СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Звуковая мозаика» в школе "Малышок".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Звуковая мозаика» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Просмотр содержимого документа
«Программа «Звуковая мозаика» в школе "Малышок".»


Звуковая мозаика.


Программа «Звуковая мозаика» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Образовательные:

• Формирование и развитие фонематического слуха

• Развитие произносительных умений

• Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией

• Знакомство со слоговой структурой слова

• Формирование умения правильно строить простое предложение, использовать предлоги,

распространять предложение.

• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам,

используя простые предложения

• Расширение словарного запаса детей

• Формирование и развитие звуко- буквенного анализа

• Подготовка руки ребёнка к письму


Развивающие:

• Развитие слухового восприятия

• Развитие графических навыков

• Развитие мелкой моторики

• Приобщение детей к художественной литературе


Воспитательные:

• Воспитание умения работать

• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по

отношению к окружающим


ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.

Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);

  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);

  • формирование графических навыков


Способы и формы работы с детьми.

  • Дидактические игры

  • Фонематические упражнения

  • Работа с текстами

  • Театрализация

  • Рисование


Основные этапы и содержание работы


  1. Подготовительный:

    • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки

    • интонационное выделение заданного звука в слове

    • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)

    • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей

  2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)

  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат

  • определение места звука / буквы в слове

  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)

  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:

  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове

  • понятия «согласный звук», «слог»

  • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат

  • чтение слогов с изученными звуками и буквами

  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов

  1. Знакомство с йотированными гласными:

  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении

  • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат

  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:

  • звуковой (фонетический) анализ слова

  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)

  • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов

  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц – и их особенностями

  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»

  1. Повторение и закрепление пройденного материала










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема занятия

Методические приемы

Понятие звука. Речевые и неречевые звуки. Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат).

Графическое изображение.

Характеристика звуков. Гласные и согласные звуки.

Графическое изображение. Написание буквы в клетке.

Звук и буква «А».

Графическое изображение. Написание буквы в клетке.

Звук и буква «О».

Рисование крючков. Игра «Соедини правильно» Графическое изображении. Игра «Схема-слово».

Звук и буква «У».

Рисование крючков. Игра «Соедини правильно» Графическое изображении. Игра «Схема-слово».

Звук и буква «ы».

Написание буквы в клетке. Игры: «Закончи предложение», «Напиши правильно». Графическое изображение. Игра «Слово-схема».

Звук и буква «Э».

Написание буквы в клетке. Графическое изображение. Игра «Слово-схема».

Написание и чтение слов «ау», «уа».

Игра «Звуки и буквы». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся»

Звук и буква «Л».

Написание буквы и чтение слогов. Игра «Загадки и отгадки». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Схема-слово».

Звук и буква «М».

Написание буквы и чтение слогов. Игра «Загадки и отгадки». Написание буквы и чтение слогов.

Звук и буква «Н».

Чтение слогов, знакомство с предложением. Игра «Закрась правильно». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Подскажи словечко».

Звук и буква «Р».


Знакомство с предложением. Игра «Закрась правильно». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Подскажи словечко».

Звук и буква «И».

Игра «Определи место звука в слове». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно»

Звуки «К-К’», «Г-Г’».

Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся»

Звуки «Д-Д’», «Т-Т’».

Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся»

Звуки «В-В’», «Ф-Ф’».

Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение».

Игра «Определи место звука в слове».

Звуки «З-З’», «С-С’».

Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение».

Игра «Определи место звука в слове».

Звуки «Б-Б’», «П-П’».

Игры «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение».

Звуки «Х-Х’».

Игры «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение».

Звуки и буквы «Ж-Ш».

Написание букв. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Звуки и буквы «Ч-Щ». Фонетический разбор слов.

Звуки и буквы «Ж-Ш».

Написание букв. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Звуки и буквы «Ч-Щ». Фонетический разбор слов.

Звук и буква «Ц».

Чтение слогов, стихотворений. «Буквы рассыпались». Игра «Предмет, схема, слово».

Закрепление пройденного материала.

Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки»

Закрепление пройденного материала.

Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко»


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


К концу учебного года ребёнок должен:


- знать буквы русского алфавита;

- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);

- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.

- соотносить звук и букву:

- писать слова, предложения условными обозначениями;

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

-проводить звуковой анализ слов;

- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


К концу учебного года ребёнок должен:

- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;

- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;

- понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;

- записывать слова печатными буквами;

- разгадывать ребусы, кроссворды;

- - ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);

- рисовать предметы в тетради в линейку.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


Для педагога:


1. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.

2. Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!»/ Санкт- Петербург, «Детство-пресс», 2010г.

3. Е.В.Колесникова «Весёлая грамматика для детей 5-7 лет», раб.тетрадь /М., Изд.ЮВЕНТА 2008г.

4. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.


Для детей:


1.Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.