Введение
Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности.
Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушения психического здоровья.
Проблема адаптации в частности весьма актуальна для обучающихся первого курса. Необходимым условием успешной деятельности обучающихся является освоение новых для него особенностей условий проживания в общежитии колледжа. На протяжении первого года пребывания в стенах общежития происходит вхождении обучающегося – первокурсника в коллектив, где формируются навыки и умения рациональной организации жилого пространства, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются значимые качества личности такие как: самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе. Одним из самых основных качеств личности в рамках жизненно - значимых качеств у обучающихся, проживающих в общежитии, является самостоятельность, которая обусловливает активную жизненную позицию.
Таким образом, воспитательная работа должна представлять собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов.
Цель программы:
создание условий для успешной адаптации и гармоничного развития личности студентов, проживающих в общежитии.
Задачи:
- Обеспечить предпосылки для успешной адаптации и психологического комфорта у студентов к условиям проживания в общежитии;
- Воспитать навыки культуры проживания в коллективе;
- Создать органы самоуправления в коллективе студентов;
-Привить трудовые навыки.
Воспитатель может способствовать развитию самостоятельности, педагогической поддержки развития самостоятельной личности, среди которых:
самооценка (адекватное оценивание себя, целей, средств деятельности);
самоорганизация (самостоятельное планирование режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха, составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.)
Контингент общежития в значительной степени формируется подростками из сельской местности. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Нельзя не считаться с тем, что отрыв подростка от семьи часто вызывает сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Постоянное взаимодействие воспитателя с администрацией, родителями студентов, классными руководителями, психологом, социальным педагогом, а также со студенческим Советом помогает первокурсникам успешно преодолеть период адаптации.
Основными направлениями работы воспитателей в общежитии в адаптационный период являются:
проведение работы по ознакомлению студентов с правилами внутреннего распорядка;
составление социально - психологического портрета студентов;
индивидуальная работа с несовершеннолетними студентами по плану
изучение структуры межличностных отношений;
оказание практической и психологической помощи в период адаптации в общежитии;
формирование самостоятельности.
Основными приоритетными направлениями воспитательной деятельности в нашем общежитии являются:
Формирование ЗОЖ;
Индивидуальная работа со студентами;
Психолого-педагогическое сопровождение;
Гражданско-патриотическое воспитание;
Профилактика правонарушений;
Работа студенческого самоуправления;
Культурно-массовые мероприятия;
Участие в мероприятиях техникума;
В нашем общежитии сложились свои традиции по улучшению досуга и социально – бытовых условий, возможность проявления творческих, интеллектуальных и спортивных задатков.
Так неотъемлемой частью студенческой жизни стали, полюбившиеся всем, и помогающие почувствовать себя полноправным членом большой дружной Семьи, мероприятия по Посвящению первокурсников в жители общежития «Наша дружная Семья», «Новогодняя вечеринка» и постановка спектаклей.
В них присутствуют такие трогательные и волнующие моменты, как произнесение клятвы жителя Дома, зажжение свечи, символизирующей уют и тепло нового дома, тренинги на знакомство друг с другом и студенческим активом, помогающие лучше узнать товарищей и быстрее адаптироваться.
Такие традиции способствуют скорейшей адаптации первокурсников и безболезненному вливанию их в общий коллектив общежития.
Далее для скорейшей адаптации первокурсников проходят психолого-педагогические тренинги, плановые индивидуальные беседы совместно педагогом психологом и социальным педагогом, где в этот же момент зачастую происходит и телефонная связь с родителем подростка.
В общежитии проводятся практикумы такие, как «Повседневный уход за одеждой», Гладим сами», «Уход за обувью», где обучающиеся могут приобрести навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни. Также проводятся акции - «Земля больших возможностей» и мы за «Здоровый образ жизни», в рамках которых проводятся недели благоустройства территории общежития, рейды актива по профилактике курения, где новички включаются в непосредственный процесс участия в жизни общежития и приобщения к здоровому образу жизни.
Работа по изучению контингента
Цель - изучение личности студентов, составление социального паспорта общежития.
№ | мероприятие | сроки | ответственный | Ожидаемый результат |
1. | Сбор информации анкетных данных о семейном положении | сентябрь | воспитатели | Составление банка данных о студентах |
2. | Изучение личных дел сирот и оставшихся без попечения родителей | сентябрь | Социальный педагог Психолог Воспитатели Мед. работник | Оформление индивидуальных карт |
3. | Индивидуальные собеседования с обучающимися и их родителями | сентябрь | Воспитатели Кл.руководители | Сбор аналитических данных |
4. | Анкетирование «Расскажи мне о себе» | сентябрь | Воспитатели | Составление психологического портрета |
5. | Работа педагога-психолога | в течение года | Педагог- психолог | Выявление группы риска, выявление увлечений, интересов и потребностей обучающихся, проживающих в общежитии |
Работа по формированию положительного психологического микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии
Цель - создание положительного микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии.
№ | мероприятие | сроки | ответственный | Ожидаемый результат |
1. | Формирование состава комнат с учётом характеров, интересов и склонностей обучающихся. | сентябрь | воспитатели | Формирование благополучного психологического климата среди проживающих в одной комнате; Недопустимость возникновения конфликтов, отсутствие случаев давления и неуважительного отношения друг к другу. |
2. | Вечер знакомств | сентябрь | воспитатели | Знакомство студентов и воспитателей, создание благоприятного психологического климата |
3. | Индивидуальные беседы воспитателей со студентами по их проблемам, консультации психолога | В течение года | Психолог Воспитатели | Исключение случаев потери контингента из-за неспособности адаптироваться к условиям проживания в общежитии. |
4. | Изучение межличностных отношений | сентябрь | Воспитатели Кл. руководители | Предупреждение конфликтных ситуаций |
5. | Вовлечение в кружки и секции | сентябрь | Воспитатели | Занятость студентов |
Работа со студентами, входящие в « группу риска»
Цель - снижение количества студентов «группы риска»
№ | мероприятие | сроки | ответственный | Ожидаемый результат |
1. | Индивидуальная работа воспитателя с обучающимися, находящихся в группе «риска» | В течение года | воспитатели | Снижение случаев нестандартных действий и поступков с целью снижения агрессии. |
2. | Работа с родителями.(законными представителями) | В течение года | воспитатели | Сохранность контингента |
3. | Привлечение обучающихся группы «риска» к участию в мероприятиях, клубах, кружках | В течение года | воспитатели | Повышение самооценки обучающихся через их интересы и склонности. Развитие коммуникативных и организаторских умений. Снижение тревожности |
4. | Профилактическая работа с инспектором ОПДН | В течение года | Воспитатели Инспектор ОПДН | Отсутствие случаев давления и вымогательства в общежитии |
5. | Профилактическая работа с мед. работником | В течение года | Воспитатели Мед.работник | Привитие санитарно- гигиенических навыков |
Профилактическая работа по исключению случаев правонарушений и преступлений
Цель – устранение причин и условий, совершению противоправных действий, предупреждение административных правонарушений и уголовных преступлений.
№ | мероприятие | сроки | ответственный | Ожидаемый результат |
1. | Общее Собрание проживающих студентов в общежитии | ежемесячно | Воспитатели Социальный педагог Психолог Зам.директора по ВР и БЖ | Ответственное отношение к имуществу, соблюдение распорядка дня. |
2. | Контроль за строгим соблюдением Правил внутреннего распорядка общежития | В течение года | Воспитатели Зам директора по ВР | Отсутствие нарушений правил проживания |
3. | Регулярное проведение профилактических бесед с обучающимися, склонными к совершению правонарушений | В течение года | Воспитатели Инспектор ОПДН | Повышение уровня информированности |
4. | Общие собрания студентов | ежемесячно | Воспитатели Члены Совета общежития | Предупреждение нарушения правил проживания |
Развитие навыков самообслуживания и самоконтроля
Цель- обучение и привлечение к самообслуживанию, соблюдению санитарного состояния комнат и комнат общего пользования, соблюдение личной гигиены.
№ | мероприятие | сроки | ответственный | Ожидаемый результат |
1. | Групповые и индивидуальные беседы о здоровье, гигиене, питании, поведении | ежемесячно | Воспитатели Мед.работник | Порядок и чистота в общежитии, улучшение внешнего вида обучающихся. |
2. | Проведение рейдов с целью контроля санитарного состояния комнат и мест общего пользования | ежедневно | Воспитатели Санитарная группа | Соблюдение санитарного состояние комнат |
3. | Оформление тематических уголков пропагандирующих ЗОЖ | В течение года | Воспитатели Оформительский сектор | Повышение уровня информированности |
4. | Проведение генеральной уборки и субботников, | еженедельно | Воспитатели Жилищный сектор | Порядок и чистота в общежитии. |
Работа, направленная на нравственно- эстетическое воспитание
Цель- Повышение эстетического уровня в поведении обучающихся, проявляющееся в культуре речи, в межличностных отношениях, в отношении к противоположному полу.
№ | мероприятие | сроки | ответственный | Ожидаемый результат |
1. | Проведение мероприятий, посвященных памятным календарным датам, юбилеям выдающихся людей | В течение года | Воспитатели | Повышение уровня информированности |
2. | Проведение диспутов на этические темы | В течение года | Воспитатели | Развитие коммуникативных способностей |
3 | Проведение деловых игр, викторин по этикету | В течение года | воспитатели | Развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры поведения |
4 | Работа с обучающимися по эстетическому оформлению комнат. Конкурсы «Самая уютная комната» и «Самая новогодняя комната» | Октябрь декабрь | Воспитатели Досуговый сектор | Развитие эстетического вкуса |
Работа, направленная на развитие органов самоуправления
Цель- формирование и развитие организаторских и лидерских способностей студентов, развитие демократических форм управления, способствовать развитию самостоятельности и ответственности за порученное дело.
№ | мероприятие | сроки | ответственный | Ожидаемый результат |
1. | Анкетирование, собеседование на выявление кандидатов в состав Совета общежития | сентябрь | Воспитатели | Выбор членов Совета общежития |
2. | Выборы старост комнат. | сентябрь | Староста этажа | Ответственное отношение к порядку в комнатах |
3. | Планирование работы Совета общежития. | сентябрь | Воспитатели Члены Совета общежития | Работа Совета общежития |
4. | Проведение заседание Совета | ежемесячно | Воспитатели Члены Совета общежития | Подведение итогов работы за месяц, анализ и планирование работы на следующий месяц |
Список использованной литературы
1. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П. , Стельникова Г.В., Вазина А.Н.-М.: «Медицина» , 2005.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.2007
3. Лукьянченко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А, 2006
4. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.:ООО «издательство АСТ», 2008.
5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.. 2009
6. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. - Л., 2005. - 18 с.
7. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2007. - С. 15-26.
8. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2003.
9. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2007.
10. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2009. - N1.
11. Чернова О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков: Автореф. дисс...канд.психол.наук. - М., 2005.
12. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - N2.
13. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2009.- N6. - С. 54-58.