«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РАССМОТРЕНО на МО «_____»___________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________О.Н.Клочко «_____»_________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №7 ______________Т.В.Кузнецова «_____»___________________ |
«КЛУБ КАЗАЧАТ»
Срок реализации программы 1год
Возраст обучающихся 8-10 лет
Количество часов: 72 часа
Учителя: Вдовыдченко Е.И.
с.Величаевское
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии и на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. С учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Актуальность программы: особенно актуальна данная программа в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей семейные, межнациональные, социальные конфликты. Программа предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Данная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры казачества.
Цель данной программы - формирование начального представления о терском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
•знакомство с укладом жизни казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
• ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
• воспитание учащихся патриотами, активными гражданами;
• привитие нравственных устоев казаков в духе православия;
• развитие творческих способностей детей;
• формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что на обучение выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Ещё одной особенностью данного курса является то, что педагог, реализующий программу, вправе самостоятельно выбирать как последовательность изучения блоков, так и последовательность изучения учебных тем внутри блока в зависимости от: социально-культурных особенностей своего образовательного учреждения; исторических, культурных событий, происходящих в Ставропольском крае; собственных профессиональных интересов.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.
Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр.
Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.
В программе указано распределение часов по разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий планируются учителем в соответствии с содержанием программы.
Особенности реализации программы:
в ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
Методы работы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- работа в паре
- индивидуальная
-групповая
Сроки реализации программы: 1 год
Программа «Клуб казачат» рассчитана на 72 учебных часа, из расчета 2 часа в неделю. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-10 лет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
знать-понимать:
- различные фольклорные формы кубанского казачества;
- особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
- историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
- уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
- основные ремёсла, виды ДПИ терского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
- основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой терского казачества;
- памятные события и даты, связанные с историческими событиями терского казачества;
- основы духовной жизни терских казаков;
- структуру и направления деятельности Терского казачьего войска.
Уметь применять в практической деятельности:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы терского казачества;
- реконструировать основные праздничные обряды;
- рассказать о своём казачьем роде;
- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
- выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
- выполнить исследовательский проект на тему «История и культура терского казачества».
Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Клуб казачат» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
При изучении курса «Клуб казачат» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
Знать:
• природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Ставропольском крае.
• природные богатства родного края и их использование человеком
« символику» Ставропольского края
• органы местного самоуправления
• даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.
• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Ставропольского края
• достопримечательности родного края, своего района
• наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Ставропольского края
. особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
• важнейшие экологические проблемы края
заповедник, находящийся на территории края
• фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Ставрополья.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Кто такие казаки? 3 ч
Предки казаков-племена скифов и аланов. Древнерусские былины о казаках /Илья Муромец/.
11 казачьих войск Российской империи.
Традиционная культура казаков 12 ч
Фольклор жителей моего села(станицы). Загадки, пословицы и поговорки казаков. Сочинение своих пословиц и поговорок. Народные казачьи песни.
Казачья семья, её законы и обычаи. 8 ч
Отец – глава семьи.Взаимоотношения со стариками в казачьих семьях. Нормы и правила общения взрослых и детей в казачьих семьях. Родословная моей семьи. Составление генеалогического древа семьи.
Традиции и обряды 8 ч
Крестины младенца в казачьей семье. Первая стрижка мальчика как важный семейный обряд казака.
Ритуал «горькой» отцовской каши при рождении девочки в казачьей семье. Праздник первого бантика для девочки, как будущей женщины казачки. Роль и поведение мальчиков и девочек в казачьей семье.
Жилище казака 10 ч
Казачье подворье - обязательная принадлежность куреня. Традиционные атрибуты казачьего подворья. Распределение обязанностей по уходу за подворьем между членами казачьей семьи.
Обязанности сыновей и дочерей казака в зависимости от возраста.
Труд казаков 8 ч
Казак – труженик.Занятия казаков: земледелия и скотоводство.Орудия труда казаков Ремёсла: кузнечное, лозоплетение, гончарное и др.
Казачья кухня 7 ч
Традиционные блюда казачьей кухни. Пища во время церковных постов («постные блюда»).
Обрядовая пища, особенности её приготовления. Казачий стол во время боевого похода.
Этикет казачьей застолицы.
Праздники в казачьей станице5 ч
Праздники и обряды как ведущая форма традиционного казачьего общения. Виды праздников.
Роль и место детей в проведении праздников. Главные праздники у казаков
Обрядовые костюмы у казаков 6 ч
Смысл и значение обрядов годового календарного круга у казаков. Обрядовые сопровождения всех жизненно важных событий. Обрядовые костюмы, их особенности, смысл и значение в казачьем обряде. Разновидности обрядового костюма в зависимости от возраста участников обряда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | дата | | | | план | факт | Кто такие казаки? 3 ч | | | Предки казаков-племена скифов и аланов. | 1 | | | | Древнерусские былины о казаках /Илья Муромец/. | 1 | | | | 11 казачьих войск Российской империи. | 1 | | | | Традиционная культура казаков 12 ч | | | | | Фольклор жителей моего села(станицы). | 1 | | | | Загадки, пословицы и поговорки казаков. Сочинение своих пословиц и поговорок. | 1 | | | | Народные казачьи песни. | 1 | | | | Разучиваем песни казаков. | 4 | | | | | | | | | | | | | Проект «Мы сочиняем казачью сказку» | 4 | | | | | | | | | | | | | Предания старины в моей семье. | 1 | | | | Казачья семья, её законы и обычаи. 8 ч | | | | | Отец – глава семьи. | 1 | | | | Взаимоотношения со стариками в казачьих семьях. | 1 | | | | Нормы и правила общения взрослых и детей в казачьих семьях. | 1 | | | | Родословная моей семьи. | 1 | | | | Составление генеалогического древа семьи. | 1 | | | | Проект «История семьи в истории родины» | 3 | | | | | | | | | | Традиции и обряды 8 ч | | | | | Крестины младенца в казачьей семье. | 1 | | | | Первая стрижка мальчика как важный семейный обряд казака. | 1 | | | | Ритуал «горькой» отцовской каши при рождении девочки в казачьей семье. | 1 | | | | Праздник первого бантика для девочки, как будущей женщины казачки. | 1 | | | | Роль и поведение мальчиков и девочек в казачьей семье. | 1 | | | | Проект «Традиции моей семьи» | 3 | | | | | | | | | | Жилище казака 10 ч | | | | | Казачье подворье - обязательная принадлежность куреня. | 1 | | | | Традиционные атрибуты казачьего подворья. | 1 | | | | Распределение обязанностей по уходу за подворьем между членами казачьей семьи. | 1 | | | | Обязанности сыновей и дочерей казака в зависимости от возраста. | 1 | | | | Проект «Казачий курень» | 6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Труд казаков 8 ч | | | | | Казак – труженик. | 1 | | | | Занятия казаков: земледелия и скотоводство. | 1 | | | | Орудия труда казаков | 1 | | | | Ремёсла: кузнечное, лозоплетение, гончарное и др. | 4 | | | | | | | | | | | | | Изготовление панно из соломы. | 3 | | | | | | | | | | Выставка- презентация работ учащихся. | 1 | | | | Казачья кухня 7 ч | | | | | Традиционные блюда казачьей кухни. | 1 | | | | Пища во время церковных постов («постные блюда»). | 1 | | | | Обрядовая пища, особенности её приготовления. | 1 | | | | Казачий стол во время боевого похода. | 1 | | | | Этикет казачьей застолицы. | 1 | | | | Проект «Кухня моей семьи» | 2 | | | | | | | Праздники в казачьей станице5 ч | | | | | Праздники и обряды как ведущая форма традиционного казачьего общения. | 1 | | | | Виды праздников. | 1 | | | | Роль и место детей в проведении праздников. | 1 | | | | Главные праздники у казаков | 2 | | | | | | | Обрядовые костюмы у казаков 6 ч | | | | | Смысл и значение обрядов годового календарного круга у казаков-линейцев. | | | | | Обрядовые сопровождения всех жизненно важных событий. | | | | | Обрядовые костюмы, их особенности, смысл и значение в казачьем обряде. | | | | | Разновидности обрядового костюма в зависимости от возраста участников обряда. | | | | | Проект «Мой костюм казачонка» | 2 | | | | | | | Подведение итогов за год: | | | | Выступление с фольклорно–историческими программами | 2 | | | | | | | |
Список литературных источников.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения |
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
| 1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000. 2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. 3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000. 4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1-2. 5. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка...»: образ и ритуал // Дикаревские чтения (4). 6. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2. 7. Воронин В.В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Краснодар, 2005. Вып. 2. 8. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар, 1999. 9. Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб., 2000. 10. Мир детства и традиционная культура. М., 1996. 11. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2005. 12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000. 13. Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М., 1998. 14. Попова О.С. Традиционная культура и православие (И. А. Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007. 15. Пословицы, поговорки и загадки казаков / Сост.: Л.Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар. 1993. |
| Печатные пособия |
| Портреты композиторов, поэтов. |
| Технические средства обучения |
| Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы |
| Экранно - звуковые пособия |
| Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения |