МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя школа № 66» |
Согласована УТВЕРЖДЕНА
« » августа 2019г. приказом по школе № 03-03/
Заместитель директора по УР_________________ от « » августа 2019г.
Е.В.Золоторева Директор школы____________
С.Б.Чернецова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обязательных занятий
коррекционной направленности
для 8 В класса
«Психологический практикум»
на 2019 – 2020 учебный год
Педагог- психолог
Кустикова Ю.А.
г. Ярославль, 2019г
Пояснительная записка
В подростковый период у учащихся активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности. Нынешние подростки живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение, часто повторяет увиденное на телеэкране. Родителям не хватает времени даже просто побеседовать с ребенком. Многим детям трудно становится взаимодействовать со сверстниками, взрослыми. Особенно такие трудности испытывают, дети, с ограниченными возможностями здоровья. Без необходимой коррекционной работы у таких ребят от года к году назревает разрыв в отставании от уровня умственных и коммуникативных возможностей его хорошо успевающих сверстников.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится либо в малой группе, либо индивидуально. Коррекционная малая группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Психокоррекционный процесс рассчитан на 2 часа в неделю в течении 34 учебных недель.
В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1 ЭТАП: Диагностический
В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ОВЗ, уровень включенности в общегрупповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом. Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционноразвивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.
2 ЭТАП: Коррекционный:
Данный этап включает в себя следующие задачи:
формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
повышение социального статуса ребенка в коллективе;
развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;.
Развитие представлений о дальнейшем самоопределении и профопределении.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3 ЭТАП: Диагностический
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
4 ЭТАП: Прогностический.
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.
ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
ЗАДАЧИ:
развитие познавательной активности учащихся,
формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;
устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
психологическая коррекция поведения ребёнка - социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:
Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
развитие познавательной активности детей;
развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
психокоррекция поведения ребенка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Тематическое планирование курса «Психологический практикум»
Раздел | Количество часов |
Раздел 1. Исследования учащихся | 6 часов |
Раздел. 2 Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир" | 9 часов |
Раздел 3. Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других" | 10 часов |
Раздел 4. Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений "Среди людей" | 19 часов |
Раздел 5. Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение» | 10 часов |
Раздел 6 Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть собой» | 8 часов |
Раздел 7. Повторное исследование учащихся | 6 часов |
Итого | 68 часов |
Календарно- тематическое планирование курса «Психологический практикум»
№ | Содержание | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Исследования учащихся |
1-2 | Комплексная методика определения уровня интеллектуального развития (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты) | | |
| |
3 | Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности,) | | |
4 | Методика:"Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) | | |
5-6 | Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие) | | |
| |
Раздел 2. Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир" |
7-8 | "Коррекция и развитие внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов". | | |
| |
9-10-11 | "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий" | | |
| |
| |
12-13-14 | "Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания" | | |
| | |
| | |
15 | "Коррекция и развитие восприятия". | | |
Раздел 3. Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других" |
16-17 | "Я - это я! Знаю ли я себя" | | |
| |
18-19 | "Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? 2 | | |
| |
20 | "Я и Ты. Чем мы похожи". | | |
21 | "Кто твой настоящий друг" | | |
22-23 | " Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции | | |
| |
24-25 | «Поведение и культура» | | |
| |
Раздел 4. Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений "Среди людей" |
26-27-28 | Освоение приёмов активного общения "Я и другие" | | |
| |
| |
29 | Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" | | |
30 | Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю" | | |
31-32-33 | Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" | | |
| |
| |
34 | Устранение барьеров общения "Я + Ты" | | |
35 | "Стили общения" | | |
32 | Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешественники» | | |
36-37-38-39 | "Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения. | | |
| |
| |
| |
40-41 | Структура общения и его виды | | |
| |
42-43 | Вербальное и невербальное общение. | | |
| |
Раздел 5. Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение» |
44-45 | Волшебный мир профессий. Классификация профессий. | | |
| |
46-47 | Ошибки в выборе профессий | | |
| |
48-49-50 | Мои профессиональные интересы и склонности. Учет медицинских противопоказаний при выборе профессии. | | |
| |
| |
51 | Пути получении профессии | | |
52-53 | Портрет подходящей профессии | | |
Раздел 6 Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть собой» |
54-55 | Что такое стресс. Способы помощи в стрессовых ситуациях | | |
56-57 | Отработка навыков саморегуляции и самоконтроля кинезиологическими методами. | | |
58 | Как подготовиться к итоговой контрольной работе или экзамену. | | |
59-60 | Отработка навыков неконфликтного поведения. | | |
61 | Обобщающее занятие. « Карта моей будущей жизни» | | |
Раздел 7. Повторное исследование учащихся |
62-63 | Комплексная методика определения уровня интеллектуального развития (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты) | | |
64 | Методика:"Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) | | |
65-66 | Методика: Климова ДДО, тест «Карта интересов», анкета «Готовность к выбору профессии» (Профнаправленность) | | |
67-68 | Тест Айзенка, Методика Т. Лири (особенности характера и теперамента). Подведение итогов курса. | | |
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
(по четвертям и итогам года)
Параметры | Учебный период |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
| Кол-во часов | % |
Кол-во часов по программе | | | | | | |
Проведено фактически | | | | | | |
Разница в часах | | | | | | |
Причины | | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Выполнение программы | | | | | | |
Дата заполнения | | | | | | |
Подпись учителя | | | | | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
технические средства;
доска;
расходные материалы: картон, фломастеры, цветные карандаши, ватман, альбом для рисования, краски и т.д.
дидактические пособия для проведения занятий (специализированная литература, бланки для заполнения при выполнении заданий).
Методическое обеспечение программы:
Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков школьников. Пособие для учителей, школьных психологов и родителей. – Обнинск: Принтер, 1993. – 20с.
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников – М., 2007.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 .
Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М., 1995.
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.
Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 .
Комплексное сопровождение и коррекция развития детей сирот: социально-эмоциональные проблемы./ Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000.
Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4 – 6 классов. Киев., 1994.
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 .
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.
Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.