Программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи окружающей среды» составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», примерной основной образовательной программы основного общего образования и направлена на углубление знаний учащихся по отдельным разделам биологии, в том числе экологии.
Цель курса: популяризации биолого-экологических знаний, привитие учащимся практических навыков и умений к научно-исследовательской и творческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:
умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
осознание личной ответственности за своѐ здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья.
Метапредметные результаты связаны с формированием и развитием универсальных учебных действий:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:
осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе;
понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
определять цели и задачи усвоения новых знаний;
оценивать правильность выполнения своих действий;
вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:
умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно- знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.);
описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;
пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
моделировать объекты и явления окружающего мира
проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Развиваются и коммуникативные способности учащихся:
обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
осваиваются различные способы взаимной помощи партнѐрам по общению, осознаѐтся необходимость доброго, уважительного отношения между партнѐрами;
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Введение
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.
Экскурсия в библиотеку.
II. Оформление исследовательских работ
Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.
Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.
Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.
Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.
III. Исследования в области экологии
Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.
Краткая характеристика экологической ситуации в России, Республике Крым. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.
Нормативно- правовые документы, действующие на территории России и Республики Крым в области экологии. “Красная книга» Республики Крым. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.
Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.
Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.
Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.
Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.
Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.
IV. Исследовательская работа в природе
Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны.
Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.
Выделение пигментов из осенних листьев.
Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий.
Классификация плодов: сухие и сочные. Сборные и сложные плоды, соплодия. Приспособления плодов и семян к распространению. Значение плодов и семян в жизни человека.
Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.
Изготовление наглядных пособий
Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян.
Сбор природного материала для изготовления поделок .
Экскурсия в природу. Знакомство с местными породами деревьев, кустарников и видами дикорастущих трав.
Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев, кустарников (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала) для изготовления поделок.
Изготовление поделок
Изготовление поделок из природного материала.
Часы занимательной биологии
Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и карлики. Растения и письменность.
Наблюдение за жизнью растений зимой
Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом.
Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.
Измерение температуры воздуха, высоты снежного покрова.
Экологические праздники
По страницам Красной книги. Растения
Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений.
День экологических действий
Уход за цветниками
Зеленая аптека
Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений.
Составления гербария лекарственных растений.
Правила сбора и сушки лекарственного сырья
V. Изучение своего края
Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории.
Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Юные исследователи окружающей среды», 7 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечание |
7-А | 7-В |
По плану | По факту | По плану | По факту |
1 | | | | | Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности. | Экскурсия в библиотеку |
2 | | | | | Методы исследования в биологии и экологии. | |
3 | | | | | Биосфера как среда жизни человека | |
4 | | | | | Охрана окружающей среды | |
5 | | | | | Охрана окружающей среды | |
6 | | | | | Навыки исследовательской деятельности в области экологии | |
7 | | | | | Исследовательская работа в природе | |
8 | | | | | Исследовательская работа в природе | |
9 | | | | | Осенние явления в жизни растений | Экскурсия в природу |
10 | | | | | Осенние явления в жизни растений | |
11 | | | | | Проведение фенологических наблюдений | |
12 | | | | | Плоды и семена | |
13 | | | | | Подготовка растений к зиме | |
14 | | | | | Зачем живые организмы запасают питательные вещества | |
15 | | | | | Ядовитые растения | |
16 | | | | | Биологические рекорды. Чемпионы растительного и животного мира | |
17 | | | | | Живые барометры | |
18 | | | | | Наблюдение за жизнью растений зимой | |
19 | | | | | Жизнь при температуре ниже нуля | |
20 | | | | | Проведение фенологических наблюдений | Экскурсия в природу |
21 | | | | | Экологические праздники | |
22 | | | | | По страницам Красной книги. | |
23 | | | | | Особенности географического положения и природы своего края. | |
24 | | | | | Животные Крыма | |
25 | | | | | Растения Крыма | |
26 | | | | | Роль растений в природе и жизни человека | |
27 | | | | | Зеленая аптека | |
28 | | | | | Лекарственные растения местной флоры | |
29 | | | | | Охрана лекарственных растений | Составление гербария лекарственных растений |
30 | | | | | Экология реки Салгир | |
31 | | | | | Экология Симферопольского водохранилища | |
32 | | | | | Растительные сообщества парка | Экскурсия в парк |
33 | | | | | Памятники природы Республики Крым | |
34 | | | | | Интеллектуальный турнир | |
17