СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа детского объединения «КЛУБ КАЗАЧАТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Данная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры казачества.

Просмотр содержимого документа
«Программа детского объединения «КЛУБ КАЗАЧАТ»»


«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ





РАССМОТРЕНО

на МО


«_____»___________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_________О.Н.Клочко

«_____»_________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ №7

______________Т.В.Кузнецова

«_____»___________________





«КЛУБ КАЗАЧАТ»






Срок реализации программы 1год

Возраст обучающихся 8-10 лет

Количество часов: 72 часа

Учителя: Вдовыдченко Е.И.
























с.Величаевское

2018г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии и на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. С учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Актуальность программы: особенно актуальна данная программа в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей семейные, межнациональные, социальные конфликты. Программа предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Данная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры казачества.

Цель данной программы - формирование начального представления о терском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

•знакомство с укладом жизни казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, вида­ми труда;

• ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

• воспитание учащихся патриотами, активными граж­данами;

• привитие нравственных устоев казаков в духе православия;

• развитие творческих способностей детей;

• формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является то, что на обучение выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Ещё одной особенностью данного курса является то, что педагог, реализующий программу, вправе самостоятель­но выбирать как последовательность изучения блоков, так и последовательность изучения учебных тем внутри блока в зависимости от: социально-культурных особенностей своего образовательного учреждения; историче­ских, культурных событий, происходящих в Ставропольском крае; собственных профессиональных интересов.

Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.

Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уро­ки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на вы­ставки, встречи с интересными людьми и пр.

Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Ок­ружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусст­во», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естествен­нонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

В основе построения программы лежит концентрический при­нцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опы­та и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

В программе указано распределение часов по разделам, кото­рое является примерным: преподаватель, учитывая подготовлен­ность учащихся, их учебные возможности, в указанное распреде­ление может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий планируются учителем в соответствии с содержанием программы.

Особенности реализации программы:

в ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:

Методы работы:

-Метод моральных дилемм и дискуссий

-Эвристические беседы

-Исследовательский метод

-Проектирование

-Уроки – экскурсии

-Деловые и ролевые игры

-Различные викторины и другие конкурсные события

-Творческие мастерские

-Использование информационно- коммуникационных технологий

Формы работы:

- работа в паре

- индивидуальная

-групповая

Сроки реализации программы: 1 год

Программа «Клуб казачат» рассчитана на 72 учебных часа, из расчета 2 часа в неделю. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-10 лет.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

знать-понимать:

- различные фольклорные формы кубанского казачества;

- особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;

- историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;

- уклад жизни, особенности численного состава и распре­деления обязанностей традиционной казачьей семьи;

- основные ремёсла, виды ДПИ терского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;

- основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой терского казачества;

- памятные события и даты, связанные с историческими событиями терского казачества;

- основы духовной жизни терских казаков;

- структуру и направления деятельности Терского казачьего войска.

Уметь применять в практической деятельности:

- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы терского казачества;

- реконструировать основные праздничные обряды;

- рассказать о своём казачьем роде;

- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

- выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традици­онным видам ДПИ кубанского казачества;

- выполнить исследовательский проект на тему «История и культура терского казачества».

Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания к чувствам других людей;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Клуб казачат» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.

6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

При изучении курса «Клуб казачат» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Знать:

• природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Ставропольском крае.

• природные богатства родного края и их использование человеком

« символику» Ставропольского края

• органы местного самоуправления

• даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.

• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Ставропольского края

• достопримечательности родного края, своего района

• наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Ставропольского края

. особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края

• важнейшие экологические проблемы края

заповедник, находящийся на территории края

• фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Ставрополья.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Кто такие казаки? 3 ч

Предки казаков-племена скифов и аланов. Древнерусские былины о казаках /Илья Муромец/.

11 казачьих войск Российской империи.

Традиционная культура казаков 12 ч

Фольклор жителей моего села(станицы). Загадки, пословицы и поговорки казаков. Сочинение своих пословиц и поговорок. Народные казачьи песни.

Казачья семья, её законы и обычаи. 8 ч

Отец – глава семьи.Взаимоотношения со стариками в казачьих семьях. Нормы и правила общения взрослых и детей в казачьих семьях. Родословная моей семьи. Составление генеалогического древа семьи.

Традиции и обряды 8 ч

Крестины младенца в казачьей семье. Первая стрижка мальчика как важный семейный обряд казака.

Ритуал «горькой» отцовской каши при рождении девочки в казачьей семье. Праздник первого бантика для девочки, как будущей женщины казачки. Роль и поведение мальчиков и девочек в казачьей семье.

Жилище казака 10 ч

Казачье подворье - обязательная принадлежность куреня. Традиционные атрибуты казачьего подворья. Распределение обязанностей по уходу за подворьем между членами казачьей семьи.

Обязанности сыновей и дочерей казака в зависимости от возраста.

Труд казаков 8 ч

Казак – труженик.Занятия казаков: земледелия и скотоводство.Орудия труда казаков Ремёсла: кузнечное, лозоплетение, гончарное и др.

Казачья кухня 7 ч

Традиционные блюда казачьей кухни. Пища во время церковных постов («постные блюда»).

Обрядовая пища, особенности её приготовления. Казачий стол во время боевого похода.

Этикет казачьей застолицы.

Праздники в казачьей станице5 ч

Праздники и обряды как ведущая форма традиционного казачьего общения. Виды праздников.

Роль и место детей в проведении праздников. Главные праздники у казаков

Обрядовые костюмы у казаков 6 ч

Смысл и значение обрядов годового календарного круга у казаков. Обрядовые сопровождения всех жизненно важных событий. Обрядовые костюмы, их особенности, смысл и значение в казачьем обряде. Разновидности обрядового костюма в зависимости от возраста участников обряда.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название раздела, темы

Кол-во часов

дата




план

факт

Кто такие казаки? 3 ч


Предки казаков-племена скифов и аланов.

1



Древнерусские былины о казаках /Илья Муромец/.

1



11 казачьих войск Российской империи.

1




Традиционная культура казаков 12 ч




Фольклор жителей моего села(станицы).

1



Загадки, пословицы и поговорки казаков. Сочинение своих пословиц и поговорок.

1



Народные казачьи песни.

1



Разучиваем песни казаков.

4









Проект «Мы сочиняем казачью сказку»

4









Предания старины в моей семье.

1




Казачья семья, её законы и обычаи. 8 ч




Отец – глава семьи.

1



Взаимоотношения со стариками в казачьих семьях.

1



Нормы и правила общения взрослых и детей в казачьих семьях.

1



Родословная моей семьи.

1



Составление генеалогического древа семьи.

1



Проект «История семьи в истории родины»

3








Традиции и обряды 8 ч




Крестины младенца в казачьей семье.

1



Первая стрижка мальчика как важный семейный обряд казака.

1



Ритуал «горькой» отцовской каши при рождении девочки в казачьей семье.

1



Праздник первого бантика для девочки, как будущей женщины казачки.

1



Роль и поведение мальчиков и девочек в казачьей семье.

1



Проект «Традиции моей семьи»


3








Жилище казака 10 ч




Казачье подворье - обязательная принадлежность куреня.

1



Традиционные атрибуты казачьего подворья.

1



Распределение обязанностей по уходу за подворьем между членами казачьей семьи.

1



Обязанности сыновей и дочерей казака в зависимости от возраста.

1



Проект «Казачий курень»

6














Труд казаков 8 ч




Казак – труженик.

1



Занятия казаков: земледелия и скотоводство.

1



Орудия труда казаков

1



Ремёсла: кузнечное, лозоплетение, гончарное и др.

4









Изготовление панно из соломы.

3







Выставка- презентация работ учащихся.

1




Казачья кухня 7 ч




Традиционные блюда казачьей кухни.

1



Пища во время церковных постов («постные блюда»).

1



Обрядовая пища, особенности её приготовления.

1



Казачий стол во время боевого похода.

1



Этикет казачьей застолицы.

1



Проект «Кухня моей семьи»

2






Праздники в казачьей станице5 ч




Праздники и обряды как ведущая форма традиционного казачьего общения.

1



Виды праздников.

1



Роль и место детей в проведении праздников.

1



Главные праздники у казаков

2






Обрядовые костюмы у казаков 6 ч




Смысл и значение обрядов годового календарного круга у казаков-линейцев.




Обрядовые сопровождения всех жизненно важных событий.




Обрядовые костюмы, их особенности, смысл и значение в казачьем обряде.




Разновидности обрядового костюма в зависимости от возраста участников обряда.




Проект «Мой костюм казачонка»

2






Подведение итогов за год:




Выступление с фольклорно–историческими программами

2










Список литературных источников.

п/п

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000.

2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные осо­бенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1-2.

5. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка...»: образ и ритуал // Дикаревские чтения (4).

6. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.

7. Воронин В.В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Пер­вый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Краснодар, 2005. Вып. 2.

8. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянско­го населения Кубани. Краснодар, 1999.

9. Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб., 2000.

10. Мир детства и традиционная культура. М., 1996.

11. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской тради­ционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2005.

12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.

13. Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского слова­ря. М., 1998.

14. Попова О.С. Традиционная культура и православие (И. А. Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная куль­тура. Краснодар, 2007.

15. Пословицы, поговорки и загадки казаков / Сост.: Л.Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар. 1993.


Печатные пособия

Портреты композиторов, поэтов.


Технические средства обучения

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы


Экранно - звуковые пособия

Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения