ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
« Все яснее вижу, что ключ ко
всему - в воспитании. Там развязка всего.
Это самый длинный, но верный путь.»
Л. Н. Толстой
Воспитание является целенаправленным процессом управления развитием личности, а значит, и воспитательная система школы-интерната должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления. В школе-интернате главным фактором является создание гуманной среды, выполняющей, прежде всего, коррекционно - развивающую функцию, способствующую становлению социального опыта, становлению личности обучающегося.
Воспитательная работа в школе-интернате строится на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процессов, и находится в тесной связи с образовательным процессом. Основным объектом педагогического воздействия является формирование у учащихся и воспитанников сознания, которое в дальнейшем будет определять его социальное поведение.
Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку с ОВЗ успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.
Для того, чтобы воспитать полноценного гражданина своей Родины, требуется постоянно обращать внимание на его личностные качества. Ведь обучающийся коррекционной школы, такой же ученик, как и в любой другой школе. Он – личность. Существует психологическая закономерность: если у обучающихся нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет и воспитания – целенаправленного процесса формирования и развития личности. Надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. Задача коррекционной школы: помочь детям стать достойными гражданами своей страны.
Одной из основных функций педагогической поддержки является помощь ученику в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации.
Для успешной социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы уделяется много внимания воспитательной работе, основными задачами которой являются — выработка положительных качеств личности, формирование правильной оценки окружающих и самих себя. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разнообразных видов деятельности.
Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 10 до 15 лет с умственной отсталостью.
Программа является документом для воспитательного процесса и составлена в соответствии с планом мероприятий по улучшению качества работы ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2015 – 2016 учебный год.
Цель программы: формирование социально адаптированной личности посредством создания условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.
Задачи программы:
- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;
- формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.
- формирование разносторонних интересов воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках
- развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
- привитие культуры внешнего вида, поведения вне школы, обращая особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, сострадания, доброты.
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;
- осуществление связи с окружающим миром для дальнейшей успешной социализации детей с нарушением интеллекта.
Принципы программы:
• Включение обучающихся в активную деятельность.
• Доступность и наглядность.
• Связь теории с практикой.
• Учёт возрастных, физических и психологических особенностей.
• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Направлениями воспитания является система работы по формированию определённых качеств личности в соответствующей деятельности. Реализация основных направлений воспитательной работы осуществляется одновременно с учётом особенностей детей (возрастных, физических, психологических и т.д.) и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив обучающихся, так и на отдельно взятую личность. В систему воспитательных мероприятий включаются разнообразные виды деятельности, направленные на выполнение общественных задач, способствующие успешной социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации данных задач взяты главные направления коррекционно-воспитательной работы, которые отвечают требованиям, предъявляемым к данному типу и виду школ по образованию и коррекции состояний детей с ограниченными возможностями здоровья:
Общие задачи воспитания и социализации учащихся школы – интерната классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.
Организация воспитания и социализации учащихся школы – интерната осуществляется по следующим направлениям:
Познавательная деятельность
Игровая деятельность
Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
Художественно – эстетическая деятельность
Социальное творчество (социально – преобразующая добровольческая деятельность)
Гражданско – патриотическое воспитание
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно – оздоровительная деятельность
Туристско – краеведческая деятельность
Познавательная деятельность.
Цели и задачи:
Изучение особенностей учебной деятельности каждого воспитанника с последующей коррекцией на основании диагностики интеллектуальных знаний и умений.
Обогащение знаний детей на основе развития познавательной деятельности.
Формирование у воспитанников потребности расширения кругозора, развития логического и творческого мышления, рационального взгляда на окружающий мир.
Формирование у детей знаний о природе, человеке, обществе.
Создание условий для становления, развития и совершенствования познавательных интересов обучающихся средствами воспитательной работы.
Развитие у школьников познавательной активности, устойчивого интереса, внимания, различных видов памяти.
Формирование мыслительной деятельности.
Обогащение сознания обучающихся знаниями о Родине, природе, обществе, человеке, технике.
Повышение уровня воспитанности школьников.
Развитие свободной, жизнелюбивой, созидательной личности.
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны сопоставлять свои знания с окружающей действительностью. Знать народный фольклор, сказки, рассказы о природе. У детей должно быть сформировано правильное поведение в экстренных ситуациях. Знать свои права и обязанности, правила поведения в школе и общественных местах; уметь правильно себя вести в общении со сверстниками, обращаться с просьбой, выражать слова благодарности.
Игровая деятельность.
Цели и задачи:
Насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через игровые формы.
Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности в игре, развивать игровое творчество детей.
Формировать эмоциональную память, навыки общительности.
Подводить детей к пониманию роли в игре, формировать навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.
Развитие коммуникативных качеств у детей в игре.
Развитие воображения как основы творческой деятельности.
Развитие у детей образной памяти, внимания, речи.
Формирование в процессе игр нестандартного мышления.
Развитие координации и мелкой моторики.
Организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий.
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны принимать активное участие во всех школьных праздниках и мероприятиях; уметь с пользой проводить своё свободное время, правильно вести себя в играх, свободном общении.
Досугово – развлекательная деятельность.
Цели и задачи:
Насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через систему массовых мероприятий.
Формирование у детей контактности, толерантности и способности к совместному творческому труду на основе общепринятых нравственных, этических норм общения.
Привлечение детей к участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках.
Вовлечение обучающихся в разностороннюю досугово-развлекательную деятельность, развитие личности школьника, его творческих способностей.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
Воспитание духовно–нравственных качеств личности.
Развитие навыков рефлексивных действий.
Воспитанники должны знать и уметь:
У детей должно быть сформировано чувство коллективизма, активное отношение к окружающей действительности, духовные качества личности. Ценностное отношение к своему здоровью, уметь рационально и разумно использовать свой досуг.
Художественно-эстетическое творчество.
Цели и задачи:
Формирование у воспитанников художественного вкуса и потребностей в эстетической и творческой деятельности.
Привитие у детей любви к искусству.
Обучение умению видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитание у обучающихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;
Воспитание умения видеть прекрасное в природе, искусстве, труде, общении;
Развитие инициативы и творчества.
Воспитанники должны знать и уметь:
У детей должно быть сформировано уважительное отношение к народным традициям, участвовать в экскурсиях, выставках детских рисунков, поделок и творческих работ воспитанников. Уметь переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Воспитанники должны быть знакомы с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, русские народные сказки)
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)
Цели и задачи:
Углубление представления детей об общечеловеческих ценностях.
Формирование у школьников способности и готовности к социально-преобразующей деятельности, культуры отношений к себе и окружающим людям.
Знакомство с современными социальными акциями города и развитие положительной мотивации для участия в них.
Формирование потребности делать добрые дела.
Воспитание доброжелательного отношения детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей ( взрослых и сверстников), добрые чувства к животным и растениям.
Воспитанники должны знать и уметь:
Уметь соблюдать дисциплинарные дистанции в общении с взрослыми, принимать решения в ситуациях нравственного выбора. Уметь вливаться в общественную жизнь школы, принимать систему школьных и правовых требований; участвовать в жизни школы и своего класса, решать проблемные ситуации, возникшие в процессе общения.
Гражданско-патриотическое воспитание.
Цели и задачи:
Формирование у детей гордости за отечественную историю, народных героев.
Формирование у школьников таких понятий, как долг, честь, гражданская нравственность.
Пробуждение интереса к прошлому своего народа.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Воспитание у детей любви к своей Родине, гражданского самосознания, патриотизма, уважения к Отчизне, её истории, традициям.
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны иметь ценностное отношение к своему народу, своему краю; знать основные права и обязанности гражданина РФ; уважать права другого человека, знать, кто защищает права ребёнка.
Трудовая (производственная) деятельность.
Цели и задачи:
Формирование у воспитанников навыки самообслуживания в самостоятельной жизни.
Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости.
Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе. Оказывать помощь друг другу. Доброжелательно оценивать работу сверстников. В корректной форме делать замечания и давать советы.
Воспитанники должны знать и уметь:
Иметь первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками; знать роль трудовой деятельности в жизни человека, различные виды профессий, уважать и ценить труд людей. Воспитанники должны уметь выполнять элементарную уборку помещения, выполнять мелкий ремонт одежды, ухаживать за комнатными растениями
Спортивно – оздоровительная деятельность.
Цели и задачи:
Продолжение работы по укреплению здоровья детей: закаливать детский организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические навыки и привычки культурного поведения.
Формирование у детей позиции значимости здоровья в дальнейшей жизни; формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
Содействие всестороннему развитию личности, приобщение детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Воспитание у детей смелости, дисциплинированности, дружелюбия; удовлетворение потребности детей в движении.
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны владеть основами знаний о здоровом образе жизни, заботится о своём здоровье, ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, принимать активное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях. Должны знать причины, сохраняющие и разрушающие здоровье; способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня.
Туристско-краеведческая деятельность.
Цели и задачи:
Формирование у детей представлений, знаний о туризме, осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы через развитие познавательной активности в изучении родного края.
Знакомство воспитанников с достопримечательностями и интересными людьми г. Инсар.
Способствовать физическому развитию детей, их оздоровлению.
Воспитанники должны знать и уметь:
У детей должны быть сформированы нравственные навыки: трудолюбие, чувство товарищества, ответственности за своё поведение в общественных местах. Уметь этично себя вести в природе, библиотеке, музее и т.д.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы позволит:
Создать в школе-интернате максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе.
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни.
Усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране.
Удовлетворить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании.
Перечень литературы:
Воронкова В.В. «Программы специальной(коррекционной) образовательной школы VIII вида
Выготский Л.С. «Педагогическая психология»
Дмитриев Ю. «Календарь зелёных чисел»
Жиренко О.Е. «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию»
Каиров И.А., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания»
Климентовская З.В. «Стихи и сказки в начальной школе»
Минскин Е.В. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»
Осипенко И.Л. «Классные праздники, или как научить школьника жить весело»
Худенко Е.Д., Гавриличева Г.Ф. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной(коррекционной) школе-интернате
Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения»
Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия»
Журналы «Дефектология», «Педсовет», «Начальная школа», «Воспитание школьников»