Программа курса внеурочной деятельности
« ЖИЗНЕВЕДЕНИЕ »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса групповых занятий «Жизневедение» для учащихся 2-4 классов образовательных учреждений.
Актуальность программы.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Так же для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросом обеспечения здорового образа жизни необходимо расширение базового курса «Окружающий мир». Это возможно сделать в рамках групповых занятий, которые позволяют интегрировать в отдельные темы более значимые вопросы по поддержанию здорового образа жизни.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности групповых занятий, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем.
Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живет. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня?
П о мнению ученых, среди факторов, обусловливающих здоровье, 20 - 25 % всех воздействий приходится на долю экологических условий, 20 % составляют наследственные факторы, 10 % - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором (его влияние составляет до 50 - 55 %) является образ жизни человека . Поэтому так важно уже с детских лет сформировать у ребенка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье и его сохранении.
Решающую роль в этом может сыграть школа. Именно от подхода школы и педагогов к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей зависит формирование у учащихся целостного представления о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного. Сегодня в школе значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям.
Стало очевидным, что здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современной жизни.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности имеет множество аспектов и призвано повлиять на сложившуюся ситуацию. В предлагаемой программе курса «Жизневедение» сделана попытка сформировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить рамки учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека.
Цель программы:
Воспитание, развитие личностных качеств и способностей младших школьников через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применения приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Задачи курса:
- формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;
- подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;
- воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни;
- формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на реализацию в учреждениях общеобразовательных школ и предназначена для младших школьников (7-10 лет).
Срок реализации программы – 3 года. Программа рассчитана на 34 часа в год.
Структура курса выстроена системно, каждый завершённый раздел содержит интерактивные технологии обучения: беседа, ролевые игры. Работа в группах, практикумы, тренинги, диалоги, дискуссии, мозговые штурмы и т.д.
Форма организации занятий – групповая.
Объём программы
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
2 | Цикл «Мой безопасный дом» | Цикл «Город безопасности» | Цикл «Эмоциональная азбука» | Цикл «Как быть здоровым» |
3 | Цикл «Человек и его здоровье» | Цикл «Цени жизнь и здоровье» | Цикл «Безопасность жизни» | Цикл «Безопасность жизни» |
4 | Цикл «Азбука экономиста» | Цикл «Профилактика инфекционных заболеваний» | Цикл «Действия в чрезвычайных ситуациях» | Цикл «Человек добрых и хороших привычек» |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;
- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;
- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;
- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;
-основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и ее совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;
-уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
-устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;
- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;
- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
- принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;
- осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;
- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;-
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
- осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;
- проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.
- учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различия во мнениях;
- точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-Техническому ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА
Учебные и методические пособия:
Товпинец И . П . Уроки здоровья: книга для чтения в 3 - 4классе. - Самара : Корпорация «Федоров» : И здательство
«Учебная литература», 2007. - 176 с.
Смирнова Т.В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2005. - 144 с.
Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей: книга для чтения. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2003. - 40 с.
Шаулин В. Н . и др. Физическая культура: учебник (1 -4 класс). ? Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 176 с.
Фишман И .С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь для 4 класса: компетентностно-ориентированные задания. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008. - 96 с.
Мы - пешеходы, мы - пассажиры: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы / автор-составитель М. Н . Плесовских. - Самара : Издательство «Учебная литература»; Ханты-Мансийск: Государственное образовательное учреждение « Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2006. - 176 с.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика - Самара : Издательство «Учебная литература», 2005. ? 160 с.
Фишман И .С., Перелыгина Е.А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей « Победители стихий» и «Символика класса»). – 2-е изд. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом Федоров, 2008. - 128 с
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Форма занятия | Дата пров./ Коррекция | Элементы содержания (ключевые слова) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Результат работы |
1. | Показатели здоровья. Благодаря чему человек двигается. | Беседа | 02.09 | Здоровье,показатели здоровья, мышцы, выносливость,аппетит, Самочувствие. | Знать основные составляющие здоровья. Уметь соблюдать ЗОЖ | Формирование навыков ЗОЖ. | Составить индивидуальную памятку о соблюдении ЗОЖ |
2. | Здоровый способ жизни. | Урок –познание. | 09.09 | Опрятный, вежливый,доброжелательный. | Знать положительныное и отрицательное влияние на организм. Уметь ухаживать за своим телом. | Формирование представлений о правильной и здоровой пище. | Составление собственных правил здорового способа жизни. |
3. | Трудоспособность и активный отдых. | Групповая работа. | 16.09 | Подвижные игры, активный отдых, физический труд. | Знать виды подвижных игр для правильной работы организма. Уметь оценивать состояние собственного тела. | Формирование физического и психического развития учащихся. | Составление правил отдыха на природе, возле школы, во дворе. |
4-5 | Здоровье и питание. | Урок-путешествие | 23.09 30.09 | Витамины, белки, жиры, углеводы, режим питания. | Знать основные виды питательных веществ и их значение для человека. Уметь делать правильный выбор в питании. | Формирование представлений о правильной и здоровой пище. | Проект «Здоровые продукты» |
6. | Полезные и вредные микробы. | Тестир. | 07.10 | Инфекционные болезни, микробы, бактерии. | Знать основные виды питательных веществ и их значение для человека. Уметь делать правильный выбор в питан | Формировать гигиенические навыки. | Подобрать загадки о предметах гигиены. |
7. | Профилактика инфекционным болезням. | Работа в парах. | 14.10 | Признаки, профилактика. Прививки. | Знать о средствах и профилактике гриппа и кишечных заболеваниях. Уметь заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих. | Формировать представление о вирусных заболеваниях. | Моделирование поведения во время эпидемии гриппа. |
8-9. | Природные факторы здоровья. | Живой журнал о здоровье | 21.10 | Правила здорового образа жизни. | Знать правила ЗОЖ. Уметь организовать ЗОЖ. | Формирование культуры доров’я. | Проект « Портрет физически здорового человека» |
10. | Семья и здоровье. | Беседа. | 11.11 | Традиции в семье. | Знать свои обязанности в семье. Уметь создавать оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности всех члнров семи. | Формировать уважительное отношение к старшим членам семьи. | Ролевая игра « Родители и дети» |
11. | Отношение к ВИЧ-инфицированным людям. | Беседа | 18.11 | ВИЧ, СПИД. | Знать о ВИЧ-инфекцию. Уметь вести себя с ВИЧ-инфицированными людьми. | Формировать толерантное отношение. | Моделирование ситуаций общения. |
12. | Влияние курения и алкоголя на здоровье детей. | Работа в группах. | 25.11 | Тютюн, алкоголь, наркотики. | Знать о вреде алкоголя и курении. Уметь сделать правильный выбор. | Формировать самостоятельность, Настойчмвость, решимость. | Тестирование. |
13. | Твой дом. | Беседа. | 02.12 | Жилище, опрятность. | Знать о правилах гигиены дома. Уметь их соблюдать. | Формировать представление о доме как о родном гнёздышке. | Тест « Какие привычки полезные» |
14. | Права ребёнка на здоровье в семье и обществе. | Работа в группах. | 09.12 | Питание, образование, забота, обслуживание. | Знать свои права. Уметь ими пользоваться. | Формировать самостоятельность. | Нарисовать рисунок. |
15-16. | Безопасное поведение дома. | Тренинг | 16.12 23.12 | Свечи, спички, керосиновая лампа,электроприборы. | Знать правила безопасного поведения. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни | Учить владеть навыками самозащиты и самосохранения. | Мини-проект по правилам безопасного поведения. |
17. | Наши помощники и враги | Беседа | | Электрический ток, розетка, газ, таблетки, витамины, уксус. | Знать опасность самых обычных вещей. Уметь соблюдать осторожность при обращении с ними | Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей. | Рисунок «Опасные предметы» |
18. | Огонь – друг и враг человека | Занятие-открытие | | Огонь, спички, зажигалка, свечи, костёр. | Знать правила обращения с опасными предметами. Уметь соблюдать осторожность при применении. | Учить детей безопасному обращению со взрослыми опасными предметами. | Участие в конкурсе-выставке «Служба спасения 01» |
19. | Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений | Ролевая игра | | Пожар, отравление, эвакуация. | Знать правила безопасности. Уметь быстро принять решение. | Учить детей ориентироваться в сложившейся ситуации | Составить план действия для принятия решения. |
20. | Экстренные вызовы. Общие правила. | Групповая работа | | Службы: 01, 02, 03, 04. | Знать номера служб быстрого реагирования и общие правила. Уметь вызвать необходимую службу | Учить детей диалогу общения при вызове служб. | Инсценировка вызова служб. |
21. | Итоговое занятие «»Мой безопасный дом» | Тренинг | | Обобщение всех ключевых слов темы. | Знать правила безопасного поведения. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни | Учить владеть навыками самозащиты и самосохранения. | Мини-проект по правилам безопасного поведения. |
22. | Безопасность в школе. | Практическая работа. | | Драка, наказание, права, обязанности. | Знать правила поведения в школе. Уметь аргументировать необходимость безопасного поведения. | Учить ответственности за свои поступки. | Моделирование ситуаций . |
23. | Азбука безопасного поведения на улице | Беседа | | Светофор, дорога, проезжая часть, тротуар, дорожные знаки | Знать дорожную азбуку. Уметь пользоваться дорожной азбукой. | Применять полученные знания на практике. | Изготовить модель светофора |
24. | Умелый пешеход | Игра | | Зебра, виды переходов, перекрёсток. | Знать дорогу от школы до дома. Уметь применять закон улиц и дорог | Применять полученные знания на практике | Составить индивидуальный маршрут «Дорога от школы до дома» |
25. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | Занятие-путешествие | | Зебра, перекрёсток, регулировщик, опасный поворот, авария. | Знать какую опасность таит в себе дорога. Уметь критически мыслить | Воспитывать культуру поведения пешехода. | Составить памятку. |
26. | Мы пассажиры. | Заочная экскурсия | | Пассажир, водитель, ремни безопасности, остановка, проезжая часть. | Знать правила пассажиров. Уметь применять правила в общественном транспорте и на остановках. | Воспитывать дисциплинированность и внимание. | Составить памятку «Правила выхода пассажиров» |
27. | Островок безопасности | Игра «Марафон» | | Тротуар, переход, светофор, подземный переход, наземный переход, обочина. | Знать безопасные места. Уметь принимать правильное решение. | Развивать навыки определения опасных зон и ситуаций. | План-схема безопасных мест перехода в нашем микрорайоне. |
28. | Что значит быть ответственным | Диспут | | Внимание, опасность, | Знать ПДД. Уметь применять на практике. | Формирование ответственного и безопасного поведения на улице. | Плакат, призывающий соблюдать ПДД. |
29-30. | Стихийные бедствия. | Урок-познания. | | Гроза, буря, землетресение, наводнение. | Знать стихийные бедствмя. Уметь себя вести . | Формировать дисциплинированность и ответственность. | Тест « Так или нет». |
31. | Безопасный отдых. | Беседа. | | Буйки, солнечный удар, ядовитые растения. | Знать правила безопасного поведения во время отдыха. Уметь использовать полученные знанияч. | Воспитывать ответственность за собственную жизнь, здоровье. | Рисунки |
32. | Не дикие, но опасные. | Практическая деятельность. | | Клещ, оса, комар, овод. | Знать диких животных. Уметь применить правила поведения с ними. | Формировать внимательность, бережное отношение к животным. | Моделирование ситуаций. |
33. | Внимание и память. | Практикум. | | Связь | Знать важность хорошей памяти и устойчивого внимания. Уметь | Разучить упражнения для тренировки внимания и памяти. | Практическая деятельность: тренировка внимания и памяти. |
34. | Общение в семье, с одноклассниками, друзьями. | Беседа | | Чувства, эмоции. | Знать разные проявления поведения . Уметь ориентироваться в разных ситуациях. | Усовершенствовать навыки культуры поведения . | Тестирование « Так или нет?» |
35. | Поведение, привычки и здоровье. | Тестирование | | Жадность, грубость, раздражительность, лживость. | Знать вреные привычки. Уметь сказать «нет». | Учить распознавать собственные хорошие и вредные привычки, избавляться вредных привычек, преобретать полезных. | Оценка сказочных героев. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |