Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Терновская основная общеобразовательная школа
Острогожского района Воронежской области
Рассмотрено: Руководитель МО ___________ С.В. Москалева «____»___________2016 г. Протокол № _____ | | Утверждаю: Директор МКОУ Терновская ООШ ___________ Л.В. Болховитина «___»______________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Твое здоровье»
5,6 класс
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Москалева Светлана Викторовна
учитель биологии МКОУ Терновская ООШ
с.Терновое-2016г.
Пояснительная записка.
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на развитие эмоциональной сферы, развитие рефлексии чувств, на формирование у детей стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без использования отклоняющихся форм поведения и в дальнейшем без употребления психоактивных веществ.
Программа рассчитана на учащихся 5,6 классов 17 часов. Рабочая программа составлена на основе программы «Твоё здоровье» автор Е. А. Воронова Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.
Учитывая, что при поступлении в школу дети уже имеют проблемы связанные со здоровьем и за время обучения у большинства учащихся оно ухудшается я пришла к выводу о необходимости проведения специальной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Для повышения эффективности профилактической работы в этом направлении была составлена программа кружка «Твоё здоровье».
Составленная программа по использованию здоровье сберегающих технологий позволяет обеспечить ученику возможность сохранения и развития здоровья, легче адаптироваться в новых жизненных условиях.
Предлагаемый курс нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в соответствии с законами природы, законами бытия.
Задачи: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Кол-во часов | Дата |
П | Ф |
Как здоровье? | 3ч |
1 | Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. | 1 | | |
2 | Кто нас лечит. Прививки от болезней. | 1 | | |
3 | Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений. Сегодняшние заботы медицины. | 1 | | |
Правила поведения в опасных ситуациях. | 4 ч | | |
4 | Безопасность при любой погоде. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | 1 | | |
5 | Правила безопасного поведения на воде. Правила обращения с огнем. | 1 | | |
6 | Как уберечься от поражения электрическим током. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. | 1 | | |
7 | Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными. | 1 | | |
Оказание первой помощи. | 3 ч | | |
8 | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях. | 1 | | |
9 | Первая помощь при травмах. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 | | |
10 | Первая помощь при укусах насекомых, змей собак и кошек. | 1 | | |
Оздоровительная физическая тренировка. | 2 ч | | |
11 | Сущность оздоровительной тренировки, цели и задачи оздоровительной тренировки. Значение выносливости, быстроты, силы в сохранении и улучшении здоровья. | 1 | | |
12 | Величина физической нагрузки и методы тренировки. Структура и содержание оздоровительной тренировки. | 1 | | |
Кто нас лечит. | 2 ч | | |
13 | Какие врачи нас лечат. Кто работает в поликлинике. Кто работает в больнице. | 1 | | |
14 | Какую помощь может оказать врач скорой помощи. Как вызвать врача. | 1 | | |
Как воспитать себя. | 1 ч | | |
15 | Чего не надо бояться. Надо уметь сдерживать себя. | 1 | | |
Необходимые условия для жизни. | 2ч | | |
16 | Как следует питаться. Как сделать сон полезным. Соблюдение режима дня. | 1 | | |
17 | День здоровья. | 1 | | |
ИТОГО | 17 |
Содержание программы.
5,6 класс (17 часов)
Как здоровье? - 3 час
Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений. Сегодняшние заботы медицины.
Правила поведения в опасных ситуациях - 4 часов.
Безопасность при любой погоде. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Правила обращения с огнем. Как уберечься от поражения электрическим током. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными.
Оказание первой помощи - 3 часа
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях. Первая помощь при травмах. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей собак и кошек.
Оздоровительная физическая тренировка - 2 часа
Сущность оздоровительной тренировки, цели и задачи оздоровительной тренировки. Значение выносливости, быстроты, силы в сохранении и улучшении здоровья. Величина физической нагрузки и методы тренировки. Структура и содержание оздоровительной тренировки. Рациональное соотношение средств различной направленности.
Кто нас лечит – 2 часа.
Какие врачи нас лечат. Кто работает в поликлинике. Кто работает в больнице. Какую помощь может оказать врач скорой помощи. Как вызвать врача.
Как воспитать себя - 1 час.
Чего не надо бояться. Надо уметь сдерживать себя.
Необходимые условия для жизни - 2 часа.
Как следует питаться. Как сделать сон полезным. Соблюдение режима дня. День здоровья.
Предполагаемые результаты.
К концу курса обучения учащиеся должны знать:
-как оказать первую помощь;
-как сохранить своё здоровье;
-какие привычки называют вредными;
-кто помогает в сохранении здоровья.
К концу курса обучения учащиеся должны уметь:
-сохранить своё здоровье;
-оказать первую медицинскую помощь;
-вызвать врача.
Формы и виды контроля:
конкурс;
спортивный праздник;
соревнования;
турниры.
Методические рекомендации.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцентироваться на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Для того чтобы занятия стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия. Необходимо ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Необходимо учитывать, что ребенок, познавая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Формы проведения занятий по данному курсу могут быть различны: уроки, классные часы, праздники, КВН, театрализованные постановки и т. д.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Рабочие тетради. | К |
2 | Дидактические материалы. | К |
3 | Методические пособия и книги для учителя. | Д |
2. Печатные пособия |
1 | Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения. | Д |
2 | Альбомы демонстративного и раздаточного материала. | Д/П |
3. Технические средства обучения |
1 | Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. | Д |
4. Экранно-звуковые пособия |
1 | Видеофрагменты по темам занятия. | Д |
2 | Слайды соответствующего содержания. | Д |
3 | Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. | Д |
5. Игры и игрушки |
| Игра «Полезные продукты». | К |
| Игра «Я- доктор». | К |
6. Оборудование класса |
1 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | К |
2 | Стол учительский. | Д |
3 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. | Д |
4 | Настенная доска. | Д |
Список рекомендуемой учебно – методической литературы:
Программа «Твоё здоровье» автор Воронова Е. А. Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.
Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии
Джинотт Х. Дж. / М.: Апрель Пресс, изд. ЭКСМО – Пресс, 2006.
Мир детства: Младший школьник/ под редакцией Хрипковой А. Г. Москва: Педагогика, 2007.
Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника 1 – 4 классы. Саляхова Л. И. – Москва: Глобус, 2007.
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь. Практическое пособие.
Крюкова С. В., Слободяник Н. П.– Москва: «Генезис», 2006 г.