Великорецкая Светлана Сергеевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №2
Программа адресной психолого-педагогической помощи для категории детей, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, развитии и социальной адаптации (склонности к суицидальному поведению)
Программа адресной психолого-педагогической помощи для детей, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, развитии и социальной адаптации (склонность к суицидальному поведению) Великорецкая С.С., Губкина И.В., педагоги-психологи
- Целевая группа: категория детей, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, развитии и социальной адаптации ( склонность к суицидальному поведения ).
- Классы: 5-11
- Разработано на основе методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (утверждены распоряжением Минпросвещения России от 28 декабря 2020 г. № Р-193)
- Программа реализуется с обучающимися 5-11 классов: детьми, выявленными по результатам социально-психологического анкетирования, педагогического наблюдения, по запросу обучающихся и родителей.
Программа обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, создает условия для помощи ребенку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его психологическое состояние. Адресаты программы: обучающиеся, их родители (законные представители), педагогический коллектив школы.
Задачи:
1. Уточнение актуального состояния обучающихся, предположительно отнесенных к группе риска по суицидальному поведению на основании диагностических мероприятий, сбор информации
2. Формирование положительной Я-концепции обучающихся группы риска, построение позитивного перспективного планирования
3. Повышение уровня психологической компетентности учителей в работе с обучающимися, отнесенными к группе риска по суицидальному поведению
4. Оказание экстренной психологической помощи
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Своевременное подключение семьи к вопросу коррекции эмоционального состояния ребенка. Дополнительно следует рекомендовать обучающимся и их родителям (законным представителям) в случае необходимости обращение за психологической и иной помощью к профильным специалистам.
- Формирование положительного отношения ребенка к себе, осознание преодолимости жизненных трудностей в ходе психологического консультирования.
- Повышение жизнестойкости и стрессоустойчивости.
- Создание и подержание классными руководителями благоприятного психологического климата в классах.
- Повышение эффективности педагогического наблюдения и своевременное направление к специалистам служб сопровождения – социальному педагогу, психологу.
- Информированность родителей о возможности обращения за педагогической и психологической помощью в школе и в городе.
- Снижение интенсивности острых стрессовых реакций у обучающихся, оптимизация их актуального психического состояния.
№
Название мероприятия
1
Динамическое наблюдение в учебной деятельности, при проведении классных часов, мероприятий
2
Анализ информации с помощью методики «Карта кризисного состояния»
3
Диагностика суицидальных факторов, тревожности
4
Диагностика стрессоустойчивости, эмоционального состояния
БЛОК 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Психологическая диагностика школьников с использованием стандартизированных методик. Выбор методики педагог-психолог осуществляет, учитывая возраст обучающегося. Диагностика предполагает использование 3-4 методик и проводится в сентябре-октябре, либо при выявлении проблемы.
Основные:
Карта кризисного состояния
Тест Спилберга-Ханина (личностная и ситуативная тревожность)
Определение уровня самооценки (методика Казанцевой)
Шкала безнадежности Бека
Дополнительные:
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
Методика А.А. Кучера, В.П. Костюкевича (факторы аутоагрессивного поведения ключ по возрастам и гендерным различиям)
Методика «ТиД» (тревожность и депрессия)
СОП (склонность к отклоняющемуся поведению)
Методика Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. «Уровень тревожности ребенка»
Тест "Сказка" Л. Дюсс
Методика КРС
Проективные методики («Автопортрет», «Незавершенные предложения» и др.).
Консультации классного руководителя, родителей и обучающихся: «Уточнение информации об обучающемся группы риска, формирование рекомендации»
БЛОК 2. КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ
БЛОК 3. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
Информирование о возможности получать психологическую помощь в школе и в городе, по телефону доверия (стенд, родительские собрания, классные часы иная форма работы)
Обучающий тренинг для классных руководителей «Обучение приемам развития положительной Я-концепции подростков»
Тематические консультации для педагогов
Примерный перечень тематических консультаций для педагогов
- Причины, предпосылки и условия проявления суицида. Признаки суицидального риска.
- Освоение навыка поддержки детей в проблемных ситуациях. Осознание ответственности.
- Обучение методике динамического наблюдения.
- Как создать и поддержать благоприятный климат в классном коллективе. От теории к практике.