СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "3Д моделирование"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ДО технической направленности "3Д моделирование"

Просмотр содержимого документа
«Программа "3Д моделирование"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СВЕТЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»












Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«3D-моделирование»






Возраст обучающихся - 11-13 лет

Срок реализации – 1 год

Разработчик:

Жуматаева Екатерина Сергеевна

























п. Светлый

2022 год

Пояснительная записка

Техническое моделирование – это обогащение школьников общетехническими знаниями и умениями, развитие их творческих способностей в области техники. Такой род занятий развивает важные навыки координации движений, концентрацию внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами.

3D моделирование - это создание модели объекта. Во время занятий обучающиеся научатся проектировать, создавать различные изделия из пластика. В распоряжении детей будут предоставлены 3D ручки. С их помощью обучаемые могут изготовить плоскорельефные и объемные фигуры из пластика. Моделируемые объекты выстраиваются на основе чертежей, рисунков, подробных описаний и другой информации.

1.1 Направленность.

Дополнительная общеразвивающая программа «3D-моделирование» относится к технической направленности и способствует развитию детского научно - технического творчества в области моделирования на основе внедрение современных технологий в образовательный процесс и популяризации профессии инженера.

    1. Уровень.

Программа соответствует стартовому уровню.

    1. Актуальность.

Значимость программы заключается в предоставлении обучающимся возможности овладения новейшими информационными и аддитивными технологиями для адаптации их в современном обществе и реализации своего творческого потенциала. Деятельность обучающихся в рамках данной дополнительной программы позволяет не только освоить азы трехмерного моделирования, но и применить свои знания на практике. Модульное построение и разноуровневость программы позволяет обучать детей, проявивших выдающиеся способности с помощью использования системы разноуровневых заданий и переходу к более сложному модулю после изучения основ.

1.4. Педагогическая целесообразность.

Дополнительная общеразвивающая программа «3D-моделирование» разработана с учетом использования современных образовательных технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; интегративные; игровые.

Программа позволяет практически применить основные педагогические принципы: научность, доступность, связь теории с практикой, систематичность и последовательность, индивидуальный подход в обучении.

Программа соответствует психологическим возрастным особенностям обучающихся. Возможна корректировка программы в зависимости от контингента обучающихся и их индивидуальных возможностей.

    1. Цель и задачи.

Цель - формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей. Освоение элементов основных навыков по трехмерному моделированию.

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

- дать первоначальные знания по устройству 3D ручки;

- научить создавать трёхмерные объекты различной степени сложности;

- научить работать по предложенным инструкциям;

- сформировать общенаучные и технологические навыки проектирования;

- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при проектировании.

-способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению 3Д моделированию с помощью 3D-ручки;

-развивать творческое мышление при решении поставленной задачи: от эскиза до готовой детали;

-развивать память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;


- способствовать воспитанию потребности в творческом труде, трудолюбия как высокой ценности в жизни;

- воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе.



    1. Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих.

Отличительная особенность данной программы заключается в ее модульном построении. Для обучающихся, показавших достаточный уровень технической подготовки при работе с 3D-ручкой, после освоения модуля №1 может быть рекомендован переход в модулю №3.

Применяется разноуровневый подход при реализации (предлагается дидактическая система разноуровневых заданий).

Программа является личностно - ориентированной, т. к. каждый ребёнок имеет возможность самостоятельно выбрать наиболее интересный объект работы;

- в программе реализуется принцип создания готовых 3D моделей от эскиза к конечному результату с использованием современного оборудования: 3D ручки;

- в программе заложена интеграция различных предметных областей, что открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов;

Программа может быть реализована в сетевой форме.


    1. Возраст детей.

Данная дополнительная общеразвивающая программа предназначена для обучающихся 11 - 13 лет, которые любят конструировать и хотят научиться мастерству изготовления 3D моделей на различном современном оборудовании.

Обучающиеся принимаются по свободному набору.

    1. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения—34 часа.

    1. Формы и режим занятий.

Форма проведения занятий: аудиторная.

Формы проведения занятий: очная.

Форма организации занятий: групповая, индивидуальная.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия 45 минут.

Разноуровневость программы позволяет обучать детей, проявивших выдающиеся способности (после изучения основ 3Д-моделирования при использовании 3Д-ручки (с модуля №1, тема 1.2) используются система разноуровневых заданий).

    1. Планируемые результаты и способы их проверки.

Обучающиеся по дополнительной общеразвивающей программе «3D-моделирование»:

Будут знать

Будут уметь

Овладеют

  • основы трехмерного моделирования;

  • основные понятия «моделирование», «трёхмерное пространство», «рисунок», «чертеж»;

  • способы создания 3Dмоделей;

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;


  • самостоятельно решать технические задачи в процессе моделирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль);

  • создавать 3D-рисунки и 3D-модели;

  • ориентироваться в трёхмерном пространстве;

  • эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;

  • модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;

  • объединять созданные объекты в функциональные группы;


- навыками рисования в плоскости

  • навыками рисования 3D-ручкой на плоскости и в пространстве

  • навыком совмещения материалов при работе с пластиком

  • опытом проектной деятельности



Ожидаемые результаты:

Предметные

Личностные

Метапредметные

-знание основных правил создания трехмерной модели;

-знание принципов работы с 3D-ручкой;

-владение способами соединения и крепежа деталей;

- владение способами и приемами моделирования;

-знание закономерностей симметрии и равновесия;


-умение работать самостоятельно и в коллективе;

-аккуратность и опрятность при выполнении работы;

- первичные навыки анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- формирование умений ставить цель создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;

- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его

  • изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


    1. Формы проведения промежуточной аттестации и подведения итогов.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в конце изучения каждого раздела: обучающиеся выполняют индивидуальный или групповой проект, монтируется выставка работ.

Подведение итогов реализации программы проводится 2 раза в год (декабрь, май) в форме промежуточной аттестации.

Используются следующие отдельные методы отслеживания и фиксации результатов: опрос, наблюдение, тест, выполнение задания, защита проекта.


  1. Учебно-тематический план

Дополнительная общеразвивающая программа

Год обучения

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

«3D-моделирование»

1 год

34 часа

Творческие работы.

Участие в конкурсах и выставках.



Раздел / Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

1

Модуль 1. Основы работы с 3D ручкой (3 ч.)

1.1

История создания 3D ручки. Конструкция, основные элементы устройства 3D ручки. Техника безопасности.


0,5


0,5

1

1.2

Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме. Текущий контроль.

0,5

1,5

2

Модуль 2. Рисование на плоскости с использованием 3D-ручки: простое моделирование (14ч.)

2.1

Техники рисования на плоскости: линии разных видов, способы заполнения межлинейного пространства.

0,5

1,5

2

2.2

Создание плоской фигуры по трафарету

0,5

3,5

4

2.3

Выполнение индивидуального проекта. Текущий контроль.

-

7

7

Модуль 3. Создание сложных 3Д-моделей (18 ч.)

3.1

Создание сложных моделей. Техники рисования в пространстве

1

4

5

3.2.

Выполнение индивидуального проекта. Текущий контроль.

Промежуточная аттестация.

-

12

12

ИТОГО:

6

28

34

2.1. Содержание учебно-тематического плана

1. Вводное занятие (1 ч.)

Теория (0,5 ч.) Актуальность 3D-технологии и 3D-моделирования в современном обществе. Первое знакомство 3D-ручка. Демонстрация возможностей 3Dручки. Техника безопасности при работе с 3D-ручкой. Проведение опроса учащихся об их опыте работы с 3D-ручкой.

Практика (0,5 ч.) Первое самостоятельное использование 3D-ручки, рисование простой фигуры (квадрат, круг, треугольник). Самостоятельная замена пластика в 3Dручке.


Модуль 1. Основы работы с 3D ручкой (3 ч.)

Тема 1.1. История создания 3D ручки. Конструкция, основные элементы устройства 3D ручки. Техника безопасности. (1 ч.)

Теория (0,5 ч.) История создания 3D-моделирования. Задачи 3D-моделирования, понятия «модель», основные виды моделирования, процесс моделирования, оценка модели. Сферы применения трехмерного моделирования. История появления, виды 3D-ручек, виды пластика (PLA и ABS). Принцип работы 3D-ручки. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.

Практика (0,5 ч.) Работа с 3D-ручкой, исследование процесса нагревания, замена пластика, использование разных видов пластика, испытание разных скоростей подачи материала.

Тема 1.2. Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме. (2 ч.)

Теория (0,5 ч.) Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D-ручкой. Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства. Общие понятия и представления о форме. Геометрическая основа строения формы предметов. Понятие «чертеж», основы чертежа.

Практика (1,5 ч.): создание простой геометрической фигуры, плоского изображения объекта.

Низкий, средний уровень: Практическая работа: создание плоской фигуры по шаблону.

Высокий уровень: Работа на бумаге, создание чертежа (рисунка) простой модели. Реализацию модели с помощью 3D-ручки.

Проведение текущего контроля по разделу.


Модуль 2. Рисование на плоскости с использованием 3D-ручки: простое моделирование. (13 ч.)

Тема 2.1. Техники рисования на плоскости: линии разных видов, способы заполнения межлинейного пространства. (2 ч.)

Теория (0,5 ч.) Основные техники рисования 3D-ручкой на плоскости, важность цельного контура, техники закрашивания плоскости. Способы заполнения межлинейного пространства.

Практика (1,5 ч.): витражная картина, ажурная маска.

Низкий, средний уровень: Моделирование и художественное конструирование используя готовый шаблон.

Высокий уровень: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему: создание чертежа будущего изделия, реализация модели с помощью 3D-ручки.

Тема 2.2. Создание плоской фигуры по трафарету (3 ч.)

Теория (0,5 ч.) Важность создания чертежа в трехмерном моделировании, основы чертежа. Техника скрепления разных элементов.

Практика (2,5 ч.): создание плоской фигуры «брелок», «магнит»

Низкий, средний уровень: Моделирование и художественное конструирование используя готовый шаблон.

Высокий уровень: Моделирование и художественное конструирование: создание чертежа будущего изделия, реализация модели с помощью 3D-ручки.

Тема 2.3. Выполнение индивидуального проекта (8 ч.)

Практика (8 ч.): Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей: дом, подставка для карандашей, шкатулка, кукольная мебель. Техника скрепления разных элементов.

Низкий, средний уровень: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему (использую готовый шаблон).

Высокий уровень: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему: создание чертежа будущего изделия, реализацию модели с помощью 3D-ручки.

Проведение текущего контроля по разделу.


Модуль 3. Создание сложных 3Д-моделей (17 ч.)

Тема 3.1. Создание сложных моделей. Техники рисования в пространстве (4 ч.)

Теория (1 ч.) Важность создания чертежа в трехмерном моделировании, основы чертежа. Создание объёмной фигуры из разных элементов. Техника скрепления разных элементов.

Практика (4 ч.) Создание объёмной фигуры: декоративное дерево, герои мультфильмов, насекомое (стрекозы, бабочки, божья коровка, паук), женские украшения (браслет, колье, кулон), цветы.

Низкий, средний уровень: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему (использую готовый шаблон).

Высокий уровень: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему: создание чертежа будущего изделия, реализацию модели с помощью 3D-ручки.

Тема Выполнение индивидуального проекта (13 ч.)

Практика (13 ч.) Создание авторского или коллективного проекта, оформления итоговой выставки.

Проведение текущего контроля по разделу, промежуточной аттестации.


После изучения основ 3Д-моделирования при использовании 3Д-ручки (начиная с модуля№1, тема 1.2) используются система разноуровневых заданий Критерии выбора заданий для разных уровней:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Задания выполняются с помощью педагога, используются готовые щаблоны, образцы изделий. Тему будущего изделия помогает выбрать педагог.

Задания выполняются самостоятельно, но с небольшой помощью педагога. Обучающийся может выполнить чертеж будущего изделия, но частично используются готовые шаблоны. Работает как самостоятельно, так и в группе.

Задания выполняются самостоятельно. Обучающийся самостоятельно выбирает будущее изделие, изготавливает чертеж будущего изделия. Реализует модель. Умеет защитить свой проект. Работает как самостоятельно, так и в группе.

2.2 Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Разделы и темы

Форма занятий

Методы

Технологии

Дидактический материал

ТСО

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Учебное занятие

Методы:

разъяснения, наглядные, практические, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, поощрение.

Технологии: развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, проектные,

технология развития критического мышления,

проектная деятельность,

обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Видеозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, литература, образцы работ

Опрос, наблюдение, анализ, выполнение задания , защита работы, выставка работ

Модуль 1. Основы работы с 3D ручкой

1.1

История создания 3D ручки. Конструкция, основные элементы устройства 3D ручки. Техника безопасности.

Учебное занятие

1.2

Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме. Текущий контроль.

Учебное занятие

Модуль 2. Рисование на плоскости с использованием 3D-ручки: простое моделирование

2.1

Техники рисования на плоскости: линии разных видов, способы заполнения межлинейного пространства.

Учебное занятие

2.2

Создание плоской фигуры по трафарету


2.3

Выполнение индивидуального проекта. Текущий контроль.

Учебное занятие

Модуль 3. Создание сложных 3Д-моделей

Создание сложных моделей. Техники рисования в пространстве

Учебное занятие

Выполнение индивидуального проекта. Текущий контроль.

Промежуточная аттестация.

Учебное занятие


2.3 Материально—техническое оснащение на каждый год обучения


Для реализации программы необходимо проветриваемое помещение для теоретических занятий, просмотров презентаций и видео материалов, проведения практических занятий, оборудованное средствами:

  • рабочий стол для педагога;

  • персональный компьютер;

  • проектор (интерактивная доска);

- рабочие место для обучающихся;

  • пластик разных цветов;

  • калька;

  • клей;

  • ножницы;

  • инструкции по технике безопасности;


Перечень дидактических материалов, необходимых для реализации программы «3D-моделирование»:

  • видеофильмы;

  • методические разработки;

  • наглядные пособия;

  • образцы моделей.





2.4 Список литературы и эл. ресурсов для педагога

  1. Большаков В.П. Основы 3D-моделирования / В.П. Большаков, А.Л.

Бочков.- СПб.: Питер, 2013.- 304с.

2. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика.

Путина Е.А. Повышение познавательной активности детей через

проектную деятельность // «Дополнительное образование и воспитание»

No6(164) 2013. – С.34-36.

  1. Пясталова И.Н. Использование проектной технологии во внеурочной

деятельности// «Дополнительное образование и воспитание» No6(152)

  1. Полежаев Ю. О. Геометрография – язык визуализации структурируемых объектов [Текст] / Ю. О. Полежаев, А. Ю. Борисова; Нац. исслед. Моск. гос. строит. ун-т. – М.: НИУ МГСУ, 2015. – 103 с.

  2. Чернышев С. Л. Фигурные числа. Моделирование и классификация сложных объектов [Текст] / С. Л. Чернышев; предисл. А. М. Дмитриева. – М.: URSS: КРАСАНД, 2014. – 388 с.

  3. http://www.tvoyrebenok.ru/razvitie-tvorchestva-pri-pomoshi-3d-ruchki.shtml 7.http://www.tvoyrebenok.ru/trafarety-shablony-dlya-3d-ruchki.shtml (трафареты)


Список литературы и эл. ресурсов для обучающихся

  1. 3D-ручка: что это такое, как лучше выбрать 3D-ручку, самые лучшие 3D-ручки / 3d4all [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – URL: http://3d4all.pro/more/articles/kak-luchshe-vybrat-3d-ruchku/

  2. http://www.tvoyrebenok.ru/trafarety-shablony-dlya-3d-ruchki.shtml (трафареты)




Протокол результатов промежуточной аттестации обучающихся по

ДОП «3D-моделирование»

2022 /2023 учебный год


ФИО педагога дополнительного образования: ________________

Дополнительная общеразвивающая программа «3D-моделирование» технической направленности

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы 1 год обучения.

Форма проведения промежуточной аттестации: опрос, наблюдение, тест, выполнение задания, защита проекта.

Дата проведения аттестации:

№ п/п

Фамилия, имя, обучающегося


1. Предметные знания и умения

2. Метапредметные

умения и навыки

3. Личностные результаты

итого

Высокий уровень


Средний уровень

низкий

уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень


1












2











3












4












5












6












7












8












9












10












12












13












14












15













Всего аттестовано ____________обучающихся, из них по результатам промежуточной аттестации­­______________


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ :
Предметные знания и умения:

высокий уровень____ чел. ____-%

средний уровень ______чел., _____%;

низкий уровень_____ чел., _____%;

Метапредметные (общеучебные) умения и навыки:

высокий уровень ______чел.,_____%;

средний уровень ______чел., _____%;

низкий уровень_____ чел., _____%;

Личностные результаты:

высокий уровень ______чел.,_____%;

средний уровень ______чел., _____%;

низкий уровень_____ чел., _____%;


ИТОГО аттестованы ( сумма по всем показателям )

Высокий уровень ______чел.,_____%;

Средний уровень ______чел., _____%;

Низкий уровень_____ чел., _____%;




Педагог дополнительного образования: _________________


Примечания к таблице. Критерии.

Предметные знания и умения:

Высокий уровень - знает основные правила создания трехмерной модели; знает принципы работы с 3D-ручкой; владеет способами соединения и крепежа деталей; владеет способами и приемами моделирования; знает закономерностей симметрии и равновесия.

Средний уровень - знает основные правила создания трехмерной модели; знает принципы работы с 3D-ручкой; владеет способами соединения и крепежа деталей (с помощью педагога); владеет способами и приемами моделирования (частично использую образцы, готовые шаблоны); знает закономерностей симметрии и равновесия, но при построении чертежа требуется помощь педагога.

Низкий уровень - частично знает основные правила создания трехмерной модели; знает принципы работы с 3D-ручкой; частично владеет способами соединения и крепежа деталей (только при помощи педагога) ; частично владеет способами и приемами моделирования(только при помощи педагога, используя готовые чертежи, шаблоны, образцы) ; частично знает закономерностей симметрии и равновесия.


Метапредметные умения и навыки:

Высокий уровень - умеет найти способ решения проблем творческого характера; умеет ставить цель создания творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; умеет оценить свой творческий продукт и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Средний уровень умеет найти способ решения проблем творческого характера; умеет ставить цель создания творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; умеет оценить свой творческий продукт и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Низкий уровень - умеет способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; умеет ставить цель создания творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; умеет оценить свой творческий продукт и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.


Личностные результаты:

Высокий уровень - умеет работать самостоятельно и в коллективе; аккуратно и опрятно выполняет работу; умеет проанализировать и дать оценку получаемой информации;

Средний уровень - умеет работать самостоятельно и в коллективе под руководством педагога; не всегда аккуратно и опрятно выполняет работу; умеет проанализировать и дать оценку получаемой информации с помощью педагога;

Низкий уровень - умеет работать только под руководством педагога; выполняет работу не аккуратно; не умеет проанализировать и дать оценку получаемой информации;