СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для 8 СКК "Психологический практикум"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа для 8 СКК "Психологический практикум"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа № 66»


Согласована УТВЕРЖДЕНА

« » августа 2019г. приказом по школе № 03-03/

Заместитель директора по УР_________________ от « » августа 2019г.

Е.В.Золоторева Директор школы____________

С.Б.Чернецова












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обязательных занятий

коррекционной направленности

для 8 В класса

«Психологический практикум»


на 2019 – 2020 учебный год




Педагог- психолог

Кустикова Ю.А.







г. Ярославль, 2019г

Пояснительная записка

В подростковый период у учащихся активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности. Нынешние подростки живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение, часто повторяет увиденное на телеэкране. Родителям не хватает времени даже просто побеседовать с ребенком. Многим детям трудно становится взаимодействовать со сверстниками, взрослыми. Особенно такие трудности испытывают, дети, с ограниченными возможностями здоровья. Без необходимой коррекционной работы у таких ребят от года к году назревает разрыв в отставании от уровня умственных и коммуникативных возможностей его хорошо успевающих сверстников.

Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится либо в малой группе, либо индивидуально. Коррекционная малая группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

Психокоррекционный процесс рассчитан на 2 часа в неделю в течении 34 учебных недель.

В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1 ЭТАП: Диагностический

В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ОВЗ, уровень включенности в общегрупповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом. Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционноразвивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

2 ЭТАП: Коррекционный:

Данный этап включает в себя следующие задачи:

  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;

  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;.

  • Развитие представлений о дальнейшем самоопределении и профопределении.


Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

  • Когнитивный блок:

Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

  • Эмоциональный блок:

Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.

  • Поведенческий блок:

Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

3 ЭТАП: Диагностический

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.

Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

4 ЭТАП: Прогностический.

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.

ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

ЗАДАЧИ:

  • развитие познавательной активности учащихся,

  • формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

  • формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  • формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;

  • устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

  • психологическая коррекция поведения ребёнка - социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.


ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

  • Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.

  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • развитие познавательной активности детей;

  • развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

  • психокоррекция поведения ребенка;

  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.


Тематическое планирование курса «Психологический практикум»

Раздел

Количество часов

Раздел 1. Исследования учащихся

6 часов

Раздел. 2 Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"

9 часов

Раздел 3. Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других"

10 часов

Раздел 4. Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений "Среди людей"

19 часов

Раздел 5. Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение»

10 часов

Раздел 6 Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть собой»

8 часов

Раздел 7. Повторное исследование учащихся

6 часов

Итого

68 часов


Календарно- тематическое планирование курса «Психологический практикум»

Содержание

Дата

План

Факт

Раздел 1. Исследования учащихся

1-2

Комплексная методика определения уровня интеллектуального развития (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)





3

Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности,)



4

Методика:"Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)



5-6

Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)





Раздел 2. Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"

7-8

"Коррекция и развитие внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов".





9-10-11

"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"







12-13-14

"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания"









15

"Коррекция и развитие восприятия".



Раздел 3. Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других"

16-17

"Я - это я! Знаю ли я себя"





18-19

"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? 2





20

"Я и Ты. Чем мы похожи".



21

"Кто твой настоящий друг"



22-23

" Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции





24-25

«Поведение и культура»





Раздел 4. Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений "Среди людей"

26-27-28

Освоение приёмов активного общения "Я и другие"







29

Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"



30

Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"



31-32-33

Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"







34

Устранение барьеров общения "Я + Ты"



35

"Стили общения"



32

Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешественники»



36-37-38-39

"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.









40-41

Структура общения и его виды





42-43

Вербальное и невербальное общение.





Раздел 5. Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение»

44-45

Волшебный мир профессий. Классификация профессий.





46-47

Ошибки в выборе профессий





48-49-50

Мои профессиональные интересы и склонности. Учет медицинских противопоказаний при выборе профессии.







51

Пути получении профессии



52-53

Портрет подходящей профессии



Раздел 6 Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть собой»

54-55

Что такое стресс. Способы помощи в стрессовых ситуациях



56-57

Отработка навыков саморегуляции и самоконтроля кинезиологическими методами.



58

Как подготовиться к итоговой контрольной работе или экзамену.



59-60

Отработка навыков неконфликтного поведения.



61

Обобщающее занятие. « Карта моей будущей жизни»



Раздел 7. Повторное исследование учащихся

62-63

Комплексная методика определения уровня интеллектуального развития (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)



64

Методика:"Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)



65-66

Методика: Климова ДДО, тест «Карта интересов», анкета «Готовность к выбору профессии» (Профнаправленность)



67-68

Тест Айзенка, Методика Т. Лири (особенности характера и теперамента).

Подведение итогов курса.
























АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

(по четвертям и итогам года)


Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный

год


Кол-во часов

%

Кол-во часов по программе







Проведено фактически







Разница в часах







Причины





































Выполнение программы







Дата заполнения







Подпись учителя


























Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • технические средства;

  • доска;

  • расходные материалы: картон, фломастеры, цветные карандаши, ватман, альбом для рисования, краски и т.д.

  • дидактические пособия для проведения занятий (специализированная литература, бланки для заполнения при выполнении заданий).


Методическое обеспечение программы:

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков школьников. Пособие для учителей, школьных психологов и родителей. – Обнинск: Принтер, 1993. – 20с.

  2. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников – М., 2007.

  3. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 .

  4. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.

  5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М., 1995.

  6. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).

  7. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.

  8. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 .

  9. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей сирот: социально-эмоциональные проблемы./ Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000.

  10. Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4 – 6 классов. Киев., 1994.

  11. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 .

  12. Практикум по психологическим играм  с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)

  13. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.

  14. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа  с детьми  с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.  – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.

  15. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.