Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Мольберт»
программа кружка рассчитана на обучающихся 7-14 лет
Срок реализации программы – 3 года
Количество часов в год: 72 часа
Автор – составитель:
Сорокина Людмила Павловна,
учитель изобразительного искусства.
Козьмодемьянск, 2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа рассчитана на 216 учебных часа. Занятия проходят по два часа в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 7 – 14 лет)
Все или почти все дети любят рисовать, лепить, раскрашивать. Иногда что-то не получается, потому что они мало знают о материалах, которыми работают. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой ставит в тупик. Неслучайно у многих людей, не постигших эти законы, с возрастом пропадает всякий интерес к изобразительному искусству, а это обедняет человека. Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» как целостный курс, включает в себя: рисунок, живопись, графику, дизайн, а также традиционное народное творчество. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности ребенка (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности. Однако стремление охватить в программе изостудии, рассчитанной на три года, как можно больше направлений изобразительной деятельности внешне привлекательно для детей и родителей, на самом деле часто чревато «хождением по верхам». Что формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях. Язык различных видов искусства делают художественную деятельность уникальным средством воспитания и развития ребенка. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающего мира. Организация художественно-творческой деятельности младших школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Это истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Поэтому большое внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству Актуальность этой программы заключается в том, чтобы помочь детям своевременно узнать, какими возможностями обладают, казалось бы, самые обыкновенные материалы для рисования, какие существуют приемы работы простым и цветными карандашами, фломастерами, гуашью, как работать с бумагой и трафаретами. Новизна программы состоит в том, что на занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаш, фломастеры, акварель, гуашь), но и новейшие современные материалы для детского творчества (гелиевые ручки, различные виды цветной бумаги, картона, пленки, поролон). Кредо педагога – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
• знакомство с жанрами изобразительного искусства;
• знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
• овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
• приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми обще-учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
• развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
• развитие колористического видения;
• развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
• улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
• формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
• развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
• формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
• формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
• воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
• воспитание аккуратности.
Сочетание коллективных и индивидуальных форм работ, вот на чем строится обучение детей, что позволяет воспитывать у обучающихся взаимоуважение, умение работать в группе, развивать самостоятельность в творчестве. Основа в обучении – это сочетание практических и теоретических занятий. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Большое время уделяется практическим занятиям. Наш город богат музейным комплексом, поэтому предусмотрено посещение выставок и музеев с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу. Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она основана на программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского.
Программа предназначена для детей от 7 до 14 лет.
Форма организации занятий - индивидуально-групповая, что обусловлено целями и задачами программы. Целесообразно заниматься группой 12-15 человек два раза в неделю Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
• рисование с натуры
• рисование по представлению
• рисование на тему
• иллюстрирование
• декоративная работа с элементами дизайна
• аппликация
• беседы об изобразительном искусстве.
Методы организации занятий:
• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
• репродуктивный метод – метод практического показа.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ ДЕЛЯТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ:
• приобретение новых знаний (теоретических)
• занятия по формированию знаний, умений, навыков ( самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога)
• повторение, подобные занятия являются заключительными.
• проверка знаний, умений, навыков
• комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
• беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание
• демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал
• работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов
• организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества
• организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
• организация выставок детских работ
• создание и развитие детского коллектива
• работа с родителями Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
• коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы по группам (2-5 человек);
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
• основные цвета • цветовую гамму красок ( теплые и холодные цвета)
• понятие композиция листа • понятие симметрии
• свойства красок и графических материалов
• азы линейной и воздушной перспективы
• основные приемы бумажной пластики
Будут уметь:
• смешивать цвета на палитре
• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом
• грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки
• работать самостоятельно и в коллективе
У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
• умение организовывать и содержать в порядке рабочее место
• трудолюбие
• самостоятельность
• уверенность в своих силах
К концу второго года обучения дети будут знать:
• контрасты цвета
• гармонию цвета
• азы композиции
• пропорции плоскостных о объемных предметов
Будут уметь:
• выбирать формат и расположение листа
• соблюдать последовательность в работе ( от общего к частному)
• работать с натуры
• доводить работу до конца
• использовать различные техники рисования гуашью
• работать с бумагой
У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
• умение работать в группе
• ответственность
• самокритичность
• самоконтроль
К концу третьего года обучения дети будут знать:
• основы линейной перспективы
• основы закона композиции
• пропорции фигуры человека
• различные виды графики
• основы цветоведения
• основные жанры изобразительного искусства
Будут уметь:
• работать в различных жанрах
• выделять основное в композиции
• передавать движение фигуры
• строить орнаменты
• критически оценивать свои работы и работы товарищей
У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
• умения принимать конструктивную критику
• способность к адекватной самооценке
• умение радоваться своим успехам и успехам товарищей
• трудолюбие, упорство в достижении цели
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:
• текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе)
• промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)
• итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)
Выявление результатов осуществляется:
• через отчетные просмотры законченных работ;
• отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
теория | практика | всего |
| Организационные мероприятия | | | 2 |
1 | Введение в программу. Правила техники безопасности | 1 | | 1 |
2 | Графический тест «Рисую, как умею» | | 1 | 1 |
3 | Рисуем штрихом | 0,5 | 6,5 | 7 |
4 | Линия, точка, пятно. | 0,5 | 3,5 | 4 |
5 | Конструирование из бумаги | 1 | 7 | 8 |
6 | Работа с трафаретами | 1 | 4 | 5 |
7 | Различные техники работы гуашью | 2 | 9 | 11 |
8 | Декоративное рисование | 3 | 14 | 17 |
9 | Иллюстрации к сказкам | 1 | 6 | 7 |
10 | Графомоторные упражнения | 1 | 4 | 5 |
11 | Выставка работ Итоговое занятие года | | 2 | 2 |
12 | Экскурсии | | 2 | 2 |
| | | всего | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационные мероприятия: обработка заявлений, формирование групп, беседа с родителями.
1.Вводное занятие.
Знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год. Организация рабочего места. Просмотр лучших работ из фонда. Правила поведения в студии. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.
2. Графический тест. «Рисую, как умею».
3. Рисуем штрихом.
Подготовка руки к письму. Выполнение штриховых упражнений. Понятие « композиция листа». Рисунок простым карандашом, фломастером. Выполнение работ штриховкой фломастерами (пушистые игрушки, цветы, пейзажи, иллюстрации к сказкам).
4.Пятно и линия.
Линия-начало всех начал. Классификация линий. «Характер линий».
Точка-«подружка линии». Техника «пуантелизма» (создание изображения при помощи одних точек).
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятна». Превращение путаницы из линий в цветовые пятна.
5.Конструирование из бумаги.
Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, резания, скручивания и склеивания. Развитие мелкой моторики.
Работа с рваной бумагой.
Работа с мятой бумагой. «Лепка» из мятой бумаги.
Смешанная техника (скручивание, складывание, скатывание, резание).
6. Работа с трафаретами.
Техника «отпечаток» с дорисовкой (используем осенние листья).
Печатанье по трафарету при помощи поролона.
Составление композиции натюрморта при помощи трафаретов.
7.Различные техники работы с гуашью.
Живопись - язык цвета, цветное изображение мира.
Свойства красок. Гуашь. Какие бывают кисточки. Техника «сухая кисть».
Рисование мягких игрушек.
Волшебные превращения красок – смешение цветов.
Техника «примакивание». Рисование деревьев.
Техника «тычок». Теплые и холодные цвета.
Понятие «плотный цвет».
8. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребенка.
Стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества ( прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка.
Стилизованные натюрморты.
Симметрия и асимметрия на примерах природных форм.
9. Иллюстрации к сказкам.
Сказка – любимый жанр художников. Характер сказочного героя. Цвет и характер.
10. Графомоторные упражнения.
Упражнения – рисунки, которые помогут формированию навыков правильного письма и развитию зрительно-моторной координации.
Коррекция дисграфии.
11. Экскурсии.
Посещение художественных музеев и выставок. Путешествие в мир искусства. Музей-квартира В.Васнецова.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Формирование групп. Оформление заявлений. Беседа с родителями. Особенности второго года обучения. | | 1 | 1 |
2. | Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и принадлежности. Просмотр летних работ. | | 1 | 1 |
3. | Работа с трафаретами. | 1 | 3 | 4 |
4. | Рисунок (карандаш). | 1 | 4 | 5 |
5. | Натюрморт. Азы композиции. | 1 | 6 | 7 |
6. | Жанры живописи. | 4 | | 4 |
7. | Бумажная пластика. | 1 | 7 | 8 |
8. | Живопись – гармония цвета. | 1 | 6 | 7 |
9. | Пейзаж. | 2 | 6 | 8 |
9. | Декоративное рисование. | 1 | 6 | 7 |
10. | Пластилинопластика. | 1 | 3 | 4 |
11. | Народные промыслы России. | 2 | 8 | 10 |
12. | Экскурсии на выставки и в музеи. | | | 4 |
13. | Итоговое занятие. Выставка работ. | | 2 | 2 |
| | | Всего | 72 |
| | | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения.
1. Формирование групп.
2. Вводное занятие.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Просмотр летних работ. Обсуждение.
3. Работа с трафаретами.
Печатанье с дальнейшей прорисовкой. Осенние листья. Вырезание трафаретов. Печатанье поролоном. Многоцветная печать. Набрызг.
4. Рисунок (карандаш).
Пропорции – соотношение частей по величине. Метод визирования. Рисование геометрических тел. Штриховка. Светотень. Рисование драпировки. Рисование предметов посуды.
5. Натюрморт. Азы композиции.
Композиция листа. Композиции из геометрических тел. Построение натюрморта.
6. История искусств. Жанры живописи:
натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, библейские сюжеты.
7. Бумажная пластика.
Знакомство с объемными и рельефными композициями. Мятая бумага. Технические приемы работы с бумагой: нарезание, скручивание, резки.
8. Живопись – гармония цвета.
Основы цветоведения. Гармония цвета. Основные цвета. Цвет в натюрморте.
9. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.
Графические зарисовки деревьев. Силуэты деревьев. Линия горизонта. Передний план и дальний план. Линейная и воздушная перспектива. Рисование пейзажей по временам года. Колористическое решение.
10.Декоративное рисование.
Рисование цветов. Рисование декоративных композиций. Основы дизайна.
11. Пластилинопластика.
Изображение в технике пластилинографии. «Подводный мир».
12. Народные промыслы России.
Дымково. Матрешка. Городецкая роспись.
13. Экскурсии на выставки и в музеи.
Экскурсии в Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Третьяковскую галерею. Музей – усадьба « Коломенское».
Третий год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
| Формирование групп. Беседа с родителями. | | | 2 |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Санитарно-гигиенические требования. | 1 | | 1 |
2. | Графика. | 1 | 8 | 9 |
3. | Натюрморт. | 2 | 8 | 10 |
4. | Фигура и портрет человека. | 1 | 8 | 10 |
5. | Образ природы. | 1 | 6 | 7 |
6. | Декоративно – прикладное рисование. | 1 | 8 | 9 |
7. | Народные промыслы России. | 2 | 6 | 8 |
8. | Дизайн. | 1 | 14 | 15 |
12. | Итоговое занятие года. | | 1 | 1 |
| Всего: | | | 72 |
| | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Организация рабочего места. Повторение правил техники безопасности в изостудии. Санитарно-гигиенические требования при работе в изостудии. План работы на учебный год. Просмотр летних работ.
2. Графика.
Знакомство с разными видами графики и её характерные особенности.
Граттаж – графическая работа на восковой подкладке ( способ процарапывания).
Монотипия. Гравюра. Линогравюра. Гризайль.
3. Натюрморт.
Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Натюрморт в холодных цветах. Натюрморт в теплой гамме.
4. Фигура и портрет человека.
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Наброски с натуры. Портрет в технике силуэта. Живописный портрет. Фигура человека в движении.
5 .Образ природы.
Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях.
6.Декоративно-прикладное искусство.
Стилизация природных форм. Витражи. Роспись ткани.
7. Народные промыслы России.
Жостово. Гжель.
8. Дизайн.
Дизайн интерьера. Ландшафтный дизайн.
Литература
1. Кашекова И. Э., Олесина Е. П. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Планируемые результаты. Система заданий; Просвещение - Москва, 2013. - 128 c
2. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка и искусство. 5-9 классы. Сборник рабочих программ; Просвещение - Москва, 2011. – 104с.
3. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы; Просвещение - Москва, 2013. – 256с. 4. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс; Просвещение - Москва, 2013. - 128 c.
5. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 6 класс; Просвещение - Москва, 2013. - 112 c.
6. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
8.Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 4 класс. – М., 2005.
9. Методические журналы по искусству.
10. Учебно-наглядные пособия.
11. Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.
12.Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
13. Альбомы по искусству.
14. Книги о художниках и художественных музеях.