Программа внеурочной деятельности «Улица немецких сказок»
для учащихся 5 классов
желающих изучать немецкий как второй язык
(реализация ФГОС основного общего образования)
Согласно базисному учебному плану изучение иностранного языка начинается со 2 класса начальной школы. В 5 класс основной школы поступают учащиеся, изучающие английский язык со 2 класса. Возможность изучения учащимися второго иностранного языка является актуальным в мире поликультурного развития общества. Обучение второму иностранному языку положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Данная программа основывается на изучении немецкого языка через игровые моменты, постановки сценок, разучивания песен на немецком языке. Такая деятельность мотивирует детей на изучение второго языка, показывает практическую значимость владения иностранным языком для школьников. Поэтому разработанная программа внеурочной деятельности «Улица немецких сказок» является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции школьников, повышения мотивации изучения немецкого языка, к тому же служит популяризации немецкого языка.
Новизна программы внеурочной деятельности «Улица немецких сказок» заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых педагогических технологий, аудио - и видеокурсов, мультимедийных средств обучения. В представленной программе даны некоторые ссылки на использованные ресурсы сети Интернет, которые каждый учитель немецкого языка может использовать в своей работе. Используемые современные педагогические технологии дают возможность формировать компетентности. Использование мультимедийных средств обучения учит детей работать с информацией, коммуникативная компетентность формируется через возможность слышать живую речь носителей языка. Использование на занятиях внеурочной деятельность метода проектов помогает процессу социализации личности, умению сотрудничать. Первый учебный проект «Зачем я учу немецкий язык» выполняется пятиклассниками на русском языке и способствует повышению мотивации изучения языка. Продукт проекта «Книга обо мне» и «Праздничная открытка» выполняется уже на немецком языке.
Цель обучения по программе внеурочной деятельности «Улица немецких сказок» – развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно – познавательной компетенции, а также развитие и воспитание школьников средствами немецкого языка.
Реализация комплексной коммуникативной цели предполагает решение следующих задач:
– развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
– приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, формирование умения представлять свою страну;
– развитие и формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Программа внеурочной деятельности перекликается с содержанием учебного предмета, дополняет изучаемые на уроках немецкого языка в начальной школе тем по УМК И.Л. Бим.
Отличительной особенностью данной программы является направленность на создание мотивов учения, формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности ребят. Это достигается использованием большого объема современной страноведческой информации, знакомством с немецкой музыкой, разучиванием немецких детских, народных и современных песен, инсценированием немецких песен, сказок, созданием атмосферы творчества и сотрудничества на занятиях.
Программа внеурочной деятельности «Улица немецких сказок»» для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, вторая половина дня внеурочного времени. Место проведения занятий – кабинет №11 иностранного языка образовательного учреждения, актовый зал школы, библиотечно-информационный центр. Презентация итогового занятия обучающихся состоится на школьной сцене для учащихся школы, родителей, учителей и учащихся начальной школы с целью популяризации немецкого языка. Внеурочная деятельность по предмету «Немецкий язык» и ее результаты будут представлены на сайте общеобразовательного учреждения, в блоге учителя немецкого языка.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Улица немецких сказок» к концу пятого класса у обучающихся:
• сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей школьника; расширится лингвистический кругозор;
• будет получено первичное представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;
• будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными с речевыми партнёрами;
• сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению вторым иностранным языком в дальнейшем.
К окончанию первого года обучения по программе внеурочной деятельности школьники будут знать и уметь:
знать детские песни и рифмовки на немецком языке;
знать немецкий алфавит и уметь пользоваться немецко – русским словарём (в том числе и в сети Интернет);
уметь читать на немецком языке;
уметь отвечать на вопросы;
уметь вести диалог по образцу;
понимать на слух элементарные фразы;
уметь составить рассказ о себе и своей семье.
В результате изучения немецкому языку у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
Формой оценки результатов внеурочной деятельности является уровневая дифференциация на основании накопительной системы оценивания через портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в изучении немецкого языка, что позволит
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Технологии обучения: технология групповой работы, дифференцированного обучения, здоровьесьерегающие технологии, лингвистические задачи, использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, технических средств.
Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа, что позволит в дальнейшем сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на немецком языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.
Созвучие языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.
Процесс овладения немецким языком внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на занятиях иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, народных немецких сказок. выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.
Тематический план внеурочной деятельности
в 5 классе «Улица немецких сказок»
№ | Название темы. Форма организации занятия. | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Знакомство. Ролевая игра | 0 | 1 | 1 |
2 | Учебный проект «Мой немецкий!» | 0 | 3 | 3 |
3 | Сказочный алфавит. Учебная игра | 1 | 6 | 7 |
4 | В мире числительных. Учебная игра | 1 | 3 | 4 |
5 | Улица цветов. Учебная игра. | 1 | 2 | 3 |
6 | Я и моя первая немецкая сказка. Учебный проект | 1 | 4 | 5 |
7 | Я и герои немецких сказок. Чем мы охотно занимаемся? Ролевая игра. | 1 | 3 | 4 |
8 | Сказка «Госпожа Метелица». Инсценирование сказки. | 2 | 5 | 7 |
| Итого | 7 | 27 | 34 |
Содержание программы внеурочной деятельности
в 5 классе «Улица немецких сказок»
Тема «Знакомство»
Песня «Guten Tag»:
Guten Tag ! Guten Tag !
Hallo, wie geht's ?
Guten Tag ! Guten Tag ! Hallo, wie geht's ?
Danke, prima gut. Danke, prima gut. Danke, prima gut.
Tschüs ! Auf Wiedersehn !
http://pesnu.ru/detskoe/inostrannye-pesni/detskie-nemeckie-pesni/63-guten-tag-guten-tag.html
Учебный проект «Мой немецкий!»
Тема «Сказочный алфавит»
Алфавит в мультфильме («Уроки тётушки Совы»): http://www.tvzavr.ru/Uroki-tetushki-Sovy-Nemetskii-alfavit-dlya-detei
Алфавит в стихах:
http://deutsch-lernen-mit.narod.ru/alfavit_v_kartinkax_i_stihah.html
Песня «Алфавит»
Обучающие игры: http://www.solnet.ee/games/g1.html#nem
Игра «Напиши букву»
Игра «Соедини буквы по алфавиту»
Игра «Отгадай, кто это»
Игра «Алфавитная цепочка»
Игра «Алфавитный суп»
Игра «Алфавитные гонки»
Игра «Немой диктант»
Игра «Великаны - карлики» («Groß – klein, dick – dünn»)
Рисунок по алфавиту
Обучение использованию немецко-русского словаря (И в сети Интернет)
Праздник алфавита (конкурсные задания)
Тема «В мире числительных»
Обучающий мультфильм:
http://moistraubing.de/index.php/cartoons-german/899-german-vocab-builder
Песня «Eins, zwei, Polizei» http://www.youtube.com/watch?v=x_s464xTtN8&feature=related
Песня о числительных: http://www.youtube.com/watch?v=KO9DAnw39do
Компьютерный тренажёр «Цифры» (индивидуальная тренировка)
Компьютерная игра-тренажёр «Числительные»
Обучающие игры: http://www.solnet.ee/games/g1.html#nem
Игра «Посчитайся»
Игра «Решаем примеры»
Игра «Напиши названную цифру»
Изучение рифмовок и считалок
Тема «Улица цветов»
Компьютерная игра-тренажёр «Цвета» (индивидуальная тренировка) : http://englishschool12.ru/video/vip/9276/khobbi_i_obrazovanie/nemeckij_jazyk/uc him_cveta_na_nemeckom
Обучающие игры: http://www.solnet.ee/games/g1.html#nem
Раскрась картинки по цветам
Тема «Я и моя первая немецкая сказка»
Стихи о семье
Песенка про меня.
Учебный проект «Книга обо мне»
Презентация проектов
Тема «Я и герои немецких сказок. Чем мы охотно занимаемся?»
Видеофильм «Что я делаю?»: http://www.youtube.com/watch?v=bD_PIMljsWQ
Презентация «Глаголы»
Диалог о хобби
Написание поздравительной открытки любимому сказочному герою.
Сказка «Госпожа Метелица»
Постановка сценки на основе известной сказки, спектакль для других классов.
Лист внесения изменений
в тематический план внеурочной деятельности
в 5 классе «Улица немецких сказок»
№ | Название темы | Теория | Практика | Всего часов |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Календарно-тематическое планирование занятий по программе внеурочной деятельности «Улица немецких сказок» в 5 классе
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемы результаты | Деятельность обучающихся |
Предметные | метапредметные | личностные |
«Знакомство» – 1час |
1 | Песня «Guten Tag» | 1 | социокультурная осведомлённость ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов | активное использование речевых средств умение работать в группе | развитие мотивов учебной деятельности | Запоминают необходимые для речевого общения фразы. Песня сопровождается танцевальными движениями |
Учебный проект «Мой немецкий!» - 3 часа |
1 | Поиск ответа на вопрос «Зачем я учу немецкий язык» | 1 | социокультурная осведомлённость, восприятие языка как общечеловеческой ценности, | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Обучающиеся делятся на группы, с помощью учителя распределяют роли, проводят «мозговой штурм» |
2 | Создание продукта проекта | 1 | начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации | использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, использование различных способов поиска, сбора, анализа и интерпретации информации | Оформляют идеи в продукт, готовят его презентацию |
3 | Презентация продукта проекта | 1 | говорение | использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | Выступают перед всем классом, отвечают на вопросы |
«Сказочный алфавит» – 8 часов |
1 | Алфавитные мультфильмы | 1 | навыки аудирования, формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке | умение работать в материальной и информационной среде, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | формирование личностного смысла учения, освоение социальной роли обучающегося | Изучают алфавит |
2 | Алфавит в стихах | 1 | Разучивают стихи на русском языке с отдельными лексическими единицами на немецком |
3 | Алфавитная песня | 1 | Разучивают песню на немецком языке |
4 | Игры с буквами | 1 | Закрепляют знание букв в письменной и устной форме |
5 | Рисуем по буквам | 1 | Создают рисунки, закрепляя знание алфавита |
6 | Словарь | 1 | умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей | использование различных способов поиска в справочных источниках и сети Интернет | развитие самостоятельности | Учатся пользоваться немецко-русским словарём (В том числе в сети Интернет) |
7 | Праздник алфавита | 2 | навыки говорения | активное использование речевых средств | развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества | Соревнуются в знании алфавита |
8 |
«Царство числительных» – 4 часа |
1 | Обучение числительным | 1 | восприятие основного содержания несложных аудиотекстов | готовность слушать собеседника | формирование личностного смысла учения | Просматривают обучающий мультфильм, поют песни о числительных |
2 | Учим цифры на компьютерных тренажёрах | 2 | языковые представления и навыки | активное средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Обучающиеся индивидуально закрепляют знание цифр с помощью заданий на компьютерах |
3 |
4 | Игры с цифрами | 1 | активное использование речевых средств | формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества | Тренируют употребление лексики |
«Улица сказочных цветов» – 3 часа |
1 | Учим цвета по- немецки | 2 | языковые представления и навыки, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов | овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | освоение социальной роли обучающегося | Учат названия цветов с помощью компьютерного тренажёра индивидуально |
2 |
3 | Знаешь ли ты цвета? | 1 | Закрепляют знание цветов на немецком языке |
«Я и моя первая немецкая сказка»- 5 часов |
1 | Основные идеи проекта | 1 | знакомство с образцами зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение работать в группе | освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Песни, стихи о семье и о себе, обсуждают основную идею проекта |
2 | Подготовка материала проекта | 1 | умение использовать учебно-справочный материал | использование различных способов поиска информации | Собирают информацию |
3 | Подготовка продукта проекта | 1 | перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, начальный опыт использования вспомогательной и справочной литерат. | использование знаково-символических средств представления информации | Готовят продукт – «Книгу обо мне» |
4 | Защита проекта | 2 | говорение (монологические высказывания с описаниями себя, семьи) | освоение начальных форм рефлексии | Презентуют индивидуальный продукт всему классу |
«Я и герои немецких сказок. Чем мы охотно занимаемся?»- 4 часа |
1 | Учим немецкие глаголы | 1 | языковые представления и навыки, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов | овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | освоение социальной роли обучающегося | Просматривают обучающий видеофильм и презентацию, учат лексические единицы |
2 | Диалог о любимом занятии | 1 | умение вести элементарный диалог, умение выполнять задания по усвоенному образцу | активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | Разыгрывают диалог «Что я люблю делать?» |
3 | Учебный проект «Поздравительная открытка любимому сказочному герою» | 2 | письмо на немецком языке, умение выполнять задания по усвоенному образцу, перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры | умение работать в материальной и информационной среде общего образования, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | мотивов учебной деятельности, развитие самостоятельности | Изготавливают и подписывают открытки к 8 Марта на немецком языке, презентуют их своим сказочным героям в ролевой игре |
4 |
Сказка «Госпожа Метелица» - 7 часов |
1 | Читаем сказку | 2 | Чтение, перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей | овладение навыками смыслового чтения | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Читают и переводят текст сказки, готовят декорации |
2 |
3 | Кто кого играет? | 1 | активное использование речевых средств | Распределяют роли, учат слова |
4 | Репетиция | 2 | говорение, восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми | Учат слова, репетируют сценки |
5 |
6 | Постановка спектакля | 2 | Представляют спектакль перед другими классами школы, родителями и учащимися начальной школы |
7 |