СОГЛАСОВАННО: Педагогический совет | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Тигильская СОШ» __________________И.М. Ворсина |
Программа весеннего пришкольного
оздоровительного лагеря «Солнышко»
с дневным пребыванием детей и подростков
на базе МБОУ «Тигильская СОШ»
Педагог дефектолог
Кутова Н.А.
2016
Введение
В системе непрерывного образования каникулы в целом играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм осеннего отдыха детей школьного возраста.
Воспитательная ценность системы осеннего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга учащихся, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Главное направление работы пришкольного лагеря - оздоровительное, имеющее познавательный характер.
Пояснительная записка
Вся воспитательная работа в пришкольном лагере «Солнышко» направлена на реализацию представленной оздоровительной программы.
Эта программа 5 (пяти) дневного пребывания учащихся в лагере насыщена разными спортивно-познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному оздоровлению воспитанников, а главное формируют духовно-нравственную творческую личность.
Кадровое обеспечение
Один из актуальных вопросов организации работы лагеря – его кадровое обеспечение. Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.
Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника. Кандидатуры руководителей лагеря утверждаются по следующим критериям:
наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;
наличие организаторского опыта;
степень владения знаниями по организации работы в осеннем лагере дневного пребывания.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, воспитатели из расчёта: на 25 человек – два взрослых, учитель физкультуры.
К работе в осеннем лагере дневного пребывания привлекаются работники столовой, а также технические работники школы.
Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей.
Педагогические кадры
Начальник лагеря: несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.
Специальные кадры (физрук): осуществляет специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, может быть привлечен для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.
Воспитатели: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.
Педагогические условия:
добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;
сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
организация различных видов стимулирования детей и взрослых;
многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);
отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
Методическое обеспечение смены:
наличие программы лагеря, планов работы групп;
должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ «Тигильская СОШ»;
проведение установочного семинара для воспитателей до начала смены;
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
подбор реквизита для проведения дел;
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Проведение смены обусловлено необходимостью:
продолжения учебного процесса в условиях осени;
создания единого коллектива;
укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере.
В основе программы лежат принципы:
Личностный подход
Принять воспитанника таким, каков он есть. Научиться влиять на развитие личности, но не ломать её, чтобы построить заново!
Гуманистический подход
Стремиться сделать межличностные отношения гуманными.
Эмоциональный подход
Опираться на чувства ребёнка. Воспитывать добрые чувства.
Деятельный подход
Бездеятельность, апатия, равнодушие не воспитывают!
«Средовой» подход. Учитывать влияние среды, снижать её негативное влияние.
Культурологический подход
Прививать нетерпимость к низкопробной культуре.
Дифференцированный подход
Уметь «видеть» каждую личность и научиться обращаться к ней на «особом языке».
Целостный, комплексный подход
Развивать все стороны личности в гармонии. Использовать все лучшие методы и формы воспитания.
Цель организации работы лагеря:
содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
Задачи:
широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
поддержка и оказание методической и практической помощи воспитателям и детскому коллективам в организации и проведении мероприятий;
выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем.
Содержание и формы реализации программы.
Традиционно из участников программы формируются отряды. Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка.
В лагере формируется два отряда «Улыбка», «Смешарики»
Формирование духовно-нравственных и толерантных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. Работа по патриотическому и гражданственному воспитанию ведётся в течение всей смены. В форме конкретной помощи проводится социальная работа. В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия.
Программа предполагает следующее:
разрядка и восстановление (отдых, восстановление физических и психологических сил, снятие напряженности, избавление от учебных программ)
развлечения и любимые занятия
саморазвитие и самореализация (развитие творческих и физических сил)
Для оздоровления детей созданы следующие условия:
Спортивный зал;
Медицинский кабинет;
Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:
Полноценное питание детей;
Гигиена приема пищи;
Режим дня;
Рациональная организация отдыха;
Утренняя гимнастика;
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. В каждом отряде свои лидеры и активисты, отвечающие за разные направления работы: экологическое, спортивное, организаторы КТД (коллективно-творческих дел).
Результаты состязаний и конкурсов отражаются на информационной доске пришкольного оздоровительного лагеря. По итогам смены самых активных ребят награждаем грамотами и всех ценными подарками.
Критерии эффективности программы:
постановка реальных целей и планирование результата программы;
заинтересованность педагогов в реализации программы;
благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
творческое сотрудничество педагогов и детей;
желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
Предполагаемые результаты программы
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
Укрепление здоровья детей;
Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
Заинтересованность детей в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, через расширение объединений дополнительного образования;
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.
План работы лагеря
Дата проведения | День | Мероприятие |
21 марта | День первый «Открытие лагеря» | Организационное мероприятие - знакомство с ребятами, выбор командира отряда, ознакомление с режимом работы, инструктаж ТБ). Школа-детективов Поделки из бумаги и картона Веселые старты «Звонкий мяч» Правила личной гигиены. Работа по плану групп Литературный час «Великие сказочники мира», посвященный Братьям Гримм (конкурс рисунков по сказкам Бр.Гримм) |
2 ноября | День второй | «Как меня зовут?» Интеллектуальная игра "Своя игра" Поделки из бросового материала (диски, пластиковые бутылки, стаканчики и т.д.) Спортивные игры «День аборигена» Полезная и вредная пища. Работа по плану групп Утренник «Поэзия доброты», посвященный Агнии Барто (конкурс рисунков) |
3 ноября | День третий | «От шалости - до правонарушения» Турнир знатоков Фантазии из фантиков Малые Олимпийские игр Знакомимся со своим организмом. Работа по плану групп День кино (показ детских кинофильмов, викторина, беседы) |
5 ноября | День четвертый | «Этикет, или Просто хорошие манеры» Игра «Умники и Умницы» Поделки из спичек Веселые старты «Волшебная скакалка» Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Работа по плану групп Краеведческий час «Мы живем в Тигильском районе», посвящённый 90-летию ТР |
6 ноября | День пятый «Закрытие лагеря» | Личная безопасность Конкурс рисунков «Весна идет – весне дорогу!» Комический футбол Роль лекарств и витаминов. Выставка поделок Закрытие лагерной смены мини-концерт Подведение итогов по конкурсу рисунков, закрытие книжной недели (викторины, конкурсы) |