СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов разработана мною по примерной программе Пахаленко В. Е. "Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников".

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"»

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность, ее объем осуществляется в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 года № 353 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».

Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Закон Луганской Народной Республики «Об образовании» от 30.09.2016 №128-II

  2. Приказ МОН ЛНР №482 от 26.12.2016 «О разработке, утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего основного общего, среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

  3. Приказ МОН ЛНР №86 от 06.03.2017 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

  4. Приказ МОН ЛНР №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».

  5. Приказ МОН ЛНР №505 от 28.07.2017 « Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году»

6. Учебно методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель, 2012 — 190, [2] с. — (Планета знаний).

Пахаленко В.Е. Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников» - М: АСТ: Астрель, 2012.













Актуальность



Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам даётся представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Программа поможет ребёнку привить художественный вкус, развить детское воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов в России, мастерами народного творчества. Работа на основе наблюдения и изучения окружающего мира является важным условием освоения программы. Учащиеся научатся переводить уви- денное в природе в декоративную форму, украшать предметы быта, одежду, постройки декоративными элементами (геометрическими элементами растительного и животного мира), использовать ритм и стилизованную форму предметов для создания орнамента; научатся выполнять орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики.

Цели программы:

—формирование ценностного отношения к труду, культуре и народным художественным традициям своего народа;

—приобщение детей к народному творчеству и, тем самым, возрождение народных эстетических традиций средствами проектной технологии;

—воспитание чувства национального достоинства, патриотизма, толерантности младших школьников.

Задачи программы:

—обучение основам художественной грамотности;

—формирование практических навыков в художественной деятельности — декоративно прикладном искусстве, в том числе использованием компьютерной графики;

—развивать познавательные, организационные, художественные способности детей;

—воспитывать самостоятельность, творческий подход к любому делу;

—способствовать повышению культурного уровня учащихся, расширению их познавательного кругозора.

Программа рассчитана на 4 года обучения (0,5 часа в неделю).

Формы внеурочной деятельности

Содержание внеурочной деятельности ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность.

Описание места курса в учебном плане

Внеурочная деятельность «Умелые ручки» рассчитана на четыре года с 1 по 4 класс. 17 ч в год в 1-4 классах (17 учебных недель), 0,5 ч занятий в неделю (1ч в неделю один семестр).

Общее количество часов — 68 .

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1

1


2

Знакомство с основными средствами художественной выразительности.

4

1

3

3

Учимся у природы.

5

1

4

4

Сказочный мир в произведениях русского художника И. Билибина.

5

1

4

5

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

2

1

1


Итого:

17

5

12



Второй год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1

1


2

Радуга цвета.

3

1

2

3

Материал для создания скульптуры.

3

1

2

4

Мир полон фантазий.

5

1

4

5

До одеяния было украшение.

4

1

3

6

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

1


1


Итого:

17

5

12



Третий год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1

1


2

В стране мастеров игрушек.

3

1

2

3

Книга — произведение искусства.

3

1

2

4

Украшение улиц и парков.

5

1

4

5

Кукла

2

1

1

6

Маска

2

1

1

7

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

1


1


Итого:

17

6

11



Четвёртый год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1

1


2

Ярмарка на Руси.

3

1

2

3

Пир на весь мир.

5

1

4

4

Декоративное искусство разных времён и народов.

4

1

3

5

Декоративная работа в материале.

3

1

2

6

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

1


1


Итого:

17

5

12





Ожидаемые результаты

- Первый уровень результатов – осознавать свою принадлежность народу, испытывать чувство уважения к народным художественным традициям своей республики; выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, к народному творчеству;

- Второй уровень результатов – различать произведения декоративно-прикладного искусства и знать о роли этого искусства в жизни людей;

использовать при выполнении декоративных работ выразительные средства (цвет, линию, объём, пятно, пропорции т.д.), для создания орнаментальных композиций — компьютерную графику; понимать и использовать выразительные возможности художественных материалов; уметь подбирать информационный, иллюстративный материал, используя сайты в Интернете, посвящённые творчеству народных мастеров; организовывать самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

- Третий уровень результатов – получение школьником опыта решать творческие задачи, используя известные средства; анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы.

Учащиеся получат возможность на первом году обучения:

— познакомиться с пятью основными средствами художественной выразительности — пятном, объёмом, линией, цветом, ритмом;

— научиться замечать красоту предметного, растительного, животного мира и познакомиться с разнообразием декоративных форм в природе;

— узнать о постройках в природе, о декоре традиционного жилища;

— создавать новые образы построек с помощью компьютерной графики;

— познакомиться с работой трёх братьев Мастеров: Изображения, Постройки, Украшения в создании сказочных образов в декоративно

прикладном искусстве;

— узнать, что через украшение можно выразить характер и настроение человека;

— познакомиться с произведениями народных художественных промыслов, посещая музеи, выставки, мастерские художников, используя сайты в Интернете.


на втором году обучения :

— узнать, как и для чего художник использует выразительность цвета, линии, объёма, пятна, композиции, фактуры в своём творчестве и какие использует художественные материалы;

— создавать художественные образы средствами декоративно

прикладного искусства и компьютерной графики, проявляя воображение и фантазию;

— узнать, что через украшение можно выразить характер и настроение человека.


на третьем году обучения :

— открыть красоту предметного мира, окружающего человека, в доме, на улице, в театре;

— выполнять рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики;


Народное декоративное искусство

— познакомиться с произведениями народных художественных промыслов, посещая музеи, выставки, используя сайты в Интернете.

на четвёртом году обучения :

— знать художественные промыслы России, иметь представление о многообразии художественных культур народов мира;

— изучать истоки родного декоративно прикладного искусства (деревянного зодчества) и познакомиться с многообразием художественных культур в мире: украшением предметов быта, жилища, костюма, используя сайты в Ин

тернете, посвящённые декоративно прикладному творчеству.


Метапредметные

Учащиеся научатся:

— осознавать свою принадлежность народу, испытывать чувство уважения к народным художественным традициям России;

— выражать эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства, к народному творчеству;

— различать произведения декоративно прикладного искусства и знать о роле этого искусства в жизни людей;

— использовать при выполнении декоративных работ выразительные средства (цвет, линию, объём, пятно, пропорции т.д.), для создания орнаментальных композиций — компьютерную графику;

— понимать и использовать выразительные возможности художественных материалов;

— уметь подбирать информационный, иллюстративный материал, используя сайты в Интернете, посвящённые творчеству народных мастеров;

— организовывать самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

— выдвигать идеи проекта, ставить цели и задачи;

— решать творческие задачи, используя известные средства;

— анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы.










Календарно-тематический план

1 класс

п/п

п/п

в теме

Название разделов, тем.

Теоретическая

часть занятия/


Практическая

часть занятия/


Дата

по

плану

по

факту

Вводное занятие (1)

1

1

Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1




Знакомство с основными средствами

художественной выразительности(4)

2

1

Цвет — основа живописи. Стихи о цветах.

1




3

2

Игра-сказка. Оживление пятна (театр теней).


1



4

3

Понятие «орнамент»


1



5

4

Творческий проект: «Азбука цвета»


1



Учимся у природы (5)

6

1

Для чего природа себя украшает?

1




7

2

Творческий проект: «Жар-птица»


1



8

3

Проект «Конкурс красоты «Жар-птица»»


1



9

4

Понятия «аппликация, «оригами».


1



10

5

Понятия «коллаж», «рельеф».


1



Сказочный мир в произведениях русского художника И. Билибина (5)

11

1

Рассматривание иллюстраций к русским народным

сказкам, выполненных русским художником

И. Билибиным.

1




12

2

Информационный проект: о творчест

ве русского художника

И. Билибина;


1



13

3

Творческий проект: изготовление рамочки для иллюстраций


1



14

4

Буквица по мотивам русских народных сказок


1



15

5

Декоративные

композиции (на сюжеты сказок)


1



Подведение итогов (2)

16

1

Подготовка к проведению выставки работ учащихся.

1



17

2

Проведение выставки работ учащихся.


1



























Календарно-тематический план

2 класс

п/п

п/п

в теме

Название разделов, тем.

Теоретическая

часть занятия/



Практическая

часть занятия/



Дата











по

плану

по

факту

Вводное занятие (1)

1

1

Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1







Радуга цвета (3)

2

1

Три основных цвета. Смешение цветов (акварель, гуашь).

1







3

2

В гости к народным умельцам Дымкова, Хохломы,

Гжели.



1





4

3

Посещение школьного музея «Человек и Вселенная»



1





Материал для создания скульптуры (3)

5

1

Понятие «скульптура». Художественные материалы

для работы в объёме.

1





6

2

Творческий проект: лепка животных (глина, пластилин).



1





7

3

Творческий проект: лепка птиц (глина, пластилин).



1





Мир полон фантазий (5)

8

1

Кружева в природе. Понятие «фантазия».

1







9

2

Вологодские кружева.



1





10

3

Оренбургские платки.



1





11

4

Творческий проект: Бумажные фантазии.

Квиллинг -искусство бумагокручения.



1





12

5

Квиллинг —

«Цветочная клумба нашего

школьного двора» (выставка работ).



1





До одеяния было украшение (4)

13

1

Выражение характера человека через украшение.

1







14

2

Проект: для чего украшали предметы быта.



1





15

3

Исследовательский проект: знаки

символы, которые

использовали для украшений головных женских уборов,

оружия.



1





16

4

Творческий проект: изготовление бус из бумаги старых

глянцевых журналов (выставка поделок).



1





Подведение итогов (1)

17

1

Подготовка и проведение выставки работ учащихся.



1













Календарно-тематический план

3 класс

п/п

п/п

в теме

Название разделов, тем.

Теоретическая

часть занятия/


Практическая

часть занятия/


Дата

по

плану

по

факту

Вводное занятие (1)

1

1

Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1




В стране мастеров игрушек (3)

2

1

Игрушка — предмет искусства.

1




3

2

Исследовательский проект: элементы росписи народных игрушек: филимоновских, абашевских, дымковских.


1



4

3

Творческий проект: пластилиновая живопись «Дымковская игрушка»


1



Книга — произведение искусства (3)

5

1

Информационный проект: искусство книгопечатания

1




6

2

Творческий проект: книжка-самоделка «Я люблю свою

лошадку»


1



7

3

Творческий проект: книжка-самоделка «Я люблю свою

лошадку»


1



Украшение улиц и парков (5)

8

1

Информационный проект: «Металлические кружева.

Кузнецы России».

1




9

2

Деревянное узорочье изб.


1



10

3

Творческий проект: конструирование из бумаги фонарей.


1



11

4

Исследовательский проект: «Уличные фонари».


1



12

5

Выставка «Улица необыкновенных фонарей».


1



Кукла (2)

13

1

Информационный проект: «История кукол» (куклы тряпичные и деревянные).

1




14

2

Творческий проект: украшение кукольной одежды (аппликация, работа с тканью)


1



Маска (2)

15

1

Информационный проект: «Маски в искусстве»

1




16

2

Творческий проект: маски к сказке «Колобок»


1



Подведение итогов (1)

17

1

Подготовка и проведение выставки работ учащихся.


1













Календарно-тематический план

4 класс

п/п

п/п

в теме

Название разделов, тем.

Теоретическая

часть занятия/


Практическая

часть занятия/


Дата

по

плану

по

факту

Вводное занятие (1)

1

1

Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1




Ярмарка на Руси. (3)

2

1

Информационный проект: о красоте русского деревянного зодчества «Изба что терем» (презентация)

1




3

2

Творческий проект: коллаж «Всех на ярмарку зовём».


1



4

3

Творческий проект: коллаж «Всех на ярмарку зовём». Выставка работ.


1



Пир на весь мир (5)

5

1

Информационный проект: «Древние палаты Московского Кремля» (сообщение, презентация).

1




6

2

Декор интерьера царских и княжеских палат.


1



7

3

Пиршества на Масленицу, декор праздника.


1



8

4

Творческий проект:

— украшение посуды для княжеского пира в стиле «золотой хохломы» (натюрморт).


1



9

5

В украшение посуды для княжеского пира. Выставка работ учащихся.


1



Декоративное искусство разных времён и народов. (4)

10

1

Информационный проект: «Декоративное искусство

разных времен и народов» (Западная Европа эпохи Средневековья, презентация).

1




11

2

Исследовательский проект: элементы декора, знаки- символы, знаки-обереги.


1



12

3

Творческий проект: коллаж «На балу у Золушки»


1



13

4

Творческий проект: коллаж «На балу у Золушки»


1



Декоративная работа в материале (3)

14

1

Информационный проект: «Современные формы декоративно-прикладного искусства» (керамика, стекло, гобелен).

1




15

2

Декоративная работа в материале. Витраж.


1



16

3

Творческая работа: работа на стекле (витраж).


1



Подведение итогов (1)

17

1

Подготовка и проведение выставки работ учащихся.


1













































Содержание изучаемого курса

Первый год обучения

1. Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

2. Знакомство с основными средствами художественной выразительности.

Игра сказка. Оживление пятна (театр теней). Рассматривание объёмного предмета. Игра «Что на что похоже?» (роспись камешков).

Игра «Путаница» (придумывают игру сами дети, на пример, запутывают следы зайца, убегающего от лисы). Использование линий в выкройках на уроках художественного труда. Виды линий.

Цвет — основа живописи. Стихи о цветах. Основные и составные цвета. Холодные и тёплые цвета. Смешение цветов. Цвета в природе. Использование цвета в декоре (украшении). Влияние цвета на организм человека: исследовательский проект «Мой любимый цвет» (социологический опрос учащихся одного класса, учащихся начальной школы, работников школы).

Использование цвета на практике, в жизни человека; информационный проект: цвет знаков светофора, условные цветовые обозначения на географической карте, цвет страниц «Красной книги».

Понятие «орнамент». Цвет в русском орнаменте:

—информационный проект: семантика красного цвета в русском орнаменте;

—исследовательский проект: семантика цвета российского флага, георгиевской ленточки;

—творческий проект: «Азбука цвета» — изготовление учебного пособия (рисунок таблица).

3. Учимся у природы.

Для чего природа себя украшает?

Декоративная переработка форм птиц и животных. Понятия «аппликация, «оригами», «коллаж», «рельеф».

Проект «Конкурс красоты «Жар птица»:

—информационный проект: павлин — Жар птица;

—исследовательский проект: что означает изображение птицы в русском орнаменте?

—творческий проект: «Жар птица» (использование различных видов художественной деятельности: рисунка (мел, пастель), живописи (акварель, гуашь), аппликации (работа с разным материалом), художественное конструирование (пластилин), оригами (сгибание бумаги).

Выставка творческих работ учащихся.

Дом. Какой он бывает? Понятие «архитектура», «дизайн», «конструкция». Я строю дом (1 вариант: компьютерная графика; 2 вариант: художественное конструирование (построение из бумаги волшебного замка).

4. Сказочный мир в произведениях русского художника И. Билибина.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, выполненных русским художником И. Билибиным. Орнаменты обложки и страниц книг. Понятие «иллюстрация», «шрифт».

Народное декоративное искусство

Сказочный мир в произведениях русского художника И.Билибина:

—информационный проект: о творчестве русского художника И. Билибина;

—исследовательский проект: использование элементов геометрического, растительного и животного мира художником для украшения рамочек страниц книг;

—творческий проект: изготовление рамочки для иллюстраций с использованием декоративных форм расти тельного мира.

Буквица по мотивам русских народных сказок. Творчество художника оформителя Т. Мавриной. Декоративные композиции (на сюжеты сказок), вписанные в силуэт буквицы.

5. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся

Второй год обучения

1. Вводное занятие.

Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

2. Радуга цвета.

Три основных цвета. Смешение цветов (акварель, гуашь). В гости к народным умельцам Дымкова, Хохломы, Гжели.

Исследовательский проект: цвет дымковской игрушки, деревянной посуды Хохломы, гжельской керамики. Составление викторины или кроссворда.

Информационный проект: цвет космоса. Знакомство с творчеством художника космонавта А. Леонова (репродукции картин, презентация).

Творческий проект: «Мы рисуем сказку о космосе». Организация выставки рисунков в музее.

Компьютерная графика: цветовое пятно.

Цвет в музыке (проведение интегрированного занятия вместе с учителем музыки). Работа на графическом планшете (интеграция с ИКТ).

Экскурсия по рекреациям школы:

— исследовательский проект: цвет декора рекреаций. Выпуск стенной газеты «Это интересно» (помощь родителей).

3. Материал для создания скульптуры. Информационный проект: выразительные объёмы природы (презентация, картинки).

Понятие «скульптура». Художественные материалы для работы в объёме.

Исследовательский проект: рассматривание школьной коллекции сов и определение материала, из которого изготовлены скульптурки этих птиц (сообщение в школьную газету в рубрику «Это интересно»).

Творческий проект: лепка животных (глина, пластилин).

4. Мир полон фантазий.

Кружева в природе. Переработка природных форм. Понятие «фантазия».

Информационный проект: кружева (картинки, фотографии, презентация).

Вологодские кружева. Оренбургские платки. Украшение избы: причелины, полотенца. Наличники окон.

Ритм линий. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ).

Компьютерная графика: составление узора из геометрических элементов.

Творческий проект: Бумажные фантазии. Квиллинг — искусство бумагокручения. «Цветочная клумба нашего школьного двора» (выставка работ).

5. До одеяния было украшение.

Выражение характера человека через украшение. Рассматривание картин Н. Рериха и И. Билибина. Декоративная символика цвета.

Информационный проект: для чего украшали предметы быта.

Исследовательский проект: знаки символы, которые использовали для украшений головных женских уборов, оружия.

Творческий проект: изготовление бус из бумаги старых глянцевых журналов (выставка поделок).

6. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

Третий год обучения

1. Вводное занятие.

Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

2. В стране мастеров игрушек. Игрушка — предмет искусства.

Народный игрушечный промысел. Украшение игрушек народных промыслов.

Информационный проект: игрушка конь у мастеров Полхов Майдана, Каргополя, Дымкова, Городца (презентация).

Исследовательский проект: элементы росписи народных игрушек: филимоновских, абашевских, дымковских.

Творческий проект: 1 ый вариант: подвижная игрушка дергунчик-лошадка; 2 ой вариант: пластилиновая живопись «Дымковская игрушка». Выставка поделок «Чудо кони».

3. Книга — произведение искусства. Информационный проект: искусство книгопечатания. Книжная миниатюра.

Экскурсия в школьную библиотеку. Всемирный день книги (23 апреля).

Творческий проект: книжка самоделка «Я люблю свою лошадку» (для оформления книги можно использовать поделки игрушки предыдущего творческого проекта). Выставка творческих работ.

4. Украшение улиц и парков.

Деревянное узорочье изб. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ).

Информационный проект: «Металлические кружева. Кузнецы России».

Исследовательский проект: «Уличные фонари». Творческий проект: конструирование из бумаги фонарей. Выставка «Улица необыкновенных фонарей».

5. Кукла.

Информационный проект: «История кукол» (куклы тряпичные и деревянные). Мастерицы одевальщицы кукол.

Творческий проект: украшение кукольной одежды (аппликация, работа с тканью). Выставка творческих работ.

6. Маска.

Карнавальные маски, маски в играх. Символ театрального искусства.

Информационный проект: «Маски в искусстве». Маски в Древней Руси. Работа на графических планшетах (интеграция с ИКТ).

Творческий проект: маски к сказке «Колобок» (1 ый вариант: из бумаги; 2 ой вариант из папье- маше). Выставка работ учащихся.

7. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

Четвёртый год обучения

1. Вводное занятие.

Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

2. Ярмарка на Руси. «Славься мастерами, Русь!»

Информационный проект: о красоте русского деревянного зодчества «Изба что терем» (презентация).

Народные праздники. Художественно образная символика праздника. Рассматривание картин Б. Кустодиева «Ярмарка» (1906), «Ярмарка» (1908), «Ярмарка в деревне».

Творческий проект: коллаж «Всех на ярмарку зовём». Выставка работ учащихся.

3. Пир на весь мир.

Информационный проект: «Древние палаты Московского Кремля» (сообщение, презентация).

Декор интерьера царских и княжеских палат. Образно смысловое содержание боярской одежды и простолюдинов.

Традиции хлебосольной Руси. Пиршества на Масленицу, декор праздника.

Рассматривание иллюстраций В. Васнецова к русским народным сказкам.

Творческий проект:

— украшение посуды для княжеского пира в стиле «золотой хохломы» (натюрморт). Выставка работ учащихся.

4. Декоративное искусство разных времён и народов.

Информационный проект: «Декоративное искусство разных времен и народов» (Западная Европа эпохи Средневековья, презентация).

Исследовательский проект: элементы декора, знаки символы, знаки обереги.

Компьютерная графика. Орнамент на одежде. Цвет декора.

Творческий проект: коллаж «На балу у Золушки». Вы ставка творческих работ учащихся.

5. Декоративная работа в материале.

Информационный проект: «Современные формы декоративно-прикладного искусства» (керамика, стекло, гобелен).

Декоративная работа в материале. Витраж.

Работа на графическом планшете: «Декоративная фантазия» (витраж).

Творческая работа: 1 й вариант: работа на стекле (витраж), 2 й вариант: работа с тканью (батик). Выставка творческих работ.

6. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

Методическое обеспечение

Элементы декора, знаки-символы, знаки-обереги.

В течение многих эпох ни один человек, ни одна изба, ни один двор в Древней Руси не мыслились без народных оберегов. Русское население свято верило, что именно благодаря их магическим способностям они надёжно предохранены от всевозможных недугов, «дурных глаз», стихийных несчастий и каких-либо бед, что ношение и использование специальных талисманов приносит удачу.

Постепенно точка зрения людей на творящиеся кругом происшествия переменилась. Изменялись уклад жизни, семейная обстановка, жилище, а также остальные главные житейские ориентиры. Только каждый раз сохранилось вечное желание человека оградить и спасти свой семейный очаг и свою родню от неприятностей. Наши с вами прародители претворяли это через оберегающие амулеты. Причем их надевали при рождении ребенка и не расставались с ними всю жизнь. При размещении строений во дворе следовали традиционным обрядам, ведь грамотно сооруженный дом на самом деле являлся оптимальной защитой от всяческих горестей и проблем. Совсем как в старине, так и на сегодняшний день все люди стремятся больше всего оградить подворье своего дома. Рубеж частного пространства стабильно осуществляется по ограде кругом двора и предохраняется определенными символическими вещами. К ним причисляются, в частности, подковки, приколоченные к калитке, на дверях, воротах на везение, тигли и кринки, ветхие лапотки, те, что развешиваются на ограде, либо сетки, которые набрасываются на изгородь или плетень.

На Руси со времен Адама подкову относили к амулету сопутствующему успеху, благополучию, а также защите. И это подтверждается многообразными легендами и поверьями. В былые эпохи, когда железо только лишь сделало первые шаги в Европу, оно являлось в такой степени дорогостоящим, что любая железная безделушка почиталась драгоценной. Однако и это было не основным для подковы, ключевой фактор состоял в том, что она ковалась кузнецом в очищающем пламени, а также то, что она по конфигурации была подобна небесному светилу и олицетворяла молодой месяц.

Обнаружить подкову на пути значилось исключительно доброй приметой. В определенных областях кроме того соблюдали конкретные действия при подобной удачной находке: поднимали подкову, плевали на нее, загадывали желание, бросали через левое плечо и шли восвояси, ни в коем случае не оглядываясь. Но этот обычай не укоренился

В античности одним из весьма существенных оберегов, действительно, была изгородь. Вследствие того, что традиционное славянское хозяйство представлялось настоящей моделью мира, и первым препятствием на дороге недоброжелательных сил являлась именно загорода-плетень. Она служила своеобразным охранником, не допуская ко двору врагов и нечистую силу, на неё вешали различные талисманы, черепяные тигли и ветхие чуни для отпугивания зловредных сил.

Славянская писанка — это достигнувшая вплоть до современности традиция расписывания птичьих яиц красками и пчелиным воском. Прежде, они препровождали любого человека в процессе целой его жизнедеятельности, начиная от появления на свет, вплоть до кончины, ограждая от лиха.

Яйцо для большинства народностей — признак рождения и жизни. Орнаменты, которые наносились на писанку, отнюдь не беспорядочны. Абсолютно любой содержит собственное предназначение. Рисунки писанок, цветные сочетания переходили из родословной в родословную.

Одеяние отъединяет каждого человека от внешней среды обитания. А какой бы то ни был способ защиты, в соответствии с верой наших с вами дальних прародителей, нужно было укрепить его через чудодейственное влияние, многократно зашифрованных в рисунках узоров, в проявлениях созданий художества. Из родословной в родословную переходили узоры вышивания либо тканья, скрашивавшие этнические предметы одежды. Все они абсолютно не являлись беспорядочными.

Девицы с незапамятных веков приукрашивали свою особу венцами из цветочков. Дары флоры — хрупкие и недолговечные олицетворяли девичий цвет и безгрешность.

Веночек для девушек являлся символикой девичьей невинности, целомудрия, он предохранял её от «злого взгляда», от «нечистой магической силы».













Искусство книгопечатания

 Как появились книги

С чего начиналась книга? Какой она была? Можно сказать, что она была двуногой и двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Она умела говорить, даже петь, потому что этой живой книгой был человек. Ведь в те времена, когда ещё не было ни букв, ни бумаги, ни пера, уже были гениальные писатели, сказочники и поэты. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти. Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно рассказать то или иное произведение, как бы становился книгой. Многие знают о великом писателе Гомере. Его «Илиаду» и «Одиссею» издают сейчас ежегодно во всех странах мира. Самому же знаменитому автору ни разу в жизни не пришлось увидеть своей книги. Ведь записали его поэмы через несколько веков после того, как он их сочинил. А до этого сказители (или «аэды», как их называли греки) рассказывали фантастическую, детективную и поэтическую повесть о странствиях Одиссея.

Невероятно, но был такой факт. Один человек завёл у себя библиотеку из книг-людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных и умных рабов. Каждый должен был стать какой-нибудь книгой. «Ты будешь «Илиадой», ты — «Одиссеей», — обращался он к своим рабам, — а ты — моей любимой «Энеидой» поэта Вергилия». Ицел добился своего. Вскоре в Риме только и говорили, что о живой библиотеке. Вот однажды после пышного обеда речь зашла о всяких учёных предметах. Заговорили о том, как люди пировали в старину. «Об этом есть славное местечко в «Илиаде». Приведите-ка ко мне “Илиаду”!» — приказал Ицел управляющему. Тот упал на колени и дрожащим голосом доложил: «Прости, господин! У “Илиады” “заболел живот”! Он не может подняться!»

С появлением письменности произведения стали записывать. Появились первые рукописные книги. До изобретения бумаги каких только книг не придумывали! В Индии, например, существовали книги из пальмовых листьев. На них писали иглой. Подравняв края, листья обрезали и сшивали ниткой. Обрез золотили, так что получалось очень красиво.

Среди развалин дворца ассирийского царя Ашшурбанипала была найдена целая библиотека, книги которой были сделаны из глины. Казалось бы, какое отношение к книжному делу может иметь гончар? Теперь никакого. Но у древних ассирийцев гончары обжигали не только горшки, но и книги.

Высушенная на солнце и обожженная в печи глина становилась прочной, как камень. Всё уничтожил пожар во дворце Ашшурбанипала, а книги остались. В библиотеке было тридцать тысяч глиняных табличек. Конечно, сшивать глиняные книги невозможно. Поэтому приходилось каждую нумеровать и на каждой проставлять название. Кроме того, на каждой книге стоял библиотечный штемпель. Теперь наши библиотечные штемпеля звучат совсем не поэтично: «Районная библиотека № 3» или «Библиотека мясокомбината им. Микояна». Штемпель библиотеки царя Ашшурбанипала был совсем не таким. Он величественно и торжественно гласил: «Дворец Ашшурбанипала, царя воинов, царя народов, царя страны Ассур, которому бог Набо и богиня Гасмита даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскать творения писателей моего царства, служивших царям, моим предшественникам. В уважении, питаемом мною к Набу, богу разума, я собрал эти плитки, велел сделать с них копии, пометить моим именем и разместить в моём дворце».

Каких только книг не было в этой библиотеке! Книги о войнах ассирийских царей с Лидией, Финикией, Арменией… Книга о подвигах Гильгамеша и его друга — человека с ногами быка, хвостом и кривыми рогами. Рассказ о том, как богиня Иштар сошла в подземное царство и вывела оттуда своего мужа. Здесь есть и повесть о потопе, который превратил всю землю в один безграничный океан.

Жизнь царя Ашшурбанипала была крайне беспокойная и необычайно нервная. Интриги, доносы, предательства чудились царю на каждом шагу. Много врагов было у него, но врагом самым беспощадным и неотступным была бессонница. Ночью, прося у неё пощады, Ашшур посылал своего раба к библиотекарю за книгами. Слушая древние сказания, царь смягчался душой, успокаивался и забывал до рассвета о своих заботах.

А что вы скажете о книгах, которые можно растопить, словно масло? А точнее воск, так как речь пойдёт именно о восковых книгах. Это изобретение, как множество других, принадлежит древним грекам. Восковые книги представляли собой несколько деревянных табличек-дощечек размером с наши записные книжки. Каждая дощечка была в середине выстругана. Получавшаяся квадратная выемка заливалась воском — жёлтым или окрашенным в чёрный цвет. В углах прокалывались дырочки. Сквозь них продевались шнурки, которые скрепляли дощечку в одну книжечку. Писали на восковых «страничках» острым концом палочки, а тупым можно было, словно ластиком, тотчас стереть ошибку.

В Париже ещё в XIII веке был цех по изготовлению восковых таблиц. До конца XVIII века восковые книги ещё можно было встретить во Франции и некоторых европейских странах.









Список литературы

1. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно- методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель,

2012 — 190, [2] с. — (Планета знаний).

Пахаленко В.Е. Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников» - М: АСТ: Астрель, 2012.


2. Журналы «Простые уроки рисования» .

3. Крупин В. Дымка. – М. Издательство «Малыш», 1987;

4. Лыкова И.А, Небесная гжель. Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей. – М. ИД «Карапуз», №1, 2008;

5. Орлова Л.В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-синтез, 2003;

6. Пейнтер Л. Квиллинг, декупаж, папье-маше, декор и причие чудеса из бумаги/Люси Пейнтер: перевод с англ. Н.А. Золотина. – М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012. – 256 с.: ил.























ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 14» (филиал)




УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ ЛНР «УВК № 14»

______________ И.Ю.Постевая

«____»________________2017г.






Рабочая программа внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

(социальное направление)


для учащихся 1-4 классов

2 класс


Срок реализации: 4 года.



Программу разработала:

учитель начальных классов

Е.А. Бочманова-Козлова










2017г.













РАССМОТРЕНО


на заседании городского

МО учителей начальных классов


Протокол № 1 от 28.08.2017г.









СОГЛАСОВАНО


« » 2017г.


Зам.директора по УВР

Е. А. Масловская