СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Дистанционного обучения по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Дистанционного обучения по биологии 9 класс»

16

Амурская область

г. Благовещенск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №16 города Благовещенска»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

протокол №1


СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР


_____________________

УТВЕРЖДАЮ

директор МАОУ

«Школа №16 города Благовещенска»





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ



9В Класс

уровень обучения__3_ год обучения 1


В неделю: 0,5 часа (Всего 17 часов в год)


Учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Введение в общую биологию и экология. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень - 14-е изд. - М. "Дрофа", 2013 г - 303 стр.


Количество часов контроля


1 полугодие

2 полугодие

Даты контроля:

Даты контроля:

Всего часов: 1

Всего часов: 1

Итого часов за год: 2

Составитель:

Учитель географии Ю.Б. Ильенкова

Высшая категория

МАОУ «Школа №16 города Благовещенска»






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения учебного предмета биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы, является логическим завершением программ, предложенных для основной школы.

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне.

  • Примерной учебной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.

  • Авторских программ: под руководством В.В. Пасечника.

За основу рабочей программы взята программа курса биологии для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев автора составителя Г.М. Пальдяевой «Биология. 5-11 классы: программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника» – М.: Дрофа, 2011. Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Программа В.В. Пасечника и созданные на ее основе учебники соблюдают строгую преемственность.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

В процессе освоения биологии предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Компетентностный подход в процессе освоения биологии обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В процессе изучения биологии предполагается развивать коммуникативную, рефлексивную, ценностно-ориентационную, социокультурную компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2014.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предполагается работа на уроках и при выполнении домашних заданий в тетради с печатной основой: Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2014.

Введены элементы информационных технологий (ИКТ) в содержание.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

        • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы:

          • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого биологическое образование призвано обеспечить:

          • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

          • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

          • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

          • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Биология» – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Являясь одним из важных компонентов образовательной области «Естествознание», биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение обучающимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучающихся.

В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Обучающиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лаборатор­ные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


Место учебного предмета в учебном плане

Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:

«Введение в общую биологию» – 70 часов, 2 часа в неделю (9 класс).

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом обучающихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

В учебном плане МАОУ «Школа №16 города Благовещенска» на 2017-2018 учебный год отведено для дистанционного изучения предмета биологии в 9 классе 17 часов (из расчета 0,5 часа в неделю).


Требования к результатам освоения курса

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы;

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состо­яния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем ор­ганов животных, растений разных отделов, животных отдель­ных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

  • понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

  • понимание необходимости здорового образа жизни;

  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;

  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра, и красоты.


2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

1. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2014.

2. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2014.

3. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 9 класс. А.И. Никишов, Н.Н. Пилипенко. – М.: Дрофа, 2014.

4. Биология. 5-11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Автор-составитель Г.М. Пальдяева. М.: «Дрофа», 2010.

5. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: тематическое и поурочное планирование. В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2008.

6. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Готовые домашние задания. В.В. Пасечник, Т.М. Ефимова, Г.Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2013.

7. Биология. Общие закономерности. 9 класс. CD. Мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. М.: Дрофа, 2008.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ

17 часов, 0,5 часа в неделю

Введение

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Демонстрация

Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • свойства живого;

  • методы исследования в биологии;

  • значение биологических знаний в современной жизни;

  • профессии, связанные с биологией;

  • уровни организации живой природы.


Раздел 1. Уровни организации живой природы

Тема 1.1. Молекулярный уровень

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Демонстрация

Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.


Тема 1.2. Клеточный уровень

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация

Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюст­рирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.


Тема 1.3. Организменный уровень

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.


Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация

Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных.

О


Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.


Тема 1.6. Биосферный уровень

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация

Модели-аппликации «Биосфера и человек».


Раздел 2. Эволюция

Тема 2.1. Основы учения об эволюции

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация

Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.


Раздел 3. Возникновение и развитие жизни

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация

Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Введение (1 час)

1

05.09


Биология – наука о жизни.

Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого

1

§1-3


2

19.09.

Углеводы. Липиды

1

§1.1-1.3

3

3.10.

Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты

1

§1.4-1.8

4

17.10.

Вирусы

1

§1.9

5

31.10.

Клеточный уровень. Ядро клетки Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

§2.1-2.4.

6

14.11.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

§2.5-2.7

7

28.11.

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК.

Трансляция.

1

§2.8-2.14

8

12.12.

Организменный уровень. Размножение организмов. Оплодотворение.

1

§3.1.-3.4

9

26.12.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.

1

§3.5-3.7

10

9.01.

Сцепленное наследование признаков.

Закон Т. Моргана

1

§3.8-3.12

11

23.01.

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

1

§3.13-3.14

12

6.02.

Популяционно-видовой уровень. Вид. Критерии вида

1

§4.1-4.3

13

27.02.

Популяции. Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз

1

§5.1-5.5

14

13.03.

Биосферный уровень

1

§6.1-6.3

15

27.03.

Основы учения об эволюции

1

§7.1-7.9

16

10.04.

Возникновение и развитие жизни

1

§8.1-8.8

17

24.04.

Основы экологии

1

§9.1-9.6



4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формы контроля:

  • тестирование

  • устный контроль


Формы организации познавательной деятельности

  • индивидуальная


Методы и приемы обучения

  • объяснительно-иллюстративный метод обучения

  • самостоятельная работа с электронным учебным пособием

  • метод эвристической беседы

  • дискусси


Требования к уровню подготовки выпускника:

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен:

Знать / понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках – значение биологических терминов; в различных источниках – необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Нормы оценивания обучающихся


Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятий и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, в обобщениях из наблюдений, опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.



Оценка выполнения тестовых заданий

Тест из 10–15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20–30 вопросов используется для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала.

  • 90 – 100 % правильных ответов – оценка «5»,

  • 76 – 89 % правильных ответов – оценка «4»,

  • 51 – 75 % правильных ответов – оценка «3»,

  • меньше 51% правильных ответов – оценка «2».


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2. Федеральный компонент государственных стандартов общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.).

3. Примерные программы основного общего образования по биологии.

4. Биология. 5-11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Автор-составитель Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2010.

5. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2014.

Тетради с печатной основой:

6. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2014.

7. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 9 класс. А.И. Никишов, Н.Н. Пилипенко. – М.: Дрофа, 2014.

Методические пособия для учителя:

8. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: тематическое и поурочное планирование. В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2008.

9. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Готовые домашние задания. В.В. Пасечник, Т.М. Ефимова, Г.Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2013.

Электронное сопровождение УМК

1. Биология. Общие закономерности. 9 класс. CD. Мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. М.: Дрофа, 2008.

2. Основы общей биологии. 9 класс. CD. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией И.Н. Пономаревой – 1С: Школа, Вентана-Граф, 2007.

3. ЭОР Единой коллекции. Биология 9 класс:

«Основы общей биологии», 9 класс, И.Н. Пономарева и др.

«Биология. Общие закономерности», 9 класс, Мамонтов С.Г., Захаров В.Б.

4. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.

5. Дидактический и раздаточный материал. Биология 9-11 классы. CD. Волгоград: Учитель, 2008.


7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Рабочее место учащегося и преподавателя должно включать: персональный компьютер со скоростным подключением к интернету, сканер, принтер, веб-камеру.

  • специализированный кабинет биологии

  • биологическая лаборатория

  • мультимедийное оборудование:

  • цифровой проектор

  • интерактивная доска

  • микроскопы

  • комплект таблиц

  • коллекции, гербарии

Программное обеспечение помимо стандартного набора должно включать интернет-браузер с поддержкой скриптов и флэш-графики, офисный пакет, набор программ Macromedia (Flash, Dreamweaver, Fireworks), Adobe Photoshop.

  • Стартовый уровень учащихся - общие учебные умения и навыки в рамках основной школы; специальные умения и навыки – первоначальные навыки работы на персональном компьютере и в сети ИНТЕРНЕТ. Стартовый уровень учащихся контролируется путем первоначального опроса и выполнения задания первого урока. Способы достижения необходимого стартового уровня учащихся – первоначальное компьютерное обучение.