СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа детского лагеря отдыха с дневным пребыванием детей "Радуга над Кокшагой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ДЛО с дневным пребыванием детей

Просмотр содержимого документа
«Программа детского лагеря отдыха с дневным пребыванием детей "Радуга над Кокшагой"»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА « ГОРОД ЙОШКАР – ОЛА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №28 г. Йошкар – Олы»



У Утверждено

педагогическим советом П протокол № ___________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ « Лицей № 28 г. Йошкар – Олы» __________ С.И. Нагорный

«_____» мая 2017 года




Программа ДЛО

с дневным пребыванием детей «Солнышко»

«Радуга над Кокшагой»






Разработала:

начальник лагеря

ДЛО «Солнышко»

Новоселова Н.Н.



г. Йошкар-Ола

2016г.



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА


1.

Полное название программы (методических материалов)

Программа ДЛО с дневным пребыванием детей «Радуга над Кокшагой»

2.

Наименование субъекта Российской Федерации

Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола

3.

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №28 г.Йошкар-Олы»

4.

ФИО автора с указанием занимаемой должности

Новосёлова Надежда Николаевна, учитель начальных классов, начальник ДЛО с дневным пребыванием детей

5.

Контактная информация: адрес (с указанием индекса), моб. телефон, электронный адрес


6.

Краткая аннотация содержания (не более 300 символов)

Программа предназначена для:

- формирования нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как чувство ответственности, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

- формирования социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

 -формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья,

-формирование бережного отношения к природе к историческому и духовному  наследию своей Родины.


7.

Целевая группа (возраст детей и специфика, если есть дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.)

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-15 лет)

из социально-незащищённых категорий (дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей).


8.

Цель и задачи

Цель программы: формирование чувства сопричастности к истории родного края, уважительного отношения к культурно-историческому наследию малой Родины посредством включения ребёнка в коллективно-творческую деятельность, организацию поисковой работы.

Задачи программы:

1.Создать благоприятные условия, способствующие раскрытию гражданско-патриотического, духовно-нравственного, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

2. Создать условия для получения и актуализации знаний об исторических событиях и людях родного края, столицы РМЭ – г. Йошкар –Олы.

3.Способствовать формированию бережного отношения к природе и истории родного края, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народов, проживающих на территории РМЭ.


4.Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.


5.Организовывать совместную деятельность детей и взрослых.


6.Формировать навыки общения и культуры поведения посредством создания игровых и жизненных ситуаций.


7. Способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни.


9.

Этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий

Программа реализуется с 01 июня по 21 июня 2016 года .

Программа « Радуга над Кокшагой» реализуется в 3 этапа:

1 этап: «В путь! В путь! В путь!»

2 этап: «Иди , мой друг, всегда иди дорогою добра!»

3 этап: «Дружбе всюду путь открыт!»


10.

Наличие методик, стимулирующих развитие самодеятельности, самореализации в различных видах деятельности

Все воспитанники лагеря на первоначальном этапе – новички-краеведы. По мере продвижения экспедиции предусмотрена система поощрения ее участников – как ступени личностного роста: новичок-краевед (стартовое звание)  краевед-любитель  краевед-специалист  краевед-мастер. Продвижение от ступени к ступени индивидуально для каждого ребенка: за участие в делах лагеря, за работу в творческих объединениях и мастерских он получает стимулирующие жетоны «Радужки». 10 «Радужек» - 1-я ступень роста (любитель), 20 «Радужек» - 2-я ступень роста (специалист), 30 «Радужек» - 3-я ступень роста (мастер).


11.

Ресурсное обеспечение

1. Кадровое обеспечение:

педагогические работники МБОУ « Лицей №28 г.Йошкар – Олы»; работник медицинского пункта МБОУ « Лицей №28 г.Йошкар – Олы»; библиотекарь; педагог- психолог; социальный педагог; работники КДЦ; музейные работники.

2. Материально- техническое обеспечение: специальное оборудование, оргтехника, реквизиты, инвентарь и т.д.

3. Научно-методическое обеспечение.

4. Нормативно-правовое обеспечение.

12.

Ожидаемые результаты

Для детей:

1.     Физическое и психическое оздоровление.

2.     Приобретение опыта общения со сверстниками.

3.     Самореализация в творческой и познавательной деятельности.

4.     Развитие патриотической и гражданской активности.

5.     Развитие важнейших духовно - нравственных качеств.

6.     Развитие лидерских качеств и умений.

7.     Создание мотивации на познавательную деятельность.

           Для педагогов реализация  программы  позволит:

-Возродить патриотизм как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность в воспитании человека.

-Повысить уровень эффективной социализации детей и подростков группы «особого внимания».

-Получить новый методический  опыт системы обработки, хранения и воспроизводства лучшего опыта работы.

-Повысить методический уровень вожатых и педагогического коллектива.

-Приобрести опыт помощи  ребёнку, понять  себя, поверить в свои силы, создать ситуацию успеха.

13.

Механизм оценки результативности

Анкетирование детей, родителей, педагогов.

14.

Актуальность

Актуальность данной программы предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.

15.

Новизна

Сюжетно-ролевая игра по программе «Радуга над Кокшагой» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Все дни смены объединяются определенным сюжетом ролевой игры.

16.

Социальная значимость

Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.


























Содержание программы.

1.     Пояснительная записка.

2.     Цели и задачи программы.

3. Основное содержание программы и механизмы реализации.

4.     Этапы реализации программы.

5.     Кадровое обеспечение.

6.   Структура управления.

7. Ожидаемые результаты.

8.    Литература.






























1. Пояснительная записка

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство, на свои «Дворцы детства». Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они приобретают опыт».


Конвенция о правах ребёнка


Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ « Лицей №28 г. Йошкар – Олы» организуется детский лагерь отдыха с дневным пребыванием детей « Солнышко», расположенный по адресу : г. Йошкар – Ола, ул Петрова, д.16.

Возраст детей, посещающих лагерь, от 7 до 15 лет. Продолжительность лагерной смены составляет 21календарный день. Планируется, что детский лагерь отдыха будут посещать дети из социально- незащищенных семей.

Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления образования и воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

-принцип самостоятельности.

Анализ работы летнего  лагеря  прошлого года показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Программа летнего отдыха «Олимпийская радуга» полностью отвечала требованиям  и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Ребята с удовольствием создавали свои спортивные команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись достижений своего отряда, встречались с интересными людьми. Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей.

Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду, для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития участники. Но для успеха любого дела необходимо и ребятам, и взрослым учитывать объективно существующую логику его организации.

Удобно использовать для этого, так называемую « формулу дела», которая выглядит так: задумали- посоветовались- придумали- распропагандировали – наглядно оформили- помогли в подготовке - подвели итоги и поощрили лучших – проанализировали и сделали выводы.

Необходимость данной программы также определяется законодательством:

Декларацией прав ребёнка, Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

Содержание, формы и методы работы лагеря определяются педагогическим коллективом школы, исходя из основных принципов деятельности: демократии и гуманности; единства воспитательной и оздоровительной работы; развития национальных культурно-исторических традиций; инициативы и самостоятельности; учёта интересов, возрастных особенностей детей и подростков.

Программа составлена на основе знания возрастных, психолого-педагогических, физических способностей детей и с учётом возможностей школы.

Срок реализации программы- 1 год.


Деятельность летнего лагеря способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но играет важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения. Одна из воспитательных функций образования направлена на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, к природе.

Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения национальных идеалов, народных традиций, обычаев, обрядов. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему.

 Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств. А.Е. Ферсман писал: «Познайте свою страну, свой край, свою горушку, свой колхоз, свою речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!».

Интерес ребёнка к природе и истории родного края не следует замыкать рамками школы. Воспитание любви к Родине должно основываться не на отвлечённых понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволит сложить воедино общую картину образа малой Родины.


2. Цели и задачи программы.

Цели программы: 

  • формирование чувства сопричастности к истории родного края, уважительного отношения к культурно-историческому наследию малой Родины посредством включения ребёнка в коллективно-творческую деятельность, организацию поисковой работы.


  • содействие формированию краеведческой культуры, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников, через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе.


  • формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, ответственности, гордости за свой народ и Отечество.

  • создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха детей;

  • создание условий для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений и самодеятельности в разнообразных формах, включающих искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.


Задачи программы:

1.Создать благоприятные условия, способствующие раскрытию гражданско-патриотического, духовно-нравственного, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

2. Создать условия для получения и актуализации знаний об исторических событиях и людях родного края, столицы РМЭ – г. Йошкар –Олы.

3.Способствовать формированию бережного отношения к природе и истории родного края, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народов, проживающих на территории РМЭ.


4.Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.


5.Организовывать совместную деятельность детей и взрослых.


6.Формировать навыки общения и культуры поведения посредством создания игровых и жизненных ситуаций.


7. Способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни.


Сроки реализации программы: 01 июня 2016 года – 21июня 2016 года.


Все дети, посещающие лагерь делятся на  7 разновозрастных отрядов по 20-25 человек (всего 160 человек). Каждый отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана.

Символика лагеря: флаг, эмблема, гимн, галстуки 7 цветов радуги для каждого отряда.

Девиз лагеря: « Солнышко лучистое, мы твои лучи,

быть людьми хорошими ты нас научи.»








3. Основное содержание программы и механизмы реализации.

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое, в духовный мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы - сюжетно – ролевая игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство.

Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Сюжетно-ролевая игра по программе «Радуга над Кокшагой» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Все дни смены объединяются определенным сюжетом ролевой игры.

Ребята и педагоги в течение смены являются участниками экспедиции первооткрывателей. В основе игры – маршрутная карта экспедиции с планом-заданием для каждого определенного дня. В карте – 12 пунктов назначения (каждый день смены – новый пункт, исключая день открытия и закрытия лагеря).

Отряды являются поисковыми командами со своими названиями (улицы города Йошкар – Олы), девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми. У каждой команды – свои знаки отличия (галстуки 7 цветов радуги).

Все воспитанники лагеря на первоначальном этапе – новички-краеведы. По мере продвижения экспедиции предусмотрена система поощрения ее участников – как ступени личностного роста: новичок-краевед (стартовое звание)  краевед-любитель  краевед-специалист  краевед-мастер. Продвижение от ступени к ступени индивидуально для каждого ребенка: за участие в делах лагеря, за работу в творческих объединениях и мастерских он получает стимулирующие жетоны «Радужки». 10 «Радужек» - 1-я ступень роста (любитель), 20 «Радужек» - 2-я ступень роста (специалист), 30 «Радужек» - 3-я ступень роста (мастер).

Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) – создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Все игры и игровые программы представлены по цветам радуги, которые означают направления работы лагеря. Цвета радуги соответствуют дням недели и содержанию педагогической работы в течение дня:


красный день - день встреч, визитов, гостевые огоньки;

оранжевый отрядные тематические огоньки, походы;

желтый - спортивные состязания, соревнования;

зеленый – экологические игры, игры на свежем воздухе, туристические занятия;

голубой- тематический день;

синий – интеллектуально-познавательно-коллективные игры;

фиолетовый – день дружбы: шоу программы для взрослых и детей.

Продолжительность смены – 21 календарный день, т.е. три «радужные недели».

И дела каждого цветового дня усложняются от недели к недели. Например, желтый цвет-первая неделя-«Веселые старты», вторая -«Спортэстафета»,третья – праздник спорта(финалы общелагерных соревнований, спортивные аукционы).

Обычно день проигрывается на 2-х, 3-х уровнях: дела в отряде, дела в лагере (несколько отрядов) или общие дела в лагере. Отрядная работа является в первую очередь в лагерными делами, нередко отрядное дело предваряет дружное общелагерное дело, которое является своеобразными мажорными аккордами в работе.

В состав цветовой гаммы входят не только игры, но и клубы общений, творческие тренинги, соревнования.

В отличие от школьной жизни ребенок входит в новую для себя общность ( отряд) и эффективность его развития во многом будет зависеть от того, насколько данная общность заинтересовала в проявлении его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней.





Содержание программы реализуется через следующие направления: краеведческое, спортивно-оздоровительное и содержательно-досуговое, причем спортивно-оздоровительная и содержательно-досуговая деятельность также имеют краеведческую направленность.

Краеведческое направление:

  • организация деятельности краеведческих мастерских «Сказки и легенды народов РМЭ», «Красная книга РМЭ»;

  • организация проектной деятельности краеведческой направленности;

  • экскурсионная деятельность;

  • поисковая деятельность «Памятные места города Йошкар – Олы»», «Ими гордиться Йошкар – Ола»»

  • газета «Вестник экспедиции», «Пролагерь»

  • познавательная деятельность по изучению природы родного края «Экологическая тропа».



Спортивно-оздоровительное направление:

  • организация      оздоровления детей посредством занятий спортом, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни;

  • профилактика здорового и безопасного образа жизни через проведение игровых программ «Азбука пешехода», «В лесу, на воде и в городе»; социально-значимых акций «Письмо водителю – совет пешеходу» (умею сам – научу другого – сделаем безопасность на улицах нашего города реальностью).

  • вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность (спортивно-массовые мероприятия «Спартакиада Йошкар - Олы», подвижные игры народов РМЭ).

Содержательно-досуговое:

  • организация работы творческих объединений «Домисольки», «Калейдоскоп»( по программе ЗОЖ), «Экологическая кругосветка», «Подвижные игры народов РМЭ».

  • организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы, инсценировки)

  • организация работы пресс-центра экспедиции.

Каждый день смены – пункт назначения экспедиции - имеет единую направленность, все дела дня объединены темой. Логика построения дня такова, что первая половина (до обеда) в основном носит познавательную направленность (мастерские, творческие объединения, экскурсии, акции, проекты), а вторая половина дня –досугово-развлекательная (праздники, викторины, фестивали).


Ключевые дела событийного характера:

  • Праздники открытия и закрытия смены: «Экспедиция начинается», «Экспедиция возвращается с победой».

  • Творческие презентации деятельности мастерских:

1.«Праздник Живой природы» («Красная книга РМЭ»)

2.Фестиваль инсценированных сказок «Сказки РМЭ»

3.Конкурс фотографий и презентаций « Прекрасные места города Йошкар- Олы»

4.Игра-путешествие « Экологическая кругосветка»

5.Этнографический праздник «Путешествие в прошлое».

  • Акции «Радуга», «Письмо водителю - пешеходу», «Памятные места города».

































4. Этапы реализации программы.

Программа « Радуга над Кокшагой» реализуется в 3 этапа:

  • 1 этап: «В путь! В путь! В путь!»

  • 2 этап: «Иди , мой друг, всегда иди дорогою добра!»

  • 3 этап: «Дружбе всюду путь открыт!»


1 этап - организационно-адаптационный (1-3 день смены)

«В путь! В путь! В путь!»

Согласно логике развития смены, в этот период происходит адаптация детей к новым условиям, формирование команды, выработка правил совместной жизни, знакомство с тематикой программы смены, мотивация ребят на участие в программе, определение индивидуальной и коллективной цели на смену.


Задачи этапа

Результаты этапа

  • познакомить детей друг с другом, вожатыми, лагерем, сотрудниками лагеря, тематикой программы смены;

  • выработать общие нормы и правила совместной деятельности;

  • совместно с детьми сформулировать индивидуальную и коллективную цель на смену;

  • заложить основы совместной коллективной деятельности, произвести структурное оформление коллектива;

  • произвести начальную диагностику отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, включить в деятельность, способствующую приобщению к здоровому образу жизни;


  • дети знают ребят своего отряда, педагогов лагеря, ориентируются в лагере, знают тематику программы, мотивированы на активное участие в ней;

  • в командах и в лагере в целом выработаны общие нормы и правила жизни ;

  • каждым ребенком поставлена индивидуальная цель на смену, обозначены пути и средства ее достижения;

  • спланирована совместная деятельность, выбраны органы самоуправления;

  • зафиксированы результаты начальной диагностики отношения к ЗОЖ ;



Ключевые дела этапа.


Командный уровень.

Коллективные творческие игры

Задачи:

  • Познакомить детей друг с другом, с вожатыми.

  • Организовать интересную для детей деятельность, способствующую демонстрации их индивидуальных особенностей, а также проявлению их творческого, лидерского, физического, интеллектуального потенциала.

  • Способствовать взаимодействию, сплочению, командообразованию.

  • Произвести начальную диагностику ценностей и интересов ребят.


Ввод в тематику смены «Радуга над Кокшагой»

Задачи:

- Познакомить ребят с тематикой смены.

- Помочь в выборе собственного направления деятельности в рамках реализации программы.


Дело на целеполагание

(дело проходит после ввода в тематику смены, когда ребенок знает основные пространства смены, в которых он может себя реализовать)

  • Узнать ожидания детей от предстоящей смены.

  • Создать условия для получения новых знаний и умений в области целеполагания.

  • Научить детей четко ставить и формулировать цели деятельности на смену.

  • Определить совместно с детьми пути достижения цели.

  • Познакомить детей с понятием «планирование деятельности»


Часы здоровья

  • Обеспечить двигательную активность детей.

  • Способствовать приобщению к здоровому образу жизни.

  • Дать новую информацию в различных областях здорового образа жизни.

  • Дать умения в областях по сохранению собственного здоровья.

  • Научить детей новым видам подвижных игр.


Общелагерный уровень.

Дело на знакомство с лагерем.

Задачи:

  • Познакомить детей с лагерем «Солнышко».

  • Познакомить детей со службами и отделами лагеря (режим работы, функционал).

  • Организовать активное общение детей в команде друг с другом.


Урок гражданственности «Символы России, символы Йошкар-Олы»

Задачи:

  • Закрепить имеющиеся знания по символам Российской Федерации.

  • Продемонстрировать значимость символов Российской Федерации.

  • Познакомить детей с символами Йошкар- Олы и РМЭ.

  • Познакомить детей с символами лагеря «Солнышко».

  • Создать условия для формирования чувства гордости за страну, республику и город.


Линейка Открытия смены - лагерь «Солнышко» открывает свои двери!»

Задачи:

- Создать положительный настрой детей на предстоящую смену.

- Организовать запуск смены в торжественной обстановке.


Презентация «Где я найду себя?»

Задачи:

-Познакомить с тематикой смены, основными содержательными блоками в смене.

Помочь ребенку в выборе собственного направления деятельности в рамках реализации программы.

-Создать благоприятный психологический климат в команде.

-Познакомить детей друг с другом, вожатыми и специалистами лагеря.


2 этап обучающе-демонстрационный (4-12 день)


«Иди , мой друг, всегда иди дорогою добра!»

На втором этапе происходит обучение детей знаниям по краеведению и приобретение умений и навыков, которые необходимы для подготовки и проведения конкурсно- игровой программы «Радуга над Кокшагой», обучение лидерским знаниям и умениям по организации собственного и коллективного досуга. Итогом обучения станет подготовка своей команды к конкурсно- игровой программе «Радуга над Кокшагой». В ходе данного этапа произойдет проверка уровня усвоения информации детьми.



Задачи этапа

Результаты этапа

  • обучить детей алгоритму организации дела - начать подготовку командных и общелагерных инициативных проектов в рамках конкурсно-игровой программы «Радуга над Кокшагой»;

  • включить в активную учебно-практическую деятельность; 

  • совместно с детьми организовать деятельность, направленную на обеспечение их потребности в двигательной активности, расширение ценностных представлений в сфере здорового образа жизни способах поддержания здоровья;

  • включить детей в различные виды деятельности по подготовке к конкурсно-игровой программе «Радуга над Кокшагой»;

  • стимулировать успешность детей, обеспечить ее эмоциональное подкрепление.

  • пополнился организаторский опыт ребят  (научились эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, попробовали себя в выполнении разных ролей, поручений);

  • повышение активности ребенка в предлагаемых пространствах смены;

  • укрепление здоровья детей, расширение их знаний о здоровом образе жизни и способах поддержания здоровья, освоение ими новых для себя способов двигательной активности, укрепления здоровья, освоение правил новых подвижных игр;

  • реализация интересов и способностей детей в конкурсно-игровой программе «Радуга над Кокшагой»

  • повышение активности ребенка в предлагаемых пространствах смены, в работе органов самоуправления.


Ключевые дела этапа.


Командный уровень.


Задачи:

-Скорректировать индивидуальную и командную цели.

- Организовать работу с индивидуальной целью ребенка, с этапами ее достижения .


Подготовка конкурсно-игровой программы

«Радуга над Кокшагой» - проект от каждой команды

Задачи:

- Создать благоприятный эмоциональный климат в команде.

- Способствовать реализации детьми лидерского, творческого потенциала.

- Организовать активное общение детей в команде и между командами.

-Дать возможность раскрыться каждой команде, а также каждому члену команды в качестве краеведа-любителя  краеведа-специалиста  краеведа -мастера.


Общелагерный уровень.


Творческие конкурсы и презентации по краеведению

Задачи:

-Создать условия по изучению родного края, памятных мест Йошкар-Олы.

-Создать условия для поддержания интереса к культуре и традициям РМЭ.

-Поддерживать эмоциональный тонус ребят.




Подготовка к конкурсно-игровой программы

«Радуга над Кокшагой» -

рабочие встречи детских творческих групп

Задачи:

- Организовать поиск необходимой информации.

- Способствовать качественной организации работы творческих групп.

- Создать атмосферу праздника.



Конкурсно-игровая программа ««Радуга над Кокшагой».

- Тематические конкурсы, позволяющие команде реализовать свой спортивный, интеллектуальный, творческий потенциал.

Задачи:

- Создать благоприятный эмоциональный климат в команде.

- Дать возможность раскрыться каждой команде, а также каждому члену команды .


Межкомандный уровень.


В начале смены проходит презентация «Где я найду себя?», где дети узнают информацию о программе личностного роста как ступени личностного роста: новичок-краевед (стартовое звание)  краевед-любитель  краевед-специалист  краевед-мастер. Далее в команде проходит дело по вводу в тематику смены, каждому ребенку предлагается выбрать наиболее интересный для себя вид деятельности.


Курс «Поддержим команду творчески».

Самый прикладной курс, в ходе которого дети научатся разнообразно, креативно, нешаблонно поддерживать свою команду во время экспедиции. Данный курс подразделяется на ряд отдельных подкурсов:


Художественное творчество - разработка символики и визуального ряда группы поддержки команды.

Ораторское мастерство – разработка речёвок, кричалок группы поддержки команды.

Вокальное мастерство – подготовка гимнов, песен группы поддержки команды.

Танцевальное мастерство – подготовка танцев группы поддержки команды.


3 этап – итоговый


«Дружбе всюду путь открыт!» (13-14 день)

Данный этап является кульминационным, поскольку здесь реализуются ключевые итоговые дела программы, в рамках которых участники смены смогут продемонстрировать всё то, чему они научились в лагере в течение смены. Воспитатели вместе с ребятами подводят итоги, осмысливают полученный опыт, оценивают результаты и достижения свои собственные и своей команды.

Задачи этапа

Результаты этапа

  • дать детям возможность продемонстрировать новые знания, умения, проверить их, закрепить свою успешность;

  • проанализировать совместно с детьми индивидуальные и коллективные достижения, нормы отношений и совместной деятельности, которые были приняты; оценить их выполнение в течение смены;

  • помочь детям в осмыслении полученного опыта; в анализе того, какие личностные изменения (качеств, ценностей, активности), произошли с ними за смену;

  • закрепить на основе индивидуальных и коллективных достижений сформировавшееся в ходе деятельности положительное отношение к малой Родине, здоровому образу жизни, полученные в рамках реализации программы знания и умения;

  • помочь детям в разработке индивидуальных планов использования и дальнейшего развития приобретенного в смене опыта;

  • создать эмоционально приподнятую атмосферу успешного завершения смены, поощрить наиболее активных участников органов самоуправления и дел смены;

  • произвести итоговую диагностику приоритетных результатов программы.

  • обобщение опыта, приобретенного ребятами в ходе реализации направлений, в других формах коллективно-организаторской деятельности;

  • достижение детьми поставленной на смену цели, осмысление значимости полученных результатов;

  • осознание детьми результатов собственного участия в смене, полученных знаний, своей успешности в определенных направлениях деятельности;

  • фиксация индивидуальных и коллективных достижений;

  • осознание детьми результатов собственного участия в смене, полученных знаний, своей успешности в определенных направлениях деятельности;

  • понимание детьми перспективы использования приобретенных знаний, умений, опыта, перспективы дальнейшего их использования;

  • удовлетворенность ребят участием в программе лагеря;

  • подведены итоги коллективной и индивидуальной деятельности в рамках реализации программы;

  • зафиксированы результаты итоговой диагностики приоритетных результатов программы.


Ключевые дела этапа.


Командный уровень.


Итоговое дело ««Радуга над Кокшагой» »

Задачи:

-Подвести итоги деятельности команды.

-Определить уровень достижения детьми коллективной и индивидуальных целей.



Огонек прощания

Задачи:

-Создать доверительную обстановку для обсуждения сложившихся отношений в общении и совместной деятельности.

-Обсудить, подытожить отношение к ценностям, выраженным в законах и традициях лагеря «Солнышко».

-Отметить достижения всей команды, каждого ребенка в отдельности.


Общелагерный уровень.


Гала – концерт + награждение по итогам смены

Задачи:

-Наградить активных участников смены.

-Подвести итоги содержательных блоков смены.

-Предоставить детям возможность продемонстрировать свои вокальные и танцевальные умения


Линейка закрытия смены

Задачи:

-Создать положительный эмоциональный настрой.

-Продемонстрировать отношение к государственному символам Российской Федерации и Республики Марий Эл.

-Организовать закрытие смены в торжественной обстановке.


Подведение итогов конкурсно-игровой программы

««Радуга над Кокшагой» » -

- Предоставить детям-участникам возможность проявить свои индивидуальные способности.

- Подвести итоги всей деятельности в смене.

- Провести командное и индивидуальное награждение участников экспедиции.


















Содержательные и организационные особенности

деятельности детских объединений


Команда – формируется при поступлении детей в лагерь по возрастному принципу, в количестве от 21 до 23 человек. Деятельность команд осуществляется в соответствии с программой деятельности лагеря. Основные направления деятельности – формирование командных взаимоотношений, удовлетворение потребности в двигательной активности, коллективный и индивидуальный анализ деятельности, осмысление полученного опыта.

Детская творческая группа – формируется в команде с целью реализации организаторских и аналитических знаний и умений детей посредством подготовки, проведения и анализа ими коллективных творческих дел.

Совет – объединение представителей команд, решающих задачи обеспечения определенного направления деятельности в программе.

Оргкомитет - объединение представителей всех команд, осуществляющее организацию по подготовке конкурсно- игровой программы «Радуга над Кокшагой» .

Детско-вожатская творческая группа  – объединение единомышленников с целью подготовки и реализации ключевых дел смены.


Система органов самоуправления:


Для обеспечения самоуправления в рамках программы в смене предполагается работа следующих органов самоуправления:


Название ОСУ

Представительство

Функционал


Совет Командиров


Один представитель от команды

  • разработка критериев оценки к защите планов команд

  • участие в защите планов работы команд

  • курирование реализации плана команды

  • организация совместной деятельности в центре



Совет чистоты


Два представителя от команды

  • организация деятельности по соблюдению чистоты и порядка в лагере, создание атмосферы порядка, чистоты и уюта

  • разработка и проведение различных конкурсов для команд


Совет
судей и тренеров


Два представителя от команды

  • организация спортивно-оздоровительной деятельности в детском лагере и внутри команды

  • судейство в рамках спортивных мероприятий

  • разработка критериев оценки утренних зарядок

  • популяризация ЗОЖ


Совет
информаторов


Один представитель от команды

  • получение информации, для команды о делах, предстоящих в течение дня на уровне лагеря, оперативное предоставление информации о состоянии дел в команде

  • осуществление обратной связи с командой



Результаты работы в ОСУ для детей:

-Осознание значимости выполняемых поручений и повышение ответственности и самостоятельности в принятии решений.

-Умение аргументировано высказывать свою точку зрения.

-Умение анализировать полученную информацию и доносить её до сверстников.

-Умение планировать и организовывать собственную деятельность.

-Обогащение организаторского опыта в целом и в выполнении конкретного поручения.


План работы лагеря

Дата

Пункт назначения экспедиции

Содержание

01.06.

Красный день-

День знакомства. «Отправляемся в экспедицию ».

Тренинги, игры на знакомство, презентация «Где я найду себя». Входная диагностика детей.

Легенда смены – экспедиция первооткрывателей по родному краю.

Выбор начальника экспедиции, начальников команд, летописцев, членов совета безопасности.

Оформление штаба каждой поисковой команды (отрядных комнат).

02.06.

Оранжевый день-

Праздник открытия смены «Экспедиция начинается».

Маршрутная карта экспедиции. Представление ступеней личностного роста.

Презентация творческих объединений, мастерских. Распределение по объединениям.

Творческая презентация каждой поисковой команды.

03.06.

Желтый день-

День спорта. Открытие Спартакиады.


Знакомство с национальными забавами и подвижными играми РМЭ.

Спортивные игры « Веселые старты»

Выпуск газеты « Йошкар – Ола спортивная» (люди спорта Йошкар- Олы; викторина о национальных видах спорта).

06.06.

Зеленый день-

День эколога «Экологическая тропа»

Игровая программа «Экологическое казино»

Конкурс рисунков на тему «Мы-защитники родной природы»и/или

Конкурс фотографий «Красота родной природы!»

07.06.

Голубой день-

День безопасности «Йошкар -Ола – территория безопасности»

Игровая программа «Звездный час» на тему «Безопасность на дорогах».

Акция «Письмо водителю – письмо пешеходу» (знаем сами – научим других).

08.06.

Синий день -

День песни и танца «Йошкар-Ола музыкальная».

Фестиваль песен «Песни нашего края». Танцевальный калейдоскоп.

Презентация мини-проектов «Композиторы РМЭ».

09.06.

Фиолетовый день-

День друзей «Мы – юное поколение Йошкар-Олы»

Игровая программа «Сто затей для ста друзей» (конкурсы, викторины о крае, организация игр). Лидерский курс «Умею сам – научу другого»

10.06.

Красный день-

День города «Мой город мне дорог»

День России. «Праздник родного города» -

конкурс рисунков на асфальте, выпуск общей газеты «Город, в котором я живу»

14.06.

Оранжевый день День народной мудрости

Конкурс частушек.

15.06.

Желтый день-

День туриста «По тропам родного края».


Игра по станциям. Этапы: как правильно поставить палатку, собрать рюкзак, преодолеть препятствия (болото и пр.), перевязать и перенести раненого и т.д. Конкурс туристической песни.


16.06.

Зеленый день-

День живой природы «Красная книгаРМЭ».

Презентация результата мастерской «Красная книга РМЭ»: фотовыставка «Природа родного края», выпуск газеты «Красная книга РМЭ», выставка рисунков «Редкие животные и растения родного края». Акция «Сохраним природу родного края вместе»

Праздник живой природы.

17.06.

Голубой день-

День девчонок и мальчишек.

Конкурсная программа «Мисс и Мистер Радуга»

20.06.

Синий день-

День сказки.

«Сказки и легенды народов РМЭ»

Презентация результатов деятельности творческой мастерской. Конкурс инсценированных сказок «Сказки РМЭ».

Викторины на знание сказок; загадок, легенд.

21.06.

Фиолетовый день-

Закрытие смены «Экспедиция возвращается с победой»

Праздник закрытия смены «Экспедиция возвращается» - конкурсно- игровая программа «Радуга над Кокшагой» (костюмы, песни, танцы, творческий отчет мастерских и объединений; подведение итогов – вручение вымпелов с номинациями отрядам-командам, присвоение званий в соответствии со ступенями роста).


5. Кадровое обеспечение.

В реализации программы участвуют:

  • педагогические работники МБОУ « Лицей №28 г.Йошкар – Олы» ;

  • работник медицинского пункта МБОУ « Лицей №28 г.Йошкар – Олы»;

  • библиотекарь;

  • педагог- психолог;

  • социальный педагог;

  • работники КДЦ;

  • музейные работники.

Программа будет реализована педагогами лагеря согласно штатному расписанию и должностным инструкциям. К реализации содержания программы будут привлекаться специалисты других отделов и служб. Кадровый состав отрядных педагогов планируется из расчета 2 воспитателя на 20-25 детей, составляющих временное детские объединение – «команду», музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, административной группы (зам. начальника лагеря, старший вожатый, педагог – психолог, социальный педагог).

Кадровое обеспечение будет представлять собой комплекс мер социально-педагогической поддержки деятельности педагогического коллектива, являющихся непосредственными авторами и исполнителями основного содержания программы. Участие воспитателей в различных видах деятельности будет способствовать росту их профессионального мастерства и личностного развития. Закрепление содержательных блоков по реализации программы смены среди педагогов будет производиться в зависимости от организационно-педагогических особенностей конкретной программы смены.

Принципы отношения к работе:

-Личный пример педагога.

-Гуманистический подход к детям.

-Обеспечение безопасности жизнедеятельности и сохранности жизни и здоровья детей.

-Учет индивидуальных особенностей детей.

-Педагогическая поддержка развития детей.

-Совместная деятельность на основе партнерства.

Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией лицея. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел.





6. Структура управления.

Директор ОУ




Начальник лагеря



Заместитель начальника лагеря















Воспитанники




Осуществление работы с командами


Основные функции воспитателя:

- Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей отряда.

- Обеспечение образовательно-оздоровительной деятельности в отряде.

- Участие в работе вожатских, творческих групп по подготовке и проведению общелагерных дел.

- Ведение педагогической документации в отряде.


Основные функции инструктора по физической культуре:

- Обеспечение спортивной деятельности в смене.

- Мониторинг правильности выполнения утренней зарядки.

- Руководство Советом.

- Координация спортивно-оздоровительной деятельности детского лагеря.


Осуществление административной работы


Основные функции старшего вожатого:

- Организационно-содержательная помощь воспитателям отрядов

в подготовке и проведении дел в отряде.

- Взаимодействие со структурными подразделениями лагеря.

- Решение организационных вопросов внутри лагеря.

- Организация мероприятий, походов.

- Проверка журналов инструктажей.

- Работа с творческими группами.

- Взаимодействие с социально-психологической службой лагеря.


Основные функции заместителя начальника лагеря :

- Введение в тематику смены – установочный семинар перед сменой.

- Общее курирование реализации программы.

- Своевременная корректировка программы на каждом этапе.

- Работа с органом детского самоуправления.

- Курирование работы творческих групп.







































7.Ожидаемые результаты

1. Укрепление физических и психологических сил детей , развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

2.  Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

3. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве лицея, укрепление здоровья школьников.

4. Личностный рост участников смены.

Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:

  • Лидерские способности.

  • Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.

  • Умение общения с взрослыми.

  • Высказывание и отстаивание своей точки зрения.

  • Видение ошибок и умение находить пути их исправления;

  • Уважение мнения других.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы  предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников. Предполагается, что время, проведенное в лагере , не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
















8. Литература.

1.     «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.

2.     «С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.

3.     Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.

4.     «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007. 

5.Википедия – свободная энциклопедия. URL:: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 28.07.2011)

6.Воспитательные формы и технологии, обеспечивающие становление российской идентичности школьников. Концепция эксперимента Центра образования № 825 г. Москвы / Научн. рук. В. А. Караковский [электронный ресурс]

7.Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – М.: Издательство: "Академия", 2007.

8.Химери Д. Как помочь ребенку добиться успеха. – СПб.: Питер, 2008