Пояснительная записка
Актуальность
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Особое значение приобретает проблема творчества, когда развитие способностей детей, выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку определить место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусмотрены тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Программа кружка «Творческая мастерская «Радуга»» ориентирует на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Цель программы: гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи:
Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций; приобщение к многонациональной культуре России и Ростовской области.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская «Радуга»» реализуется в группе детей младшего школьного возраста (школьники 8-9 лет), рассчитана на 34 учебные недели, занятия проводятся 1 раз в неделю по 35-40 минут.
Планируемые результаты освоения курса
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы
Содержание | Формы организации занятий | Основные виды деятельности |
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. (13 часов) Симметричное вырезание; Игрушки из картона с подвижными деталями; Моделирование из конусов; Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе; Объёмное конструирование из деталей оригами; Моделирование из бумажных салфеток; Простое торцевание на бумажной основе; Многослойное торцевание; Моделирование из фольги. | Фронтальная; индивидуальная, групповая, коллективная, беседы, участие в конкурсах, выставках детского творчества. | Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Усвоение техники безопасности с различными предметами. Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Использовать правила работы с картоном, ножницами и проволокой. |
Раздел 2. Текстильные материалы. 11 часов. Аппликация из резаных нитей. Приклеивание ниток по спирали. Вышивание по ткани. Аппликация из ткани. приклеенной на бумагу Аппликация из ткани и ниток. Шитьё по выкройкам. | Фронтальная; индивидуальная, групповая, коллективная, беседы, участие в конкурсах, выставках детского творчества | Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Выполнять работу по плану. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Учиться работать по шаблонам, выкройкам. |
Раздел 3. Модульное оригами. 10 часов. Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля Объёмные изделия из треугольных модулей Художественные образы из треугольных модулей. | Фронтальная; индивидуальная, групповая, коллективная, беседы, участие в конкурсах, выставках детского творчества.
| Выполнять работу по плану. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства. Осуществлять поиск необходимой информации. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Темы | Кол-во часов | Дата |
1 | Объёмное конструирование из деталей оригами. | 1 | 06.09 |
2 | Рыбки в аквариуме. | 1 | 13.09 |
3 | Симметричное вырезание. | 1 | 20.09 |
4 | Игрушки из картона с подвижными деталями. | 1 | 27.09 |
5 | Моделирование из конусов | 1 | 04.10 |
6 | Художественные образы из треугольных модулей. Зайчики. | 1 | 11.10 |
7 | Художественные образы из треугольных модулей. Пингвин. | 1 | 18.10 |
8 | Художественные образы из треугольных модулей. Дракон. | 1 | 25.10 |
9 | Моделирование из салфеток | 1 | 08.11 |
10 | Роза из салфеток. | 1 | 15.11 |
11 | Многослойное торцевание. Коллективная работа | 1 | 22.11 |
12 | Изонить на картонной основе | 1 | 29.11 |
13 | Аппликация из резаных нитей | 1 | 06.12 |
14 | Моделирование из фольги | 1 | 13.12 |
15 | Приклеивание ниток по спирали | 1 | 20.12 |
16 | Аппликация из ткани и ниток | 1 | 27.12 |
17 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | 1 | 10.01 |
18 | Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы | 1 | 17.01 |
19 | Модуль кусудамы «Супершар». Заготовки деталей. | 1 | 24.01 |
20 | Художественные образы на основе модуля кусудамы. | 1 | 31.01 |
21 | Сборка «Сепершара». | 1 | 07.02 |
22 | Плоская мягкая игрушка. Составляем выкройку. | 1 | 14.02 |
23 | Шитьё по выкройкам. Сметывание деталей. | 1 | 21.02 |
24 | Украшение игрушки. Выставка работ. | 1 | 28.02 |
25 | Простое торцевание на бумаге. Подготовка деталей. | 1 | 07.03 |
26 | Веселый кактус. | 1 | 14.03 |
27 | Многослойное торцевание . | 1 | 21.03 |
28 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе . | 1 | 04.04 |
29 | Изонить на картонных шаблонах. | 1 | 11.04 |
30 | Изготовление бабочки. | 1 | 18.04 |
31 | Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля. | 1 | 25.04 |
32 | Нарциссы. | 1 | 02.05 |
33 | Объёмные изделия из треугольных модулей. | 1 | 16.05 |
| | | |
34 | Тюльпаны из треугольных модулей. | 1 | 23.05 |
Лист корректировки рабочей программы
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
25