Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Тыр Тырского сельского поселения
Ульчского муниципального района Хабаровского края
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ п.Тыр ____________/ Владимирова О. Н. «__»____________20___г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ п.Тыр ____________/Хаблова М.Н. Приказ № ___ от «__»_________20___г. |
Программа воспитательной работы
на 2014-2018 у. г.
Учитель: Зюкова Наталья Николаевна
п.Тыр
2014 г.
Пояснительная записка
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Школа призвана, посредством воспитания и обучения, реализовать в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Цель программы: создание максимально благоприятного учебно-воспитательного пространства для обеспечения оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.
Задачи:
Создать условия для благоприятного психологического климата в классном коллективе.
Создать условия для формирования у учащихся добросовестного и прилежного отношения к учебе с учетом их возрастных особенностей, воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
Создать условия для развития творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими возможностями и склонностями.
Создать условия для воспитания эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни.
Создать условия для формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Создать условия для формирования потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса.
Концепция воспитательной программы
Личность ребенка – слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной программы класса, являются: «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Взаимовыручка», «Семья», «Здоровье».
Педагогические принципы и подходы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Жизнь ребенка должна опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Методы работы:
Научно-исследовательский;
Коммуникативный;
Личностно-ориентированный;
Метод креативного мышления;
Репродуктивный;
Метод критического мышления.
Формы работы:
1. Классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
2. Тренинги;
3. Конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления;
4. Дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы;
5. Встречи с интересными людьми, клубы по интересам.
Основные направления воспитательной работы
«Нравственность»
«Интеллект»
«Здоровье»
«Семья»
«Досуг»
Направление | Цели и задачи | Формы проведения |
Нравственность | Формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания, умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе. Воспитание высоких моральных качеств и чувства долга. Воспитание нравственной культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость. | тематические классные часы по нравственной тематике; читательские конференции; цикл бесед «Уроки нравственности»; экскурсии; изучение нравственного наследия своей страны; |
Интеллект | Изучение и развитие интересов, любознательности и интеллектуальных способностей учащихся. Создание условий для формирования мотивации учения в урочной и внеклассной деятельности. Развитие учебных интересов и умений учащихся. Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом. Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал. Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся. | участие в конкурс «Радуга» и др. проведение литературных, математических викторин; проведение викторин, предметных олимпиад; проведение интеллектуальных боёв; внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти; занятия в кружке «Умелые руки», «Весёлые нотки», «Юный художник» |
Здоровье | Сотрудничество с фельдшером ФАПа п. Тыр. Создание необходимых условий для полноценного физического и психического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию. Воспитание сознательного отношения к регулярным занятиям спортом. Воспитание уважительного отношения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни. Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом. | спортивные конкурсы и соревнования внутри класса; школьные спартакиады, турниры; дни здоровья; туристические походы; спортивные викторины; совместные с родителями походы и спортивные соревнования; тематические классные часы по спортивной тематике |
Семья | Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка. Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. | тематические классные часы; родительские собрания; семейные праздники, спортивные соревнования с участием родителей; праздники, посвященные красным датам календаря; походы, экскурсии с родителями; консультации для родителей; тематические беседы с детьми и родителями. |
Досуг | Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса, школы. Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам, стремления к интересному и полезному время провождению. Средствами внеклассных мероприятий демонстрация интересов и достижений учащихся, их таланта и творческих способностей. Привлечение родителей класса к совместному с учащимися время провождению. Развитие интереса учащихся к проведению досуговых мероприятий в начальной школе. | празднование памятных дат в жизни учащихся; празднование памятных дат календаря; организация классных выставок; литературные викторины; праздничные вечера; совместные с родителями походы |
Ожидаемые результаты
- Развитие органов классного ученического самоуправления.
- Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.
- Повышение мотивации учащихся к учебной и воспитательной деятельности.
- Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
- Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
- Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
- Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
- Уровень сформированности классного коллектива.
- Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
- Уровень вовлеченности учащихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
- Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
- Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: наблюдений, анкетирования, тестов:
Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 6 до 10 лет (Методика Рене Жиля).
Мониторинг выявления одарённых учащихся (с признаками одарённости).
Методика изучения удовлетворенности родителей работой учителя - классного руководителя.
Оценка уровня комфортности учащихся.
Оценка удовлетворенности школьной жизнью учащихся.
Методика Ю.В.Васильева «Определение уровня воспитанности учащихся».
Методика изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М. И. Рожковым)
« Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев).
Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
«Сформированность основных нравственных качеств личности» (Капустин Н.П.)
«Диагностика уровня воспитанности учащихся» (Капустин Н.П.)
Анкета «Сплочённость класса».
Анкета «Мой класс».
Сроки реализации программы
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
I этап (1 класс)
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
II этап (2класс)
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
III этап (3класс)
проявление интеллектуальных способностей;
знание истории своей семьи, школы, села;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
IV этап (4класс)
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Содержание программы
1 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Нравственность | показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего | «Достопримечательности нашего села», «Символика родного края», «Ветеран живет рядом», «Птицам нужна помощь», «Картинная галерея» | Изготовление поздравительных открыток, фотовыставка, беседа, изготовление кормушек, рейды «Проверь кормушку» |
Интеллект | формировать любознательность, интерес к знаниям. | «В мире загадок» | Игра-викторина, интеллектуальный марафон, конкурсные программы |
Здоровье | формировать понимание значимости здорового образа жизни | «Азбука здоровья», «Как правильно организовать свой день, чтобы быть опрятным», «Зимние забавы», однодневный поход | Конкурс рисунков, беседы о режиме дня, спортивные праздники |
Семья | формировать нравственную культуру семьи, направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей | «Семейные традиции», «Как трудится моя семья», «История моего дома» | Беседы, создание альбомов, выставка рисунков |
Досуг | создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | «День матери», Конкурсная программа ко дню защитников отечества, «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», Праздник букваря | Праздник, концерт, инсценирование |
2 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Нравственность | создавать условия для творческой самореализации обучающихся, приобщать к традициям школьного коллектива | «Ярмарка чудес», «Тропинка школьная моя», «Помоги другу» | Творческий конкурс, акция |
Интеллект | знакомить с общественно-политической жизнью страны, приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям | «Почётные труженики села», «Символика России» | Обзорная экскурсия, поисковая работа, беседы. |
Здоровье | формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни | «Полезные привычки», «Осенний кросс», «Веселые старты», «Береги здоровье смолоду» | Викторина, спортивное соревнование в классе, спортивный праздник, конкурс плакатов |
Семья | воспитывать уважение к членам своей семьи, уважение к семейным традициям | «Фотографии моей семьи», «Моя семья, как она образовалась» | Беседы, конкурсы, родительские собрания, |
Досуг | создавать условия для проявления творческой индивидуальности, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | «Кто что любит и умеет делать», «А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки» | Конкурс-викторина, игра - соревнование на открытом воздухе, конкурсная программа |
3 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Нравственность | формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, формировать понимание значимости исторического прошлого, создавать атмосферу взаимной заинтересованности. | «Прекрасное в моей жизни», «Правила хорошего тона», «Учимся правильно жить и дружить, «Имею право. Мои права», «С чего начинается Родина» | Конкурс стихов, коллаж, дискуссия, игры, акция. |
Интеллект | приобщать детей к разнообразной творческой деятельности, формировать потребность в самообразовании. | «Что? Где? Когда?», «Человек свободного общества», «Турнир умников» | Турниры, игры, диспуты |
Здоровье | формировать способности управлять своим здоровьем | Чрезвычайные ситуации - что это?» «Скажем: «НЕТ» вредным привычкам», «Мои спортивные успехи и достижения» | Театрализация, беседы, круглый стол |
Семья | совершенствовать семейное воспитание на примерах традиций семьи, продолжать формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно - воспитательному процессу. | «О поощрениях и наказаниях в семье», «Сильному роду нет переводу», «Загляните в семейный альбом» | Беседы, индивидуальные и тематические консультации, дни творчества, помощь в организации и проведении внеклассных дел. |
Досуг | формировать желание проявлять творческую инициативу | «Сотвори солнце в себе», «Рыцарский турнир», операция «Новый год» | Акция добра, праздник, представление, изготовление игрушек, украшение комнат и класса. |
4 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Нравственность | формировать желание активно преобразовывать действительность, обучать пониманию смысла человеческого существования. Развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны | «Законы нашей жизни», «Гармония в природе», заочное путешествие «Чем богат наш край», «Школьный двор - лучший двор», «О бескорыстии и дружбе» | Обыгрывание ситуаций, беседы, трудовые десанты и акции, игры-путешествия, поисковая работа, конкурсы плакатов. |
Интеллект | создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | «Турнир знатоков», игра «Самый умный», конкурс «Всезнайка», КВН | Турнир, конкурсы, игры, КВН, НПК |
Здоровье | формировать умение анализировать и нести ответственность за свое здоровье | «Как помочь сохранить себе здоровье», «Умеем ли мы правильно питаться», «Лыжный кросс», «О простуде и гриппе» | Устный журнал, беседы, кросс, игра-путешествие. |
Семья | вовлекать родителей в учебно- воспитательный процесс | «Психическое и физическое развитие детей», «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка», « Режим дня», «Компьютер, телевизор и воспитание ребенка», «Всей семьей на старт» | Беседы, тестирование, семейная спартакиада, индивидуальные и тематические консультации, тренинги |
Досуг | учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности. | «Осенняя катавасия», «Как стать звездой», «Защитники Отечества», «Как трудно быть мамой», «Что должен знать пешеход» | КВН, конкурсная программа, встречи с интересными люд ьми |
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Основные направления | Формы работы с семьёй |
Психолого - педагогическое просвещение родителей | индивидуальные и тематические консультации тренинги конференции родительские собрания |
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества открытые уроки и внеклассные мероприятия помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса |
Участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе родительского комитета |
Тематика родительских собраний
1 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Первый раз – в первый класс» 1. Ознакомление родителей с психологическими особенностями адаптации детей к школе 2. Организационные вопросы 3. Организация отдыха детей на осенних каникулах. | 1. Познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения. 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 1 кл. 3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов | информационно-аналитическая беседа |
«Влияние родительских установок на развитие детей» 1.Родительская установка – плюсы и минусы. 2.Организация и проведение Новогоднего праздника. 3. Организация отдыха детей на зимних каникулах. | 1.Познакомить родителей с ролью установок на развитие детей. 2.Обсудить с родителями негативные и позитивные установки. 3. Обсудить с родителями организацию и проведение Новогоднего утренника для детей. 4. . Обсудить с родителями организацию отдыха детей на зимних каникулах. | творческая лаборатория родителей |
«Родителям о внимании и внимательности» Значение внимания для результативности учебной деятельности Приёмы развития внимания ребенка дома | 1.Показать родителям важность и значимость проблемы. 2.Ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников. | творческая лаборатория родителей |
«Самооценка младшего школьника» 1. Результаты исследования самооценки первоклассников. 2. Значение самооценки для результативности учебной деятельности 3. Пути и методы повышения самооценки ребенка | 1.Ознакомить родителей с результатами исследования 2.Рассказать о способах развития положительной самооценки детей | информационно-аналитическая беседа |
2 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Как научить ребенка стать самостоятельным»» 1. Ознакомление родителей с психологическими аспектами важности выполнения домашних заданий 2. Ознакомление с результатами анкетирования детей по вопросу подготовки домашних заданий 3. Рекомендации родителям по воспитанию ответственности и самостоятельности в детях | 1.Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома. 2.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно. 3.Повысить контроль со стороны родителей за подготовкой домашних заданий. | информационно-аналитическая беседа |
«Родителям об особенностях памяти младшего школьника» 1.Особенности психических процессов младших школьников. 2.Особенностями памяти младших школьников. 3. Тренировка памяти. 4.Организация и проведение Новогоднего праздника. | 1.Познакомит родителей с особенностями психических процессов младших школьников. 2.Познакомить родителей с особенностями памяти младших школьников. 3. Познакомить родителей с упражнениями и играми по тренировке памяти. 4. . Обсудить с родителями организацию и проведение Новогоднего утренника для детей. | информационно – практическая беседа |
«Праздники и будни нашей жизни» 1. Значение нравственного воспитания для полноценного развития личности. | 1.Обсудить с родителями нравственные аспекты воспитания детей в семье. 2.Сообщить родителям о результатах деятельности детей в кружковой работе. | круглый стол |
«Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника» Ознакомление родителей с психологическими аспектами важности воспитания трудолюбия у детей. Анализ анкетирования родителей и детей. Выступление родителей «А мы воспитываем трудолюбие у ребёнка…» | 1. Показать значимость воспитания трудолюбия у детей. 2. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки трудолюбия. | круглый стол |
3 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Как прекрасен этот мир!» (об эстетическом воспитании школьников) 1. Воспитание чувства красоты в каждом ребёнке. 2.Организация досуговой деятельности детей. | 1.Показать значимость эстетического воспитания у каждого ребёнка. 2. Дать рекомендации родителям о том, как развивать у детей творческие способности. | информационно-аналитическая беседа |
«Могут ли родители помочь ребёнку стать грамотным?» 1.Особенности формирования грамотности младших школьников. 2.Ознакомление родителей с упражнениями по совершенствованию техники чтения. 3. Организация и проведение Новогоднего праздника. 4. Организация отдыха детей на зимних каникулах. | 1.Ознакомить родителей с особенностями формирования грамотности младших школьников. 2.Актуализировать для родителей проблему грамотной речи в воспитании детей. 3. Ознакомить родителей с упражнениями по совершенствованию техники чтения. 4.Обсудить с родителями организацию и проведение Новогоднего утренника для детей. 5. Обсудить с родителями организацию отдыха детей на зимних каникулах. | информационно – практическая беседа |
«О любви к живому» 1.Равнодушие и безразличие детей к окружающему. 2. 3. | 1. Показать необходимость воспитания у детей чувства сострадания, жалости к природе и её обитателям. 2. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей чувства любви к природе. | информационно-аналитическая беседа |
«Дом моей мечты» 1. Анкетирование детей и родителей по вопросу взаимоотношений в семье 2. Выступление семей с рассказами о семейных традициях 3. Конкурсы, песни, чаепитие | 1.Выявить представление родителей и детей о семейных ценностях 2.Показать значимость семейного воспитания для развития гармоничной личности 3.Содействовать сплочению классного коллектива детей и родителей через совместные дела. | круглый стол |
4 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Особенности организации учебного труда в 4 классе» 1. Ознакомление родителей с требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы 2. Организационные вопросы | 1. Познакомить родителей с учебными задачами на новый учебный год. 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 4 кл. 3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов | информационно-аналитическая беседа |
«Как научить ребенка жить в мире людей» 1. Критерии культуры личности 2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей. 3. Организация и проведение Новогоднего праздника. 4. Организация отдыха детей на зимних каникулах. | 1.Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома. 2.Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка. 3.Обсудить с родителями организацию и проведение Новогоднего утренника для детей. 4. Обсудить с родителями организацию отдыха детей на зимних каникулах. | дискуссионный клуб |
«Безопасность на каждый день» 1.Формирование у младших школьников ответственного отношения к личной безопасности. 2. Организация и проведение классного часа «До свидания, начальная школа!» | 1. Обсудить с родителями, как научить ребёнка безопасному поведению. 2. Обсудить с родителями ситуативный практикум и обмен опытом семейного воспитания. 3. Обсудить с родителями организацию и проведение классного часа «До свидания, начальная школа!» | дискуссионный клуб |
«Прощай, начальная школа!» Выпускной вечер | 1.Организовать семейный праздник, посвященный окончанию начальной школы. | семейный праздник |
13