МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕКЛЮЧИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. Н.КАШТАНКИНА
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Заместитель директора Директор МОУ Большеключищенской
учителей физической культуры СШ им. В.Н.Каштанкина
_____________Келасьев А.С. __________ Сорокинга М.А. ____________Горбунова Н.А
Протокол №________ «___»__________2017г. Приказ №___от _________ 2017г.
от «____»_____________2017г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Физическая культура
Класс: 2
Уровень общего образования: начальное общее образование
Учитель: Келасьев Андрей Степанович
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану:
всего 105 часов в год; в неделю – 3 часа
Рабочую программу составил ________________________Келасьев А.С.
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС НОО от 26.11.2010г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 18.12.2012г. №1060; от 29.12.2014 г. № 1643); и программы предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразовательных. организаций / В.И.Лях .-М.: Просвещение, 2016.
Общая характеристика учебного предмета.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия. Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
С учётом этих особенностей целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазаньи, метании;
- обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Тема и содержание урока, во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класс; на материально-техническую базу школы; на климатические условия и места проведения урока.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
-на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
-на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
-на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
-на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
-на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
1.2 Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и входит в обязательную часть учебного плана образовательного учреждения. На изучение предмета в 2016-2017 учебном году во 2 классе отводится 3 часа в неделю, всего 105 часов в год.
1.3 Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе может проводиться на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета;
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: тест, сдача нормативов и т.д.
Формы контроля | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
Входной контроль | Текущий контроль | Рубежный контроль | Текущий контроль | Рубежный контроль | Текущий контроль | Рубежный контроль | Текущий контроль | Рубежный контроль |
Тестирование | | | | | | | | | | |
Сдача нормативов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
Усвоение техники элементов | | 1 | | | 1 | | 1 | | 1 | 4 |
Зачёт | | | | | | | | | | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Учащийся научится: -рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
-определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
-разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Учащийся получит возможность научиться: -характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
-характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Учащийся научится:
-использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
-классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
-самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
-взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Учащийся получит возможность научиться:
-вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; -проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
-проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа. Физическое совершенствование
Учащийся научится:
-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
-выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
-выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; -выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
-выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций ;
-выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
-выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Учащийся получит возможность научиться:
-выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
-преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега; -осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
-выполнять нормативы физкультурно-спортивного комплекса ГТО -выполнять тестовые нормативы по физической подготовке
2.1 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями
режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;
• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
Система оценки достижения планируемых результатов
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки.
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Настольный теннис: эстафеты, упражнения на развитие скорость и быстроты, набивание мяча на ракетке, подачи и удары.
Спортивная лапта: упражнения на выносливость, координацию и быстроту, броски мяча, подачи мяча, подвижные игры.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Общеразвивающие упражнения
Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
На материале гимнастики с основами акробатики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6_минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Учебно-тематический план
№п.п | Разделы темы | Количество часов | Форма контроля |
| Теория | практика |
1 | Легкая атлетика – бег, прыжки, метание | 12 | | сдача нормативов |
2 | Подвижные и спортивные игры: баскетбол | 13 | | сдача нормативов |
3 | Гимнастика с элементами акробатики | 23 | | сдача нормативов |
4 | Лыжная подготовка - скользящий шаг - попеременный двушажный ход без полок и с палками - подъём «лесенкой», «елочкой» - спуски в высокой , низкой, средней стойках, | 21 | | сдача нормативов |
5 | Подвижные и спортивные игры: баскетбол | 10 | | сдача нормативов |
6 | Легкая атлетика – бег, прыжки, метание | 26 | | сдача нормативов |
7 | Итого: | 105 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 2 класса (ФГОС)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Система контроля | Дата |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА 12 часов |
1 | Инструктаж по Т.Б. на уроках по легкой атлетике. Строевые упражнения. | 1 | Фронтально | | |
2 | Строевые упражнения, выполнение команд «Смирно!», «Равняйсь!» Медленный бег. О.Р.У. положение низкого старта | 1 | Освоения движений в упражнениях | | |
3 | Строевые упражнения. О.Р.У. Бег до 4 мин. Положение «высокого старта» | 1 | Освоение положения тела при высоком старте, старт работа ног и рук | | |
4 | Челночный бег. Бег с изменением направления движения. | 1 | Корректировка техники движения | | |
5 | Прыжки в длину с места, легкоатлетические упражнения- прыжки вверх в длину с места, соблюдая правила безопасности во время приземления. | 1 | Корректировка техники движения | | |
6 | Какая польза от физической культуры? Строевые упражнения: повороты, ходьба «змейкой», по кругу, по спирали. Метание мяча | 1 | Фронтальный опрос. Корректировка движения | | |
7 | Метание малого мяча (мешочка) на дальность, познакомится с особенностями физической культуры древних народов | 1 | Корректировка техники и точности движения | | |
8 | Метание мяча | 1 | Корректировка техники и точности движения | | |
9 | Прыжки в длину с разбега. Подвижные игры. | 1 | Корректировка техники и точности движения | | |
10 | Каким должен быть режим дня? Легкоатлетические упражнения | 1 | Фронтальный опрос. Освоение упражнений | | |
11 | Легкоатлетические упражнения | 1 | Корректировка техники движения | | |
12 | Легкоатлетические упражнения | 1 | Корректировка техники движения | | |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР 13 ЧАСОВ |
13 | Бросок и ловля мяча, соблюдая правила безопасности | 1 | Корректировка техники движения | | |
14 | Бросок и ловля мяча, соблюдая правила безопасности | 1 | Корректировка техники движения | | |
15 | Броски и ловля мяча в парах | 1 | Корректировка техники движения | | |
16 | Бросок мяча одной рукой; попадать в цель, бросая мяч одной рукой | 1 | Корректировка техники движения | | |
17 | Броски ловля мяча в стену разными способами. | 1 | Корректировка техники движения | | |
18 | Ведение мяча. Ведение мяча на месте и с продвижением вперед | 1 | Корректировка техники движения | | |
19 | Ведение мяча. Ведение мяча на месте и с продвижением вперед | 1 | Корректировать положение тела при ведении | | |
20 | Бросок мяча в кольцо способом «снизу» | 1 | Освоение техники броска | | |
21 | Бросок мяча в кольцо способом «сверху». | 1 | Освоение техники броска | | |
22 | Упражнения с мячом в парах | 1 | Самоконтроль | | |
23 | Бросок набивного мяча из-за головы. | 1 | Контроль за правильным исполнением | | |
24 | Бросок набивного мяча из-за головы | 1 | Сдача норматива | | |
25 | Упражнения с мячом | 1 | Следим за ТБ | | |
ГИМНАСТИКА 23 час |
26 | Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в спортивном зале. Перестроение в две шеренги. | 1 | Фронтально. Следить за точностью движений | | |
27 | Взаимодействие при выполнении упражнения в паре. | 1 | Корректировка техники движения | | |
28 | Построения и перестроения; подъем туловища из положения лежа. | 1 | Сдача норматива | | |
29 | Акробатика; перекаты в группировке. | 1 | Корректировка техники движения | | |
30 | Акробатика (стойка на лопатках). Как развивать гибкость тела? Акробатические упражнения. | 1 | Корректировка техники движения | | |
31 | Лазанье и перелезание по гимнастической стенке. | 1 | Корректировка техники движения | | |
32 | Акробатика | 1 | Освоение элементов, правильность их выполнение | | |
33 | Размыкание и смыкание приставным шагом в шеренге. | 1 | Правильное выполнение строевых упражнений | | |
34 35 | Лазание по канату, соблюдая правила безопасности. | 2 | Координация движения, последовательность приемов-оценить | | |
36 | Вращению обруча Эстафета с гимнастическим инвентарём | 1 | самоконтроль | | |
37 | Какие упражнения используются для развития гибкости? Упражнения для развития гибкости; совершенствовать лазание по гимнастической стенке. | 1 | Фронтальный опрос | | |
38 | Перелезание по гимнастической стенке; закреплять навык лазанья по канату. | 1 | Соблюдение безопасности | | |
39 40 | Упоры и равновесия разными способами; развивать двигательные качества , выносливость, быстроту при проведении подвижных игр. | 2 | Следить за выполнением правил игры | | |
41 | Какие подвижные игры можно выполнять с помощью гимнастических снарядов и инвентаря? | 1 | Соблюдение правил игры. | | |
42 | Лазанье, перелезание по гимнастической стенке | 1 | Корректировка техники движения | | |
43 | Правила выполнения упражнения в парах. Упражнения акробатики в парах. | 1 | Следить за освоением элементов акробатики | | |
44 | Упражнения н гимнастической скамейке разными способами; развивать координационные способности при выполнении упражнений акробатики. | 1 | Корректировка техники движения | | |
45 | Лазание разными способами. Закрепить навыки в упражнениях акробатики | 1 | Корректировка техники движения | | |
46 | Наклон вперед, учить выполнять ходьбу на носках разными способами. | 1 | Корректировка техники движения | | |
47 | Развивать координацию, ловкость, внимание при выполнений упражнений акробатики и игровых упражнений, развивать координационные способности, силу и ловкость при выполнении виса на перекладине | 1 | Корректировка техники движения | | |
48 | Развивать координацию, ловкость, внимание при выполнении упражнении акробатики и игровых упражнений развивать силу и ловкость при выполнении виса на перекладине | 1 | Корректировка техники движения | | |
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА 20 часов |
49 | Основы знаний. Познакомится с правилами безопасного поведения при переносе лыж и лыжных палок, при катании на лыжах. Организационные приемы переноса и надевания лыж | 1 | Фронтальный опрос | | |
50 51 | Ступающий шаг на лыжах; выполнять движение на лыжах в колонне с соблюдением дистанции | 2 | Следить за освоением постановки лыж на снег | | |
52 | Поворот переступанием лыж вокруг пяток | 1 | Корректировка техники движения | | |
53 54 | Закрепить навык выполнения скользящего шага на лыжах | 2 | Корректировка техники движения | | |
55 | Какие бывают способы передвижения на лыжах? Спуск на лыжах в положении полу приседа | 1 | Фронтальный опрос Корректировка движения | | |
56 | Правила преодоления небольших склонов, встречающихся на дистанции. Подъем на лыжах разными способами | 1 | Корректировка движения | | |
57 | В каких случаях используется торможение падением? Торможение падением на лыжах | 1 | Фронтальный опрос. Освоение техники падения. | | |
58 | Способы передвижения на лыжах. Движение на лыжах с палками. | 1 | Оценить работу рук и ног. | | |
59 | Движение на лыжах с палками. | 1 | Оценить работу рук и ног. | | |
60 | Передвижение на лыжах, толчок во время скольжения с палками | 1 | Оценить работу рук и ног. | | |
61 | Передвижение на лыжах, толчок во время скольжения с палками | 1 | Оценить работу рук и ног. | | |
62 | Подъем на лыжах с палками ступающим шагом; отталкивание палками во время спуска на склонах. | 1 | Корректировка техники движения | | |
63 | Подъем на лыжах с палками ступающим шагом; отталкивание паками во время спуска на склонах | 1 | Корректировка техники движения | | |
64 | Передвижение на лыжах с помощью палок разными способами | 1 | Корректировка техники движения | | |
65 | Упражнения по лыжной подготовке для закрепления учебного материала | 1 | Корректировка техники движения | | |
66 | Упражнения по лыжной подготовке для закрепления учебного материала | 1 | Корректировка техники движения | | |
67 | Передвижение на лыжах с помощью палок разными способами | 1 | Корректировка техники движения | | |
68 | Урок-соревнование | 1 | Сдача норматива | | |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР 11 ЧАСОВ |
69 | Инструктаж по технике безопасности. Техника броска и ловли мяча, соблюдая правила безопасности | 1 | Фронтальный опрос | | |
70 | Броски и ловля мяча в парах | 1 | Самоконтроль | | |
71 | Техника броска мяча одной рукой; учить попадать в цель, бросая мяч одной рукой | 1 | Корректировка техники движения | | |
72 | Способы выполнения бросков мяча в стену. Броски ловля мяча разными способами. | 1 | Корректировка техники движения | | |
73 | Ведение мяча. Ведение мяча на месте и с продвижением вперед. | 1 | Корректировка техники движения | | |
74 | Техника выполнения бросков мяча в кольцо «снизу» | 1 | Корректировка техники движения | | |
75 | Способу выполнения бросков мяча в корзину. Техника выполнения бросков мяча в кольцо способом «сверху». | 1 | Корректировка техники движения | | |
76 | Техника бросков мяча в кольцо после ведения; совершенствовать координацию, глазомер и точность при выполнении упражнения с мячом. | 1 | Корректировка техники движения | | |
77 | Какие бывают игры с мячом на площадке с сеткой? Техника бросков и ловли мяча через сетку | 1 | Корректировка техники движения | | |
78 | Способы выполнения бросков набивного мяча. Техника броска набивного мяча из-за головы. | 1 | Корректировка техники движения | | |
79 | Закрепление навыка броска набивного мяча из-за головы | 1 | Корректировка техники движения | | |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА 26 часов |
80 | Инструктаж по Т.Б. на уроках по легкой атлетике. Основы знаний. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке; выполнение команд «Смирно!» «Вольно!» построение в шеренгу. | 1 | Фронтальный опрос | | |
81 | Выполнение команд «Смирно!», «Равняйсь!» построение в шеренгу, колонну по одному; положение «низкого старта» | 1 | Правильное выполнение строев упр. | | |
82 | Построения перестроения в шеренгу; в колонну; положение «высокого старта» | 1 | Правильность выполнения | | |
83 | Челночный бег. Бег с изменением направления движения. | 1 | Следить за координацией движений | | |
84 | Прыжки в длину с места, легкоатлетические упражнения - прыжки вверх и в длину с места | 1 | Корректировка техники движения | | |
85 86 | Прыжки в высоту с места и разбега | 2 | Корректировка техники движения | | |
87 | Строевые упражнения: повороты, ходьба «змейкой», по кругу, по спирали. | 1 | Корректировка техники движения | | |
88 | Метание малого мяча (мешочка) на дальность, познакомится с особенностями физической культуры древних народов. | 1 | Корректировка техники движения | | |
89 | Метание мяча соблюдая правила безопасности | 1 | Корректировка техники движения | | |
90 | Передвижения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание; выполнение упражнений под заданный ритм и темп | 1 | Корректировка техники движения | | |
91 | Передвижения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание; выполнение упражнений под заданный ритм и темп | 1 | Корректировка техники движения | | |
92 | Передвижения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание; выполнение упражнений под заданный ритм и темп | 1 | Корректировка техники движения | | |
93 | Передвижения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание; выполнение упражнений под заданный ритм и темп | 1 | Корректировка техники движения | | |
94 | Прыжки через препятствия | 1 | Корректировка техники движения | | |
95 | Прыжки, Подвижные игры с элементами футбола | 1 | Освоение техники | | |
96 | Прыжки в длину с разбега 3- 5 шагов | 1 | Подбор и правильность разбега | | |
97 | Прыжки | 1 | Корректировка техники движения | | |
98 | Прыжки в длину с места и с разбега. Эстафета «Кто дальше прыгнет?» | 1 | Соблюдение правил эстафеты | | |
99 | Прыжки в длину с разбега | 1 | Корректировка техники движения | | |
100 | Кроссовая подготовка | 1 | Равномерный бег | | |
101 | Развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Беговые упражнения со сменой темпа | 1 | Корректировка техники движения | | |
102 | Развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Беговые упражнения со сменой темпа | 1 | Корректировка техники движения | | |
103104 | Кроссовая подготовка | 2 | Пульсометрия | | |
105 | Подведение итогов учебного года | 1 | Фронтально | | |
Приложение.
Спортивный инвентарь:
Мячи, гимнастические маты, скакалки, лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки, гимнастические палки.
Список литературы:
Учебно-методический комплект для учащегося
-Учебник по физической культуре 1-4 класс В.И. Лях. М.: Просвещение, 2013 г
Учебно-методический комплект для учителя.
- Учебник по физической культуре 1-4 класс В.И. Лях. М.: Просвещение, 2013 г
- Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы, В.И.Лях, А.А.Зданевич; М.: «Просвещение»,2016
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6652/
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart.
http://streetball.by
Контрольные нормативы по физической культуре для учащихся 2 класса.
Нормативы | | | 2 класс | | |
| | | "5" | "4" | "3" |
1 | Бег 30 м (сек.) | м | 6,0 | 6,6 | 7,1 |
| | д | 6,3 | 6,9 | 7,4 |
2 | Прыжок в длину с места (см) | м | 150 | 130 | 115 |
| | д | 140 | 125 | 110 |
3 | Прыжок в длину с разбега (м) | м | 3,00 | 2,80 | 2,60 |
| | д | 2,60 | 2,40 | 2,20 |
4 | Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см) | м | 80 | 75 | 70 |
| | д | 70 | 65 | 60 |
5 | Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) | м | 70 | 60 | 50 |
| | д | 80 | 70 | 60 |
6 | Отжимания (кол-во раз) | м | 10 | 8 | 6 |
| | д | 8 | 6 | 4 |
7 | Подтягивания (кол-во раз) | м | 3 | 2 | 1 |
8 | Метание т/м (м) | м | 15 | 12 | 10 |
| | д | 12 | 10 | 8 |
9 | Многоскоки - 8 прыжков (м) | м | 12 | 10 | 8 |
| | д | 12 | 10 | 8 |
10 | Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | м | 23 | 21 | 19 |
| | д | 28 | 26 | 24 |
11 | Подъем ног из положения виса на ш/стенке (кол-во раз) | м | 4 | 3 | 2 |
| | д | 6 | 4 | 2 |
12 | Удержание ног под углом 90º на ш/стенке (сек.) | м | 6 | 4 | 2 |
| | д | 7 | 5 | 3 |
13 | Приседания (кол-во раз/мин) | м | 40 | 38 | 36 |
| | д | 38 | 36 | 34 |
14 | Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз) | м | 5 | 3 | 1 |
| | д | 4 | 2 | 1 |
Приложение № 1 Примерный комплекс общеразвивающих упражнений на месте
1. И. П. – стоя, ноги врозь, руки в стороны. Круговые движения руками вперёд и назад, с постепенным увеличением амплитуды. Повторить 10-12 раз.
2. И. П. – то же руки вперёд. 1-3 – пружинящие приседания на всей ступне. 4 – и. п. Повторить 10-12 раз.
3. И. П. – широкая стойка: ноги врозь, руки за голову. 1 – наклон туловища влево, 2 – и. п. 3-4 то же, в другую сторону. По 6-8 раз.
4. И. П. – то же руки опущены. 1-3 – пружинящие наклоны вперёд до касания руками до пола. 4 – и. п. Повторить 8-10 раз.
5. И. П. – основная стойка руки вперёд. 1 – мах правой ногой вперёд, достать носком пальцы рук. 2 – и. п. 3 – то же, махом левой. 4 – и. п. По 6-8 раз.
6. И. П. – выпад правой ногой вперёд, руки на колено. 1-3 – пружинящие покачивания туловищем. 4 – и. п. 5-8 – то же, с выпадом левой. По 6-8 раз.
7. И. П. – упор, лёжа, 1 – согнуть руки, 2 – разогнуть. 4-6 раз.
8. И. П. – стоя, ноги врозь. 1 – подняться на носки, руки вверх (вдох). 2 – и. п.(выдох). 5-6 раз.
9. И. П. – стоя, ноги врозь, руки согнуты в локтях, туловище слегка наклонено вперёд. Работа руками, как при беге, с постепенным увеличением амплитуды и темпа. 30-40 секунд.
10. И. П. – основная стойка, руки на поясе. Прыжки на носках (ноги в коленях не сгибать). 30-40 сек.
11. – Медленный бег на носках с высоким подниманием бедра. 40-50 сек.
12. – С восстановлением дыхания: руки вверх – глубокий вдох, с опусканием рук глубокий выдох.
Приложение № 2 Примерный комплекс общеразвивающих упражнений в парах с помощью и сопротивлением партнёра
1. – Сгибание и разгибание рук (20-25 раз).
И. П. – стоя лицом друг к другу, Левая нога впереди, правая сзади, расстояние между партнёрами 1 м.
1 – первый сгибает левую руку, оказывая сопротивление руке второго, и одновременно выпрямляет правую руку, преодолевая сопротивление второго.
2 – то же, другой рукой.
2. – Повороты (10-12 раз).
И. П. – стоя лицом друг к другу, взяться за руки на уровне плеч.
1 – 2 – поднимая руки через сторону, ученики выполняют разноимённый разворот, поворачиваясь спиной к спине.
3 – 4 – то же, в другую сторону.
3. – Наклоны в стороны (16-18 раз).
И. П. – стоя спиной друг к другу, руки соединены в локтях.
1 – 2 – наклоны влево.
3 – 4 – наклоны вправо.
4. – Повороты в стороны (16-18 раз)
И. П. – стоя спиной друг к другу, руки в стороны на уровне плеч.
1 – 2 – повороты влево.
3 – 4 – повороты вправо.
5. – Наклоны вперёд (18-20 раз).
И. П. – стоя лицом друг к другу, положить руки на плечи партнёру.
Сделать полшага назад, наклониться, голову опустить под руки. Выполнять наклоны на каждый счёт.
6. – Наклоны вперёд (12-14 раз).
И. П. – стоя спиной друг к другу, взяться вверху прямыми руками.
1 – полшага вперёд правой ногой, прогнуться.
2 – и. п.
3 – то же, левой ногой.
4 – и. п.
7. – Приседания (15-20 раз).
И. П. – стоя лицом друг к другу, расстояние между партнёрами 0,5 м, тело отклонено назад, держать друг друга за руки.
1 – присесть, сохраняя равновесие.
2 – и. п.
Приложение № 3 Примерный комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой
1. – Повороты туловища в стороны (16-18 раз).
И. П. – ноги на ширине плеч, прямые руки с палкой вверх.
1 – поворот налево, 2 – поворот направо.
Во время выполнения упражнения не отрывать стопы.
2. – Наклоны туловища в стороны (12-14 раз).
И. П. – ноги шире плеч, палку держать за головой на уровне плеч.
1 – 2 – наклонить влево, выпрямляя вверх руки и сгибая противоположную ногу.
3 – 4 – то же вправо.
3. – Выпады вперёд (12-14 раз).
И. П. – О. С. Руки с палкой на уровне плеч.
1 – поднимая руки с палкой вверх, выполнить широкий шаг левой ногой вперёд, прогнуться.
2 – то же, шаг выполнять правой ногой.
4. – Махи ногами (18-20 раз).
И. П. – О. С. Прямые руки с палкой перед грудью.
1 – мах левой ногой до касания палки.
2 – то же, правой ногой.
Маховую ногу не сгибать, в зависимости от гибкости учеников дифференцировать высоту палки.
5. – Наклоны вперёд (10-12 раз).
И. П. – О. С. Палку держать над головой, руки прямые.
1 – наклониться вперёд до касания лбом коленей.
2 – И. П.
Не сгибать ноги.
6. – Прогибание назад (10-12 раз).
И. П. – О. С. Палка за спиной.
1 – 2 – прогнуться, слегка сгибая ноги.
3 – выпрямиться.
4 – И. П.
7. – Прыжки через палку (30-40 раз).
И. П. – О. С.
Выполнить прыжки через палку боком, толчком двумя ногами.
Прыжки выполнять на каждый счёт.
Приложение № 4 Примерный комплекс общеразвивающих упражнений в движении
1. Ходьба с круговыми движениями головой.
2. Ходьба со сменой положения ассиметрично расположенных рук: одна – вперёд, другая в сторону. Одна вверх, другая – в сторону. Одна – вперёд, другая – вниз и т.п.
3. Ходьба в полунаклоне, положив руки на плечи впереди идущему человеку (то же, на носках, на пятках, то же в шеренге).
4. Ходьба с прогибанием туловища назад и поочерёдным подниманием рук и возвращением в и. п.
5. Ходьба с хлопками под коленом согнутой ноги и за спиной.
6. Ходьба с маховой прямой ногой вперёд, касаясь ладонями носка. Руки в различных исходных положениях.
7. Ходьба широким шагом с поворотами туловища и размашистыми движениями рук.
8. Ходьба на носках с махом полусогнутыми ногами вперёд-вверх.
9. Ходьба выпадами.
10. Ходьба на согнутых ногах, поочерёдно касаясь, пола коленями на каждом шагу.
11. Ходьба в приседе, держась за пальцы ног.
12. Пролезание между ног партнёра.
13. Ходьба с наклонами туловища в сторону (наклоны выполнять в сторону шагающей ноги).
14. Передвижение вперёд. Из упора стоя в наклоне перейти в упор лёжа; затем, толчком перенести согнутые ноги, вернуться в и. п.