Звуковая мозаика.
Программа «Звуковая мозаика» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Образовательные:
• Формирование и развитие фонематического слуха
• Развитие произносительных умений
• Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией
• Знакомство со слоговой структурой слова
• Формирование умения правильно строить простое предложение, использовать предлоги,
распространять предложение.
• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам,
используя простые предложения
• Расширение словарного запаса детей
• Формирование и развитие звуко- буквенного анализа
• Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие графических навыков
• Развитие мелкой моторики
• Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
• Воспитание умения работать
• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по
отношению к окружающим
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков
Способы и формы работы с детьми.
Основные этапы и содержание работы
Подготовительный:
закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
интонационное выделение заданного звука в слове
графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
определение места звука / буквы в слове
обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
понятия «согласный звук», «слог»
гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
чтение слогов с изученными звуками и буквами
работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
Знакомство с йотированными гласными:
гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
звуковой (фонетический) анализ слова
понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц – и их особенностями
закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
Повторение и закрепление пройденного материала
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Методические приемы |
-
| Понятие звука. Речевые и неречевые звуки. Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат). | Графическое изображение. |
-
| Характеристика звуков. Гласные и согласные звуки. | Графическое изображение. Написание буквы в клетке. |
-
| Звук и буква «А». | Графическое изображение. Написание буквы в клетке. |
-
| Звук и буква «О». | Рисование крючков. Игра «Соедини правильно» Графическое изображении. Игра «Схема-слово». |
-
| Звук и буква «У». | Рисование крючков. Игра «Соедини правильно» Графическое изображении. Игра «Схема-слово». |
-
| Звук и буква «ы». | Написание буквы в клетке. Игры: «Закончи предложение», «Напиши правильно». Графическое изображение. Игра «Слово-схема». |
-
| Звук и буква «Э». | Написание буквы в клетке. Графическое изображение. Игра «Слово-схема». |
-
| Написание и чтение слов «ау», «уа». | Игра «Звуки и буквы». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся» |
-
| Звук и буква «Л». | Написание буквы и чтение слогов. Игра «Загадки и отгадки». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Схема-слово». |
-
| Звук и буква «М». | Написание буквы и чтение слогов. Игра «Загадки и отгадки». Написание буквы и чтение слогов. |
-
| Звук и буква «Н». | Чтение слогов, знакомство с предложением. Игра «Закрась правильно». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». |
-
| Звук и буква «Р». | Знакомство с предложением. Игра «Закрась правильно». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». |
-
| Звук и буква «И». | Игра «Определи место звука в слове». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно» |
-
| Звуки «К-К’», «Г-Г’». | Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся» |
-
| Звуки «Д-Д’», «Т-Т’». | Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся» |
-
| Звуки «В-В’», «Ф-Ф’». | Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». Игра «Определи место звука в слове». |
-
| Звуки «З-З’», «С-С’». | Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». Игра «Определи место звука в слове». |
-
| Звуки «Б-Б’», «П-П’». | Игры «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». |
-
| Звуки «Х-Х’». | Игры «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». |
-
| Звуки и буквы «Ж-Ш». | Написание букв. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Звуки и буквы «Ч-Щ». Фонетический разбор слов. |
-
| Звуки и буквы «Ж-Ш». | Написание букв. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Звуки и буквы «Ч-Щ». Фонетический разбор слов. |
-
| Звук и буква «Ц». | Чтение слогов, стихотворений. «Буквы рассыпались». Игра «Предмет, схема, слово». |
-
| Закрепление пройденного материала. | Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки» |
-
| Закрепление пройденного материала. | Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко» |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу учебного года ребёнок должен:
- знать буквы русского алфавита;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.
- соотносить звук и букву:
- писать слова, предложения условными обозначениями;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
-проводить звуковой анализ слов;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу учебного года ребёнок должен:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывать слова печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- - ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисовать предметы в тетради в линейку.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Для педагога:
1. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.
2. Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!»/ Санкт- Петербург, «Детство-пресс», 2010г.
3. Е.В.Колесникова «Весёлая грамматика для детей 5-7 лет», раб.тетрадь /М., Изд.ЮВЕНТА 2008г.
4. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
Для детей:
1.Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.