СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДО "Путь в профессию"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа курса по профориентации 

Просмотр содержимого документа
«Программа ДО "Путь в профессию"»

Муниципальное казенное учреждение

«Управление по образованию Таловского муниципального раона»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

1-Абрамовская средняя общеобразовательная школа»




«Рассмотрено»

На заседании

педагогического совета

протокол № от

__________________2022

«Утверждено»

Директор МКОУ 1-Абрамовской СОШ

___________________(Костина Т.В.)

Приказ № от ________2022г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Путь в профессию»


Направленность:  социально-гуманитарная

Вид программы: модифицированная

Уровень реализации программы: ознакомительный

Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 13 до 16 лет

Срок реализации программы:  1 полугодие

Общее количество часов: 16 часов

Разработчик: учитель географии МКОУ 1-Абрамовская СОШ

Панарина Надежда Дмитриевна

Реализацию программы осуществляет:

учитель географии МКОУ 1-Абрамовская СОШ

Панарина Надежда Дмитриевна

п. Абрамовка, Воронежской области 2022 г

Пояснительная записка


Актуальность. В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Еще не повзрослев, и не став самостоятельным, не имея достаточного жизненного опыта принятий решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Поэтому очень важно подростку иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

К тому же, экономическая ситуация в нашей стране способствует более интенсивному перераспределению специалистов из одной области в другую. О множестве новых профессий молодежь практически не имеет информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что требует от современного человека умения быстро перестроиться, быть мобильным, если надо – поменять специальность, предприятие, должность. В наше время надо иметь представление о профессиональных учебных заведениях, чтобы быть готовым к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.

Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее сложным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст – время, когда человеку принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути. Как выбирать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни?

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Структура программы соответствует нормативно-правовой документации в системе дополнительного образования:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.9);

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р об утверждении Концепцию развития дополнительного образования детей;

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПин 2.4.4.31 74-14 (Постановление от 04.07.2014 г.);

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.15г.);

6. Постановление Правительства Воронежской области от 26.12.2018 года №1201 «О введении на территории Воронежской области механизма персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей».

7. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14 октября 2015 года № 1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».

8. Программа предпрофильной подготовки «Карьерист» Муралова Т.Н., Бабурина Н.Ш.

Режим занятий. Программа по содержательной, тематической направленности является социально-гуманитарная; по форме организации – кружковой (т.е. предназначенной для работы в детском объединении); по времени реализации – краткосрочной (1 четверть); в соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на 9 часов. Периодичность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (продолжительность занятия - 45 минут).

В случае введения чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа может быть реализована с применением электронных средств и дистанционных образовательных технологий.

При переходе на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в образовательном процессе возможно изменение расписания занятий и содержания календарно-тематического плана.

Срок реализации программы. Продолжительность образовательного процесса:

- количество недель – 9;

- количество месяцев – 2;

Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 13 до 16 лет

Психофизиологические особенности среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст (подростковый возрастохватывает детей в возрасте от 13 до 16 лет (VIII—IX классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые ко­сти верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту по­звонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмер­ные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжаю­щегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регули­рующих и координирующих различные функции сердца и сосудов.

В период полового созревания у подростков отмечается наи­более высокий темп развития дыхательной системы. Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. Подростки меньше, чем взрослые, способны задержи­вать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кисло­родом.

Подростковый возраст — это период продолжающегося двига­тельного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способнос­ти и выносли­вость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового со­зревания девочек и мальчиков. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм вос­питания.

           Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие занятия, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
           Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
            Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
           Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие занятия и мероприятия, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим их организовывать, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. 
            У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с педагогами. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.
           В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Проблемы ребенка необходимо решать наедине с ним.

Формы работы:  лекция, беседа, дискуссия, игра, диагностика, индивидуальная работа, тренинг, практикум, профконсультация, творческая работа.

Цель программы: является оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.

Задачи :

Образовательные:

- сформировать у обучающихся представления о понятиях: профессия, карьера, рынок труда;

- привить школьникам умения и навыки поисковой деятельности: обучить систематизации собранного материала, оформлению его;

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями;

Развивающие:

- развить коммуникативные навыки и умения в процессе общения, навыки работы в группах, координирования деятельности;

- развить умение анализировать и делать самоанализ;

- расширить кругозор обучающихся.

Воспитательные:

- пробудить интерес к профессиональной деятельности;

- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками, родителями, сотрудниками различных структур;

- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Новизна программы: Профессиональная ориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т. е. в выборе профессии, наиболее отвечающая индивидуальным особенностям, склонностям и способностям, соответствующая потребностям и возможностям человека, а так же запросам рынка труда. Данная программа поможет учащимся решить проблему профессионального выбора..


Календарный учебный график


Дополнительная

общеразвивающая программа

Часов

в неделю

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

«Путь в профессию»

1

4

5

3

4






16




Учебно-тематический план


п/п

Название тем

Теория

Прак-тика

Общее кол-во часов

1

«Я и мои возможности»

1

1

2

2

«Я и мир профессий»

1

2

3

3

Пути получения профессии.

4

1

5

4

Современный рынок труда.

5

1

6

Итого

11

5

16

Содержание тем по программе

п/п

Название тем

Содержание занятий

Общее кол-во часов

1

«Я и мои возможности»

Теория: знакомство с целью и задачами курса, с содержанием и спецификой занятий.

Практика: умение использовать СМИ, Интернет и другие каналы для получения информации.

2

2

«Я и мир профессий»

Теория: знакомство с многообразием профессий, их квалификацией, особенностями и требованиям профессионального труда в различных сферах деятельности.

Практика: Работа с опросником планирования профессионального пути, разработанным Е.А. Климовым. Профпробы.

3

3



Пути получения профессии.

Теория: знакомство с системой профессионального образования.

Практика: Учащиеся совершат виртуальное путеществие по учебным заведениям Воронежа и области

5



4


Современный рынок труда.

Теория: учащиеся познакомятся с наиболее востребованными профессиями на рынке труда. Получат знания о правилах приема на работу, познакомятся с понятиями «испытательный срок», «адаптация».

Практика: Учащиеся учатся писать резю.ме.



6





Планируемые результаты

Личностные:

- имеют устойчивый интерес к профессиональной деятельности;

- испытывают уважение к трудовой деятельности других людей.

Метапредметные:

-владеют навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в коллективе под руководством педагога;

-умеют сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;

-обсуждают и анализируют собственную деятельность и работу других обучающихся с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его достижения;

-умеют работать современными средствами информации;

Предметные результаты

Учащиеся будут знать:

-об устройстве и основных принципах функционирования рынка труда и специфике рыночных отношений в трудовой сфере;

-о профессиях, учебных и рабочих местах, о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии и планирования карьеры, способах поиска работы и трудоустройства,

Учащиеся будут уметь:

-применять навыки поиска информации, анализа ситуаций, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу;

- самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь.

Материально-техническое обеспечение:

- Компьютер

- проектор

- принтер.

Учебно-информационное обеспечение:

- календарно-тематический план;

- конспект занятий;

- методическая литература;

- пособия с разными типами тестов по профориентации.

Кадровое обеспечение:

Осуществляется учителем географии первой квалификационной категории , имеющим высшее педагогическое образование (ВГУ, преподаватель географии, 1996г.)

Формы аттестации

Подведение итогов очень важный этап работы, так как он обеспечивает формирование у обучающихся представления о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Подведение итогов проводится в течение всего курса (выступление учащихся с сообщениями). Итоговый контроль проводится на последнем занятии в форме викторины.

Список литературы:

1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология

успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.

2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В.,

Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на

рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. -

Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.

3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-

Петербург: Речь, 2006. – 236 с.

4. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое

пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Академический

проект Фонд «Мир», 2006.

Список литературы для учащихся::

1 Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. -Спб, 2008.

2.Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. -Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.

3.Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. -Санкт-Петербург: Речь, 2006. –236 с

4.Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее...Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. -М.: Генезис, 2012

5.Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. -Спб, 2006.

6. Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. -Москва, 2008.

7. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. –Спб.-2006.


Список интернет ресурсов:

1 Атлас новых профессий http://atlas100.ru/.

2 Уроки профориентации https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html.

3 Проектория https://proektoria.online/forum.

4 Учеба.ру. Профессии https://www.ucheba.ru/prof.

















Приложение№1

к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Путь в профессию»


Итоговое занятие «Моя будущая профессия».

1 «Угадай профессию», по нескольким словам угадать задуманную профессию.

• Кошка, шприц, лекарства. (Ветеринар.)

• Зеркало, ножницы, расческа. (Парикмахер.)

• Набор игл, нитки, ткань. (Швея.)

• Стопка ученических тетрадей, указка, классный журнал. (Учитель.)

• Прилавок, продукты, цена. (Продавец,)

• Двор, метла, урна. (Дворник.)

• Самолет, штурвал, команда. (Летчик.)

• Водопроводный кран, гаечный ключ, труба. (Слесарь-сантехник.)

• Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)

• Фотоаппарат, пленка, квитанция. (Фотограф.)

• Комбайн, поле, зерно. (Комбайнер.)

• Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)

• Трамвай, деньги, билет. (Кондуктор.)

• Книга, формуляр, читатель. (Библиотекарь.)

№2 «Детектив».
- Что вы знаете о профессии «Детектив»?
Детективы - люди, занимающиеся расследованием преступлений (в полиции или частным образом), сыщики.
Детектив – это человек, который может по одной маленькой зацепке восстановить облик преступника, картину событий.
В обязанности детектива входит сбор улик и предоставление их судебным органам.
Задание: Вы должны провести расследование и установить, какой профессии разыскивается человек

1.человек этой профессии работает в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку люди этой профессии меняют друг друга (утро, обед)
Организует время препровождения детей: игры, прогулки, другие мероприятия в соответствии с режимом дня.
Следит за безопасностью жизни ребёнка. (Воспитатель Детского сада)

2.Этому человеку специальное образование для работы не требуется. Работа посменная, время зависит от работы заведения. Бывают и ночные смены. Работа связана с физическими нагрузками, потому как вся смена на ногах. Должен знать названия блюд и напитков. Разбираться в рецептуре, должен быть готов рассказать об их составе и вкусе. Принимает заказы посетителей, разносит блюда напитки, убирает посуду, получает расчет с клиентов. (Официант)

3. Его профессионализм заключается, прежде всего, в умении сделать рассказ интересным, увлечь им слушателей. Работает в музее, также и в автобусах, поездах. Знакомит туристов с достопримечательностями городов. Ему требуется хорошее здоровье и физическая выносливость, ведь иногда приходится целый день быть на ногах, преодолевать большие расстояния.
( Экскурсовод)

4.Что за профессия? Человек этой профессии должен на глаз и на ощупь определить качество и степень готовности изделий. Нужна хорошая память, чтобы помнить, какого цвета и формы должны быть изделия. Ему необходимо развитое обоняние и вкусовая чувствительность. Выполняет различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий. (Пекарь)

А теперь ответьте: «Правда ли?»

• Что пекарь доит корову?

• Что таксист перевозит людей?

• Что кочегар топит печь?

• Что свинарка лечит поросят?

• Что маляр красит стены?

• Что кондуктор продает билеты?

• Что стюардесса стрижет волосы?

• Что слесарь-сантехник чинит краны?

• Что клоун работает в бане?

• Что модель демонстрирует одежду?

• Что кондитер печет торты и пирожные?

• Что бухгалтер выполняет рисунки?

• Что библиотекарь разносит почту?

• Что садовод ухаживает за садом?

• Что милиционер ловит бандитов?

• Что столяр делает мебель?

• Что пчеловод разводит кроликов?

• Что хлебороб растит хлеб?

• Что фермер производит продукты сельского хозяйства на своем личном участке?

4 «Кто так говорит?»

- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:

«Кому добавки?» (повар).

«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).

«Большое спасибо за покупку» (продавец).

«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).

«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).

«Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).

«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).

- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения

5 Продолжи строчку «У каждого дела запах особый»

В булочной пахнет тестом и … (сдобой),

Мимо столярной идёшь мастерской –

Стружкою пахнет и свежей … (доской).

Пахнет маляр скипидаром и …(краской),

Пахнет стекольщик оконной … (замазкой).

Куртка шофёра пахнет … (бензином).

Блуза рабочего – маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - … (лекарством) приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за … (плугом).

Рыбой и морем пахнет … (рыбак).

Только безделье не пахнет никак.