Программа воспитательной работы в 1-4 классах. Цели и задачи программы Этап "Познай себя – это интересно!" Этап "Сотвори себя – это необходимо!" Этап "Утверди себя – это возможно!" Этап "Прояви себя – это реально!" Блоки программы Организация ученического самоуправления в классе Принципы реализации программы Характеристики блоков программы "Планета добра" План реализации программы "Планета добра" Результаты реализации программы Программа "Планета добра" направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе. Программа "Планета добра", рассчитанна на все четыре класса начальной школы.
Программа воспитательной работы в классе "Планета добра" основана на системном (программно-целевом) подходе. Его преимущество заключается в том, что он позволяет педагогу увидеть конечный результат своей деятельности и мобилизовать усилия всех участников образовательного процесса в классе для его достижения. Цели и задачи программы Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач: формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика; вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации; формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе; создание системы мониторинга развития воспитательной системы. Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов. Воспитательная работа в рамках программы включает: проектную и исследовательскую деятельность; организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий; походы; праздники, викторины, конкурсы; кружки и секции. Программа реализуется в четыре этапа: 1-й этап – "Познай себя – это интересно!" (1 класс); 2-й этап – "Сотвори себя – это необходимо!" (2 класс); 3-й этап – "Утверди себя – это возможно!" (3 класс); 4-й этап – "Прояви себя – это реально!" (4 класс). Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Этап "Познай себя – это интересно!" Цели этапа "Познай себя – это интересно!": создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе; определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности; сформировать деловые отношения в общей деятельности. Задачи этапа: удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации: – о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе; – требованиях и педагогической позиции учителя; изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей. Роль учителя в рамках работы на этапе "Познай себя – это интересно!" Роль учителя | Характеристика деятельности | "Источник информации" | Ознакомление родителей с Уставом школы. Предъявление единых требований к родителям и детям. Знакомство родителей и детей с работниками школы. Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе | "Хранитель школьных традиций" | Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний, Посвящение в ученики, День науки, Масленица, Зарничка, спортивные праздники, новогодний утренник, осенний бал и др. Создание классных традиций. Выявление детских талантов | "Аналитик" | Анализ выполнения плана воспитательной работы. Определение степени реализации воспитательной программы. Проведение и анализ диагностики | "Организатор" | Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей | Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это интересно!": имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся; созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе; дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе; в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями; выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения). Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого. Этап "Сотвори себя – это необходимо!" Цель этапа "Сотвори себя – это необходимо!": обеспечить организационное единство класса. Задачи этапа: сплочение детского коллектива; организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности; вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность; организация работы актива класса. Роль учителя в рамках работы на этапе "Сотвори себя – это необходимо!" Роль учителя | Характеристика деятельности | "Лучший слушатель" | Организация обсуждений, дискуссий. Обучение детей "слушать" и "слышать" друг друга | "Штурман" | Направление работы актива класса, организация работы творческих групп | "Организатор" | Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей | Критерии успешного завершения этапа "Сотвори себя – это необходимо!": созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе; учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий; функционирует актив класса; созданы сменные творческие микрогруппы. Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи. Этап "Утверди себя – это возможно!" Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса. Задачи этапа: изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений; обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива; обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками. Роль учителя в рамках работы на этапе "Утверди себя – это возможно!" Роль учителя | Характеристика деятельности | "Старший товарищ" | Помощь во включении в различные виды деятельности. Забота об учащихся. Организация различных творческих дел | "Корректор" | Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка | "Организатор" | Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса. Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации | Критерии успешного завершения этапа "Утверди себя – это возможно!": обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие; полноценно функционирует актив класса; дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение. Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности. Этап "Прояви себя – это реально!" Цель этапа "Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности. Задачи этапа: обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности; создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя; поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп. Роль учителя в рамках работы на этапе "Прояви себя – это реально!" Роль учителя | Характеристика деятельности | "Организатор" | Организация общественно-значимых мероприятий на уровне школы, района, республики | "Сподвижник" | Оказание детям помощи в самореализации | "Носитель культуры" | Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов) | Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!": Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют. Блоки программы Программа структурирована по шести блокам: Работа по каждому блоку имеет свою специфику. Все направления программы взаимосвязаны. Организация ученического самоуправления в классе Главным исполнительным органом в классе является актив класса. Его члены руководят работой микрогрупп – малых планет (инициативные группы). В актив входят командиры малых планет (они сменные) и президент Планеты добра. Смена поручений с обязательным подведением итогов происходит на классном собрании. В ходе собрания дети учатся анализировать и оценивать свою работу, а также работу одноклассников. Принципы реализации программы Принципы реализации программы: воспитание – это жизнь рядом и вместе; человеку нужно быть нужным; умей выслушать и услышать каждого; в воспитании мелочей не бывает; творящие дети дурного "не вытворят"; сначала "включай" сердце ребенка, потом голову, потом руки; умей все видеть, но кое-что не замечать; все слушать, но кое-что не слышать; уважай незнание ребенка. В классе организована работа следующих малых инициативных групп: "Малая планета знаний": помощь отстающим, выпуск познавательных газет, работа в клубе "Почемучек"; "Малая планета здоровья": посещение ребят, которые болеют; сбор и отправка писем ребятам, находящимся на больничном; подготовка устных журналов и газет; выпуск информационной газеты "В здоровом теле – здоровый дух"; "Малая планета затейников": организация перемен; помощь в подготовке и проведении классных вечеров, праздников, конкурсов; выпуск поздравительных и развлекательных газет; поздравление ветеранов; "Малая планета порядка": организация дежурств в классе, в столовой, в рекреации, в школе; контроль выполнения обязанностей дежурными; выпуск листовок по итогам дежурства; контроль соблюдения порядка во время проведения праздников и экскурсий; "Малая планета охраны природы": забота о растениях в классе, организация помощи бездомным животным, забота о зимующих птицах (изготовление скворечников), выпуск познавательных газет Характеристики блоков программы "Планета добра" Девиз | Цели | Задачи | Формы реализации | Блок "Страна знаний" | "Ученье свет, а неученье – тьма" | Развитие познавательной активности обучающихся | Формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности и креативности мышления | Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры ("Русский медвежонок", "Кенгуру", "Золотое руно"); викторины, КВН; интегрированные образовательные путешествия;кружки « Занятия для будущих отличников», «Школа развития речи», «Почитай-ка»(информационные газеты); смотры знаний | Блок "Страна здоровья" | "В здоровом теле – здоровый дух" | Сохранение и укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни | Приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение навыкам самосохранения; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурением | Организация горячего питания; посещение занятий ОФП и спортивных секций; прогулки (динамическая пауза); физкультурные минутки; зарядка (до начала уроков); дни здоровья; походы; конкурсы плакатов, газет по теме "Здоровый образ жизни"; цикл бесед, диспутов; спортивные соревнования (спартакиада, "Веселые старты", "Мама, папа, я – спортивная семья"); ролевые игры | Блок "Семейная бухта" | "В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей" | Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ; формирование единого коллектива | Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; открытые уроки (Дни открытых дверей); общешкольные конференции; посещение учащихся на дому; анкетирования; консультации; проведение совместных походов и внеклассных мероприятий | Блок "Островок творчества" | "Дело мастера боится" | Развитие творческой активности | Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся | Конкурсы (классные, школьные, муниципальные, республиканские и т. д.); уроки творчества; выставки работ; кружки, позволяющие развить творческие способности (хорового, изобразительного искусства; ритмики и др.); творческие мастерские; театральные постановки; тематические вечера; проектная деятельность | Блок "Континент дружбы" | "Один за всех и все за одного" | Развитие умений и навыков в сфере общения. Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, развитие ученического самоуправления | Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; способности к самопознанию, самоанализу; обучение коммуникативным навыкам; развитие ученического самоуправления | Тренинги общения; ролевые игры; вечера отдыха; экскурсии, походы, интегрированные путешествия; внеклассные мероприятия различного уровня; деловые игры; собрания актива класса | Блок "Гражданская республика" | "Ты тоже родился в России!" | Формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры | Знакомство с историей государственной символики страны; расширение исторических знаний об истории своей семьи, города, области, региона; повышение социальной активности учащихся; развитие чувства милосердия, сострадания | Уроки мужества; диспуты; социальная акция "Милосердие"; интегрированные образовательные путешествия по памятным местам Свердловской области. |
Циклограмма классного руководителя
Ежедневно | Еженедельно | Ежемесячно | 1 раз в четверть | 1 раз в год | Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся | Проверка тетрадей общения с родителями, сдача отчета по отсутствующим | Посещение уроков в своем кла | се Оформление классного журнала по итогам четверти | Проведение открытого классного мероприятия | Организация питания учащихся | Проведение мероприятий в классе по плану | Консультации у школьного психолога и логопеда | Участие в семинаре, учеба классных руководителей | Оформление личных дел учащихся | Организация и контроль дежурства в классном кабинете | Работа с родителями (по ситуации) | Встречи с казначеем класса | Анализ выполнения плана за четверть, корректировка плана работы воспитания на новую четверть | Оформление паспорта здоровья | Индивидуальная работа с учащимися | Работа с учителями предметниками | Встреча с родительским активом | Проведение родительского собрания | Статистические данные класса | | Работа по состоянию здоровья, профилактика ЗОЖ | Совещание по планированию работы | Оформление портфолио класса и учащихся | Анализ воспитательной работы за год |
|