СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы по обществознанию 5-7 кл ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по обществознанию для 5-7 классов ФГОС по учебнику Л.Н. Боголюбова

Просмотр содержимого документа
«Программы по обществознанию 5-7 кл ФГОС»

Ростовская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнедонского района

Мигулинская средняя общеобразовательная школа

(МБОУ Мигулинская СОШ)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Мигулинской СОШ

Приказ от _________2017 № ______

__________________ И.А. Булатова

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Обществознанию 5-7 кл.

(указать учебный предмет, курс)


Основного общего образования

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 105 ч


Учитель Гоголева Т.М.

(ФИО)


Программа разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

Примерной основной общеобразовательной программы по обществознанию образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);

Примерной программы по обществознанию для 5-7 классов (ФГОС), Просвещение, М., 2013 года.

(указать примерную (авторскую) программу/программы, (автора/авторов), издательство, год издания при наличии)






2017


Раздел 1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

1. Закона РФ «Об образовании»

2.Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

3.Примерной основной общеобразовательной программы по обществознанию образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

4.Примерной программы по обществознанию для 5-7 классов (ФГОС), Просвещение, М., 2013 года.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику учебного предмета обществознание.

3. Место учебного предмета в базисном учебном плане.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса обществознание.

6. Содержание учебного предмета обществознание.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

8. Учебно–методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

9. Планируемые результаты изучения курса обществознания.

Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение

следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений.

Задачи курса: - ознакомить учащихся с широкой совокупностью знаний об общественной жизни;

- дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;

- привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике; - сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах – науке, религии, искусстве.

Данная программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и примерных программ основного общего образования и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.

В данной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований. На научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для 6 классов, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

При изучении обществознания особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методами.


Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

Общее число учебных часов в 5 классе – 35 (1 час в неделю), в 6 классе – 35 (1 час в неделю), в 7 классе – 35 (1 час в неделю),

Личностные результаты изучения обществознания включает в себя:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважении к Отечеству; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

- место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

- заинтересованность в изучении своей национальной культуры.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты изучения обществознания включает в себя:

Познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.










В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета обществознание в 5 классе отводится 1 час в неделю, по рабочей программе - 35 часов в год, по календарю 35 часов, по КТП – 33 часа, так как учебные занятия выпадают на перенос выходных дней с 07.01.2018 на 02.05.2018 и праздничный день 9.05

Класс

Кол-во часов в год

Кол-во часов в нед.

Последовательность изучения тем

5

35

1

Введение.

1

Человек

4

Семья

6

Школа

5

Труд

5

Родина

9

Коррупция.

3


В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета обществознание в 6 классе отводится 1 час в неделю, по рабочей программе - 35 часов в год, по календарю 35 часов, по КТП – 33 часа, так как учебные занятия выпадают на перенос выходных дней с 07.01.2018 на 02.05.2018 и праздничный день 9.05


Класс

Кол-во часов в год

Кол-во часов в нед.

Последовательность изучения тем

6

35

1

Введение.

1

Человек в социальном измерении

11

Человек среди людей

9

Нравственные основы жизни

7

Повторение

3

Коррупция.

2


В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета обществознание в 7 классе отводится 1 час в неделю, по рабочей программе - 35 часов в год, по календарю 35 часов, по КТП – 33 часа, так как учебные занятия выпадают на перенос выходных дней с 07.01.2018 на 02.05.2018 и праздничный день 9.05


Класс

Кол-во часов в год

Кол-во часов в нед.

Последовательность изучения тем

7

35

1

Введение.

1

Регулирование поведения людей в обществе

8

Человек в экономических отношениях

12

Человек и природа

8

Коррупция.

4







Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса


5 класс

  1. Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

  1. Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

  1. Общество — большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

  1. Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны,

многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

  1. Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

  1. Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность не- совершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.

6 класс


Раздел I. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Человек – личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она?

Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека).

Потребности человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.

На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек в социальном измерении». Работа с дополнительным материалом. Выполнение заданий рабочей тетради.


РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Межличностные отношения. Какие отношения называются межличностными. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений.

Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.

Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт. Как не проиграть в конфликте.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек среди людей». Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации». Практикум.


РАЗДЕЛ III. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. Главное правило доброго человека.

Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».

Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Нравственные основы жизни». Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. Письменные задания по теме урока.

7 класс

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе.

   Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

   Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

   Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

   Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

   Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

   Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

   Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Тема 3. Человек и природа

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.




Раздел 3. Тематическое планирование

5 класс

Тема

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Предметные

Метапредметные

Личностные

Человек

4

Составлять целое из частей, работая в группах. Готовить проект по теме: «Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо».


Извлекать информацию из текста. Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.

Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Высказывать свое мнение: может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.


Семья

6

Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах. Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов». Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам.


Извлекать и преобразовывать текущую информацию. Составлять на основе текста таблицу. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. Характеризовать совместный труд членов семьи. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли.

Устанавливать соответствие между понятиями и определениями. Определять основную мысль текста.

Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно. Составлять вопросы к тексту, документу

Высказывать свое мнение. Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства. Формировать свою позицию. Высказывать свое мнение.


Школа

5

Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Выполнять проект «Наш класс». Участвовать в коллективно обсуждении проблем. Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.


Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Объяснять смысл пословиц о школе. Заполнять схему «Чему можно научиться»

Извлекать информацию из текста. Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу» Что общего и различного в образовании и самообразовании». Размышлять на тему «Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе. Приготовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу

Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата. Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь. Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.


Труд

5

Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.

Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы. Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности, разделив класс на 2 группы. Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».


Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства». Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Составлять синквейн со словом «Творчество». Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд.

Высказывать свое мнение. Давать характеристику своей трудовой деятельности. Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал.


Родина

9

Распределять задания по группам.

Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой Родине. Уметь слушать и вступать в диалог. Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Выполнять проект «Русский язык – язык межнационального общения, используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию. Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России», разделившись на группы.


Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц. Приводить примеры проявления патриотизма. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду.

Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Работать с учебником и дополнительной литературой.

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны. Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.


Коррупция

3




6 класс

Введение

1

Получат первичные представления об исторической науке

Познавательные: давать определения понятиям.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания

Формирование мотивации к изучению обществознанию

Человек в социальном измерении

11

Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развива­ется в нем.

Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои по­ступки, чувства, состоя­ния, приобре-таемый опыт; работать в группах и парах

Познавательные: выявляют особенности

и признаки объектов; приводят примеры

в качестве доказательства выдвигаемых

положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают дру­гое мнение и позицию, допускают суще­ствование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результа­ты уровня усвоения изучаемого материа­ла; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мо­тивацию к учебной деятельно­­сти; проявляют интерес к ново­му учебному ма­териалу; выра­жают положи­тельное отноше­ние к процессу познания; адек­ватно понимают причины успеш­ности/неуспеш­ности учебной деятельности

Человек среди людей

9

Научатся: определять, в чем состоят особенности

межличностных отноше­ний; анализировать взаи­моотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентиро­ваться на понимание при­чин успеха в учебе; фор­мулировать собственную точку зрения; осуществ­лять поиск нужной ин­формации, выделять главное

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства вы­двигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают дру­гое мнение и позицию, допускают суще­ствование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результа­ты уровня усвоения изучаемого материа­ла; принимают и сохраняют учебную задачу


Сохраняют мотивацию к учебной деятельно­сти; проявляют интерес к ново­му учебному ма­териалу; выра­жают положи­тельное отноше­ние к процессу познания; адек­ватно понимают причины успеш­ности/неуспеш­ности учебной деятельности


Нравственные основы жизни

7

Научатся: отличать доб­рые поступки от злых;

определять понятия «нравственность» и «безнравст­венность».

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; вы­

сказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ориентируются в раз­нообразии способов решения познава­тельных задач; выбирают наиболее эф­фективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собствен­ной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные: определяют последова­тельность промежуточных целей с учё­том конечного результата; составляют план и последовательность действий

Проявляют заинтересованность Проявляют заинтересованность

не только в лич­ном успехе, но

и в решении про­блемных заданий

всей группой; вы­ражают положи­

тельное отноше­ние к процессу познания; адек­ватно понимают причины успеш­ности/неуспеш­ности учебной деятельности


Повторение

4

Научатся: определять все термины за курс 6 класса.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; вы­сказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно со­здают алгоритмы деятельности при ре­шении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют соб­ственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установлен­ные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаго­вый и итоговый контроль

Выражают адек­ватное понимание причин успеш­ности/ неуспеш­ности учебной деятельности, устойчивую учебно-познава­тельную моти­вацию учения

Коррупция

2




7 класс

Введение

1

Понимает место человека в обществе и свою собственную роль в окружающем мире

Оценивает результаты своей деятельности и деятельность других учеников

Умеет аргументированно высказывать свою позицию

Регулирование поведения людей в обществе

8

Научатся объяснять понятия: социальные нормы, привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония, правила, манеры, санкции, табу, традиции, этикет, сетикет; называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности

Человек в экономических отношениях

12

Научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют

основные участники экономики.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности.

Человек и природа

8

Научатся: определять, что такое экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу: давать определения понятиям и терминам

естественное загрязнение, деятельность человека, промышленное загрязнение воздуха, смог, биосфера, промышленные и бытовые отходы, свалка, полигон, экологический кризис, браконьер, глобальная проблема, великое экологическое правило, исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия.

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им.

Коррупция

4






Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию

% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»













Раздел 4.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (для основного и среднего общего образования)


В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.









































Раздел 5. Литература


печатные пособия

Основная литература:


1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 5,6,7 класс. М., Просвещение., 2014.

2. Агафонов С.В. Программы курса обществознания

5-6 класс (ФГОС), Просвещение., М., 2012.

3. Агафонов С.В. Программы курса обществознания

5-9 классы (ФГОС), Просвещение., М., 2012.

Дополнительная литература:

1. Вильчек В.М. Алгоритмы истории, АСТ.,М.,2004

2. Загладин Н.В., Семенко И.С. Отечественная

культура XX-начала XXI века, Русское слово, М.,

2005.

3. Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984.

4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989.

5. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз,

Азбука, М.,2010.

6. Корчак Я. Как любить ребенка. У-фактория, М.,

2007.

7. Пчелов Е.В. Государственные символы Россиии:

герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной

собственности и государства. Любое издание.

экранно-звуковые пособия

1. DVD-диски.

2. Электронные схемы:

- Человек;

- Самооценка;

- Деятельность;

- Познание;

- Социализация.

технические средства обучения (средства ИКТ)

Мультимедиа:

1. Сокольникова С.И. Мультимидийное приложение

к учебнику Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 6 класс. М., Просвещение., 2014.

2. Мультимидийные презентации.

цифровые и электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета:

h ttp://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных

цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые

образовательные ресурсы для общеобразовательной

школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства

«Русское слово»: имеется методический раздел.

h ttp://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним

открытиям в области антропосоциогенеза.

http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий

современное состояние и перспективы развития

мировой экономики в целом и экономики

отдельных стран, в том числе и России.

http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» -

ведущего общественно-политического и

экономического журнала России.

http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где

публикуются тексты лекций ведущих российских и

зарубежных учёных, специализирующихся, в том

числе, и в области общественных наук.

http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной

науке, в том числе, общественным наукам.

http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные

материалы по истории и анализу общественного

развития.

http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную

информацию об экономическом и социально-

политическом развитии мира и России.

http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый

российской культуре.


демонстрационные пособия

1. Таблицы:

- Социальное положение;

- Возрастные группы;

- Структура человеческой деятельности;

- Привычки;

- Качества личности.

2. Опорные схемы:

- Причины социальных конфликтов;

- Социальные группы;

- Межличностные конфликты;

- Потребности человека;

- Общение, виды общения.









СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического совета

МБОУ Мигулинской СОШ

от 2017 года №

______________________ Лежепекова Л.Н.

(подпись руководителя МС) (ФИО)

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора МБОУ Мигулинской СОШ по учебной работе

______________________ Лежепекова Л.Н..

(подпись) (ФИО)

2017 года

(дата)






































Приложение

к рабочей программе

по обществознанию

для 5-7 класса

на 2017 -2018 учебный год,



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков обществознания в 5 классе


Количество часов по рабочей программе 35

Количество часов по календарно-тематическому плану 33


1 четверть 8

2 четверть 8

3 четверть 10

4 четверть 7


Дата

Тема

Кол-во часов

КТП

Факт

Предмет обществознание 1 час

1

6.09


Введение. Как работать с учебником

1

Человек 4 часа

2

13.09


Загадка человека

1

3

20.09


Отрочество – особая пора жизни

1

4

27.09


Отрочество – особая пора жизни

1

5

4.10


Практикум по теме «Человек»

1

Семья 6 часов

6

11.10


Семья и семейные отношения

1

7

18.10


Семейное хозяйство

1

8

25.10


Семейное хозяйство

1

9

8.11


Свободное время

1

10

15.11


Свободное время

1

11

22.11


Тестирование по теме: «Семья»

1

Школа 5 часов

12

29.11


Образование в жизни человека

1

13

6.12


Образование в жизни человека

1

14

13.12


Образование и самообразование

1

15

20.12


Образование и самообразование

1

16

27.12


Одноклассники, сверстники, друзья

1

Труд 5 часов

17

17.01


Труд – основа жизни

1

18

24.01


Труд – основа жизни

1

19

31.01


Труд и творчество

1

20

7.02


Труд и творчество

1

21

14.02


Практикум «Учимся творчеству»

1

Родина 9 часов

22

2102


Наша Родина – Россия

1

23

28.02


Наша Родина – Россия

1

24

7.03


Государственные символы России

1

25

14.03


Государственные символы России

1

26

21.03


Гражданин России

1

27

4.04


Гражданин России

1

28

11.04


Мы – многонациональный народ

1

29

18.04


Мы – многонациональный народ

1

30

25.04


Контрольная работа по теме: «Родина»

1

Коррупция 3 часа

31

16.05


Проблемы коррупции в современной России

1

32

23.05


Проблемы коррупции в современной России

1

33

30.05


Итоговый урок

1

Приложение

к рабочей программе

по обществознанию

для 5-7 класса

на 2017 -2018 учебный год,



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков обществознания в 6 классе


Количество часов по рабочей программе 35

Количество часов по календарно-тематическому плану 33


1 четверть 8

2 четверть 8

3 четверть 10

4 четверть 7


Дата

Тема

Кол-во часов

КТП

Факт

Предмет обществознание 1 час

1

6.09


Введение. Как работать с учебником

1

Человек в социальном измерении 11 часов

2

13.09


Человек -личность

1

3

20.09


Человек – личность

1

4

27.09


Человек познает мир

1

5

4.10


Человек познает мир

1

6

11.10


Человек и его деятельность

1

7

18.10


Человек и его деятельность

1

8

25.10


Потребности человека

1

9

8.11


Потребности человека

1

10

15.11


На пути к жизненному успеху

1

11

22.11


На пути к жизненному успеху

1

12

29.11


Тестирование по теме: «Человек в социальном измерении»

1

Человек среди людей 9 часов

13

6.12


Межличностные отношения

1

14

13.12


Межличностные отношения

1

15

20.12


Человек в группе

1

16

27.12


Человек в группе

1

17

17.01


Общение

1

18

24.01


Общение

1

19

31.01


Конфликты в межличностных отношениях

1

20

7.02


Конфликты в межличностных отношениях

1

21

14.02


Тестирование по теме: «Человек среди людей»

1

Нравственные основы жизни 7 часов

22

2102


Человек славен добрыми делами

1

23

28.02


Человек славен добрыми делами

1

24

7.03


Будь смелым

1

25

14.03


Будь смелым

1

26

21.03


Человек и человечность

1

27

4.04


Человек и человечность

1

28

11.04


Тестирование по теме: «Нравственные основы жизни»

1

Повторение 3 часа

29

18.04


Повторение темы «Человек в социальном измерении»

1

30

25.04


Повторение темы: «Человек среди людей»

1

31

16.05


Итоговая контрольная работа

1

Коррупция 2 часа

32

23.05


Проблемы коррупции в современной России

1

33

30.05


Итоговый урок

1


Приложение

к рабочей программе

по обществознанию

для 5-7 класса

на 2017 -2018 учебный год,



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков обществознания в 7 классе


Количество часов по рабочей программе 35

Количество часов по календарно-тематическому плану 33


1 четверть 8

2 четверть 8

3 четверть 10

4 четверть 7


Дата

Тема

Кол-во часов

КТП

Факт

Предмет обществознание 1 час

1

6.09


Введение. Как работать с учебником

1

Регулирование поведения людей в обществе 8 часов

2

13.09


Что значит жить по правилам

1

3

20.09


Права и обязанности граждан

1

4

27.09


Почему важно соблюдать законы

1

5

4.10


Защита Отечества

1

6

11.10


Для чего нужна дисциплина

1

7

18.10


Виновен – отвечай

1

8

25.10


Кто стоит на страже закона

1

9

8.11


Тестирование по теме: «Поведение людей в обществе»

1

Человек в экономических отношениях 12 часов

10

15.11


Экономика и ее основные участники

1

11

22.11


Экономика и ее основные участники

1

12

29.11


Мастерство работника

1

13

6.12


Производство: затраты, выручка, прибыль

1

14

13.12


Производство: затраты, выручка, прибыль

1

15

20.12


Виды и формы бизнеса

1

16

27.12


Виды и формы бизнеса

1

17

17.01


Обмен, торговля, реклама

1

18

24.01


Обмен, торговля, реклама

1

19

31.01


Деньги, их функции

1

20

7.02


Экономика семьи

1

21

14.02


Тестирование по теме: «Экономические отношения»

1

Человек и природа 8 часов

22

2102


Воздействие человека на природу

1

23

28.02


Охранять природу – значит охранять жизнь

1

24

7.03


Закон на страже природы

1

25

14.03


Практикум «Учимся беречь природу»

1

26

21.03


Повторение темы «Регулирование поведения людей в обществе»

1

27

4.04


Повторение темы « Человек в экономических отношениях»

1

28

11.04


Повторение темы « Человек в экономических отношениях»

1

29

18.04


Итоговая контрольная работа

1

Коррупция 4 часа

30

25.04


Проблемы коррупции в современной России

1

31

16.05


Проблемы коррупции в современной России

1

32

23.05


Проблемы коррупции в современной России

1

33

30.05


Итоговый урок

1