Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Южи | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель дир. по УВР __________/____________ «____»___________2014г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы __________/Е.А.Баранова «____»___________2014г. | Рабочая программа факультатива «Бисероплетение» для 5 класса (базовый уровень) Учитель 1 категории: Маненькова Татьяна Владимировна 2014 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие сведения о программе.
Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.
Общая характеристика учебного предмета
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.
Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.
Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.
Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.
Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.
Целью программы является формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения.
Основными учебно-воспитательными задачами программы являются:
- научить детей искусству плетения из бисера;
- воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, усидчивость, внимание
- развивать трудовые навыки, умение доводить дело до конца;
- формирование дружного сплоченного коллектива
- развитие творческой и трудовой активности детей и их стремление к самостоятельной деятельности.
Ценность: возможность развития творческого потенциала обучающихся детей.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения для 5 класса 1 час в неделю.
Формы и приемы работы
- практическое занятие
- творческая мастерская
- выставки
Система отслеживания результатов усвоения материала:
- наблюдение за детьми
- тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций
- организация и участие в выставках
- проведение конкурсов
- анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы.
- индивидуализация (учет продвижения личности в развитии)
На занятиях по бисероплетению продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.
Принципы:
- культуросообразности
- единство обучения и воспитания
- сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников
- общедоступность
- преемственность
дифференциации и индивидуализации
- вобода выбора
- успешность
Методы:
- практический
- наглядный
- метод релаксации
- практические занятия
- занятия исследования
- работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий
- рассказ, беседа, дискуссия
Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками бисероплетения на высоком качественном уровне с учетом возраста детей.
Формы контроля
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
- социально-ценностное и творческое отношение к деятельности учащихся, их достижения в творческом виде искусства;
- результаты тестов на определение уровня творческих способностей, на выявление ценностных ориентаций и нравственной позиции учащихся;
- отношение учащихся к культуре;
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:
- результаты участия воспитанников в творческих конкурсах разного уровня от школьных, районных до городских и республиканских;
- тестирование уровня развития творческих способностей обучающихся;
- тестирование изменения ценностных ориентаций.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами по технике безопасности. | 1 |
2 | Изготовление простой цепочки на 2-х иголках. | 2 |
3 | Подплетение к простой цепочке веточек – «Кораллы». | 2 |
4 | Прикрепление к изделию замка с колечком. | 1 |
5 | Изготовление цепочки «Цветочки». | 2 |
6 | Изготовление простой сетки «Восьмерка». | 1 |
7 | Изготовление сетки «Восьмерка с пико». | 1 |
8 | Изготовление новогодних игрушек-подвесок: елочка, Дед Мороз. | 3 |
9 | Изготовление цветов из бисера – пролеска. | 2 |
10 | Изготовление цветов из бисера – нарцисс. | 2 |
11 | Изготовление сетки на 2 ромба (браслет). | 2 |
12 | Изготовление Пасхальных яиц. | 4 |
13 | Выполнение кулона с подвесками. | 2 |
14 | Изготовление изделия с кулоном. | 4 |
15 | Экскурсия в Творческие Мастерские в дом ремесел г. Южа. | 2 |
16 | Экскурсия в Выставочный зал мастеров рукоделия (ДЮЦ). | 2 |
17 | Школьная выставка детских работ как итоговое занятие | 1 |
| | Итого 34 |
Содержание курса
Тема 1: Введение
Знакомство с материалом, историей бисера, техникой безопасности
Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа с иглами и другими инструментами;
Тема 2. Работа со схемами
Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 10-15 минут и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем.
Тема 3. Практическая работа (выполнение изделий из бисера):
изготовление простой цепочки на 2-х иголках
подплетение к простой цепочке веточек – «Кораллы»
прикрепление к изделию замка с колечком
изготовление цепочки «Цветочки»
подплетение петелек к цепочке
изготовление простой сетки «Восьмерка»
изготовление сетки «Восьмерка с пико»
изготовление сетки на 2 ромба (браслет)
разные способы расшивки сетки - «Мостик», «Мех», «Мох», «Гусиные лапки»
выполнение кулона с подвесками
изготовление изделия с кулоном
изготовление новогодних украшений из бисера и рубки - оплетение елочных шаров и изготовление игрушек-подвесок
изготовление цветов из бисера – нарциссы, пролески, колокольчики
изготовление Пасхальных яиц
Тема 4. Экскурсии
Экскурсияв дом ремесил
Экскурсия в ДЮЦ
Тема 5. Организация и участие в выставках
предусматривает проведение школьной выставки детских работ – как результат проделанной работы
Требования к уровню подготовки
Знать:
- некоторые сведения из истории бисероплетения
- правила техники безопасности при работе с бисером
- правила организации рабочего места
- понятия бисер, рубка, стеклярус,
- секреты мастерства
Уметь:
- качественно и профессионально выполнять изделия
- читать готовые схемы
- самостоятельно составлять схемы своих работ
Досуговая деятельность
- встречи с мастерами
- посещение выставок
- просмотр книг и журналов по рукоделию
- изготовление подарков к праздникам (к Новому году, к 8 Марта, к Пасхе)
Перечень учебно – методического обеспечения
1.Бернхем С. 100 оригинальных украшений из бисера М. 2006г.
2.Кле М. Психология подростка – М.1991г.
2.Конвенция О правах ребенка. ГАООН 20.11.98
3.Корчак Я. Как любить ребенка.- М, 1990г.
4.Несмиян Т. Ювелирные украшения из бисера и самоцветов М. 2007г.
5.Разина Т.М. Русское народное творчество - М.1970г.
6.Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. – «Русич», 2007г.
7.Федотова М.В. Цветы из бисера «Культура и традиции» 2005г.
8.Харламова И.Ф. Педагогика М. 1990г.
9.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.
Журналы:
Чудесные мгновения 2006 – 2007г.
Модный 2006 – 2007г.
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование факультатива по бисероплетению
на 2014 – 2015 год для 5 класса
учителя Маненьковой Татьяны Владимировны
№ | Тема занятия | Дата по факту | Дата по плану | Ко-во часов | Корректировка программы |
Художественная обработка различных материалов. |
1 | Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами по технике безопасности. | 9.09 | | 1 | |
2-3 | Изготовление простой цепочки на 2-х иголках. | 16.09 23.09 | | 2 | |
4-5 | Подплетение к простой цепочке веточек – «Кораллы». | 30.09 7.10 | | 2 | |
6 | Прикрепление к изделию замка с колечком. | 14.10 | | 1 | |
7-8 | Изготовление цепочки «Цветочки». | 21.10 | | 2 | Проведена корректировка программы: занятие 7 и 8 объединены за счет праздничного дня 4.11 |
9 | Изготовление простой сетки «Восьмерка». | 11.11 | | 1 | |
10 | Изготовление сетки «Восьмерка с пико». | 18.11 | | 1 | |
11-12-13 | Изготовление новогодних игрушек-подвесок: елочка, Дед Мороз. | 25.11 2.12 9.12 | | 3 | |
14-15 | Изготовление цветов из бисера – пролеска. | 16.12 23.12 | | 2 | |
16-17 | Изготовление цветов из бисера – нарцисс. | 13.01 20.01 | | 2 | |
18-19 | Изготовление сетки на 2 ромба (браслет). | 27.01 3.02 | | 2 | |
20-21-22-23 | Изготовление Пасхальных яиц. | 10.02 17.02 24.02 3.03 | | 4 | |
24-25 | Выполнение кулона с подвесками. | 10.03 17.03 | | 2 | |
26-27-28-29 | Изготовление изделия с кулоном. | 7.04 14.04 21.04 28.04 | | 4 | |
30-31 | Экскурсия в Творческие Мастерские в дом ремесел г. Южа. | 5.05 12.05 | | 2 | |
32-33 | Экскурсия в Выставочный зал мастеров рукоделия (ДЮЦ). | 19.05 | | 2 | Произведена корректировка программы: уроки 32 и 33 объединены для полного выполнения программы |
34 | Школьная выставка детских работ как итоговое занятие | 26.05 | | 1 | |
| | | Итого 34 | |