Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
(ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»)
СОГЛАСОВАНО На заседании ШМО Протокол № 1 от 31.08.2020г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом и.о. директора ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» № 214-ОД от от 01.09.2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Алгебра и начала анализа»
11 класс
разработчик: Луговая Татьяна Васильевна
учитель математики,
первая квалификационная категория
г.Абакан
Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3. Учебно-методический комплект, утвержденный приказом директора (из федерального перечня) No194-ОД от 18.08.2020г. «Об утверждении перечня учебников на 2020 - 2021 учебный год».
4. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
5. Учебный план ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» на 2020-2021 учебный год;
6. Положение о рабочей программе ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения», утвержденное приказом директора от 01.09.2020г. № 214-ОД
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ГБОУ РХ ««Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» для изучения алгебры отводится 101 час из расчёта 3 часа в неделю.
Учебно-методический комплект.
Алгебра и начала математического анализа . 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / ( Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин). - М. : Просвещение, 2017.
Дидактические материалы для 11 класса «Алгебра и начала математического анализа» авторов: М.И.Шабунин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, О.Н. Доброва, – М.: Просвещение, 2017г.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения курса математики 10-11 классов обучающиеся должны:
Знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра : Уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики : уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить
по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с ипользованием аппарата математического анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
уметь
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в 10-11 классах, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Основное содержание
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Количество часов в рабочей программе |
1. | Тригонометрические функции | 18 | Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функции y=cosх и её график. Свойства функции y=sinх и её график. Свойства функции y=tgх и её график. Обратные тригонометрические функции. |
2. | Производная и её геометрический смысл | 18 | Предел последовательности. Непрерывность функции. Определение производной. Правило дифференцирования. Производная степенной функции. Производные элементарных функций. Геометрический смысл производной. |
3. | Применение производной к исследованию функции | 13 | Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба. Построение графиков функций. |
4. | Производная и интеграл | 10 | Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Применение интегралов для решения физических задач. |
5. | Комбинаторика | 9 | Правило произведения. Размещения с повторениями. Перестановки. Размещения без повторений. Сочетания без повторений и бином Ньютона. |
6. | Элементы теории вероятностей | 7 | Вероятность события. Сложение вероятностей. Вероятность произведения независимых событий. |
7. | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 7 | Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными. Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными. |
8. | Итоговое повторение | 20 | Выражения с корнями. Степенные выражения. Иррациональные выражения. Логарифмические выражения. Тригонометрические преобразования выражений. Иррациональные уравнения. Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Показательные и логарифмические неравенства. Тригонометрические уравнения. Дробно-рациональные неравенства. Область определения и область значения функции. Чётные и нечётные функции, периодичность функций. Нули функции. Промежутки знакопостоянства, возрастание и убывание функции. Производная и её применение. Первообразная и её применение. |
| Итого за год | 102 | 102 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
пл | факт |
Тригонометрические функции |
| 03.09 | | Повторение | 1 |
| 04.09 | | Повторение | 1 |
| 07.09 | | Входная контрольная работа | 1 |
| 10.09 | | Множество значений тригонометрических функций. Область определения тригонометрических функций. | 1 |
| 11.09 | | Периодичность тригонометрических функций.Четность, нечётность тригонометрических функций. Основной период тригонометрических функций | 1 |
| 14.09 | | Свойства функции у=соsх и её график | 1 |
| 17.09 | | Построение графиков функций, с использованием правил преобразования графиков | 1 |
| 18.09 | | Графическое решение тригонометрических уравнений и неравенств и систем уравнений. | 1 |
| 21.09 | | Свойства функции у=sinх и её график | 1 |
| 24.09 | | Построение графиков функций, с использованием правил преобразования графиков | 1 |
| 25.09 | | Графическое решение тригонометрических уравнений и неравенств и систем уравнений. | 1 |
| 28.09 | | Свойства функции у=tgх и её график | 1 |
| 01.10 | | Свойства функции у=сtgх и её график | 1 |
| 02.10 | | Графическое решение тригонометрических уравнений и неравенств и систем уравнений. | 1 |
| 05.10 | | Обратные тригонометрические функции | 1 |
| 04.10 | | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 |
| 08.10 | | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «тригонометрические функции» | 1 |
| 09.10 | | Проверочная работа по теме «Тригонометрические функции». | 1 |
Производная и её геометрический смысл |
| 12.10 | | Предел последовательности | 1 |
| 15.10 | | Непрерывность функции | 1 |
| 16.10 | | Определение производной | 1 |
| 19.10 | | Контрольная работа за 1 четверть | 1 |
| 22.10 | | Производные элементарных функций. Нахождение производной функции kх+b, х², х³ | 1 |
| 23.10 | | Правила дифференцирования: производные суммы и разности | 1 |
| 02.11 | | Правила дифференцирования: производные произведения и частного | 1 |
| 05.11 | | Правила дифференцирования: производная сложной функции | 1 |
| 06.11 | | Производная степенной функции | 1 |
| 09.11 | | Нахождение производных степенной функции | 1 |
| 16.11 | | Правила дифференцирования: производные произведения и частного | 1 |
| 19.11 | | Применение правил дифференцирования для нахождения производных | 1 |
| 20.11 | | Угловой коэффициент прямой. | 1 |
| 23.11 | | Геометрический смысл производной. | 1 |
| 26.11 | | Уравнение касательной к графику функции. | 1 |
| 27.11 | | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Производная». | 1 |
| 30.11 | | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Уравнение касательной к графику функции» | 1 |
| 03.11 | | Проверочная работа по теме «Производная и её геометрический смысл». | 1 |
Применение производной к исследованию функции |
| 04.12 | | Возрастание и убывание функции. | 1 |
| 07.12 | | Нахождение интервалов возрастания и убывания функции. | 1 |
| 10.12 | | Стационарные точки функции. | 1 |
| 11.12 | | Экстремумы функции. | 1 |
| 14.12 | | Наибольшее и наименьшее значения функции | 1 |
| 17.12 | | Нахождение наибольшего и наименьшего значений функций. | 1 |
| 18.12 | | Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции. | 1 |
| 21.12 | | Построение графиков функций | 1 |
| 24.12 | | Применение производной к построению графиков функции. | 1 |
| 25.12 | | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции» | 1 |
| 28.12 | | Контрольная работа за 2 четверть | 1 |
| 11.01 | | Урок повторения знаний по теме «Применение производной к исследованию функций» | 1 |
| 14.01 | | Урок повторения знаний по теме «Применение производной к исследованию функций» | 1 |
Первообразная и интеграл |
| 15.01 | | Первообразная | 1 |
| 18.01 | | Нахождение первообразных | 1 |
| 21.01 | | Правила нахождения первообразных | 1 |
| 22.01 | | Интегрирование. | 1 |
| 25.01 | | Площадь криволинейной трапеции. | 1 |
| 28.01 | | Интеграл и его вычисления. | 1 |
| 29.01 | | Вычисления площадей фигур с помощью интегралов | 1 |
| 01.02 | | Применение интегралов для решения физических задач | 1 |
| 04.02 | | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Первообразная и интеграл» | 1 |
| 05.02 | | Проверочная работа по теме: «Первообразная и интеграл». | 1 |
Глава V. Комбинаторика |
| 08.02 | | Правило произведения. Размещения с повторениями | 1 |
| 11.02 | | Перестановки | 1 |
| 12.02 | | Решение задач на перестановки чисел | 1 |
| 15.02 | | Размещения без повторений | 1 |
| 18.02 | | Сочетания без повторений | 1 |
| 19.02 | | Рекуррентное свойство числа сочетаний | 1 |
| 22.02 | | Бином Ньютона | 1 |
| 25.02 | | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Комбинаторика» | 1 |
| 26.02 | | Проверочная работа по теме «Комбинаторика». | 1 |
Глава VI. Элементы теории вероятностей |
| 01.03 | | Вероятность события | 1 |
| 04.03 | | Комбинация событий | 1 |
| 05.03 | | Сложение вероятностей | 1 |
| 11.03 | | Решение задач на сложение вероятностей | 1 |
| 12.03 | | Вероятность произведения независимых событий | 1 |
| 15.03 | | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Элементы теории вероятностей» | 1 |
| 18.03 | | Контрольная работа за 3 четверть | 1 |
Глава VIII. Уравнения и неравенства с двумя переменными |
| 19.03 | | Линейные уравнения с двумя переменными | 1 |
| 01.04 | | Линейные неравенства с двумя переменными | 1 |
| 02.04 | | Нелинейные уравнения с двумя переменными | 1 |
| 05.04 | | Нелинейные неравенства с двумя переменными | 1 |
| 08.04 | | Решение нелинейных уравнений и неравенств с двумя переменными | 1 |
| 09.04 | | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 |
| 12.04 | | Проверочная по теме: «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 |
Повторение |
| 15.04 | | Выражения с корнями | 1 |
| 16.04 | | Степенные выражения | 1 |
| 19.04 | | Иррациональные выражения | 1 |
| 22.04 | | Логарифмические выражения | 1 |
| 23.04 | | Тригонометрические преобразования выражений | 1 |
| 26.04 | | Иррациональные уравнения | 1 |
| 29.04 | | Показательные уравнения | 1 |
| 30.04 | | Логарифмические уравнения | 1 |
| 06.05 | | Показательные и логарифмические неравенства | 1 |
| 07.05 | | Тригонометрические уравнения | 1 |
| 08.05 | | Тригонометрические уравнения | 1 |
| 13.05 | | Дробно-рациональные неравенства | 1 |
| 14.05 | | Дробно-рациональные неравенства | 1 |
| 17.05 | | Область определения и область значения функции. Четные и нечетные функции, периодичность функций | 1 |
| 20.05 | | Нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание и убывание функции | 1 |
| 21.05 | | Область определения и область значения функции. Четные и нечетные функции, периодичность функций | 1 |
99. | 24.05 | | Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ | 1 |
| 27.05 | | Подведение итогов | 1 |
101. | 28.05 | | резерв | 1 |
Учебно-методический комплект
Программа для общеобразовательных учреждений по алгебре для 10-11 классов, составитель Бурмистрова Т.А., автор Колягин Ю.М. – М.: Просвещение
Учебник: Алгебра и начала анализа для 11 класса, авторов: Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва, Н. Е.Фёдорова и М.И.Шабунин, под редакцией А.Б.Жижченко, – М.: Просвещение
Дидактические материалы для 11 класса «Алгебра и начала математического анализа» авторов М.И.Шабунин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, О. Н. Доброва, – М.: Просвещение
Дополнительная литература
Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразов. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.К. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2017.
Денищева Л.О. Корешкова Т.А. Алгебра и начала анализа. 10 –11 класс.: Тематические тесты и зачеты для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Г. Мордковича.- М.: Мнемозина, 2015.
Ершов А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. – М.:Илекса, 2009.
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика.
Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. – М.: Просвещение, 2008.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 10 класс/ Сост. А.Н. Рурукин.– М.: ВАКО, 2017 -- 112 с.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 11 класс/ Сост. А.Н. Рурукин.– М.: ВАКО, 2017 -- 96 с.
Материалы телекоммуникационной системы СтатГрад, публикуемые на сайте http://statgrad.mioo.ru.
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
Студенецкая В.Н., (Авт.-сост). Решение задач по статистики, комбинаторики, теории вероятности Волгоград: Учитель, 2005 .
Шабунин М.И. и др. Алгебра и начала анализа: Дидактические материалы для 10 – 11 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
4.Единый государственный экзамен 2016-2017 г.. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2016-2017.
Электронные учебники
Современный учебно-методический комплекс. Алгебра 10-11. Версия для школьника. Просвещение-МЕДИА. (все задачи школьной математики).
Современный учебно-методический комплекс. Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация выпускников 11.. Просвещение-МЕДИА. (все задачи школьной математики). Готовимся к ЕГЭ. МАТЕМАТИКА. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. Просвещение – МЕДИА.
Перечень сайтов
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.