Календарно-тематическое планирование
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Формы и методы работы | Дата |
-
| Беседа с детьми «Человек и природа». Знакомство с планом работы кружка | 1 | Устный журнал – Аудиторное занятие | |
2. | Операция «Большие дела маленьких рук» | 1 | Сбор корма для птиц – внеаудиторное занятие | |
3. | Осень в природе. Экскурсия - «Приметы осени» | 1 | Экскурсия – внеаудиторное занятие (экскурсия на территории школы) | |
4. | Жизнь растений осенью. | 1 | Устный журнал – Аудиторное занятие | |
5. | Жизнь насекомых осенью. | 1 | Презентация – Аудиторное занятие | |
6. | Лес. Растения леса. | 1 | Рассказ, викторина – Аудиторное занятие | |
7. | Охрана окружающей среды. Красная книга. | 1 | Беседа, рассказ - – Внеаудиторное занятие (библиотека) | |
8. | Особо охраняемые территории | 1 | Турнир-викторина | |
9. | Зима в природе. Приметы зимы | 1 | Экскурсия – Внеаудиторное занятие | |
10. | Жизнь животных зимой. | 1 | Презентация – Аудиторное занятие | |
11. | Операция «Синица» | 1 | Проектная деятельность – Аудиторное занятие ( изготовление птичьих кормушек ) | |
12. | Проект : «Дикие животные с.Армизонского» | 2 | Проектная деятельность - Аудиторное занятие | |
13. | Жизнь растений зимой. | 1 | Рассказ – Аудиторное занятие | |
14. | Необыкновенные растения. | 1 | Беседа - Внеаудиторное занятие (библиотека) | |
15. | Проект: «Чудо –растения нашего края» | 2 | Проектная деятельность – Аудиторное занятие | |
16. | Водоёмы нашего села | 1 | Экскурсия на водоём – Внеаудиторное занятие | |
17. | Жизнь растений в водоёмах нашего края. | 1 | Презентация- Аудиторное занятие | |
18. | Жизнь животных в пресноводных водоёмах | 1 | Беседа, рассказ- Аудиторное занятие | |
19. | Экологические проблемы Армизонского района | 1 | Устный журнал- Внеаудиторное занятие (библиотека) | |
20. | Витаминные растения | 1 | Викторина - Аудиторное занятие | |
21. | «Птичий КВН». «Встреча пернатых друзей». | 1 | Игра КВН- Аудиторное занятие | |
22. | Что мы знаем о насекомых и их охране | 1 | Беседа - Аудиторное занятие | |
23. | Как животные и насекомые встречают весну | 1 | Экскурсия - Внеаудиторное занятие ( наблюдение за животными и насекомыми) | |
24. | Не вся ягода, что красна, съедобна | 1 | Презентация - Аудиторное занятие | |
25. | Операция «Самый классный класс» (чистый, уютный) | 2 | Практическая работа - Аудиторное занятие | |
26. | Экскурсия «День туриста» | 1 | Экскурсия - Внеаудиторное занятие | |
27. | Проект: «Весенняя фантазия» | 2 | Конкурс на самую лучшую весеннюю поделку - Аудиторное занятие | |
28. | Защита проектов | 2 | Практическая работа - Аудиторное занятие | |
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность работы кружка: создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Программа составлена из расчета один раз в неделю – итого 35 ч
Цель работы кружка :
-показать детям разными формами занятий - как прекрасна наша природа
Задачи :
-развитие практических умений по изучению и улучшению окружающей среды своей местности;
- воспитание-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-развитие стремлений к активной деятельности по охране окружающей среды;
- воспитание ответственного отношения к братьям меньшим .
Работа кружка идёт в четырех основных направлениях :
-познавательном;
-познавательно-развлекательном;
-практическом;
-исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ( театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Разнообразны и формы художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; сочинение и оформление экологических сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного материала и др.
Практическая деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности, несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п.
Занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В занятиях кружка наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.
Планируемые результаты
Учащиеся к концу года должны обладать следующими личностными результатами:
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
-самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-учиться высказывать своё предположение;
-учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметными результатами:
-называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
-объяснять, как люди помогают друг другу жить;
-называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
-называть особенности каждого времени года;
-оценивать правильность поведения людей в природе, в быту.
Список литературы:
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
2. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2010
3. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.- Волгоград: Учитель,2011
4.Феофилова Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».- М.:ВАКО, 2004
5. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации.-Волгоград: Учитель,2010 г.
МАОУ Армизонская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружок
Уголок живой природы
Срок реализации 1 год
Для обучающихся 2 - х классов
Общее количество часов 35 ч
2017- 2018 уч.год