СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Програма внеурочной деятельности "Юные исследователи окружающей среды"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса внеурочной деятельности "Юные исследователи окружающей среды" реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Предназначена для учащихся 6 классов. Цель: популяризации биолого-экологических знаний, привитие учащимся практических навыков и умений к научно-исследовательской и творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Програма внеурочной деятельности "Юные исследователи окружающей среды"»

Программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи окружающей среды» составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», примерной основной образовательной программы основного общего образования и направлена на углубление знаний учащихся по отдельным разделам биологии, в том числе экологии.

Цель курса: популяризации биолого-экологических знаний, привитие учащимся практических навыков и умений к научно-исследовательской и творческой деятельности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные УУД

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:

 умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;

 осознание личной ответственности за своѐ здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья.

Метапредметные результаты связаны с формированием и развитием универсальных учебных действий:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:

 осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе;

 понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

 определять цели и задачи усвоения новых знаний;

 оценивать правильность выполнения своих действий;

 вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.

При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

 умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно- знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

 описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);

 устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;

 пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания

 моделировать объекты и явления окружающего мира

 проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Развиваются и коммуникативные способности учащихся:

 обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;

 приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

 осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

 осваиваются различные способы взаимной помощи партнѐрам по общению, осознаѐтся необходимость доброго, уважительного отношения между партнѐрами;

 умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

 слушать и понимать речь других.

 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

II. Оформление исследовательских работ

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

III. Исследования в области экологии

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в России, Республике Крым. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно- правовые документы, действующие на территории России и Республики Крым в области экологии. “Красная книга» Республики Крым. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

IV. Исследовательская работа в природе

Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны.

Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.

Выделение пигментов из осенних листьев.

Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий.

Классификация плодов: сухие и сочные. Сборные и сложные плоды, соплодия. Приспособления плодов и семян к распространению. Значение плодов и семян в жизни человека.

Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.

Изготовление наглядных пособий

Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян.

Сбор природного материала для изготовления поделок .

Экскурсия в природу. Знакомство с местными породами деревьев, кустарников и видами дикорастущих трав.

Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев, кустарников (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала) для изготовления поделок.

Изготовление поделок

Изготовление поделок из природного материала.

Часы занимательной биологии

Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и карлики. Растения и письменность.

Наблюдение за жизнью растений зимой

Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом.

Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.

Измерение температуры воздуха, высоты снежного покрова.

Экологические праздники

По страницам Красной книги. Растения

Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений.

День экологических действий

Уход за цветниками

Зеленая аптека

Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений.

Составления гербария лекарственных растений.

Правила сбора и сушки лекарственного сырья

V. Изучение своего края

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.








































Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«Юные исследователи окружающей среды», 7 класс


№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечание

7-А

7-В

По плану

По факту

По плану

По факту

1





Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности.

Экскурсия в библиотеку

2





Методы исследования в биологии и экологии.


3





Биосфера как среда жизни человека


4





Охрана окружающей среды



5





Охрана окружающей среды



6





Навыки исследовательской деятельности в области экологии


7





Исследовательская работа в природе


8





Исследовательская работа в природе


9





Осенние явления в жизни растений

Экскурсия в природу

10





Осенние явления в жизни растений


11





Проведение фенологических наблюдений


12





Плоды и семена


13





Подготовка растений к зиме


14





Зачем живые организмы
запасают питательные вещества


15





Ядовитые растения


16






Биологические рекорды. Чемпионы растительного и животного мира


17





Живые барометры



18






Наблюдение за жизнью растений зимой


19





Жизнь при температуре ниже нуля


20





Проведение фенологических наблюдений

Экскурсия в природу

21






Экологические праздники


22






По страницам Красной книги.


23






Особенности географического положения и природы своего края.


24





Животные Крыма



25






Растения Крыма


26






Роль растений в природе и жизни человека


27






Зеленая аптека



28





Лекарственные растения местной флоры


29






Охрана лекарственных растений

Составление гербария лекарственных растений

30





Экология реки Салгир



31






Экология Симферопольского водохранилища


32






Растительные сообщества парка


Экскурсия в парк

33





Памятники природы Республики Крым


34






Интеллектуальный турнир








17