СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы по формированию социально-адаптированной личности "Я и мир вокруг меня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитательной работы в коррекционной школе-интернат 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы по формированию социально-адаптированной личности "Я и мир вокруг меня"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

« Все яснее вижу, что ключ ко

всему - в воспитании. Там развязка всего.

Это самый длинный, но верный путь.»

Л. Н. Толстой

Воспитание является целенаправленным процессом управления развитием личности, а значит, и воспитательная система школы-интерната должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления. В школе-интернате главным фактором является создание гуманной среды, выполняющей, прежде всего, коррекционно - развивающую функцию, способствующую становлению социального опыта, становлению личности обучающегося.

Воспитательная работа в школе-интернате строится на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процессов, и находится в тесной связи с образовательным процессом. Основным объектом педагогического воздействия является формирование у учащихся и воспитанников сознания, которое в дальнейшем будет определять его социальное поведение.

Ограничения  психических   и   познавательных возможностей не позволяют ребёнку с ОВЗ успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.

Для того, чтобы   воспитать полноценного гражданина своей Родины, требуется постоянно обращать  внимание на его личностные качества. Ведь обучающийся коррекционной школы, такой же ученик, как и в любой другой школе. Он – личность. Существует психологическая закономерность: если у обучающихся нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет и воспитания – целенаправленного процесса формирования и развития личности. Надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. Задача коррекционной школы: помочь детям стать достойными гражданами своей страны.

Одной из основных функций педагогической поддержки является помощь ученику в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации.

Для успешной социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы  уделяется много внимания  воспитательной работе, основными задачами которой являются  — выработка положительных качеств личности, формирование правильной оценки окружающих и самих себя. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разнообразных видов деятельности.

Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 10 до 15 лет с умственной отсталостью.

Программа является документом для воспитательного процесса и составлена в соответствии с планом мероприятий по улучшению качества работы ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2015 – 2016 учебный год.

Цель программы: формирование социально адаптированной личности посредством создания условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.



Задачи программы:

- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

- формирование негативного отношения к вредным привычкам;

-  формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;

-  формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.

- формирование разносторонних интересов воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках

-  развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;

- привитие культуры внешнего вида, поведения вне школы, обращая особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, сострадания, доброты.



-  воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;

- осуществление связи с окружающим миром для дальнейшей успешной социализации детей с нарушением интеллекта.

Принципы программы:

• Включение обучающихся в активную деятельность.

• Доступность и наглядность.

• Связь теории с практикой.

• Учёт возрастных, физических и психологических особенностей.

• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Направлениями воспитания является система работы по формированию определённых качеств личности в соответствующей деятельности. Реализация основных направлений воспитательной работы осуществляется одновременно с учётом особенностей детей (возрастных, физических, психологических и т.д.) и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив обучающихся, так и на отдельно взятую личность. В систему воспитательных мероприятий включаются разнообразные виды деятельности, направленные на выполнение общественных задач, способствующие успешной социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации данных задач взяты главные направления коррекционно-воспитательной работы, которые отвечают требованиям, предъявляемым к данному типу и виду школ по образованию и коррекции состояний детей с ограниченными возможностями здоровья:

Общие задачи воспитания и социализации учащихся школы – интерната классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.

Организация воспитания и социализации учащихся школы – интерната осуществляется по следующим направлениям:

  1. Познавательная деятельность

  2. Игровая деятельность

  3. Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)

  4. Художественно – эстетическая деятельность

  5. Социальное творчество (социально – преобразующая добровольческая деятельность)

  6. Гражданско – патриотическое воспитание

  7. Трудовая (производственная) деятельность

  8. Спортивно – оздоровительная деятельность

  9. Туристско – краеведческая деятельность

Познавательная деятельность.

Цели и задачи:

  1. Изучение особенностей учебной деятельности каждого воспитанника с последующей коррекцией на основании диагностики интеллектуальных знаний и умений.

  2. Обогащение знаний детей на основе развития познавательной деятельности.

  3. Формирование у воспитанников потребности расширения кругозора, развития логического и творческого мышления, рационального взгляда на окружающий мир.

  4. Формирование у детей знаний о природе, человеке, обществе.

  5. Создание условий для становления, развития и совершенствования познавательных интересов обучающихся средствами воспитательной работы.

  6. Развитие у школьников познавательной активности, устойчивого интереса, внимания, различных видов памяти.

  7. Формирование мыслительной деятельности.

  8. Обогащение сознания обучающихся знаниями о Родине, природе, обществе, человеке, технике.

  9. Повышение уровня воспитанности школьников.

  10. Развитие свободной, жизнелюбивой, созидательной личности.

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны сопоставлять свои знания с окружающей действительностью. Знать народный фольклор, сказки, рассказы о природе. У детей должно быть сформировано правильное поведение в экстренных ситуациях. Знать свои права и обязанности, правила поведения в школе и общественных местах; уметь правильно себя вести в общении со сверстниками, обращаться с просьбой, выражать слова благодарности.

Игровая деятельность.

Цели и задачи:

  1. Насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через игровые формы.

  2. Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности в игре, развивать игровое творчество детей.

  3. Формировать эмоциональную память, навыки общительности.

  4. Подводить детей к пониманию роли в игре, формировать навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.

  5. Развитие коммуникативных качеств у детей в игре.

  6. Развитие воображения как основы творческой деятельности.

  7. Развитие у детей образной памяти, внимания, речи.

  8. Формирование в процессе игр нестандартного мышления.

  9. Развитие координации и мелкой моторики.

  10. Организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий.

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны принимать активное участие во всех школьных праздниках и мероприятиях; уметь с пользой проводить своё свободное время, правильно вести себя в играх, свободном общении.

Досугово – развлекательная деятельность.

Цели и задачи:

  1. Насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через систему массовых мероприятий.

  2. Формирование у детей контактности, толерантности и способности к совместному творческому труду на основе общепринятых нравственных, этических норм общения.

  3. Привлечение детей к участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках.

  4. Вовлечение обучающихся в разностороннюю досугово-развлекательную деятельность, развитие личности школьника, его творческих способностей.

  5. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения, эмоционально-ценностного позитивного  отношения к себе и окружающим.

  6. Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.

  7. Воспитание духовно–нравственных качеств личности.

  8. Развитие навыков рефлексивных действий.

Воспитанники должны знать и уметь:

У детей должно быть сформировано чувство коллективизма, активное отношение к окружающей действительности, духовные качества личности. Ценностное отношение к своему здоровью, уметь рационально и разумно использовать свой досуг.

Художественно-эстетическое творчество.

Цели и задачи:

  1. Формирование у воспитанников художественного вкуса и потребностей в эстетической и творческой деятельности.

  2. Привитие у детей любви к искусству.

  3. Обучение умению видеть прекрасное в окружающем мире.

  4. Воспитание у обучающихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;

  5. Воспитание умения видеть прекрасное в природе, искусстве, труде, общении;

  6. Развитие инициативы и творчества.

Воспитанники должны знать и уметь:

У детей должно быть сформировано уважительное отношение к народным традициям, участвовать в экскурсиях, выставках детских рисунков, поделок и творческих работ воспитанников. Уметь переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Воспитанники должны быть знакомы с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, русские народные сказки)

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Цели и задачи:

  1. Углубление представления детей об общечеловеческих ценностях.

  2. Формирование у школьников способности и готовности к социально-преобразующей деятельности, культуры отношений к себе и окружающим людям.

  3. Знакомство с современными социальными акциями города и развитие положительной мотивации для участия в них.

  4. Формирование потребности делать добрые дела.

  5. Воспитание доброжелательного отношения детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей ( взрослых и сверстников), добрые чувства к животным и растениям.

Воспитанники должны знать и уметь:

Уметь соблюдать дисциплинарные дистанции в общении с взрослыми, принимать решения в ситуациях нравственного выбора. Уметь вливаться в общественную жизнь школы, принимать систему школьных и правовых требований; участвовать в жизни школы и своего класса, решать проблемные ситуации, возникшие в процессе общения.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Цели и задачи:

  1. Формирование у детей гордости за отечественную историю, народных героев.

  2. Формирование у школьников таких понятий, как долг, честь, гражданская нравственность.

  3. Пробуждение интереса к прошлому своего народа.

  4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа.

  5. Воспитание у детей любви к своей Родине, гражданского самосознания, патриотизма, уважения к Отчизне, её истории, традициям.

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны иметь ценностное отношение к своему народу, своему краю; знать основные права и обязанности гражданина РФ; уважать права другого человека, знать, кто защищает права ребёнка.

Трудовая (производственная) деятельность.

Цели и задачи:

  1. Формирование у воспитанников навыки самообслуживания в самостоятельной жизни.

  2. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости.

  3. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе. Оказывать помощь друг другу. Доброжелательно оценивать работу сверстников. В корректной форме делать замечания и давать советы.

Воспитанники должны знать и уметь:

Иметь первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками; знать роль трудовой деятельности в жизни человека, различные виды профессий, уважать и ценить труд людей. Воспитанники должны уметь выполнять элементарную уборку помещения, выполнять мелкий ремонт одежды, ухаживать за комнатными растениями

Спортивно – оздоровительная деятельность.

Цели и задачи:

  1. Продолжение работы по укреплению здоровья детей: закаливать детский организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические навыки и привычки культурного поведения.

  2. Формирование у детей позиции значимости здоровья в дальнейшей жизни; формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.

  3. Содействие всестороннему развитию личности, приобщение детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

  4. Воспитание у детей смелости, дисциплинированности, дружелюбия; удовлетворение потребности детей в движении.

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны владеть основами знаний о здоровом образе жизни, заботится о своём здоровье, ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, принимать активное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях. Должны знать причины, сохраняющие и разрушающие здоровье; способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня.

Туристско-краеведческая деятельность.

Цели и задачи:

  1. Формирование у детей представлений, знаний о туризме, осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы через развитие познавательной активности в изучении родного края.

  2. Знакомство воспитанников с достопримечательностями и интересными людьми г. Инсар.

  3. Способствовать физическому развитию детей, их оздоровлению.

Воспитанники должны знать и уметь:

У детей должны быть сформированы нравственные навыки: трудолюбие, чувство товарищества, ответственности за своё поведение в общественных местах. Уметь этично себя вести в природе, библиотеке, музее и т.д.

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы позволит:



  1. Создать в школе-интернате максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе.

  2. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни.

  3. Усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране.

  4. Удовлетворить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании.































Перечень литературы:



  1. Воронкова В.В. «Программы специальной(коррекционной) образовательной школы VIII вида

  2. Выготский Л.С. «Педагогическая психология»

  3. Дмитриев Ю. «Календарь зелёных чисел»

  4. Жиренко О.Е. «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию»

  5. Каиров И.А., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания»

  6. Климентовская З.В. «Стихи и сказки в начальной школе»

  7. Минскин Е.В. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»

  8. Осипенко И.Л. «Классные праздники, или как научить школьника жить весело»

  9. Худенко Е.Д., Гавриличева Г.Ф. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной(коррекционной) школе-интернате

  10. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения»

  11. Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия»

  12. Журналы «Дефектология», «Педсовет», «Начальная школа», «Воспитание школьников»