Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 им. Г. Е. Николаевой г. Томска
Программа
деятельности
детской организации «Пятнашки»
Составила старшая вожатая
Бельская Наталия Владимировна
Пояснительная записка.
Программа деятельности детской организации «Пятнашки» разработана на основе следующих нормативных документов:
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273;
Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995;
Конвенции ООН «О правах ребенка»;
Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
Устав общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
Школьная детская организация является добровольным, самостоятельным, независимым объединением детей и подростков школы, работающая на основе общих интересов и взаимосогласованных принципов.
Актуальность выработки новых подходов, определение направлений деятельности детской организации обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.
В современных условиях России количество детских и молодежных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вместе с тем вовлеченность детей в общественное движение составляет в настоящее время не более 10%.
Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодежной среде с недостаточностью нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, религиозной всеядностью, неспособностью противостоять серьезным асоциальным явлениям.
Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами.
Наша школа не является исключением. Государство обратило внимание на воспитание подрастающего поколения, создав единое воспитательное пространство – Российское движение школьников.
Воспитывая в подрастающем поколении патриотизм, мы в первую очередь должны сами следовать его идеям. Исходя из вышесказанного, прямым следствием логики будет включение детской организации «Пятнашки» в Российское движение школьников. А значит цели и задачи РДШ, сольются в единое целое с целью и задачами детской организации. А направления деятельности РДШ будут основными направлениями работы ДО.
Цель:
Содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Задачи
Определение сфер деятельности, способствующих развитию личности, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.
Вовлекать детей в социально-значимую деятельность;
Создать условия для развития творческих способностей;
Развивать навыки организаторской деятельности;
Ознакомить с основными формами и методами вожатской работы;
Обучить технологиям игровой деятельности;
Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию 4 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
Обучить школьников навыкам совместной творческой, интеллектуально-познавательной, игровой, информационной и организаторской деятельности.
Программа направлена на развитие личности в разных направлениях: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое, информационно-медийное.
Срок реализации 1 год.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
– осуществлять деятельность, способствующую формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
– создавать проекты;
– осуществлять издательскую деятельность;
– осуществлять благотворительную деятельность;
– выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни;
Обучающиеся смогут научиться:
– проводить социологические исследования и мониторинги, заниматься научно-исследовательской деятельностью;
– осуществлять информационную, рекламную, издательскую деятельность в целях формирования личности с учетом современных информационных и инновационных технологий;
Содержание программы
Основные направления работы:
1. Личностное развитие, которое включает в себя творческое направление, популяризацию здорового образа жизни и профессиональная ориентация. Под реализацией творческого направления подразумевается развитие творческого потенциала личности, стимулирование творческой активности учащихся, развитие танцевальных и вокальных данных, живописи, народного творчества и другое. Популяризация здорового образа жизни включает в себя проведение конкурсов, фестивалей, спортивных игр, в том числе реализация мероприятий по популяризации ВФСК ГТО. Под профессиональной ориентацией понимается проведение открытых уроков, встреч с профессионалами, организация экскурсий на предприятия по отраслям, развитым в Томской области.
2. Гражданская активность, в рамках которой основными направлениями являются развитие волонтерской и добровольческой деятельности, развитие экологического движения и деятельность школьного музея. Волонтерская деятельность включает в себя сотрудничество с волонтерскими организациями, развитие культурного, событийного, социального волонтерства. Экологическое движение подразумевает развитие эко -отряда, развитие направления «Юный эколог» по проведению научных исследований и реализации экологических проектов.
3. Военно-патриотическое направление включает в себя сотрудничество с военно-патриотическими организациями (Например, ВВПОД «Юнармия»), сотрудничество с ГИБДД, МЧС, развитие направлений «Юные спасатели», «Юные инспектора движения», «Юнармейцы», «Юные казаки».
4. Информационно - медийное направление, в рамках которого осуществляется создание и развитие пресс-центра, освещение в социальных сетях и на сайте школы деятельности ООГДЮО «Российское движение школьников», развитие школьной газеты, радиостанции, детского телевидения.
Основные виды деятельности.
№ | Раздел | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Личностное развитие | Создание отделения РДШ в школе Планирование деятельности и командообразование. Публичное размещение отчетов о деятельности Актива в информационном пространстве ОУ. Традиции Актива РДШ. Организовать мероприятия, направленные на развитие личности. Проведение тематических недель. Проведение игр-квестов. Организация школьных конференций, предметных недель, интеллектуальных игр. Поддержать работу школьных спортивных секций. Проводить акции, конкурсы. Планировать программу личностного роста. Организация праздников, событий, творческих конкурсов, фестивалей. |
2 | Гражданская активность | Оказывать помощь социально-незащищенным группам населения, формировать ценности доброты и милосердия. Попробовать себя в роли волонтёра спортивных, образовательных, социокультурных мероприятий местного, регионального и всероссийского уровней. Присоединиться к Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию», предложить свой маршрут и пройти по маршрутам истории, культуры и природы малой родины. |
3 | Военно-Патриотическое направление | Участвовать в организации культурно-просветительских мероприятий. Стать участником мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д. Уголки Воинской Славы, наград, стендов по истории силовых структур и Дням воинской славы России. Разработка мероприятий по изучению истории Отечества, региона, о великих полководцах России Помогать ветеранам, заниматься благоустройством памятных мест, организовывать исторические квесты, сохранять историю своего рода и, главное, стать волонтёром мероприятий, приуроченных к Дню Победы в Великой Отечественной войне. Участвовать в управлении школьным музеем, разработать и реализовать свои творческие, исследовательские, этнокультурные, выставочные и экскурсионные проекты. Участие в соревнованиях, конкурсах, состязаниях, акциях РДШ. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов. Чествование детей-героев, проявивших героизм при проведении спасательных операций по сохранению жизни и здоровью людей. Проведение уроков мужества. |
4 | Информационно-медийное направление | Сбор и представление информации. Школьное радио. Школьное телевидение. Уметь рефлексировать опыт персональной и совместной деятельности с другими людьми. Освоить социокультурные нормы, образцы, способы действий и правила поведения. Презентовать личные и коллективные результаты и достижения. |
Календарный план работы.
СЕНТЯБРЬ |
Участие во Всероссийской акции «День знаний» |
Конкурсно- игровая программа для первоклассников «Безопасность – это важно!» |
Регистрация (перерегистрация) ДОО в ТГДЮОО «Улей» |
Стартовый сбор ДО: планирование работы ДОО на учебный год, выборы президента школы, приём пятиклассников в ДО. |
Выборы в школьный парламент. |
Фестиваль детских общественных организаций «Будем знакомы!» в рамках городской программы «Мы актив» |
Организация отряда вожатых. |
Праздник «Золотая осень» |
Старт акции «Армия добра» (30 сентября – День глухих) |
Стартовые мероприятия городских программ (по отдельному плану). |
ОКТЯБРЬ |
1 октября –Международный день пожилых людей. Акция «От сердца к сердцу» |
Конкурс рисунков «День учителя» Участие во Всероссийской акции «День учителя» |
Фотоконкурс «Мой город» |
Организация работы Службы примирения. |
«Пестрый мир профессий» Конкурсно – познавательная программа (Профориентация). |
Оформление классных уголков и стенда ДО «Пятнашки» |
Регистрация (перерегистрация) ДОО в СДО «Чудо» |
Конкурсно –игровая программа «Мы – пятиклассники» (Посвящение пятиклассников) |
День рождения ДО «Пятнашки». |
22 октября -Международный день школьных библиотек. Акция «Книжная полка» |
Организация работы школьного пресс- центра |
Акция «Сделаем мир чище» (сбор отработанных батареек) |
Всероссийская акция «День рождения РДШ» |
Всероссийская акция «Сила РДШ» Школьный этап |
Участие в городских программах (по отдельному плану). |
НОЯБРЬ |
Конкурс социальных проектов «Наши добрые дела». |
18 ноября -день рождения Деда Мороза. Акция «Письмо Деду Морозу» |
21 ноября -Всемирный день приветствий. Акция «Здравствуйте!» |
25 ноября–День матери. Конкурс стихов и рисунков. |
Участие в городских программах (по отдельному плану). |
ДЕКАБРЬ |
3 декабря - Международный день инвалидов. Познавательная программа «Посмотри вокруг!» |
3 декабря – День Неизвестного солдата, 9 декабря – День героев России. Конкурс рисунков |
10 декабря - Международный день прав человека. Конкурс детского творчества «Права детей глазами ребенка» |
12 декабря – День конституции РФ. Конкурсно-игровая программа «Мои права и обязанности» (Профориентация). |
Всероссийская акция «Сила РДШ» Региональный этап |
Мастерская «Наша ёлочка – красавица» |
Новогоднее представление «Новогодние приключения» |
Участие в городских программах (по отдельному плану). |
ЯНВАРЬ |
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню освобождения Ленинграда |
Конкурсно-игровая программа «Мы вместе» (Популяризация РДШ) |
Участие в городских программах (по отдельному плану). |
ФЕВРАЛЬ |
Реализация проекта «Наши добрые дела». |
Интеллектуальная игра по истории детского движения |
14 февраля – Всероссийская акция «День книгодарения», День св. Валентина. Игра «Тайный друг в Пятнашке» |
21 февраля - День родного языка. Конкурс чтецов. |
День защитника Отечества. Конкурсно - игровая программ «Я б в военные пошёл, пусть меня научат!»(Профориентация)-1-4 класс. «Вперед, мальчишки!»- 5-8 кл. |
Участие в городских программах (по отдельному плану). |
МАРТ |
Всероссийская акция «8 Марта» |
Международный женский день. Конкурсно - игровая программа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (Профориентация). Акция «Письмо маме» |
Праздник «Широкая Масленица» |
Участие в городских программах (по отдельному плану). |
АПРЕЛЬ |
Неделя детской и юношеской книги. Конкурс «Моя любимая книжка». Конкурсно-познавательная программа для начальной школы «Рождение книги» (Профориентация) |
День птиц. День Земли. Конкурсно-познавательная программа «Земля – наш дом, мы наведём порядок в нём» (Профориентация). Конкурс творчества (рисунки, поделки, плакаты) «Руку дружбы - природе!» |
12 апреля – День космонавтики. Конкурсно – познавательная программа « мы – Космонавты» (Профориентация). |
Конкурсная программа «Ученик года» для учащихся начальной школы. |
Участие в городских программах (по отдельному плану). |
МАЙ |
9 мая – День Победы. «Война в истории моей семьи», Акция «Бессмертный полк» Акция «Письмо ветерану», «Поклон тебе, солдат России». Конкурс рисунков «Идет солдат по городу», «Война глазами детей» |
День детских организаций. |
Итоговый сбор детской организации «Пятнашки» |
Участие в городских программах (по отдельному плану). |
ИЮНЬ |
Участие в проведении летней смены в пришкольном оздоровительном лагере. |
В течение года:
Участие в мероприятиях Российского движения школьников Участие в городских программах «Память», «Экополюс» , «Мы- актив», «Калейдоскоп чудес», «Центр сибирского фольклора».
Заседание школьного парламента (1 раз в неделю)
Сбор школьного пресс - центра 1 раз в неделю
Заседание Службы примирения 1 раз в 2 недели
Учеба актива детской организации 1 раз в месяц
Ожидаемые результаты:
Сплочение коллектива детей, занятых интересующей их деятельностью.
Формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.
Социализация личности, формирование у неё активной жизненной позиции.
Формирование нравственных качеств личности: патриотизма, коллективизма, ответственности, забота о младших и пожилых.
Укрепление духовных связей между ребятами, развитие коллективизма.
Привлечение широкого круга учащихся школы к деятельности детской организации.
Формирование положительного имиджа детской организации.
Личностный рост участников;
Творческое отношение к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству
Развитие системы Российского движения школьников;
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Наличие материально-технической базы ( комната детских инициатив, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение).
Учебные пособия ( наглядный, дидактический и методический материал, стенды).
Кадровое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение:
https://рдш.рф
https://vk.com/public113480359
Рекомендуемая литература:
1. Вайндорф - Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно -методическое пособие – М.,ЦГЛ, 2005. – с. 95 – 100.
2. Введение в педагогику детского движения. Учебное пособие. Руденко И.В. – М.: педагогическое общество России, 2004. – 128 с.
3. Волохов, А.В. Система самоуправления в дестких общественных объединениях. /А.В.Волохов, В.Н.Кочергин, И.И.Фришман. Нижний Новгород, 2007. -87 с.
4. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. – М., ЦГЛ, 2003.– с.92 – 98.13
5. Леванова Е. А.,. Соболева А. Н, Плешаков В. А., Телегина И. О., Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Спб.: Издательство "Питер", 2008.
6. Мастерская вожатого. Кипарис –5. Руководство для начинающих и опытных/ под ред. Левановой Е.А.. – М., Пед. общество России, 2003. – с.113 – 122.
7. Нечаев М.П. Настольная книга вожатого детского коллектива. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство "Перспектива", 2015
8.. Прокохина М.И. Мастерская вожатого: учебное пособие для студ. Высших учебных заведений. – Орел, 2016. – 186 с.