СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет тем, кто ещё не придумал, какую внеурочку выбрать.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей начальных классов


./_________/ Терехова О. Я.


Протокол № 1

«30» августа 2015 г.


«СОГЛАСОВАНО»


Зам.директора по УР


./_______________/ Злобина С. А.


«30» августа 2015 г.


«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МБОУ СОШ №6


/________________/ Никонова Е. А..


«30» августа 2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности


учителя начальных классов


муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения


муниципальной общеобразовательной школы №6


Научно-познавательное направление


«Занимательная математика»









Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1

от «28» августа 2015 г.













2015 – 2016 учебный год


Пояснительная записка


Программа курса «Занимательная математика» (1–4 классы) разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике. Изучение логического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать опыт ребенка, связанный с логическими приемами рассуждения, а с другой – готовит учащегося к систематическому изучению курса математики. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.

Цель курса: развитие умения младших школьников применять приемы логического мышления при решении практических жизненных задач.

Задачи курса:

- формировать умения:

  • выделять в предметах свойства;

  • сравнивать математические объекты;

  • выполнять простейшие виды анализа и синтеза;

  • устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями;

  • классифицировать.

- развивать логическое воображение при совместном изучении элементов логики

- учить использовать логические приемы при разрешении жизненных ситуаций
- развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
- воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.

Программа предназначена для учащихся 1 – 4 классов и рассчитана на 33 часа в 1 классе.

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. В жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным задачам. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют метапредметных умений. К таким умениям относятся и умения анализировать, классифицировать и систематизировать, выстраивать логические взаимосвязи. А эти умения и составляют умение логически мыслить.


Планируемые результаты

В результате учащиеся

  • научатся обнаруживать недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий;

  • научатся выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез;

  • будут работать с моделями и схемами;

  • будут совершенствовать умения оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.

Учитывая эти особенности младших школьников, формируется система работы, способствующая развитию логического мышления.

Развитию логического мышления способствует курс «Занимательная математика», в котором весь учебный материал преподносится в виде проблемных ситуаций, нестандартных заданий, для решения которых необходимо выйти за общепринятые рамки поиска этого самого решения. Научившись находить выход из различных нестандартных ситуаций, курсом, ребенок стремится создать собственные «необычные» задания, головоломки, логические цепочки. Данный курс является системой приемов, которые способствуют целенаправленному и систематическому развитию логического мышления. Данная система представлена заданиями на классификацию, анализ и синтез материала, сравнение и аналогию. Также вводятся элементы стохастики: комбинаторика, элементы теории графов, теории вероятностей и наглядной и описательной статистики.

Развитие мыслительных особенностей с разных сторон способствует обретению детьми возможностей действовать в мысленном плане, опираясь на существенные отношения. При этом каждая способность формируется на материале задач особого рода.

Способность анализировать совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление». На материале задач этого рода совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение.

Способность комбинировать формируется в ходе решения задач «на преобразование». При выполнении данных заданий совершенствуется наглядно-образное мышление, кратковременная память и воображение.

Развитие способности планировать обеспечивается за счет решения задач «на перемещение». Решая данные задачи, дети совершенствуют действия в мысленном плане, в представлении, а также произвольность внимания, зрительное восприятие и кратковременная память.

Способность рассуждать развивается за счет решения задач «на выведение». При выполнении данных заданий совершенствуется логическое мышление, поскольку в этих заданиях требуется делать вывод из предложенных суждений.

Мыслительные способности, – анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать, – развиваются при решении любых задач, поскольку решение любой задачи предполагает анализ ее условия, комбинирование поисковых действий, рассуждение о соответствии найденного способа условиям задачи, планирование решения.

Все задания условно разделены на блоки по особенностям развития мыслительных способностей:

  • анализ и синтез;

  • сравнение;

  • аналогия и обобщение;

  • классификация;

  • суждения и умозаключения.


Занимательная математика


Учебно-тематический план


№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика


1.

1. Вводное занятие.

2. Что такое логика.

3. Основные приемы логического размышления

3

1


2





2.

Прием «умение выделять в предметах свойства».

1. Как можно описать предмет?

Свойства предметов.

2. Что нас окружает. Игра «Узнай предмет по описанию».

Что на что похоже. Просмотр мультфильма «Что на что похоже» Игра.

3. Учимся и фантазируем. Викторина «Что это?»

3



1







2











3.

Анализ и синтез

1. Зачем нам нужны анализ и синтез, где встречаем их в жизни. Экскурсия в обувной магазин.

2. Основы аналитической деятельности. Как ведут расследования знаменитые сыщики Шерлок Холмс и братья Колобки. М/ф «Мы с Шерлоком Холмсом».

3. Задания на рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий. Игра «Малыш и Карлсон».

4. Задания на узнавание объектов по данным признакам. Практическая работа «Придумай загадку».

5. Постановка различных заданий к данному математическому объекту. Практическая работа «Загадай задачку»

6. «В мире загадок» игра-викторина. «Сыщики» игра для двух команд.

6






2












4

4.

Сравнение.

1. Зачем нам уметь сравнивать?

Признаки, принадлежащие самим предметам:

форма, величина, строение, цвет, материал, масса, вкус, запах;

2. Функциональные признаки предметов:

назначение, положение в пространстве: дальше или ближе, впереди или позади, слева или справа и так далее;

3. Задания на обнаружение сходных признаков. Игра «Похоже – непохоже». Экскурсия в художественную школу.

4. Задания на обнаружение отличительных признаков. Викторина «Отличи меня». Решение веселых задачек.

5. Задания на полное сравнение. Игра «Сбежавший Смайлик». Составление собственных заданий на сравнение.

6. Логический КВН (применение составленных заданий)

6





2













4











5.

Аналогия и обобщение

1. Что такое аналогия. М/ф «Следствие ведут Колобки»

2. Для чего мы обобщаем? Игра «Соберемся в кучку»

3. Задания на аналогию. Игра «Сделай также»

Задания на обобщение. Как работают социологи?

4. Задания на определение признаков, необходимых и достаточных. Подведение под понятие.

5. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями отображает в сознании объективно существующую взаимосвязь рода и вида в природе и обществе. Родовое понятие выражает существенные признаки целого класса объектов, являющегося родом каких-либо видов.

Проведение социологического опроса одноклассников «Мое любимое занятие»

6. Подведение итогов опроса, используя приемы анализа и обобщения. Выстраивание итоговой таблицы и диаграммы

6


2









4






6.

Классификация

1.Классификация в жизни человека.

2. Способы классификации. Экскурсия в школьную библиотеку (картотека)

3. Задания на нахождение признака, по которому произведена классификация. Задания на проверку результатов классификации.

4. Задания на распознавание правильных группировок. Задания на самостоятельный выбор основания для классификации. Что мы можем классифицировать (выбор темы и обоснование)

Составление картотеки выбранных объектов (Классной библиотечки).

4



2






2





7.

Суждения и умозаключения

1. Суждения и умозаключения. Обсуждение отрывка из сказочной повести Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» (Гермиона решала логическую задачу)

2. Из данных посылок сделать вывод. Сделай выводы из каждой пары посылок. Сделай заключение. «Мир информатики. 1 класс».

3. Как построена работа компьютера. Работа в компьютерном классе «Мир информатики. 1 класс»

3


1




2



8.

Подведение итогов

1. подготовка к математическому КВНу с 1 «Б» классом

2. Математический КВН с 1 «Б» классом

Подведение итогов: выставка сборников собственных логических заданий

2



2


Всего часов

33 ч.

11 ч.

22 ч.


Система занятий, является оптимальной формой работы с младшими школьниками:

  • повышает развитие логического мышления учащихся;

  • вооружает их навыками решения нестандартных задач;

  • значительно расширяет и углубляет знания о нестандартных задачах;

  • формирует эмоциональную восприимчивость;

  • формирует практические умения по решению жизненных задач.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Зак А. Интелектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 – 4 классов: Книга для учителя. – М.: изд-во «Интеллект – Центр». – 2002. – 408 с.

  2. Игры в компании друзей./ Сост. Н. Н. Докучаева – СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997 – 224 с., ил.

  3. Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 240 с.

  4. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. 4-е изд., испр. и доп.-М., «Когнито-Центр», 2001. – 251с. с. 63, 76-78, 90, 92-93, 95, 100, 103-104, 106, 114, 116, 120, 136, 138, 172-173, 181.

  5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.

  6. Мысль. Разум. Интеллект. Фрэнк Милтнер, Вернер Сифер и др., - ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» - 320 с.

  7. Нежинская О. Ю. Логика. 1 класс. Занимательные материалы для развития логического мышления. – Волгоград: изд-во «Учитель – АСТ», 2005. – 96 с.

  8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

  9. Новые тесты IQ / Серия «Психологические этюды». Сост. Кошелева М. А. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 352 с.

  10. Основы психологии. Практикум. / Ред.- сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. – 576 с. С. 23, 26, 27, 104-114.

  11. Повышайте свой IQ: Более 500 задач для развития умственных способностей./ Пер. с англ. Е. А. Бекасовой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 208 с.

  12. Пономаренко Л, П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 1. Основы психологии: 10 кл. – 224 с. С. 191.

  13. Развитие логического мышления на уроках математики. Яковлева С. / г-та «Начальная школа» № 47, 2000. – с. 5 – 20.

  14. Рогов Е. Г. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.: ил. С. 331, 333, 334, 336, 341, 343, 344, 346, 347.