)». Обучение поворотам на месте. | | 1 |
Тема №6. Занятие №5. Обучение поворотам на месте. Выполнение упражнения по разделениям на два счёта, (направо, налево) и в целом. Выполнение поворотов кругом по разделениям на два счёта обучение движению строевым шагом. | | 1 |
Тема №6. Занятие №6. Упражнение для рук на 2 счета. Движение строевым шагом по разделениям на 4, на 3, на 1 счет и в целом. | | 1 |
7. | Строевые приемы и движения без оружия. | Тема №7. Занятие №1. Воинское приветствие военнослужащих. Выход из строя и постановка в строй. Воинское приветствие военнослужащих в движении без оружия. Отработка данного приёма на четыре - шесть счётов по квадрату. | | 1 |
Тема №7. Занятие №2. Обучение выходу из строя, подходу к начальнику и возвращение в строй на 4 счета, 8 счетов и в целом. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный строй и наоборот. | | 1 |
Тема №7. Занятие №3. Выполнение команд: «Разомкнись», «Сомкнись» по разделениям на три счёта и в целом. Перестроение из развернутого строя в колонну по одному, из колонны по одному в колонну по два, и обратно. | | 1 |
Тема №7. Занятие №4. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. взвода. Построение взвода, перестроения взвода из развёрнутого строя и обратно. | | 1 |
Тема №7. Занятие №5. Перестроение в колонну по одному, в колонну по два, в колонну по три , по четыре и обратно. Строевое слаживание парадного расчета. Тренировка в составе парадных расчетов | | 1 |
8 | Строевые приемы и движения с оружием | Тема №8. Занятие №1. Строевая стойка. Выполнение приемов с автоматом, повороты и движение с оружием. Выполнение строевого приема «Автомат – на грудь» в положение «На ремень». | | 1 |
Тема №8. Занятие №2. Выполнение строевого приема «Автомат – за спину». Способы и приемы передвижения в бою при действиях в пешем порядке | | 1 |
9. | Строи отделения, взвода. | Тема №9. Занятие №1. Перестроения отделения в развернутый и походный строй. Размыкание и смыкание отделения. | | 1 |
Тема №9. Занятие №2. Перестроения отделения из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Повороты в движении отделения взвода. | | 1 |
Тема №9. Занятие №3. Движение отделения, взвода походным и строевым шагом. Приемы «к бою», «встать», перебежки и переползания. Действия при внезапном нападении противника. | | 1 |
Тема №9. Занятие №4. Строевые смотры. | | 1 |
| Итого: | 34 | 7 | 27 |
Список литературы:
Конституция Российской Федерации. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне".
Подборка журналов ОБЖ Изд. «Русский журнал» Москва Ред. Г. Петров. А. Шлыков;
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, - М., Дрофа, 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А. Т. , Мишин Б. И., - М., Просвещение, 2009;
Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник элективных курсов / Авт.-сост. А. Н. Каинов, Г. И. Курьерова, Е. Г. Хаустова. - Волгоград: Учитель, 200с.
Наставление по стрелковому делу. Учебник начально-военной подготовки
Строевой Устав ВСРФ от 11.03.2006г. №111
Пособие по методике строевой подготовки, военное издательство Министерства обороны, г.Москва