СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа 7 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родной башкирской литературе для 7 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образованию на основе:

- Конституции Российской Федерации;

- Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 (с изменениями и дополнениями);

- Конституции Республики Башкортостан;

- Закона Республики Башкортостан от 01. 07. 2013 № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;

- Рекомендуемые базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций Республики Башкортостан, реализующие образовательные программы основного общего и среднего общего образования», утвержденные Коллегией Министерства образования Республики Башкортостан Протокол от 4 августа 2017 г. №4

- Образовательной программы ГБОУ Республиканский инженерный лицей-интернат;

- Учебного плана ГБОУ Республиканский инженерный лицей-интернат на 2018-2019 учебный год;

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004),

-- Примерные образовательные программы по родному башкирскому языку к учебному пособию для 5 -11 классов под редакцией В.И.Хажина,А.Х.Вильданова,Ф.А.Аккужиной (Родной язык и литература 5—11 классы : примерные образовательные программы / В.И.Хажина и др. — Уфа. : Китап, 2017. ).


Место учебного предмета Родная (башкирская) литература» в учебном плане.

Предмет Родная (башкирская) литература в 7 классе согласно учебному плану изучается в объеме 0.5 часов в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 17 часов.

Примерные образовательные программы рассчитаны в 7 классе на 17 часов (из расчёта 0.5 часов в неделю на 35 учебных недель), что соответствует учебному плану школы (0,5 часов в неделю). Выбор именно этой программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения родной башкирской литературе является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса родного языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Родная(башкирская)литература».

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.


Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.


Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.



Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Родная (башкирская) литература» обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатсво национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение родной (башкирской) литературы невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.


Родная(башкирская) литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с родным (башкирским) языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.


Родная(башкирская) литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей, ОДНК, ИКБ и обществознанием родная(башкирская) литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.



Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления, метод проектов, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации и другие.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Информационно-коммуникационные технологии повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

  • Технология критического мышления технология направлена на развитие собственного мышления.

  • Технология здоровьесбережения для психологического и физического здоровья обучающихся.

  • Метод проектов актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.

Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».

Основные виды деятельности учащихся.

  1. Познавательная деятельность: чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами.

  2. Творческая деятельность: создание различных творческих работ, в кото –мссссссссссс рых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы.

  3. Коммуникативная деятельность: умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.

  4. Исследовательская деятельность: создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной и или мировой литературой

Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения ООП самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средство познания мира и себя в этом мире». Поэтому чтение является ведущей деятельностью при освоении литературы.


Формы контроля

Система контроля уровня достижения образовательных результатов учащихся включает учительский, само- и взаимоконтроль учащихся и позволяет оценить предметные, метапредметные и личностные результаты.

Используемые при диагностике достижений предметных и метапредметных результатов:

  • изложение с творческим заданием (сжатое, выборочное);

  • изложение с элементами сочинения;

  • письменный отзыв на эпизод;

  • письменная характеристика героя.

Некоторые задания предполагают сочетание классной (подготовительной) и домашней (самостоятельной) работы учащихся:

  • сочинение собственного продолжения произведения,

  • рассказ о герое,

  • различные виды пересказа,

  • письменный ответ на вопрос,

  • письменный отзыв о герое,

  • составление разного вида планов (цитатный, вопросный),

  • подробный анализ текстовых фрагментов.


Программа реализуется с использованием учебного пособия:

В.И.Хажин,А.Х.Вильданов,Ф.А.Аккужина «Родной язык и литература» 7класс-Уфа, Китап,2017


Список литературы, используемый учителем:



1. Журнал “Учитель Башкортостана”

2. Башкирское народное творчество

3. Журналы“Аманат”, “Аҡбузат”

4. С. Галин “Тел асҡысы халыҡта”, 1999

5. Ғәбитова З.М. Телмәр үҫтереү дәрестәре. – Өфө: Китап, 2009.

6. Башҡортса – русса мәҡәлдәр һәм әйтемдәр һүҙлеге. – Өфө: Китап, 1994.

7. Әүбәкирова З.Ф., Әүбәкирова Х.E., Дилмөхәмәтов М.И. Мин башҡортса уҡыйым – Өфө: Китап, 2007.


Электронные образовательные ресурсы:


1. www.yeshlek.ru;

2. sarmanai.narod.ru;

3. asultash.info;

4. suraman.narod.ru;

5. skazka.110mb.com;

6. husainov.com;

7. www.akmulla.ru;

8. www.bashskazki.ru;

9. www.bashklip.ru ;

10. www.bashkort.com;

11. www. yeshlek.ru/kitap/;

12. информационно-образовательный портал.

13. живой журнал;

14. «Остаз.ру»;

«Башҡортостан уҡытыусыһы» » журналы сайты, «Ағиҙел» журналы сайты


Планируемые результаты освоения учебного предмета


В 7 классе личностными результатами изучения предмета «Родная (башкирская) литература» являются следующие умения и качества:

- восприятие родной (башкирской) литературы как национального явления;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к родной (башкирской) литературе, к культурам других народов;

- применять знания, полученные на уроках родной литературы, в повседневной жизни.

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,своего края;;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траекторииобразования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- умение с помощью учителя определять цель урока;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности её решения.

Познавательные УУД:

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение работать с учебником (различение условных обозначений).


Коммуникативные УУД:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;планирования и регуляции своей деятельности;

- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение слушать, понимать речь чужую речь, определять тему текста, находить ключевые слова;

- умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы;

- выразительное чтение текста, пересказ.

Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений башкирского фольклора, башкирских писателей;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (башкирской) литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям родной (башкирской) литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• понимание образной природы родной литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание родного слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной(башкирской) литературы» в 7 классе



Обучащийся научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.


Обучащийся получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

  • Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • Сопоставлять произведения башкирской и русской литературы, самостоятельно ( или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект), втом числе с использованием интернет-ресурсов.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение(1ч.)


Своеобразие курса литературы в 7 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.


Из устного народного творчества(3ч.)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.


Из древнерусской литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое

многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


Из литературы XVIII века (3ч.)


Г. Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-

правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».


Из литературы XIX века (32ч.)


Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев.«Я ль буду в роковое время...», «СмертьЕрмака».

К.Н. Батюшков.«Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется»,«Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.«Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия ,элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.


А.С.ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песнио Стеньке Разине». Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.


И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися).


Н.А.НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.


А. А.ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.


А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский, Н.А. Римский-Корсаков.


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план

сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Из литературы XX века (22ч.)


М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «MакарЧудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.


В.В..МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.


О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.


Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.


В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.


А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.


В .Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.


Из зарубежной литературы(5ч.)


У.ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.


М.СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п\п

Наименование разделов

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

3

3.

Древнерусская литература

3

4.

Литература 18 века

3

5.

Литература 19 века

32

6.

Литература 20 века

23

7.

Зарубежная литература

4

8.

Что читать летом?

1

9.

Резерв

1


ИТОГО

70, из них 8 часа развития речи, 3 контрольные работы, 3 часа внеклассного чтения.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п.п

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во ч.

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактически


1.

Введение (1ч.)

Художественная литература и история.

1

сентябрь




ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3ч.)





2.

Исторические песни. Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне»: Связь с представлениями и исторической памятью.

1




3.



4.

Исторические песни XVII века "Плач Ксении", «Возвращение Филарета»: отражение представлений народа в песне-плаче, средства выразительности в исторической песне.

Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор): нравственная проблематика в исторической песне.

2





ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч).





5.

«Сказание о Борисе и Глебе»

Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

1




6.

«Житие Сергия Радонежского».

Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1




7.

«Житие Александра Невского». «Слово о погибели русской земли». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

1





ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVІІІ ВЕКА (3ч).





8.

Державин Г.Р.

Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

1

октябрь



9.

Карамзин Н.М.

«Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

1




10./1

Развитие речи.

Основная проблематика и тематика, новый тип героя.

1





ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XІX ВЕКА

(27ч.+3р.р.+1вн.чт.+1к.р.)









11.

Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского.

1




12.

Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева.


1




13.

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта.


1




14.

Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

1




15.

Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

1




16.

Формирование характера Петра Гринева.

1

ноябрь



17.

Падение Белогорской крепости.

1




18.

Образ Маши Мироновой.

1







19.

Образ Пугачева. Тест.






20./2.

Развитие речи.

Классное сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1




21.


Лермонтов М.Ю.

Кавказ в жизни и в творчестве.

1




22.

Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

1




23.

Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри».

Контрольный тест.

1

декабрь



24.\3

Развитие речи.

Классное сочинение по поэме «Мцыри».

1




25.

Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор»

1




26.

Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.

1




27.

Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.

1




28.

Хлестаковщина как общественное явление.

Контрольный тест.

1




29.\4

Развитие речи.

Классное сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?

1




30.

Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».

1




31.

Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини.

Контрольная работа №1 (тест).

1

январь



32 .

Внеклассное чтение

Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века.


1




33-


34.

Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

2




35.

Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта.

Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

1

февраль



36.

Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.

1




37.

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета.

1




38./5

Развитие речи.

Народные обряды, элементы фольклора в сказке

1




39.

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

1




40.

Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

1




41.

Приёмы создания образов.

1




42.

Контрольная работа №2. Тест по теме «Литература 19 века»

1





ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

(15ч.+3р.р.+2вн.чт.+1к.р.)






43.

Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».

1

март



44.

Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

1




45-46.

Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»

2




47.

Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

1




48.

Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

1




49.

Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1




50.

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта.

1




51.

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта.

1

апрель



52.\6.

Развитие речи.

«Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению).

1




53.

Поэзия М.В.Исаковского.

1




54.

Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

1




55.

Россия на станицах поэмы. Образ автора.

1




56.

Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

1




57.

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1




58.\7.

Развитие речи.

Классное сочинение

«Почему рассказчику дорога фотография, на которой его нет?»

1




59.

Внеклассное чтение

«Музы не молчали» (стихи поэтов 20 века о войне).

1




60.

Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина.

1




61.


Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

1

май



62./ 8

Развитие речи.

Центральный конфликт и основные образы повести.

1




63.

Внеклассное чтение по литературе 20 века.

1




64.

Итоговая контрольная работа.

1





ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч)





65.

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.


1




66.

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».

Основной конфликт пьесы.

1




67.

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

1




68.

Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе.

1




69.

Что читать летом.

1




70.

Резерв.

1


























Приложение

Фонд оценочных средств


Проверочная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (тест)


1. Повествование в повести ведется от лица:

А) автора; Б) повествователя; В) Маши Мироновой; Г) Петра Гринёва; Д) Пугачёва;

2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью :

А) композиции; Б) эпиграфов; В) вставных элементов; Г) прямой авторской оценки; Д) выбора героя;

3. Какие исторические личности упоминаются в повести:

А) Фридрих 2; Б) граф Миних; В) Григорий Орлов; Г) Екатерина 1; Д) Елизавета 1; Е) Екатерина 2;

4.Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва:

А) прямая авторская оценка; Б) портрет; В) эпиграфы; Г) речевая характеристика; Д) отношение других персонажей; Е) вставные элементы;

5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова –

А) единственный женский персонаж; Б) стоит в центре сюжета; В) носительница высокой нравственности и чести; Г) дочь погибшего русского офицера;

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета:

А) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка 4) знакомство Гринёва с главной героиней повести

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва:

А) характеризует Гринёва; Б) предвещает развитие отношений двух персонажей; В) характеризует Пугачёва; Г) подчёркивает кровожадность Пугачёва;

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»:

А) автору; Б) Екатерине 2; В) Петруше Гринёву; Г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров; Д) Савельичу;

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы:

А) Пугачёв 1) оренбургские генералы

Б) Швабрин 2) Екатерина 2

В) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв

10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва:

А) былины Б) загадки В) сказки Г) песни Д) пословицы Е) мифы

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

« В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп? –спросил он ласково» (А.Сумароков)

А) «Суд» Б) «Арест» В) «Приступ» Г) «Незваный гость» Д) « Мятежная слобода»

12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»:

А) проблема любви Б) проблема чести, долга, милосердия В) проблема роли народа в развитии общества Г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства

13. Каким показан в повести Савельич:

А) забитым, безгласным крепостным Б) послушным, рабски преданным своим господам

В) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком

14. Отметьте верное суждение: Литературный характер – это…-

А) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;

Б) художественное изображение человека; В) персональные черты, присущие герою;

15. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»:

А) путь, дорога; Б) могила; В) буря, буран; Г) орёл, ворон; Д) кинжал; Е) виселица;

16.Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва:
А) ум, сметливость; Б) лень, бездеятельность; В) удальство, широта натуры; Г) склонность к пьянству;

17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

А) Марии Мироновой; Б) Василисы Егоровны; В) Екатерины 2; Г) Авдотьи Васильевны;


Проверочная работа по теме М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Тест


1. Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:

А) былин Б) Библии В) древнерусских летописей г) стихотворения Горация

2. В чём заключается смысл эпиграфа:

А) восстание против судьбы Б) раскаяние, безнадёжное смирение В) защита прав человека на свободу

3. Определите жанр произведения:

А) баллада Б) элегия В) поэма-исповедь Г) притча

4. Какие рифмы использовал автор в поэме «Мцыри»:

А) женские рифмы Б) мужские рифмы В) и те, и другие

5. К какому литературному направлению можно отнести поэму:

А) сентиментализм Б) реализм В) романтизм Г) классицизм

6. Что можно назвать символом свободы в поэме:

А) степь Б) Кавказ В) барса г) девушку-грузинку

7. Выделите черты романтизма в поэме:

А) бурная, неистовая природа Б) гибель героя В) герой одинок и не понят миром Г)введение сна героя в сюжет поэмы Д) мотив борьбы, мятежа

8. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

9. Определите стихотворный размер, использованный М.Ю.Лермонтовым в поэме:
А) анапест Б) дактиль В) амфибрахий г) ямб

10. Какой момент в сюжете поэмы является центральным:

А) побег из монастыря Б) встреча с девушкой В) бой с барсом Г) гибель Мцыри

11. В исповеди Мцыри звучит:

А) гнев, негодование Б) смирение, покаяние В) грусть, размышление Г) утверждение своей правоты

12. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ:

А) проявляется любовь автора к Кавказу Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя В) связь с историей России Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

13. В чём заключается основная идея произведения:

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения Б) тоска по воле В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма



Проверочная работа по теме Н.В.Гоголь «Ревизор»

Тест


Вариант 1


1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» - верный:

А) придуман Н.В.Гоголем Б) подарен автору А.С.Пушкиным В) взят из других источников (книг, газет и т.д.)

2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:

А) рассказы Хлестакова Б) страх В) недоразумение Г) известие о приезде ревизора

3. Отметить черты, характерные для чиновников –персонажей комедии:

А) взяточничество Б) халатность В) страх перед начальством Г) глупость Д) гостеприимство Е) использование служебного положения в личных целях

4. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии:

А) юмор Б) сарказм В) сатира Г) ирония

5. Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов»:

А) сравнение Б) гипербола В) алогизм Г) гротеск

6. Какому персонажу комедии принадлежат слова: « И странно: директор уехал –куда уехал, неизвестно. Ну натурально , пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет. Мудрено. Кажется. и легко на вид, а рассмотришь –просто чёрт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…. Можно представить себе. Тридцать пять тысяч одних курьеров!»

А) Сквознику-Дмухановскому Б) Тряпичкину В) Хлестакову

7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:

А) перезагруженность комическими ситуациями Б) частая смена действия В) две развязки сюжета

8. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета:

-экспозиция……

-завязка……

- развитие действия….

-кульминация….

- развязка….

10. Вспомните. Какой эпиграф Н.В.Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?


Вариант 2

1.Отметить, какие социальные слои отображены в «Ревизоре»:

А) чиновничество Б) крестьянство В) духовенство Г) купечество Д) мещанство Е)помещики

2. Отметить, как построена система взяточничества в среде чиновников:

А) у каждого чиновника есть такое «право» Б) в отношении взяток существует определённая субординация В) каждый решает сам, как брать взятки

3. Отметить, к какой группе можно отнести город, изображённый Гоголем в комедии:

А) уникальный, вобравший все пороки России Б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами В) типичный российский провинциальный город

4. Отметить, есть ли в комедии положительный персонаж:

А) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным Б) Мария Антоновна В) да, это разоблачительный смех самого Н.В.Гоголя

5. Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке : «…в бельэтаже. У меня одна лестница стоит….А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся : графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж…ж…ж..Иной раз и министр….»:

А) сравнение Б) гипербола В) алогизм Г) гротеск

6. Какому персонажу комедии принадлежат слова: «….потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора…»:

А) Хлестакову Б) Тряпичкину В) Сквознику-Дмухановскому

7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:

А) малое количество персонажей Б) частая смена лирического героя В) немая сцена Г)автор видит себя одним из героев

8. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?

9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета:

-экспозиция……

-завязка……

- развитие действия….

-кульминация….

- развязка….

10. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чём, по вашему мнению, думают участники?


Тестовая работа (І полугодие)


Вариант 1(I полугодие)


1.Исторические песни появились :

А. одновременно с былинами; Б. раньше былин; В. позже былин;


2.Имя Сергия Радонежского в миру:

А. Варфоломей; Б. Владимир; В. Николай; Г. Григорий;


3.«Фелица» Державина:

А. послание; Б. ода; В.элегия; Г. идиллия;


4.Издание, в котором не печатался Н.М.Карамзин:

А. «Детское чтение для сердца и разума»Б. «Московский журнал»

В. «Вестник Европы»Г. «Галатея»


5.Элегия «Сельское кладбище», которую перевёл Жуковский , написана:

А. Байроном; Б. Шекспиром; В. Томасом Греем; Г. Р.Бёрнсом;


6.Кто посетил Пушкина в период его ссылки в Михайловском:

А. Пущин; Б. Кюхельбекер; В. Данзас; Г. Горчаков;


7. Жанр стихотворения Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!»:

А. ода; Б.элегия; В.послание; Г. идиллия;


8.Исторические персонажи, не представленные в пушкинском творчестве:

А. Пётр 1; Б. Емельян Пугачёв; В. Степан Разин; Г. Пётр Болотников;


9. Название крепости, в которой разворачиваются события «Капитанской дочки»:

А. Бердская; Б. Оренбургская; В. Белогорская; Г. Васильсурская;


10.Имя и отчество героя «Капитанская дочка»:

А. Пётр Авдеевич; Б. Пётр Андреевич; В. Пётр Александрович;


11. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это :

А.строка из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;

В. строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана»;


12. Юноша Мцыри пытается бежать из монастырского плена ради:

А. мести; Б.свободы; В. поиска родных и близких; Г. бегства за границу;



Вариант 2 (1 полугодие)


1.Произведение древнерусской литературы, посвящённое Александру Невскому:

А. житие; Б. слово; В. сказание; Г. летопись;


2.Кем служил Державин:

А. камергером; Б. статс-секретарём при императрице Екатерине 2;

В. сенатором; Г. министром юстиции;


3.Героиня повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»:

А. дворянка; Б. студентка; В. крестьянка; Г. мещанка;


4.Литературное направление, к которому принадлежал В.А.Жуковский:

А. сентиментализм; Б. классицизм; В. романтизм; Г. реализм;


5. Основная тема стихотворения Пушкина , начинающегося со слов «Роняет лес багряный

свой убор»:


А. любовь; Б. природа; В. лицейская дружба; Г. жизнь и смерть;

6. Первая строфа стихотворения «19 октября»:

А. завязка; Б. кульминация; В. эпилог; Г. экспозиция;


7. Исторический труд о Пугачёве был назван Пушкиным:

А. «История бунта»; Б. «История Пугачёвского бунта»;

В. «История Пугачевщины»; Г. «История Пугачёва»;


8. Воинское звание коменданта крепости Миронова:

А. поручик; Б. секунд-майор; В. капитан; Г. подпоручик;


9. Императрица, решившая судьбу Гринёва после обращения к ней Маши Мироновой:

А. Анна Иоанновна; Б. Елизавета; В. Екатерина 1; Г.Екатерина 2;


10. Мцыри – это :

А. служащий монах; Б. неслужащий монах;

В. имя героя; Г. прозвище героя;


11. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это

А.строка из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;

В. строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана».


Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века»._


Вариант 1

1.Пьеса Гоголя называется :

А. «Сорочинская ярмарка»; Б. «Вечера на хуторе близ Диканьки»;В. «Нос»; Г. «Ревизор»;


2.. Фамилия городничего в комедии Гоголя:

А. Ляпкин-Тяпкин; Б. Сквозник-Дмухановский; В. Добчинский;


3. Кто первым принял Хлестакова за ревизора и разнёс это известие по городу:

А. служащие гостиницы; Б. Бобчинский и Добчинский;В. купцы; Г. Шпёкин;


4. Слова автора в тексте пьесы – это:

А. эпиграф; Б. ремарка; В. реплика; Г. монолог;


5. Городок, где развиваются события повести «Ася» И.Тургенева, расположен:

А. на Эльбе; Б. на Темзе; В. на Сене; Г. на Рейне;


6. Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:

А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский;


7. Автор оперы «Снегурочка»:

А. Чайковский; Б. Глинка; В. Римский –Корсаков; Г. Даргомыжский;


8. Л.Н.Толстой в университете учился :

А.на историческом факультете; Б. на филологическом факультете;

В. на юридическом факультете; Г. на математическом факультете;


9. Какой художественный приём лежит в основе рассказа Толстого «После бала»:

А. эпитет; Б. контраст; В. олицетворение; Г. гипербола;


10. Родовое имение Л.Толстого Ясная Поляна расположено:

А. в Рязанской губернии; Б. в Тульской губернии;

В. в Орловской губернии; Г. в Московской губернии;


11 Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:

А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский


Вариант 2

1.Жанр «Ревизора»:

А. драма; Б. комедия; В. трагедия; Г. мюзикл;


2. Имя слуги Хлестакова:

А. Савельич; Б. Осип; В. Никита; Г. Пётр;


3.Кому признался в любви Хлестаков:

А. жене городничего; Б. дочери городничего;

В. жене и дочери городничего; Г. дочери городничего и её служанке;


4.Длительная речь одного персонажа:

А. монолог; Б. реплика; В. мизансцена; Г. монолог;


5. Первоначальное название пьесы А.Островского:

А. «Девушка-Снегурочка»; Б. «Снегурочка»;

В. «Снегурушка»; Г. «Девушка – Снегурушка»;


6.Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого называется:

А. «Детство. Юность. Отрочество»;Б. « Юность. Отрочество. Детство»;

В. «Отрочество. Детство. Юность»;Г. «Детство. Отрочество. Юность»;


7. Имя главного героя автобиографической трилогии Л.Толстого:

А.Сашенька; Б. Коленька; В. Николенька; Г. Андрюша;


8.На сколько смысловых частей можно разделить рассказ л.Толстого «После бала»:

А. на 3; Б.на 2; в. на 4; г. одна глава;


9. Имя одноимённой повести И.С.Тургенева :

А. Лиза; Б.Ася; В.Вера; Г. Екатерина;


10 Один из чиновников в пьесе «Ревизор» берёт взятки:

А. исключительно в иностранной валюте; Б. исключительно в рублях;

В. исключительно мануфактурой; Г.исключительно борзыми щенками;


11 Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:

А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский


















26