19
Министерство образования РФ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя школа №4
городского округа г.Бор
ПРИНЯТО Педагогическим советом протокол педсовета № 1 от ___________ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________ М.В.Тимченко _______________ |
«Борская азбука»
Рабочая программа внеурочной деятельности
для учащихся 1 класса
в условиях общеобразовательной школы
на 20___- 20____ учебный год
Составлена учителем истории и обществознания
высшей категории, руководителем школьного музея
Добролюбовой Л.М.
«Борская азбука»
Информационная карта
Автор программы: Л.М.Добролюбова, учитель истории, краеведения, руководитель школьного музея МБОУ СОШ № 4 г.Бор Нижегородской области, член Союза краеведов РФ, Отличник просвещении РФ, учитель высшей категории.
Место реализации: Нижегородская область, городской округ город Бор, МБОУ СОШ № 4.
Год: с 2008 г.
Возраст: 6 – 7 лет.
Функция программы: программа внеурочной деятельности
Образовательная область: краеведение (историческое, литературное, географическое, этнографическое), история России, микроистория.
Направленность деятельности: краеведческая.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы и методы обучения: тематические занятия, игровые программы, конкурсы, экскурсии, рукотворчество.
Пояснительная записка
Актуальность
В связи с переходом на новые ФГОСы особое внимание в начальной школе уделяется организации внеурочной деятельности.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.
Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Младший школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Краеведение, интерес к которому в последние годы усилился, становится интересным и полезным направлением дополнительного образования детей в рамках внеурочной деятельности.
В школе более 15 лет успешно действует музей образовательного учреждения, который является визитной карточкой школы и центром краеведческой работы.
Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания младших школьников, является актуальной в настоящее время. Это подтверждают и результаты анкетирования родителей, которые считают краеведение одним из успешных направлений деятельности школы.
Цель
Целью программы является содействие формированию личности ребенка на основе уважения истоков, национальных традиций, местной культуры, истории родной земли, семьи.
Данная программа носит краеведческий характер, предназначена для пропедевтического ознакомления с историей борской земли – малой родины учащихся 1-х классов. Основой для занятий является книга для семейного чтения «Борская азбука» (авторы: Л.М.Добролюбова, М.А.Мужиченкова, 2008, 2011, 2013 г.).
Задачи
Данная программа реализует воспитательные, образовательно-познавательные и развивающе-коммуникативные задачи.
Образовательные:
сформировать представления б истории, традициях и культуре родного края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
формировать понятийный аппарат через введение новых слов и терминов.
научить первичным навыкам проектно – исследовательской работы на основе краеведческого материала;
Воспитательные:
воспитывать уважение к России, своему народу через уважение к своей малой родине, ее культурно-историческому наследию, символике, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
воспитывать культуру общения через взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся.
Развивающие:
начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации;
развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения являются:
научиться ориентироваться в важнейших для города событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобрести способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Ребенок получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему;
учиться планировать свою деятельность;
высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки;
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач;
делать предварительный отбор источников информации для решения задачи;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других людей;
вступать в беседу с одноклассниками и учителем;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Целевая аудитория:
учащиеся 1 класса
Особенности набора детей:
свободный
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности.
Объем программы:
Программа рассчитана на 33 учебных часа, исходя из количества учебных недель для учащихся 1-х классов. Возможно использование программы фрагментарно, по блокам на усмотрение учителя. Программа может стать основой коллективного учебного проекта класса.
Планируемые результаты распределяются по 3 уровням:
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п. на примере малой родины, понимания социальной реальности в повседневной жизни:
приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
развитие ценностных отношений школьника к истории своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки краеведческой информации.
Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Формы организации:
Каждое занятие проводится для группы учащихся класса (до 15 человек) и состоит из 2 частей – теоретической и практической. Теоретическая часть освещается с помощью современных средств обучения: компьютерных презентаций, звуковых и видео файлов, музейных предметов и других интерактивных форм подачи информации, призванных заинтересовать ребенка. Рассказ ведется от имени Деда Борчоныча – куклы.
Практическая часть носит деятельностный характер в соответствии с возрастными особенностями учащихся 1-х классов. Дети рисуют, раскрашивают, изготавливают поделки из пластилина, тряпичную куклу, создают газету, аппликации, панно и т.п. Часто индивидуальная работа становится частью коллективной.
Проводятся экскурсии в городской краеведческий музей, школьный музей, конкурсы чтецов, викторины, используются игровые методики, обязательная физкультминутка по теме занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 30-40 минут.
Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Формы контроля:
Основные направления содержания деятельности
Для решения поставленных в программе задач используются следующие
технологии:
информационно-коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология развивающего обучения.
Условия реализации программы:
кабинет краеведения с мультимедийным оборудованием;
школьный музей;
музейные экспонаты для занятий в кабинете;
тематические компьютерные презентации;
наличие семейных реликвий;
книга для семейного чтения «Борская азбука» (авторы: Л.М.Добролюбова, М.А.Мужиченкова, 2008, 2011, 2013 г.).
учебно-методические материалы.
Содержание программы:
Вводное занятие.
Что такое азбука. Какие бывают азбуки. Особенности «Борской азбуки». Зачем нужна «Борская азбука». Герои «Борской азбуки» - дед Борчоныч и Борчулька.
Просмотр программы Борского телевидения с дедом Борчонычем и Борчулькой «Для тех, кто верит в сказку».
Буква «А» - Археология.
Что такое археология. Как проводятся и о чем могут рассказать археологические раскопки. Мамонты. Древние люди на Борской земле: орудия труда, быт, занятия.
Ямочно-гребенчатая керамика. Изготовление фрагментов, выставка.
Буква «Б» - Бор.
Почему наш город носит это имя. Бор – сосновый лес. Роль сосны в жизни наших предков.
Рисуем сосну по образцу для коллективного панно. Игра «У медведя во бору»
Буква «В» - Волга, Везлома.
Волга – великая русская река, река труженица, главная улица России. Песни о матушке Волге. Везлома – младшая сестра Волги. Легенда Л.К.Новикова «Везлома». Стихи о Везломе.
Оформление панно «Сосновый лес на берегу Волги», рисование фрагмента реки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения В.Автономова «Везлома».
Буква «Г» - Герб города.
Что такое герб. Древние рыцарские гербы. Герб страны, города. Гербы городов Нижегородской области. История герба г. Бор, поэлементный анализ герба.
Раскраска герба г. Бор.
Буква «Д» - День рождения.
Любимый праздник – день рождения есть и у нашего города. Бор в 1938 г., как изменился наш город в последнее время. Подарок города первоклассникам.
Аппликация-открытка «Подарок родному городу».
Буква «Е» - Еда.
Пища наших предков. Роль хлеба в жизни русского народа. Каша – пища наша. Изменение рациона питания при Петре Первом. Что из прошлого стоит сегодня на нашем столе. История детского лакомства – пряника.
Изготовление печатного пряника из пластилина и формы.
Буква «Ё» - Ёлка.
Ель – дерево-символ Рождества и Нового года. Рождественская легенда о ёлочке.
Изготовление праздничной ёлки из зеленых бумажных ладошек, новогодний хоровод, игры.
Буква «Ж» -Животный мир
Природные богатства нашего края. Животный мир борской земли. Правила поведения в лесу. Охраняемые природные территории городского округа. Животные, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в городской краеведческий музей. Рисуем зверей и птиц нашей малой родины.
Буква «З» - Знаменитости.
Знаменитые земляки – борчане. Наш земляк – космонавт В.Д.Зудов. Подарок от космонавта. Можно ли стать знаменитым в школе? Что для этого нужно делать?
Рассказ «Мои увлечения».
Буква «И» - Игрушки.
Игрушка – спутница детства. Игрушки – обереги. Игрушка – предмет для игры. Игрушки наших прабабушек. Деревянные топорные игрушки.
Изготовление тряпичной куклы.
Буква «Й» - Йод, йогурт.
Новый продукт – йогурт. История йогурта. Борские йогурты. Каким бывает йод? Роль йода в жизни человека.
Опыт «Тайные чернила» с использованием йода.
Буква «К» - Карта.
Что такое карта. Виды карт. О чем расскажет карта Борского района.
Рисуем карту маршрута в школу.
Буква «Л» - Луга.
Природное богатство борской земли – луга. Роль лугов в жизни борчан.
Игра «Знатоки борских лугов»
Буква «М» - Музей.
Что такое музей. Виды музеев. Музей – хранилище предметов прошлого. Борские музеи.
Посещение школьного музея. Тайны школьного музея. Создание семейного музея: рассказ о семейной реликвии.
Буква «Н» - Нижний Новгород.
История Нижнего Новгорода. Роль города в истории России. Памятники.
Викторина «Памятники Нижнего Новгорода».
Буква «О» - «Орленок».
Прошлое и настоящее загородного детского центра «Орлёнок». Обычаи, традиции, песни «Орлёнка». Чему можно научиться в «Орлёнке».
Игротека по - орлятски.
Буква «П» - Памятники.
Что такое памятник. Как связаны память и памятник. Какие бывают памятники. О чем рассказывают памятники Борского округа.
Викторина «Узнай памятники борской земли»
Буква «Р» - Родина.
Родина – что это значит. Родина большая и малая. Что я знаю о большой Родине. Что я могу рассказать о малой родине. Как нужно относиться к своей Родине. Стихи о Родине.
Рисунок «Любимый уголок малой родины». Конкурс стихов о Родине.
Буква «С» - СМИ.
Что такое СМИ. Какие СМИ есть на борской земле. Герои Борского телевидения – Борчоныч и Борчулька.
Создаем свою газету.
Буква «Т» - Транспорт.
Каким бывает транспорт. Транспорт на Бору 100 лет назад. Современные виды транспорта. Роль транспорта в жизни города. Необычные виды транспорта на Бору: речное такси, канатная дорога, «Ом». Правила поведения на транспорте и на дороге.
Игра «Светофорчик».
Буква «У» - Улицы.
Что такое улица. Какими бывают лица домов. Имена улиц.
Мини-рассказ «Моя улица».
Буква «Ф» - Фамилия.
Зачем человеку фамилия? Стоит ли обзываться? Фамилия – семейное прозвище. Борские фамилии. Что означает твоя фамилия. Словари фамилий.
Разгадываем ребусы о борских фамилиях. Рисуем свою фамилию.
Буква «Х» - Храм.
Храм – дом Бога. Отличия храма от обычного дома. Правила поведения в храме.
Раскраска «Храм».
Буква «Ц» - ЦВР «Алиса».
История ЦВР «Алиса». Почему центр носит имя «Алиса». Чем можно заниматься в ЦВР «Алиса».
Экскурсия-знакомство в ЦВР «Алиса».
Буква «Ч» - Чудо.
Что такое чудо. Бывают ли чудеса в обычной жизни. Борские чудеса: Моховые горы, Кот ученый, чайка, пожарная каланча.
Рисуем чудеса борской земли.
Буква «Ш» - Школа.
Как выглядели школы в древности. Первая школа на Бору. Наша школа: ее прошлое и настоящее.
Экскурсия в школьный музей «Школа прошлого». Пишем чернилами.
Буква «Щ» - Щеголи.
Птичка- щеголь. Человек-щеголь. Когда и зачем появилась одежда. Одежда может рассказать о положении человека в обществе. Традиционная крестьянская одежда и обувь на Руси. Одежда богатых сословий. Коллекция одежды школьного музея.
Игровая программа «По одежке встречают».
Буква «Ъ,Ъ».
История славянской азбуки. Кирилл и Мефодий. Твердый знак в церковнославянском языке. Роль мягкого знака в русском языке.
Пишем свое имя, используя азбуку, созданную Кириллом и Мефодием.
Буква «Ы» - Промыслы.
Почему люди занимаются промыслами. Промыслы – занятия людей. Борские промыслы: перевозный, кузнечный, кирпичный, кочедыжный, плетение поясов, валяный, золотошвейный и др. Знакомство с изделиями промыслов из школьного музея. Фото на память.
Игровая программа «История лаптя».
Буква «Ю» - Юные друзья природы.
Что такое природа. Нужно ли ее защищать. Кто такие юные друзья природы. Правила поведения в природе. Защищать природу – значит защищать Родину.
Викторина «Природа вокруг нас». Социальный проект «Соберем макулатуру – сохраним дерево».
Буква «Я» - Ярмарка.
Путешествие по борской ярмарке прошлого. Школьные ярмарки и их история.
Игровая программа «Ярмарочные забавы»: игры, аттракционы, лотереи, кукольный театр, загадки.
Буква «Э» - Экзамен. Прощание с «Борской азбукой».
Заключительное занятие. Проводится в форме подведения итогов. Может включать в себя игровые формы, викторину, чтение стихов, демонстрацию детских работ и т.п. Желательно пригласить родителей или других детей. Возможны подарки детям в виде авторского чтения стихотворения И.Чеботаревым, показа мультфильма от Борчоныча и Борчульки, вручение дипломов от Борчоныча.
Анкетирование учащихся: экран настроений по итогам знакомства с «Борской азбукой».
Учебно-тематический план
При составлении учебно-тематического плана занятия не разделяются на теоретические и практические, т. к. каждое занятие состоит из 2 частей – теоретической и практической. Теоретическая часть освещается с помощью современных средств обучения и других интерактивных форм подачи информации, призванных заинтересовать ребенка.
Практическая часть носит деятельностный характер: дети рисуют, раскрашивают, изготавливают поделки из пластилина, тряпичную куклу, создают газету, аппликации, панно и т.п. (См. Программа: формы организации).
№ | Тема | Всего часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Буква «А» - Археология. | 1 |
3. | Буква «Б» - Бор. | 1 |
4. | Буква «В» - Волга, Везлома. | 1 |
5. | Буква «Г» - Герб города. | 1 |
6. | Буква «Д» - День рождения. | 1 |
7. | Буква «Е» - Еда. | 1 |
8. | Буква «Ё» - Ёлка. | 1 |
9. | Буква «Ж» - Животный мир | 1 |
10. | Буква «З» - Знаменитости. | 1 |
11. | Буква «И» - Игрушки. | 1 |
12. | Буква «Й» - Йод, йогурт. | 1 |
13. | Буква «К» - Карта. | 1 |
14. | Буква «Л» - Луга. | 1 |
15. | Буква «М» - Музей. | 1 |
16. | Буква «Н» - Нижний Новгород. | 1 |
17. | Буква «О» - «Орленок». | 1 |
18. | Буква «П» - Памятники. | 1 |
19. | Буква «Р» - Родина. | 1 |
20. | Буква «С» - СМИ. | 1 |
21. | Буква «Т» - Транспорт. | 1 |
22. | Буква «У» - Улицы. | 1 |
23. | Буква «Ф» - Фамилия. | 1 |
24. | Буква «Х» - Храм. | 1 |
25. | Буква «Ц» - ЦВР «Алиса». | 1 |
26. | Буква «Ч» - Чудо. | 1 |
27. | Буква «Ш» - Школа. | 1 |
28. | Буква «Щ» - Щеголи. | 1 |
29. | Буква «Ъ,Ъ». | 1 |
30. | Буква «Ы» - Промыслы. | 1 |
31. | Буква «Ю» - Юные друзья природы. | 1 |
32. | Буква «Я» - Ярмарка. | 1 |
33. | Буква «Э» - Экзамен. Прощание с «Борской азбукой». | 1 |
| Итого: | 33 часа |
Список литературы:
Литература для учащихся:
Добролюбова Л.М., Мужиченкова М.А. «Борская азбука» книга для семейного чтения. – Бор, 2008, 2011, 2013 гг.
Литература для педагогов:
Борская энциклопедия. В сб. Главная книга района. Борский универсальный справочник.– Н.Н., 2011, 2012, 2013 гг.
Борское образование: факты, события, судьбы. – Бор, 2010.
Борское Отечество мое. – Н.Н., 1998.
Добролюбова Л.М. Церковная летопись Знаменской церкви села Бор. Возвращение истории. – Бор, 2012.
Жизнь замечательных земляков. Выпуск 1,2,3 – Бор, 2013, 2015, 2018.