© 2017 1236 18
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа воспитания учащихся 1-4 классов.
Цель программы:
- создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Любушкина Оксана Александровна
Программа воспитания учащихся 1-4 классов.
Цель программы:
- создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Задачи воспитания и социализации младших школьников:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Этапы реализации программы:
Ценностные установки воспитания учащихся, используемые в программе как основополагающие:Содержанием воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. А именно:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Воспитание и социализация должны преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.
Формы работы:
Творческие мастерские
Индивидуально групповые занятия с учащимися
Экскурсии
Заочные путешествия
Встречи с интересными людьми, представителями общественности
Творческие конкурсы, акции
Участие в олимпиадах
Информационные и просветительские часы, беседы
Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование
Предметные кружки
Кружки по интересам
Интеллектуальные марафоны
Благотворительные мероприятия
Ожидаемые результаты:
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
План мероприятий
по реализации программы
Месяц | Основные направления воспитания и социализации | |||||||||||||
Воспитание гражданственноти, патриотизма, уважение к правам и свободам человека | Воспитание нравствен-ных чувств и этичекого сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | Воспитание ценностного отношения к прекрасно-му | |||||||||
Первый уровень приобретения школьниками социальных знаний (учащиеся 1 класса)
| ||||||||||||||
сентябрь | 1Знакомтсво со школьным музеем | 1.1 сентября «День знаний» 2.Урок нравственности 3.Беседа с учащимися «Что такое хорошо и что такое плохо» 4.Проведение мониторинга «Уровень воспитанности первоклассников на начало учебного года» 5.Участие в акции «Соберем детей вместе в школу» | 1.Чтение русских народных сказок о труде. 2.Беседа «Что мы умеем делать? 3.Проведение мониторинга для учащихся «Что умеет делать первоклассник» | 1.Беседы с медсестрой «Как важно беречь здоровье с малых лет» 2.Занятие «Правильно переходи улицы!» | 1.Подготовка к празднику урожая совместно с родителями учащихся. 2.Подготовка к выставке поделок совместно с родителями. 3.Экскурсия в осенний лес | 1.День знаний 2.Урок нравственности 3.Экскурсия в храм | ||||||||
октябрь | 1.Кл. час «Что такое флаг, что такое герб» 2.Посещение школьного конкурса чтецов «Поэты земляки о моей малой Родине» | 1.День пожилого человека – беседа «Наши дедушки и бабушки» 3. Поход на выставку поделок, приуроченная к празднику урожая. | 1.Беседа «Убираем за собой» 2.Беседа «Как помочь учителю подготовить кабинет к началу урока» 3. Родительский всеобуч «Как научить ребенка быть самостоятельным» | 1.Игра «Давай представим, что я врач» 2.Беседа с медсестрой «Зачем нужно мыть руки перед едой» 3.Путешествие в кабинет биологии «Что мы увидим под микроскопом» 4.Занятие «Как правильно вести себя при пожаре» | 1.Просмотр фильма на экологическую тематику 3.Прослушивание русских народных песен о природе, природных явлениях 4.Экскурсия в школьную библиотеку «Мой М.Пришвин» | 1. Экскурсия по поселку «Исторические места Ракитного» 2.Участие в выставке букетов совместно с родителями «Осенняя фантазия» 4. Экскурсия в поселковую детскую библиотеку на тему «Знакомство с библиотекой» 5.Встреча с настоятелем Свято-Троицкого храма | ||||||||
ноябрь | 1.Посещение праздника, посвященного Дню народного единства. 2.Просмотр презентации «Минин и Пожарский. Кто они?» | 1.Информационные беседы, посвященные Дню народного единства 2.Посещение концерта, посвященного Дню матери | 1.Просмотр фильма «Как сделать кормушки для птиц». 2.Кл. час «Сделай добрые дела» 3.Проведение мониторинга для учащихся «Что мы умеем делать» | 1. Посещение школьного конкурса «Папа, мама, я – спортивная семья» 2.Беседа «О пользе физической культуры» | 1.Просмотр фоторепортажа «Мой любимый уголок природы» 2.Беседа «Люди! Берегите природу!» | 1.К. час «День согласия и народного единства». 2.Посещение выставки картин местных художников. | ||||||||
декабрь | 1.Просмотр художественных фильмов о защитниках русской земли 2. Подготовка поздравлений для пап и мам с Новым годом «Сделай подарок своими руками» | 1.Мастерская Деда мороза 2.Новогодняя сказка «Здравствуй, Новый год!» 5.Участие в конкурсе совместно с родителями «Сказочная елка»
| 1.Изготовление украшений для новогодних праздников 2.Мастерская Деда Мороза» 3. Подготовка поздравлений для пап и мам с Новым годом «Сделай подарок своими руками»
| 1.Встреча с медработником «О рациональном питании» 2.Беседа с родителями «О профилактике гриппа и ОРВИ» 3.Прогулка в зимний лес.
| 1. Участие в акции «Покорми птиц зимой!» | 1.Конкурс карнавальных костюмов. 2.Участие в празднике «Здравствуй Новый год!» | ||||||||
январь | 1 2.Беседа «Улицы нашего посёлка» | 1.Рождественские праздники 2. Классная игра «Ой коляда, коляда!» | 1.Кл. час «Учимся вырезать снежинки». 2.Беседа о пользе труда 3.Заочный конкурс для учащихся и их родителей «Русские народные пословицы и поговорки о труде» | 1.Лекторий для родителей «Что едят наши дети» 2.Кл. час. «Чистота – залог здоровья» 3.Беседа «Осторожно, гололед1» | 1.Участие в акции «Покорми птиц зимой!» 2.Создание живого уголка в кабинете совместно с родителями»
| 1.Рождественские посиделки. 2.История колядок
| ||||||||
Февраль | 1.Экскурсия в школьный краеведческий музей «История школы» 2.Кл. час «На защите отечества» | 1.Разучивание песен о российской армии. 2.Беседа «Красота спасет мир»
| 1. «Книжкина неделя» 2.Беседа «Как содержать вою одежду в чистоте» | 1.Посещение читательской конференции «О вкусной и здоровой пище» 2.Регулярные прогулки на воздух «Мы слепили снеговик» | 1.Беседа : Наша зеленая планета 3.Кл.час «О пользе комнатных растений» | 1.Классный конкурс «Вперед, мальчишки!» 2.Изготовление открыток и подарков для наших пап. 3.Кл. час «История армии родной» | ||||||||
март | 1. Кл. час «Наши права и обязанности» 2. «Моя родословная» Создание древа жизни совместно с с родителями. | 1.Праздник 8 марта 2.Участие в акции «Милосердие» 3. «А, ну-ка, девочки!» | 1. Изготовление листовок совместно с родителями «Охраняйте первоцветы» 2.Участие в акции «Подарок для мамы своими руками»
| 1.Проектная деятельность учащихся «Создаем зеленые зоны отдыха» 2.Кл. час с психологом «Все мы такие разные» 3.Беседа «Осторожно, лед на речке тронулся!» | 1.Изготовление поделок «Чудеса природы». Оформление выставки. 2. Беседа «Берегите первоцветы» | 1.Праздник «Материнские обереги» 2.Праздник Масленицы. 4.Встречи с выдающимися земляками. | ||||||||
апрель | 1.Заочное путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики 2.Тематическая беседа «История родного края» 3.Участие в акции «Ветеран живет рядом» | 1.1 апреля – День юмора и смеха 2. Классный час «Как хорошо уметь читать» | 1.Экологический десант по уборке пришкольной территории
| 1.Организация подвижных перемен на свежем воздухе. 2.Экскурсия в природу «Люблю тебя, мой край родной» | 1. День птиц. 3.День земли | 1.Акция «Зеленая улица» 2.Праздник Пасхи 3.Выставка рисунков «пасхальная радость» 4.Кл. час. «Наши пернатые друзья» | ||||||||
май | 1.Кл.час «Праздник мира и труда» 2.Встреча с участниками ВО войны «Никто не забыт, ни что не забыто» 3.Участие в акции «Ветеран живет рядом» 4.Торжественная линейка, посвященная Дню победы | 1.Заочный концерт «Песни о Великой Отечественной войне». 2.Торжественная линейка, посвященная Дню Победы. | 1.Участие в акции «Ветеран живет рядом» 2. Выставка рисунков и поделок «Труд и отдых в семье» 3.Изготовление поздравительных открыток к Дню Победы
| 1.День здоровья с участием родителей «Занимайся физкультурой» 2.Спортивные соревнования по футболу. 3.Поход в распустившийся лес совместно с родителями.
| 1.Экскурсия в парк «Здравствуй лето» 2.Просмотр и обсуждение видеофильма «Экология родного края». 3.Конкурс рисунков «Уголок родного края» | 1.Конкурс рисунков на асфальте «Никто не забыт, ничто не забыто» 2.Участие в акции «ветеран живет рядом» 3.Экскурсия к памятнику погибшим солдатам | ||||||||
Месяц | Второй уровень приобретения школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (учащиеся 2-3 класса) Основные направления воспитания и социализации | |||||||||||||
Воспитание гражданственноти, патриотизма, уважение к правам и свободам человека | Воспитание нравствен-ных чувств и этичекого сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | Воспитание ценностного отношения к прекрасно-му | |||||||||
сентябрь | 1.Экскурсии в музей истории 2.экскурсии в школьный краеведческий музей | 1.1 сентября «День знаний» 2.Урок нравственности 3.Участие в акции «Соберем детей вместе в школу» | 1.Экологический десант по уборке пришкольной территории 2.Сбор семян для птиц 3.Ежемесячные генеральные уборки класса
| 1.Участие в общешкольном Дне здоровья «Бег для всех» 2.Класный час «Если хочешь быть здоров» 3.Беседы с медсестрой «Как важно беречь здоровье с малых лет» | 1.Подготовка к празднику урожая. 2.Подготовка к выставке поделок. 3.Экскурсия в осенний лес | 1.День знаний 2.Урок нравственности 3.Подготовка к празднику Урожая 4.Встреча с настоятелем Свято-Троицкого храма | ||||||||
октябрь | 1.Конкурс чтецов «Поэты земляки о моей малой Родине» | 1.День самоуправления 2.День пожилого человека 3.Праздник урожая 4.Выставка поделок, приуроченная к празднику урожая. | 1.Экологический десант по уборке пришкольной территории 2.Участие в акции «Зеленый патруль» по уборке территории парка 3.Ежемесячные генеральные уборки класса 4.Изготовление листовок о здоровом образе жизни | 1.Участие в акции «Пропаганда здорового образа жизни» 2.Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» 3.Спортивные соревнования «Веселые старты» | 1.Праздник урожая 2.Экологическая акция «Посади дерево» 3.Экологический субботник 4.Акция «Что положить в кормушку для птиц» | 1.Фотоконкурс «Славим осень золотую» 2.Подготовка к Дню учителя, и участие в нем. 3.Выставка «Осенняя фантазия» 4. Мероприятие «Нарисуй осень в красках»
| ||||||||
ноябрь | 1.Праздник, посвященный Дню народного единства. 2.Участие в акции «Мой двор, моя улица» 3.Просмотр презентации «Минин и Пожарский. Кто они?» | 1.Информационные беседы «Красивые и некрасивые поступки» 2.Концерт, посвященный Дню матери 3.Путешествие в Страну волшебных слов. | 1.Акция «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц. Участие в акции «Сделай добрые дела» 3.Акция «Книга - твой друг, береги ее!» | 1. Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» 2.Беседа «О пользе физической культуры» 3.Праздник «Мойдодыр» | 1.Фоторепортаж «Мой любимый уголок природы» 2.Беседа «Люди! Берегите природу!» 3.Акция «Кормушка» | 1.День согласия и народного единства. 2.День поэзии.
| ||||||||
декабрь | 1.Акция «Мы патриоты нашей Родины» 2. Классные часы «День Конституции» 3.Просмотр художественных фильмов о защитниках русской земли
| 1.Участие в акции «Покормите птиц зимой» 2.Мастеркая Деда мороза 3.Конкурс на самый новогодний класс 4.Новогодняя сказка «Здравствуй, Новый год!» 5.Участие в конкурсе «Креативная елка»
| 1.Проект «Живи елка!» 2.Изготовление украшений для новогодних праздников 3.Мастерская Деда Мороза» 4.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1.Встреча с медработником «О рациональном питании» 2.Беседа с родителями «О профилактике гриппа и ОРВИ» 3.Прогулка в зимний лес. 4.Спортивные соревнования по волейболу. | 1.Участие в акции «Живи елка!» 2. Участие в акции «Покорми птиц зимой!» | 1.Конкурс карнавальных костюмов. 2.Конкурс на лучшую новогоднюю открытку. 3.Участие в выставке»Елочная фантазия» 4.Участие в празднике «Здравствуй Новый год!» | ||||||||
январь | 1.Беседы «Наши права и обязанности» 2.Встреча с солдатами срочной службы» | 1.Рождетвенские праздники 2.Участие в акции «Живи, елка» 3.Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой | 1.Общешкольный конкурс на лучшую снежинку. 2.Участие в конкурсе «Самое Новогоднее окно» 3.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1.Лекторий для родителей «Что едят наши дети» 2.Кл. час. «Чистота – залог здоровья» 3.Бееда «Осторожно, гололед»
| 1.Участие в акции «Покорми птиц зимой!» 2.Конкурс рисунков «Зимний пейзаж!»
| 1.Рождественские посиделки. 2.История колядок 3.Поездка в кинотеатр.
| ||||||||
Февраль | 1.Экскурсия в школьный краеведческий музей «История авиационного завода. Годы войны.» 2.Кл. час «На защите отечества» 3.Посещение школьного музея «Народные промыслы» | 1.Творчекий проект «Я – защитник Отечества» 2.Беседа «Красота спасет мир»
| 1.Участие в предметных неделях 2. «Книжкина неделя» 3.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1.Читательская конференция «О вкусной и здоровой пище» 2.Лыжные соревнования «Да здравствуют лыжи!» 3.Регулярные прогулки на воздух «Мы слепили снеговик» | 1.Отчет о КТД 2.Беседа : Наша зеленая планета 3.Создание компьютерных презентаций «Ракитное – зимой!» | 1.Конкурс «Вперед, мальчишки!» 2.Изготовление открыток и подарков для наших пап. 3.Кл. час «История армии родной» | ||||||||
март | Конкурс лучших презентаций «Наши права и обязанности» | 1.Праздник 8 марта 2.Участие в акции «Милосердие» 3. «А, ну-ка, девочки!» | 1. Изготовление листовок «Охраняйте первоцветы» 2.Участие в акции «Подарок для мамы своими руками» 3.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1.Проектная деятельность учащихся «Создаем зеленые зоны отдыха» 2.Кл. час с психологом «Все мы такие разные» 3.Беседа «Осторожно, лед на речке тронулся!» 4.Родительское собрание «Что такое режим дня?» | 1.Экологический десант 2. Старт акции «Внимание! Первоцвет» | 1.Праздник 8 марта 2.Праздник Масленицы. 4.Встречи с выдающимися земляками. | ||||||||
апрель | 1.Заочное путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики 2.Участие в акции «Ветеран живет рядом» 3.Военно-спортивная игра «Зарничка» | 1.1 апреля – День юмора и смеха 2. Классный час «Что такое живопись» | 1.Экологический десант по уборке пришкольной территории 2.Операция «Чистый двор» | 1.Организация подвижных перемен на свежем воздухе. 2.Кл. час «Что мы знаем о компьютере. Друг он нам или враг?» | 1. Акция «Внимание! Первоцвет!» 2.День птиц. 3.День земли | 1.Акция «Зеленая улица» 2.Праздник Пасхи 3.Выставка рисунков «пасхальная радость» 4.Кл. час. «Наши пернатые друзья» | ||||||||
май | 1.Кл.час «Праздник мира и труда» 2.Встреча с участниками ВО войны «Никто не забыт, ни что не забыто» 3.Участие в акции «Ветеран живет рядом» 4.Смотр строя и песни 5.Торжественная линейка, посвященная Дню победы | 1.Смотр строя и песни. 2.Торжественная линейка, посвященная Дню Победы. | 1.Экологический десант по уборке пришкольной территории 2.Участие в акции «Ветеран живет рядом» 3.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1.День здоровья с участием родителей «Занимайся физкультурой» 2.Семейная «Спартакиада». 3.Поход в распустившийся лес совместно с родителями.
| 1.Экскурсия в парк «Здравствуй лето» 2.Уборка пришкольной территории. 3.Участие в акции «Полейте деревья» | 1.Участие в акции «Благоустройство школьного двора» 2.Участие в акции «ветеран живет рядом» 3.Конкурс сочинений «Как я хочу провести лето» | ||||||||
Месяц | Третий уровень приобретения школьниками опыта самостоятельного общественного действия (учащиеся 4 класса) Основные направления воспитания и социализации | |||||||||||||
Воспитание гражданственноти, патриотизма, уважение к правам и свободам человека | Воспитание нравствен-ных чувств и этичекого сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | Воспитание ценностного отношения к прекрасно-му | |||||||||
сентябрь | 1.Экскурсии в художественный музей, 2.экскурсии в школьный краеведческий музей | 1.1 сентября «День знаний» 2.Урок нравственности 3.Участие в акции «Соберем детей вместе в школу» | 1.Экологический десант по уборке пришкольной территории 2.Сбор семян для птиц 3.Ежемесячные генеральные уборки класса
| 1.Участие в общешкольном Дне здоровья «Бег для всех» 2.Класный час «Если хочешь быть здоров» 3.Беседы с медсестрой «Как важно беречь здоровье с малых лет» | 1.Подготовка к празднику урожая. 2.Подготовка к выставке поделок. 3.Экскурсия в осенний лес | 1.День знаний 2.Урок нравственности 3.Подготовка к празднику Урожая 4.Встреча с настоятелем храма | ||||||||
октябрь | 1.Конкурс чтецов «Поэты земляки о моей малой Родине», | 1.День самоуправления 2.День пожилого человека 3.Праздник урожая 4.Выставка поделок, приуроченная к празднику урожая. | 1.Экологический десант по уборке пришкольной территории 2.Участие в акции «Зеленый патруль» по уборке территории парка 3.Ежемесячные генеральные уборки класса 4.Изготовление листовок о здоровом образе жизни | 1.Участие в акции «Пропаганда здорового образа жизни» 2.Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» 3.Спортивные соревнования «Веселые старты» | 1.Праздник урожая 2.Выставка поделок, приуроченная к празднику урожая 3.Экологический субботник 4.Акция 2Что положить в кормушку для птиц» | 1.Фотоконкурс «Славим осень золотую» 2.Подготовка к Дню учителя, и участие в нем. 3.Выставка «Осенняя фантазия» 4. Мероприятие «Нарисуй осень в красках» 5.Экскурсия в Свято-Никольский храм | ||||||||
ноябрь | 1.Праздник, посвященный Дню народного единства. 2.Участие в акции «Мой двор, моя улица» 3.Просмотр презентации «Минин и Пожарский. Кто они?» | 1.Информационные беседы, посвященные Дню народного единства 2.Концерт, посвященный Дню матери | 1.Акция «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц. Участие в акции «Сделай добрые дела» 3.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1. Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» 2.Беседа «О пользе физической культуры» | 1.Фоторепортаж «Мой любимый уголок природы» 2.Беседа «Люди! Берегите природу!» | 1.День согласия и народного единства. 2.День поэзии. 4 . | ||||||||
декабрь | 1.Акция «Мы патриоты нашей Родины» 2. Классные часы «День Конституции» 3.Просмотр художественных фильмов о защитниках русской земли 4.Военно-спортивная игра «Зарничка» | 1.Участие в акции «Покормите птиц зимой» 2.Мастеркая Деда мороза 3.Конкурс на самый новогодний класс 4.Новогодняя сказка «Здравствуй, Новый год!» 5.Участие в конкурсе «Креативная елка»
| 1.Проект «Живи елка!» 2.Изготовление украшений для новогодних праздников 3.Мастерская Деда Мороза» 4.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1.Встреча с медработником «О рациональном питании» 2.Беседа с родителями «О профилактике гриппа и ОРВИ» 3.Прогулка в зимний лес. 4.Спортивные соревнования по волейболу. | 1.Участие в акции «Живи елка!» 2. Участие в акции «Покорми птиц зимой!» | 1.Конкурс карнавальных костюмов. 2.Конкурс на лучшую новогоднюю открытку. 3.Участие в выставке»Елочная фантазия» 4.Участие в празднике «Здравствуй Новый год!» | ||||||||
январь | 1.Беседы «Наши права и обязанности» | 1.Рождетвенские праздники 2.Участие в акции «Живи, елка» | 1.Общешкольный конкурс на лучшую снежинку. 2.Участие в конкурсе «Самое Новогоднее окно» 3.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1.Лекторий для родителей «Что едят наши дети» 2.Кл. час. «Чистота – залог здоровья» 3.Бееда «Осторожно, гололед1» | 1.Участие в акции «Покорми птиц зимой!» 2.Конкурс рисунков «Зимний пейзаж!»
| 1.Рождественские посиделки. 2.История колядок 3.Поездка в кинотеатр.
| ||||||||
Февраль | 1.Экскурсия в школьный музей боевой славы 2.Кл. час «На защите отечества» | 1.Творчекий проект «Я – защитник Отечества» 2.Беседа «Красота спасет мир»
| 1.Участие в предметных неделях 2. «Книжкина неделя» 3.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1.Читательская конференция «О вкусной и здоровой пище» 2.Лыжные соревнования «Да здравствуют лыжи!» 3.Регулярные прогулки на воздух «Мы слепили снеговик» | 1.Отчет о КТД 2.Беседа : Наша зеленая планета 3.Создание компьютерных презентаций «Ракитное – зимой!» | 1.Конкурс «Вперед, мальчишки!» 2.Изготовление открыток и подарков для наших пап. 3.Кл. час «История армии родной» | ||||||||
март | Конкурс лучших презентаций «Наши права и обязанности» | 1.Праздник 8 марта 2.Участие в акции «Милосердие» 3. «А, ну-ка, девочки!» | 1. Изготовление листовок «Охраняйте первоцветы» 2.Участие в акции «Подарок для мамы своими руками» 3.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1.Проектная деятельность учащихся «Создаем зеленые зоны отдыха» 2.Кл. час с психологом «Все мы такие разные» 3.Беседа «Осторожно, лед на речке тронулся!» | 1.Экологический десант 2. Старт акции «Внимание! Первоцвет» | 1.Праздник 8 марта 2.Праздник Масленицы.
| ||||||||
апрель | 1.Заочное путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики 2.Участие в акции «Ветеран живет рядом» | 1.1 апреля – День юмора и смеха 2. Классный час «Что такое живопись» | 1.Экологический десант по уборке пришкольной территории 2.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1.Организация подвижных перемен на свежем воздухе. 2.Кл. час «Что мы знаем о компьютере. Друг он нам или враг?» | 1. Акция «Внимание! Первоцвет!» 2.День птиц. 3.День земли | 1.Акция «Зеленая улица» 2.Праздник Пасхи 3.Выставка рисунков «пасхальная радость» 4.Кл. час. «Наши пернатые друзья» | ||||||||
май | 1.Кл.час «Праздник мира и труда» 2.Встреча с участниками ВО войны «Никто не забыт, ни что не забыто» 3.Участие в акции «Ветеран живет рядом» 4.Смотр строя и песни 5.Торжественная линейка, посвященная Дню победы | 1.Смотр строя и песни. 2.Торжественная линейка, посвященная Дню Победы. | 1.Экологический десант по уборке пришкольной территории 2.Участие в акции «Ветеран живет рядом» 3.Ежемесячные генеральные уборки класса | 1.День здоровья с участием родителей «Занимайся физкультурой» 2.Спортивные соревнования по футболу. 3.Поход в распустившийся лес совместно с родителями.
| 1.Экскурсия в парк «Здравствуй лето» 2.Уборка пришкольной территории. 3.Участие в акции «Полейте деревья» | 1.Участие в акции «Благоустройство школьного двора» 2.Участие в акции «ветеран живет рядом» 3.Конкурс сочинений «Как я хочу провести лето» |
Работа с родителями
Примерный план педагогического просвещения родителей
1-й КЛАСС
1. Родительское собрание. Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения в 1-м классе. Организация режима дня младшего школьника. (Ав-густ.)
2. Лекция: «Мотивационная готовность ребенка к школе». Результаты психолого-педагогической диагностики. (Сентябрь.)
3. Лекция: «Психологическая поддержка младших школьников». (Сентябрь, школьный психолог.)
4. Практическое занятие: «Поможем детям учиться». Тесты, деловые игры. (Октябрь.)
5. Беседа: «Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятель-ности младших школьников». (Октябрь.)
6. Открытое мероприятие с участием родителей: «Праздник прощальный с букварем». (Конец октября – начало ноября.)
7. Беседа: «Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании млад-ших школьников». (Ноябрь, родители.)
8. Лекции: «Причины быстрой утомляемости младших школьников при интен-сивной умственной работе», «Как помочь первокласснику в подготовке домаш-них заданий». (Открытые уроки для родителей, январь.)
9. Лекция: «Воспитание у первоклассников интереса к общественной деятельно-сти». Обсуждение результатов тестирования учащихся. (Февраль.)
10. Педагогический практикум: «Поощрения и наказания в семье. Словесные воз-действия». (Февраль.)
11. Беседа: «Декларация прав ребенка». (Март.)
12. Беседа: «Возможность изучения и развитие внимания и памяти первоклассни-ков». Результаты тестирования учащихся. (Март.)
13. Беседа: «Развитие самостоятельности у детей». (Апрель.)
14. День открытых дверей. Посещение уроков и внеклассных мероприятий. (Ап-рель.)
15. Родительское собрание. Итоги учебного года. Концерт учащихся.
2-й КЛАСС
1. Родительское собрание. Образовательно-развивающие и воспитательные зада-чи обучения во 2-м классе. (Сентябрь.)
2. Беседы: «Роль семейного чтения», «Как совершенствовать технику и вырази-тельность чтения». (Сентябрь.)
3. Лекция: «Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками». (Октябрь.)
4. Беседа: «Развитие логического мышления второклассников на уроках естественно-математического цикла». Открытые уроки для родителей. (Октябрь.)
5. Беседа: «Трудовое воспитание в семье». (Ноябрь.)
6. Педагогический практикум. Интеллектуальные игры для детей и родителей. (Декабрь.)
7. Беседа: «Учимся общению». (Январь.)
8. Лекция: «Патриотическое воспитание в школе и семье». (Февраль)
9. Беседа: «Музыка и театр в жизни младших школьников». Организация и про-ведение музыкального лектория, посещение театров. (Март.)
10. Родительское собрание. Жизнь ребенка и его успехи в школе.
Результаты тестирования.
Выставки работ, поделок, газет и т.д.
Концерт учащихся. (Апрель.)
11. Экскурсия учащихся совместно с родителями в парк, в лес, в горы и т.д. (Май.)
12. Родительское собрание. Итоги учебного года. (Май.)
3-й КЛАСС
1. Родительское собрание.
Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения в 3-м классе.
Организация учебного труда и режима дня для третьеклассников.
Особенности возрастной психологии учащихся 3-х классов. (Сентябрь, психо-лог.)
2. Лекция: «За здоровый образ жизни». (Сентябрь, врач.)
3. Педагогический практикум. Нравственное воспитание в семье. (Октябрь.)
4. Педагогический практикум. Эстетическое воспитание в семье. Посещение му-зеев, картинных галерей, организация экскурсий на природу. (Октябрь.)
5. Лекция: «Развитие творческих способностей младших школьников». Результа-ты психолого-педагогической деятельности учащихся. (Ноябрь.)
6. Лекция: «Воспитание у младших школьников культуры поведения». (Декабрь.)
7. Лекция: «Изучение личности младшего школьника». Результаты психолого-педагогической деятельности. (Январь.)
8. Беседа: «Дифференцированное обучение детей с разными способностями». (Февраль.)
9. Педагогический практикум. Формирование интеллектуальной деятельности младших школьников. Результаты интеллектуальных игр по предметам. (Март.)
10. Родительское собрание. Итоги учебного года. (май)
4-й КЛАСС
1. Родительское собрание.
Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения в 4-м классе.
Особенности возрастной психологии учащихся 3-х классов. (Сентябрь, психо-лог.)
2. Лекция: «За здоровый образ жизни». (Сентябрь, врач.)
3. Педагогический практикум. Учитель-ученик-родитель. Правила общения. (Октябрь.)
4. Педагогический практикум. Жизнь ребенка и его успехи в школе. (Октябрь.)
5. Лекция: «Развитие внимания младших школьников». Результаты психолого-педагогической деятельности учащихся. (Ноябрь.)
6. Лекция: На повестке дня – свободное время школьников. (Декабрь.)
7. Лекция: «Изучение личности младшего школьника». Результаты психолого-педагогической деятельности. (Январь.)
8. Беседа: «Отец и воспитание детей». (Февраль.)
9. Педагогический практикум. Дети и деньги. (Март.)
10. Родительское собрание. Преемственность в обучении учащихся начальной школы и среднего звена. (Апрель, завуч.)
11. Открытые уроки для родителей и учителей среднего звена. (апрель, май)
12. Праздник «Прощание с начальной школой». (май)
Диагностический материал
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Диагностика «Готовность ребенка к школе». (Карта готовности см. выше)
Анкетирование родителей первоклассников.
Анкета для родителей первоклассников 1. Общие сведения о ребенке
Мать: а) Ф.И.О_____________________________________ б) дата рождения _______________________________ в) образование ________________________________ г) место работы ________________________________ д) должность __________________________________ е) раб.тел. _____________________________________ Отец: а) Ф.И.О.___________________________________ б) дата рождения _______________________________ в) образование _________________________________ г) место работы ________________________________ д) должность __________________________________ е) раб.тел. ____________________________________
С кем чаще всего ребенок проводит время? _____________________ Кто чаще гуляет с ребенком? ___________________________________ Кто чаще всего играет с ребенком? ______________________________ Кто чаще всего читает ребенку? ________________________________
|
__________________________________Подчеркните, какие из перечисленных видов деятельности ребенок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, пересказ сказок, разыгрывание представлений.
4.1. Каким образом вы проводили подготовку ребенка к школе? __________________________________________ 4.2. Какие качества и способности вашего ребенка вы особенно цените? ____________________________________________________________________ 4.3. Что бы вы хотели узнать и какие советы получить от педагога, психолога? ______________________________________________________________ 4.4. Ваши пожелания и советы по работе с Вашим ребенком ____________________________________________________________________________ |
3.Диагностика работоспособности. Тест «Корректурная проба».
4. Тест направленности личности Б. Басса
5.Изучение самооценки. Методика А.И.Липкиной «Три оценки».
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Учитель оценивает работу тремя отметками. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные отметки. Обведи кружком ту отметку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,
характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость и неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
6. Методика изучения мотивации.
1. Тебе нравится в школе или не очень? - не очень - нравится - не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома - бывает по -разному
З. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? - не знаю - остался бы дома - пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки? - не нравится - бывает по-разному - нравится. 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы - не хотел бы - не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? - не знаю . - не хотел бы - хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям ? - часто - редко - не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель? - точно не знаю - хотел бы - не хотел бы 9. У тебя много друзей в твоем классе? - мало - много - нет друзей 10. Тебе нравится твой класс? - нравится - не очень -не нравится
|
25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. 14 - 19 баллов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало. 10 - 14 баллов - низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необходимо проводить именно в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дает возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения. |
7.Социометрия – метод изучения коллектива для определения места каждого члена в коллективе, выявления лидеров и «отверженных» детей.
Проводится по следующим вопросам:
С кем из одноклассников ты больше всего хотел бы сидеть за одной партой?
С кем из одноклассников ты больше всего не хотел бы сидеть за одной партой?
С кем из одноклассников ты больше всего хотел бы играть на перемене?
С кем из одноклассников ты больше всего не хотел бы играть на перемене?
Кого из одноклассников ты больше всего хотел бы пригласить на свой день рождения?
Кого из одноклассников ты больше всего не хотел бы пригласить на свой день рождения?
Под каждым вопросом проставляются номера ответов, оптимальное количество которых равно трем.
На основании протоколов вычисляется социометрический статус каждого ученика.
На основании социометрического статуса ученика определяется рейтинг – соответствующее ему место в системе межличностных отношений.
Список использованной литературы
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.
Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.
Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.
Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.
Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.
Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.
Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с.
Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.
Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.
Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Просвещение, 1983 – 384с.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.
Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.