Пояснительная записка.
Общая характеристика внеурочного курса.
Программа «Тайны русского языка» модифицирована, составлена на основе Программы Духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ Школа с. Аксарка, программы факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика» Беркутовой Г.И., Пантелеевой Т.И.
Программа адаптирована в соответствии с возрастными особенностями обучающихся младших школьников.
Программа курса «Тайны русского языка» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепцией духовно – нравственного развития российских школьников, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа по внеурочной деятельности «Тайны русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать новое о русском языке.
Актуальность выбора курса «Тайны русского языка» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у обучающихся в данном классе недостаточно развит словарный запас, концентрация внимания, быстрота реакции. Данная программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими лексического, фонетического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам Основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Программа «Тайны русского языка» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Эти занятия направлены на формирование универсальных учебных действий обучающихся.
1 кл. «Путешествия по Стране Слов»
2кл. «Секреты орфографии»
3кл. «Занимательное словообразование»
4кл. «Занимательная лингвистика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
IV. Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
V. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Режим занятий:
Курс включает 135 занятий: одно занятие в неделю. Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут (33 ч в год), 2 – 4 классы – 40 минут (34 ч в год).
Виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
трудовая деятельность.
Система занятий по программе «Тайны русского языка» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Тайны русского языка»
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, округа,
диспуты, олимпиады, соревнования, интеллектуальные клубы, проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Содержание курса и тематическое планирование
2 класс
Содержание учебного предмета | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Надо ли уметь писать? (3 ч) |
Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Песенки – напоминалки. Рисуночное письмо Иероглифы - «священные знаки. Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». | Как обходились без письма? | Знакомство с понятиями «прямое» и «переносное» значение слов. Составление сигналов-символов. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Инсценирование сказки. Знакомство с древними письменами. |
Древние письмена |
Как возникла наша письменность? |
Фонема (17 часов) |
Звуки-смыслоразличители. Фонемы гласные и согласные. Как рождаются звуки. Звонкие и глухие «двойняшки Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. «Зеркальные и незеркальные слова». Орфографическая зоркость. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Добрый «волшебник» - ударение. Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Краткий пересказ. Виды памяти. План пересказа. | Меня зовут Фонема. | Игра «Наперегонки». Игры с фонемами ». Игра «Строим дом». Тренировочные упражнения. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Игра «Поставь ударение». Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. . Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». Песенки - «напоминайки». Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Разучивание песенки «напоминалки». Зарядка для развития памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. |
Для всех ли фонем есть буквы? |
«Ошибкоопасные» места |
Тайны фонемы |
Опасные согласные |
На сцене гласные |
«Фонемы повелевают буквами» |
Когда ь пишется, а когда не пишется? |
Ваши старые знакомые |
Правила о непроизносимых согласных |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
Строим слова (15 часов) |
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Самые трудные (пре- и при-).. Работа с текстом. Тренировочные упражнения. Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Работа с текстами. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. Корень и главное правило. Непроверяемые гласные. Проверочные слова.. Пересказ текста. | Строительная работа морфем | Игра «Образуй слова». Копилки слов. Как найти слово в словаре? Игры с приставками. Тренировочные упражнения Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?» Игра – собирание слов. Коварная приставка с-.Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Изменяем форму слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения. |
Где же хранятся слова? |
Поговорим о всех приставках сразу |
Слова – «родственники» |
Кто командует корнями? |
«Не лезьте за словом в карман!» |
«Пересаженные» корни |
Планируемые результаты.
2-й класс
Личностные результаты:
• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
Содержание курса и тематическое планирование
3 класс
Содержание учебного предмета | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Путешествие в страну слов. (9 ч) |
Богатство русского языка в произведениях поэтов и писателей. Пословицы и поговорки. Превращение слов. Составление тематического словаря. Шарады. Рассказ – загадка. Родственные слова и их отличительные признаки. Богатство лексики русского языка «добрыми» словами. | Сказочное царство слов | Конкурс на знание пословиц и поговорок . Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово» Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. |
Чудесные превращения слов |
В гостях у слов родственников. |
Добрые слова |
Старое и новое (5 часов) |
Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. | . Экскурсия в прошлое | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Знакомство с заимствованными словами Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. |
Новые слова в русском языке |
Встреча с зарубежными друзьями. |
Строим слова ( 8 часов) |
Слова – синонимы, антонимы, омонимы. Нахождение синонимов, омонимов, антонимов в текстах. Крылатые выражения. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. | Синонимы в русском языке | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Нахождение слов-синонимов в тексте. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». |
Слова- антонимы |
Слова- омонимы |
Крылатые слова |
| Праздник творчества и игры (13 ч) | |
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). Шарады и логогрифы. | Трудные слова | Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. |
Анаграммы и метаграммы. |
Шарады и логогрифы |
Откуда пришли наши имена. |
Занимательное словообразование |
КВН по русскому языку. |
Планируемые результаты.
3-й класс
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Предметные результаты:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Содержание курса и тематическое планирование
4 класс
Содержание учебного предмета | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Фонетика и орфоэпия (7 часов) |
Нормы литературного произношения. Понятия «орфоэпия», «орфография». Понятия «фонография» и «звукозапись». История письма, этап развития письменности – фонография. Наука фонетика, правила чтения и записи транскрипции. | Что такое орфоэпия? | Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Составление транскрипций. |
Что такое фонография или звукозапись? |
Звуки не буквы! |
Звучащая строка. |
Банты и шарфы. |
«Пигмалион» учит орфоэпии. |
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. |
|
Лексикология (27 часов) |
| Имена вещей. | Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.) Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . |
О словарях энциклопедических и лингвистических. |
В царстве смыслов много дорог. |
Как и почему появляются новые слова? |
| . Многозначность слова. | |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
Об одном и том же- разными словами. |
| Как возникают названия. | |
Слова – антиподы. |
Фразеологические обороты. |
Словари «чужих» слов |
. | Капитан и капуста. | |
«Он весь свободы торжество». |
Мы говорим его стихами. |
Слова, придуманные писателями. |
Слова уходящие и слова – новички. |
Словарь языка Пушкина. |
| Смуглая Чернавка. | |
| Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. | |
| Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | |
| Какой словарь поможет избежать ошибок? | |
| Словарь- грамотей | |
| Научная этимология. | |
| Какие бывают имена? | |
| Древнерусские имена. | |
| Отчество и фамилия. | |
| Надо ли останавливаться перед зеброй? | |
Планируемые результаты.
3-й класс
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Предметные результаты:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями