СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
Ореховская средняя общеобразовательная школа
Галичского муниципального района
Костромской области
Программа воспитания и социализации обучающихся
на ступени основного общего образования
Автор программы:
Андреева Надежда Николаевна,
заместитель директора
Орехово
2016 г.
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихсяЦелью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
укрепление отношения к семье как к основе российского общества;
формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжении рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность; мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);
воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность,
служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни (ценности: физическое, социально-психологическое и духовное здоровье человека; здоровый образ жизни);
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде -экологическое воспитание (ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, эволюция природы, экологическая культура);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение личности в творчестве и искусстве; эстетическое развитие личности).
Направления воспитания и социализации реализуются через систему воспитательных мероприятий:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела | Воспитательные результаты |
| |||
- Общие представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России; - системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможности участия граждан в общественном управлении; - понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок; - осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины; - системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории; -негативное отношение к нарушителям порядка в классе, школе, общественных местах, к выполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам. | Предметы, предусмотренные учебным планом, классные часы, экскурсии, путешествия по историческим местам, туристско-краеведческие экспедиции, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, встречи и беседы с представителями общественных организаций; просмотр фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам, посильное участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями. Конкурсы и спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игры на местности, встречи с ветеранами и военнослужащими; встречи с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания, народных игр. |
| Приобретение обучающимися новых социальных знаний: -знание основных положений Конституции РФ, символов государства, Костромской области и г.Костромы, основных прав и обязанностей граждан России; - системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; - знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории; - знание государственных праздников, их истории и значения для общества. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: - понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; - уважительное отношение к органам охраны правопорядка. |
Накопление опыта самостоятельного социального действия: - первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации. |
Воспитание социальной ответственности и компетентности
Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела
| Воспитательные результаты |
- осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения; - усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире; - освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе; - приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем; - осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту: -Социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы); -Социальные роли в классе: лидер, ведомый, партнёр, инициатор, референт в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель; -Социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.; - формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения | Организация процессов самовоспитания: самокритика, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение др.человека. Участие в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума; работа школьного самоуправления; реализация посильных социальных, ролевых проектов. |
| Приобретение обучающимися новых социальных знаний: - знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: - позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина; - умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из СМИ, социальной среды, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм; - сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям, определение своего места и роли в этих сообществах; - умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания; - умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах; - умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, сельском поселении; - ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм. Накопление опыта самостоятельного социального действия: - первональные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности |
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этнического сознания
Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела | Воспитательные результаты |
| |||
- сознательное принятие базовых национальных ценностей; - любовь к школе, своему городу, селу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; - понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости; - понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля; - понимание значения нравсвенно-волевого усилия в выполнении учебных, трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца; - умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания; - понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода; - отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка. | Учебные предметы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, классные часы. Беседы о дружбе, любви, нравственных отношениях, семье, о родителях и прародителях. Общественно-полезный труд в помощь школе и селу. Добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе. Творческие проекты, знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций |
| Приобретение обучающимися новых социальных знаний: - знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: - ценностное отношение к школе, своему селу, народу, России, желание продолжать героические традиции российского народа; - чувство дружбы к представителям всех национальностей РФ; - умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить честью, установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - уважение родителей, уважительное отношение к старшим, к сверстникам и младшим; - понимание значения религиозных идеалов; - понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи; - готовность сознательного выполнять правила для обучающихся; - готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; - способность ставить перед собой общественно-значимые цели; - осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода; - понимание взаимосвязи физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека; - понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телепередач, рекламы; умение противостоять разрушительному влиянию информационной среды. Накопление опыта самостоятельного социального действия: - умение устанавливать со сверстниками др.пола отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви. |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к осознанному выбору профессии
Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела | Воспитательные результаты |
| |||
- понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; - осознание нравственных основ образования; - осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни; - осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений; - умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; - сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски; - готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться в рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования); - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения; - общее знакомство с трудовым законодательством; - нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде. | Учебные дисциплина «технология», экскурсии по району, на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий. Презентации учебных и творческих достижений, встречи и беседы с выпускниками школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. Сюжетно-ролевые игры по разным профессиям, праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организация детских фирм, различных проектов, занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных трудовых и творческих общественных объединений, самообслуживание в школе и дома, информационные проекты. Участие в подготовке и проведении предметных недель, в конкурсах. Ведение дневников экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды. Участие в олимпиадах по учебным предметам, изготовление учебных пособий для школьных кабинетов, руководство познавательными играми младших школьников. |
| Приобретение обучающимися новых социальных знаний: - знание и уважение традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений; - знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека; - общие представления о трудовом законодательстве. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: - понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества; - понимание нравственных основ образования; - самоопределение в области своих познавательных интересов; - понимание важности непрерывного образования в течение всей жизни; - осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества; - сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов. Накопление опыта самостоятельного социального действия: - начальный опыт применения знаний о труде, общественной жизни, в быту; - умение применять ЗУН для решения задач; - умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией; - начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах; - умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; - начальный опыт участия в общественно значимых делах; - навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми. |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела | Воспитательные результаты |
| |||
- присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности; -умение придать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; Понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека; -понимание различных видов здорового человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми), репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя), духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека; -интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм; -представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления; -способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека; -опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность; -осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития; -знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований; -овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения; -профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества; - развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности; -устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания, занятиям спортом, физкультурой, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации; -опыт участия в физкультурно-оздорови тельных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме; -отрицательное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и др. психоактивных веществ - отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и др. | Изучение учебных дисциплин, просмотр учебных фильмов, игровые и тренинговые программы, дискуссии, беседы с педагогами, школьным психологом, мед. работниками, родителями, школьные конференции, уроки технологии, ОБЖ, физ-ры Учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбере жение, экология и бизнес, школьный экологический мониторинг, деятельность детско-юношеских организаций, мероприятия, проводимые общественными экологическими организациями, школьные спартакиады, эстафеты, экологические и туристические слёты, экологические лагеря, походы по родному краю. |
| Приобретение обучающимися новых социальных знаний: - знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, репродуктивного, духовного; - знание правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни; -знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья; - знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России; -знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений; - знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека; -формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности; - знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; -знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: - ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; -принятие экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; - резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и др. психоактивных веществ; отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и др. психоактивные вещества; -отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях; - умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья; - понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности; -проявление интереса к прогулкам и подвижным играм, участие в спортивных соревнованиях, туристических походах, занятия в спортивных секциях и военизированных играх. Накопление опыта самостоятельного социального действия: - начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни; -умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; - умение выделять ценность безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека; -умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека; - умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах; - умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение; -умение рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления здоровья; - формирование опыта участия в общественно-значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей; -овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей; - опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских проектов с выявление в них проблем экологии и здоровья и путей их решения. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание
Содержание воспитания | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | Традиционные внеурочные дела | Воспитательные результаты |
| |||
-Целостное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира; -эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; -представление об искусстве народов России. | Изучение учебных дисциплин, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам; посещение конкурсов и фестивалей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества. Беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх. Уроки художественного труда и кружки в системе учреждений дополнительного образования; выставки семейного художественного творчества, музыкальные вечера, экскурсионно-краеведческая деятельность, культурно-досуговые программы, участие в художественном оформлении помещений класса и школы, озеленение пришкольного участка, шефство над памятниками культуры вблизи ОУ |
| Приобретение обучающимися новых социальных знаний: -представление об искусстве народов России. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: -ценностное отношение к прекрасному; -понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира; -способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; -интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности; Накопление опыта самостоятельного социального действия: - опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; -опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества; -опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи. |
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
МОУ Ореховская СОШ отдает приоритет одному из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизируя в соответствии с указанными основным направлением виды и формы деятельности.
Идея школы: «Школа – центр воспитания личности гражданина России»
Концептуальные основы воспитательной системы школы
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.
Концепция воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждении Ореховская средняя общеобразовательная школа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программой развития и Образовательной программой школы.
Главный ориентир воспитательной работы в школе - гражданско-патриотическое воспитание.
Принципы, на которых строится воспитательный процесс:
Принцип непрерывности и преемственности - понимание учебно-воспитательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования
Принцип развития – постоянное совершенствование и изменение учебно-воспитательного процесса в связи с информационными изменениями в обществе, государстве, личности учащихся.
Принцип демократизма - становление системы воспитания, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества; воспитание личности, способной осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ;
Принцип гуманистического отношения к субъектам воспитания, предполагающий развитие гуманистической системы воспитания, направленной на формирование целостной личности, способной к самовоспитанию и эффективной жизнедеятельности в условиях изменяющегося социума;
Принцип толерантности, предполагающая наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, способность учитывать их интересы, терпимость к инакомыслию, другим культурам, образу жизни;
Принцип сотворчества детей и взрослых.
Принцип научной достоверности проводимых мероприятий, их яркость и красочность.
Воспитательный процесс в школе базируется на следующих понятиях:
Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом, патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
Базовые национальные ценности:
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение
к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы.
Воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Воспитательная система - способ организации жизнедеятельности и воспитания, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующую развитию личности и коллектива.
Компонентами воспитательной системы являются:
дидактическая подсистема – учебная деятельность учащихся и методическая деятельность учителей;
система воспитательной работы – система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели;
подсистема управления – необходимый набор функций, направленных на поддержание, функционирование и развитие системы.
Блок целей
Цель воспитания (сформирована на основе современного национального воспитательного идеала):
Воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи воспитания:
Формировать осознанное отношение учащихся к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.
Развивать и углублять знания учащихся об истории и культуре родного края, привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Развить чувства гордости за своё Отечество, малую родину, верности своей стране и солидарности с её народом, личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Развить у учащихся чувство ответственности за экологическое состояние родного края, государства, планеты.
Воспитывать трудолюбие, потребность к труду на благо себя и своей страны.
Воспитать духовно здорового человека, непрерывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
Формировать мотивацию учащихся к активному и ответственному участию в общественной жизни, в государственных делах.
Создать условия для повышения доверия к государственным институтам.
Создать условия для формирования и реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции.
Организационные задачи воспитательной работы
(условия успешной воспитательной работы):
Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Организовать разнообразную творческую, личностно и общественно-значимую деятельность учащихся,
Сохранить и выращивать новых традиций школы.
Сохранять благоприятный нравственно-психологический климат, здоровые межличностные отношения в коллективе.
Создать условия для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно-полезной деятельности и общественно – приемлемого поведения, приобретение каждым необходимого социального статуса.
Формировать коллектив единомышленников для оказания помощи учащимся в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.
Обучать учащихся способам делать правильный выбор, принимать решения, обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.
Организация социального воспитания обучающихся в школе осуществляется в последовательности следующих этапов:
организационно-административный этап (ведущий субъект – администрация школы) включает: создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения; формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнерства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства; развитие форм социального партнерства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся; адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе для педагогически направляемой социализации; координация деятельности агентов социализации обучающихся – сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации; создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума; поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности;
организационно-педагогический этап (ведущий субъект – педагогический коллектив школы) включает: обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся; обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения; создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности, с использованием знаний возрастной физиологи и социологии, социальной и педагогической психологии; создание условий для социальной деятельности обучающегося в процессе обучения и воспитания; обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности; определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений; использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося; использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личностиобучающегося, ее социальной и гражданской позиции;стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.);
этап социализации обучающихся включает: формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся; усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения; формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением; достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту; умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося; поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности (общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби); активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума; регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в Интернет; осознание мотивов своей социальной деятельности; развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества; владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Общность людей
Цель взаимодействия: Консолидация усилий для успешного решения воспитательных задач.
Ученики
Педагогический коллектив.
Образовательные партнеры: отдел образования администрации Галичского муниципального района, образовательные учреждения Галичского района, Дом детства и юношества г. Галича, музыкальная школа.
Социальные партнеры: Молодежный центр «Истоки», Дом культуры пос. Россолово, библиотеки с. Орехово и п. Россолово, Ореховская участковая больница, Отдел культуры, молодежи и спорта администрации Галичского муниципального района, Администрация Ореховского сельского поселения, ООО «Русский Галавей», ООО «ЭКА», индивидуальные предприниматели, ООО «Ореховское торговое предприятие», пожарная охрана.
Жители поселка
Родители
Схема взаимодействия с общественностью, жителями района:
Музыкальная школа
ОУ
ДОУ
Детская библиотека
ДК
МОУ Ореховская СОШ
МЦ «Истоки»
Участковая больница
Администрация Ореховского сельского поселения
ООО «Ореховское торговое предприятие»
Пожарная охрана, ООО «Эка»
Частные предприниматели, ООО «Русский Галавей»
Деятельность
Приоритетные направления деятельности школы, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию:
Историко-краеведческое
Патриотическое
Военно-спортивное
Правовое
Экологическое и трудовое
Виды деятельности:
Диагностическая
Учебная
Игровая
Исследовательская
Просветительская
Трудовая
Общественно-полезная
Творческая
Коммуникативная
Сеть отношений
Сотрудничество
Соуправление
Сотворчество
Технологии
IT-технологии (ИКТ)
Проектирование
Коррекционноразвивающая
Исследование
Методика КТД
Портфолио
Дидактическая подструктура
Воспитательная идея «Воспитание личности гражданина России» отражена во всех образовательных программах основного и дополнительного образования, реализуемых в школе и целевых подпрограммах программы развития школы: «Здоровый ребенок», «Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса», «Социальные нормы», «Семья», «Способные и одаренные дети». Целевые установки уроков по всем предметам ориентированы на реализацию общей идеи.
Для проведения уроков используются продукты внеурочной деятельности учащихся, педагогов, социальных и образовательных партнеров:
Материалы школьного к и Галичского краеведческих музеев
Материалы исследований во время экологических и краеведческим мероприятий
Продукты народного промысла
Материалы библиотек
В тематику педагогических советов регулярно включаются вопросы, способствующие реализации воспитательной идеи «Воспитание личности гражданина России»: «Меняющийся мир и модель выпускника школы», «Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования», «Патриотическое воспитание школьников» и др.
Воспитательная подструктура
Внеурочная воспитательная деятельность регулируется целевой программой воспитания, являющейся частью программы развития школы. Воспитательная работа осуществляется по направлениям: историко-краеведческое; патриотическое; экологическое и трудовое; военно-спортивное; правовое
Применяются следующие формы внеурочной воспитательной деятельности: конкурс, праздник, акция, тематический день, игра-путешествие, устный журнал, агитбригада, конференция, выставка, экскурсия, спартакиада, предметная неделя, викторина.
Традиционные мероприятия воспитательной работы в школе:
конкурсы детских проектов
экологические забеги
военно-полевые сборы
дистанционной викторины
смотр строя и песни
читательские конференции
уроки мужества
акция «Чистый дом»
вахта памяти
лыжная эстафета
спартакиада
конкурс инсценированной песни
конкурс плакатов и рисунков
игры «Зарничка», «Зарница»
конкурс чтецов
концерты ко Дню Матери, ко дню пожилого человека
Средства обеспечения воспитательной работы:
Работа МО классных руководителей
Работа органов самоуправления
Работа с родителями
Работа с классными коллективами
Работа кружков и секций по интересам «Истоки», «Русские народные игры»
Работа методического кабинета
Работа школьной детской организации «Надежда»
Исследовательская работа школьных кружков ведётся по следующим направлениям:
- словарь диалектов
- история забытых деревень
- Знаменитые люди нашего края
- традиции и обряды нашего края, народный фольклор
- как это было… (запись рассказов старожилов о событиях, праздниках, трудовых буднях)
- экологическая тропа
- легенды нашего края
- русские народные игры
- моя родословная
Подсистема управления
Система управления воспитательным процессом ориентирована на сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада. Имеется орган общественно-государственного управления –Управляющий совет, родительский комитет, орган ученического самоуправления «Дума».
Управляющий совет
Директор школы
Родительский комитет
Дума-орган детского самоуправления
Зам. директора
Педагогический университет родителей
Совет командиров
Социально-психологическая служба
Родительское собрание
Актив класса
Совет классных руководителей
Способы и средства управления воспитательной системой школы:
включение детей, педагогов и родителей в коллективные творческие дела;
сохранение традиций и введение инноваций;
создание объединений по интересам;
моделирование социальных ситуаций;
ситуационно-ролевые игры;
ежегодный публичный доклад;
социологические исследования;
издание школьной газеты «Звонок»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель выпускника школы
(как идеальный результат воспитательной работы в школе):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анкета – заявка на методический конкурс
педагогов образовательных организаций в 2016 году
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись _____________
13