СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дистанционных занятии для будущих вожатых

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта программа разработана для подготовки вожатых.

Просмотр содержимого документа
«Программа дистанционных занятии для будущих вожатых»




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дистанционная программа социально-педагогической направленности

«УМНЫЙ ДОСУГ»



Возраст обучающихся: 11-15 лет

Количество часов 18




Автор-составитель:

Ильина Светлана Федоровна








г. Димитровград 2020 г





Содержание:

1.

Пояснительная записка

стр.

2

Цель и задачи программы


3

Содержание программы



3.1 Учебный план



3.2 Содержание учебно-тематического плана 


3.

Календарный учебный график


4

Планируемые результаты


5

Условия реализации программы


6

Формы аттестации 


7

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы


8

Методические материалы


9

Список литературы



9.1. Литература для педагога



9.2. Литература для обучающихся и родителей



1. Пояснительная записка.

Данная программа создана как:

модифицированная, на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности

педагога дополнительного образования Тимофеевой Екатерины Алексеевны


Актуальность программы:

Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации свободного времени, умением содержательно и интересно проводить досуг.

Очень важно чтобы дети сами умели организовывать свой досуг. Ребята отмечают дома дни рождения, календарные праздники, отдыхают на природе и т.д. В последнее время и в школах  организация досуга обучающихся  сводится к проведению мероприятий развлекательного характера, которые не имеют нужного воспитательного влияния на развитие школьников, тем более на развитие творческое, т.к. планируются, организуются и проводятся педагогами. Т.е. дети выступают в этом процессе в основном как зрители и исполнители идей взрослых. Они не приобретают социально значимых знаний , умений, навыков по организации досуговой деятельности, навыков общения, не имеют возможности реализовать и развить свой творческий потенциал в этой области деятельности.

Очень важно понимать, что досуг – это вид деятельности, который создает реальные возможности для самопознания, самоопределения и самореализации ребенка, стимулирует развитие умений и навыков детей в познавательной и творческой деятельности, способствует социальной адаптации и активности детей.

Одним из путей решения этой проблемы может стать программа обучения детей организации досуговой деятельности по направлению социальная практика, нацеленная не только на накопление детского досуга социально значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего досуга и свободного времени своих сверстников.


Отличительные особенности программы: заключаются в применении педагогом современных технологий взаимодействия с детьми. Проведение занятий посредством интерактивных игр, в которых будут задействованы все стороны и увлечения ребенка.


Психолого-педагогические особенности:

Программа адресована обучающимся в возрасте 11-15 лет, детям с активной жизненной позицией, обладающим лидерским потенциалом, организаторскими способностями, активистам школьного самоуправления. Дети в этом возрасте проявляют творческую активность, интерес к различным видам досуговой деятельности.


Объем программы – 18 часов


Форма обучения ДИСТАНЦИОННАЯ

Формы организации образовательного процесса: групповая


  • Методы обучения практические (творческие задания, фото и видео отчеты);

  • словесные (лекции, объяснение, разъяснение, инструктаж);

  • работа с источниками (приложение «справочник вожатого»)

  • интерактивный (дистанционная игра);

  • частично-поисковый (проблемное изложение, проблемный вопрос или ситуация);

  • исследовательский (составление планов мероприятий, сценариев, игр)


Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный, репетиционный, тренировочный и др-;


Формы проведения занятий: беседа, игра, обучающий вебинар, самостоятельная работа с различными источниками информации, изучение теоретических основ путем лекций, практическое занятие


педагогические технологии - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения


Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа


Формы подведения итогов реализации программы: Формы текущего контроля приобретения навыков и умений: тестирование в письменной форме, опросы, фото и видео отчеты.


2. Цель и задачи программы.

Цель: Подготовка ребят к самостоятельной организации проектов и мероприятий, лагерей и выходов.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Познакомить детей с организаторской деятельностью

  • Изучить теоретические и практические основы данной деятельности

  • обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;

  • обучение нормативно-правовым основам организации детского отдыха;

  • обучение особенностям работы с различными группами воспитанников;

  • освоение современных педагогических методик и технологий организации деятельности

  • обучение планированию и проведению мероприятий, развивающих творческие качества детей;

Воспитательные:

  • стимулирование обучающихся к самовоспитанию личностных качеств и к самообразованию в области педагогики и психологии;

  • формирование умения работать в команде;

  • Посредством интерактивной игры раскрыть способности ребят

Развивающие:

  • Изучить примеры проведения того или иного мероприятия

  • развитие лидерских, коммуникативно-организаторских способностей обучающихся;

  • развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;

  • развитие навыков использования информационных технологий в сфере воспитания и дополнительного образования;



3. Содержание программы


Учебный план программы


п/п

занятия

Наименование раздела. Тема занятия.

Количество часов

Формы организации

Формы аттестации

(контроля)

всего

теория

практика


1

1

Введение в программу. Анкетирование учащихся.

1

1

0

Беседа, игра

Входящее тестирование

2

2-5

Коллективно – творческая деятельность.

4

2

2

Беседа, игра, самостоятельная работа с различными источниками информации, изучение теоретических основ путем лекций, практическое занятие



Опрос, творческие задания

3

6-9

Планирование мероприятий. Составление собственных сценариев.

4

1

3

Обучающий вебинар, самостоятельная работа с различными источниками информации, изучение теоретических основ путем лекций, практическое занятие



Фото(видео)отчет, опрос

4

10-12

Разработка различных форм игр и тематических дней.

3

1

2

беседа, игра, обучающий вебинар, самостоятельная работа с различными источниками информации, изучение теоретических основ путем лекций, практическое занятие



Видеоотчет, тестирование

5

13-16

Интерактивная игра «В кругу друзей».

4

0

4

Беседа, игра, обучающий вебинар, самостоятельная работа с различными источниками информации, практическое занятие



Творческие задания, фото(видео)отчеты

6

17-18

Подведение итогов.

2

1

1

Беседа, игра, практическое занятие



Тестирование, итоговая диагностика



ИТОГО

18






Содержание учебно-тематического плана

1. Введение в программу. Анкетирование учащихся.(1ч.)

2. Коллективно – творческая деятельность.(4ч.)

Теория: Понятие коллективно-творческой деятельности, методика разработки КТД.

Практика: Опрос по изученному материалу, творческие задания разных направлений.

3. Планирование мероприятий. Составление собственных сценариев.(3ч)

Теория: Изучение видов мероприятий, их целей и задач.

Практика: Разработка пробного мероприятия по заданному алгоритму с использованием интернет-ресурсов .

4. Разработка различных форм игр и тематических дней.(4ч.)

Теория: Понятие игры. Изучение видов игр и их назначения. Понятие тематического дня, их виды.

Практика: Посредством приложения «Справочник вожатого» составление собственных игр. На примере существующих тематических дней, разработка собственного.

5. Интерактивная игра «В кругу друзей».(4ч)

Теория: Объяснение правил игры Инструктаж по игре.

Практика: Участие в интерактивной игре «В кругу друзей», выполнение творческих, интеллектуальных и командных заданий.

6. Подведение итогов (2ч.)

Теория: Объявление итогов игры.

Практика: Коллективная «свечка», с подведением итогов пройденного материала, заключительное тестирование.



Календарный учебный график


п/п

число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля
































































































































Планируемые результаты.

  • Овладение основными компетенциями в области культурно-досуговой деятельности.

  • Овладение практическими навыками организации, подготовки и проведения культурно-массового мероприятия.

  • Овладение навыками разработки и реализации досуговых программ.

По окончании обучения по программе «Умный досуг» обучающиеся должны знать и уметь:

Знать

Уметь

- знать особенности возрастного периода младшего, среднего и старшего школьного возрастов;

- знать виды мероприятий и основы их проведения

- знать виды игр, из особенности и методику проведения

- знать педагогические основы временно сформированного детского коллектива;

- знать алгоритм составления сценариев и мероприятий

- знать методики коллективно-творческих дел;

- знать педагогические возможности и правильно их применять.

- уметь проводить диагностику (индивидуальных особенностей личности и уровня развития коллектива);

- уметь проектировать (коллективную и индивидуальную работу с детьми в отряде и собственную педагогическую деятельность);

- уметь конструировать (творческие воспитательные дела);

- уметь организовывать (жизнедеятельность отряда, работу группы и собственную деятельность);

- уметь применять коммуникативные навыки (взаимодействие с детьми, осуществление индивидуального подхода к ребенку);

- уметь применять аналитико-рефлексивные навыки (анализ педагогических ситуаций, анализ собственной деятельности);

- Уметь грамотно составлять мероприятия и сценарии





Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение:

Рабочее место учащегося и педагога должно быть оборудовано компьютером и компьютерной периферией: веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками, сканером, принтером. 

На компьютерах должно быть установлено программное обеспечение необходимое для осуществления обучения: 

— общего назначения (антивирус, архиватор, «офисный» пакет, графический, видео-, звуковой редактор); 

— учебного назначения (в соответствии с изучаемыми курсами). 

Должен быть обеспечен доступ учащихся и педагога к ресурсам системы дистанционного обучения через сеть Интернет на скорости не ниже 512 Кбит/с. Для образовательной организации, на базе которой осуществляется обучение, должен быть обеспечен порт доступа в сеть Интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с. 

Методическое обеспечение:

- методические материалы для проведения теоретических занятий;

- методические разработки занятий;

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

При реализации программы используются современные концепции образования и воспитания, а также технологии: личностно ориентированного образования, игровые технологии, педагогику сотрудничества, методику коллективных творческих дел.

При организации совместной деятельности педагога и обучающихся наиболее эффективны следующие методы:

метод состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает творчество);

метод равноправного духовного контакта (отношения между детьми и взрослым построены на гуманизме и доверии);

метод воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации для самореализации, успешности детей);

метод конференции (совместный анализ проделанных работ);

метод консультации (разъяснение вопросов, ситуаций);

метод анализа творческой деятельности;

метод импровизации – это метод, идущий от «Я»;

метод театрализации – дает пищу для выдумки, возможность много нового;

метод игры – помогает осваивать мир взрослых, подпитывает ребячью фантазию;

метод конкурсности – сочетание средств, вызывающих желание проверить себя, свой подход к творческой задаче, превзойти других в оригинальности, смелости решения;

метод тренинг общения (разминка, упражнения, итоговая рефлексия; особая форма расположения участников и позиция ведущего);

групповая проблемная работа (создание проблемной ситуации, постановка задач);

диалог «педагог – воспитанник»;

метод успешности (моделирование ситуаций успешности, поощрение обучающихся);

метод изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, социологические исследования, анкетирование);

метод воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение, подражание, пример, внушение, погружение);

Формы аттестации

Программа «Умный досуг» предполагает следующие формы аттестаций:

Форма аттестации

Оценочные материалы

Входящее анкетирование

ФИО, возраст ребенка(для построения грамотной работы), выявление навыков и интересов, ожидаемых результатов

Фото(видео)отчеты

Творческие задания оцениваются путем фото или видео отчетов от учащихся

Тестирования

Вопросы в тестовой форме

Опрос

Устный опрос по пройденному материалу

Интерактивная игра

Предполагает под собой накопление баллов


Методы отслеживания (диагностики) успешности


Оценочные материалы к программе

Тема

Название диагностического материала

Ссылка на источник

Введение в программу. Анкетирование учащихся.

«Теория организаторства» (лекция)

https://moeobrazovanie.ru/professions_organizator_dosuga.html

Анкета приложение 1

Коллективно – творческая деятельность.

Лекция «Методика орг. КТД»

Тестирование по теме

https://summercamp.ru/Методика_организации_коллективного_творческого_дела_(КТД)

https://infourok.ru/test-po-mdk-metodika-organizacii-dosugovih-meropriyatiy-2418651.html

Планирование мероприятий. Составление собственных сценариев.

Лекция «Методика планирования»

Алгоритмы составления МП

https://vuzlit.ru/921888/metody_planirovaniya

https://infourok.ru/statya-algoritm-organizacii-i-provedeniya-massovogo-meropriyatiya-814108.html

Разработка различных форм игр и тематических дней.

Тема «Виды игр»

Практические задания по играм

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/03/25/igra-vidy-igr

Приложение на андроид «Справочник вожатого»

Интерактивная игра «В кругу друзей».

Проведение игры по готовому сценарию

Сценарий игры в приложении 2




Список литературы


Литература для педагога

  1. Акимов Н.П. Театральное наследие. Кн. 1. Об искусстве театра. Театральный художник.– Л.: Искусство, 2012.– 295 с.

  2. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей.  –   2004. - № 4, 6.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 2010.

  4. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. М., АСТ-Пресс, 2015.

  5. Григоренко Ю.Н. «Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере». – Педагогическое общество России, Москва 2003г.

  6. Григоренко Ю.Н., У.Ю. Кострецова. «Кипарис-2». – Педагогическое общество России, Москва, 2000г.

  7. Зайцева О.В. «На досуге», - Ярославль «Академия развития», 1997г.

  8. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 2008.

  9. Карпов М.В. Уроки сценического движения. М., ГИТИС. 2011.

  10. Лузина Л.М., Степанов Е.Н., Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  11. Торгашов В.Н. «В эфире новости» - Педагогическое общество России, Москва, 2001г.

  12. Шмаков С.А. «Досуг школьника» - Липецк, 1991г.

  13. Шмаков С.А. «Каникулы». Прикладная энциклопедия. Москва. «Новая школа», 1994г.


Литература для учащихся и родителей

  1. Акимов Н.П. Театральное наследие. Кн. 1. Об искусстве театра. Театральный художник.– Л.: Искусство, 2012.– 295 с.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 2010.

  3. Зайцева О.В. «На досуге», - Ярославль «Академия развития», 1997г.

  4. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 2008.

  5. Карпов М.В. Уроки сценического движения. М., ГИТИС. 2011.

  6. Торгашов В.Н. «В эфире новости» - Педагогическое общество России, Москва, 2001г.

  7. Шмаков С.А. «Досуг школьника» - Липецк, 1991г.

  8. Шмаков С.А. «Каникулы». Прикладная энциклопедия. Москва. «Новая школа», 1994г.