СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Учимся учится действовать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа имеет интеллектуальное направление. Для работы использованы типовые задачи по формированию универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«учимся учиться действовать»

9





347450 Ростовская область, Зимовниковский район,

улица Школьная №10 телефон (886376)3-56-49

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Северная казачья средняя общеобразовательная школа № 13




«Утверждаю»

Приказ от 31.08.2016 г . №120

Подпись руководителя ___________Н. В. Сивокобыльская





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Учимся учиться действовать »

Интеллектуальное направление


Уровень общего образования: начальное общее образование, 3б класс

Количество часов:68

Количество часов в неделю:2

Учитель: Ширина Марина Борисовна

Программа разработана на основе: Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования







х.Гашун






Пояснительная записка

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет (1 - 4 классы).

Занятия проводятся 1 раза в неделю.

Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с учебным планом.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, пространственное мышление, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения внеучебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

Цель данного курса: развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие интеллектуальных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.


Особенности организации учебного процесса.

Во время занятий у обучающегося происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы, специальных заданий, представленных в форме интеллектуальных мини-игр.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно). Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Разработанная сис­тема игровых внеучебных заданий и задач, направленна на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью развития интеллектуальной сферы. Предлагаемая система заданий способствует формированию умения: сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами..



в результате занятий. Поэтому проходит дважды: в начале курса и по его завершению.

Основные принципы распределения материала:

  • системность: задания располагаются в определенном порядке;

  • увеличение объема материала;

  • вариативность - для детей, быстро и легко справляющимися не только с основными, но и с дополнительными заданиями, предоставляется возможность самостоятельно составить задания, аналогичные решённым.

  • наращивание темпа выполнения заданий;

  • смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.


Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью преподавателя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение о возможном варианте решения проблемного задания.

  • Учиться оценивать результат, выполненного задания.

  • Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради (в оглавлении).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от преподавателя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты.

  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Грамотно формулировать и оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • Совместно договариваться о правилах общения на занятии.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.


Контроль и оценка планируемых результатов.


Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития мыслительной деятельности обучающихся

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль

  • диагностика;

  • практические работы;

  • творческие работы обучающихся;

  • Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика доминирования долговременной и кратковременной памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие внешнего и внутреннего плана речи. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Формирование умения давать несложные определения понятиям.



Учебно – методическая литература для учителя

  1. «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией». Т.П. Хиленко

Москва, Просвещение 2014

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

5. «Учимся учиться действовать» Т. В. Меркулова, Безуглова Т. П. Москва «Федоров» 2013



Тематическое планирование


п/п

Название раздела/ темы

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Дата проведения

Работаем со словами 5часов

Машины


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Личностные:

сформированость внутренней позиция обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации

Регулятивные:

овладеют всеми типа ми учебных действий,

направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать

и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение


Познавательные:

научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе

овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач


Коммуникативные

приобретут умения учитывать позицию

собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты







Личностные:

сформированность внутренней позиция обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации

Регулятивные:

овладеют всеми типа ми учебных действий,

направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать

и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение

Познавательные:

научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе

овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач

Коммуникативные

приобретут умения учитывать позицию

собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты







01.09

2,3

Анаграммы

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

08.09

4

Лишнее слово

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

15.09

5

Филворды

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

22.09

6

Работа с текстом 13часов

Витамины для улучшения зрения

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

06.10

7.

Угадай животных

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

13.10

8

Фруктовые деревья

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие комбинаторных действий.

20.10

9

Фрукты

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

27.10

10

Лошадка

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

10.11

11

Колобок

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

17.11

12

Теремок

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

24.11

13

Как пройти к вокзалу

Развитие внутреннего плана мыслительной деятельности. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

01.12

14

Пословицы

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

08.12

15

Виды дождя

Совершенствование произвольного внимания. Развитие наглядно-образного мышления.

15.12

16.

Приметы дождя

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

22.12

17

Осень.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

12.01

18.

Базар

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

19.01

19

Работа со словарем и справочниками 10часов

Незнакомые слова

Совершенствование мыслительных операций. Развитие словесно- логического, умозаключающего мышления.

26.01

20

Мера длины. Пядь.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

02.02

21

Мера длины. Сажень.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

09.02

22

Аршин и вершок

Развитие словесно-логического мышления на основе поисковых действий.

16.02

23

Спортсмены.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

23.02

2.03

24

Профессии.

Развитие концентрации внимания.Развитие наглядно- образного плана деятельности. Совершенствование мыслительных операций.

2.03

25

Электроприборы.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

Личностные:

сформированость внутренней позиция обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации

Регулятивные:

овладеют всеми типа ми учебных действий,

направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать

и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение

Познавательные:

научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе

овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач

Коммуникативные

приобретут умения учитывать позицию

собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Приобрету начальную степень эмоционально- стрессовой устойчивости.


9.03

26

Составь таблицу.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

16.03

27

Поликлиника.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

06.04

28

Пассажиры.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и формирование внутреннего плана мыслительной деятельности.

13.04

29

. Работа с таблицей 7часов


Цирк шапито

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Формирование эмоциональной устойчивости.

20.04

30

. Работа с таблицей

Закладка для книги

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

27.04

31

Дневник наблюдений за погодой

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

04.05

32

Такие разные слова .День рождения мамы

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Формирование эмоциональной устойчивости.

11.05

33

Птицы .

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности к рефлексии.

18.05

34

Работаем со схемами, символами, знаками

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей




25.05