СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДО  «Театралы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  «Театралы» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  образования.

Отличительной особенностью данной программы  является синтез типовых образовательных программ по всеобщему  и специальному театральному образованию  и современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Программа ДО  «Театралы»»





Дополнительная общеразвивающая программа

« Театралы»

общекультурное (художественно-эстетическое) направление

Возраст учащихся 10-15 лет

Срок реализации -1 год.




Составитель: Н.Д.Новикова

педагог дополнительного образования
















Содержание.

1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы.

1.3. Оценочные материалы.

2. Содержательный раздел.

2.1. Рабочая программа учебного раздела «Театральная игра».

2.2. Рабочая программа учебного раздела «Ритмопластика».

2.3. Рабочая программа учебного раздела «Культура и техника речи»

2.4 . Рабочая программа учебного раздела «Основы театральной культуры».

2.5. . Рабочая программа учебного раздела «Работа над спектаклем».

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план.

3.2. Календарный график.

3.3. Организационно-педагогические условия реализации программы

4. Методические материалы



  1. Целевой раздел

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа «Театралы» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Программа рассчитана для учащихся 5-9 класса, на 1 год обучения.

На реализацию театрального курса «Театралы» отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 45 минут в соответствии с нормами СанПина.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.


Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Программа включает следующие разделы:

  1. Театральная игра

  2. Культура и техника речи

  3. Ритмопластика

  4. Основы театральной культуры

  5. Работа над спектаклем, показ спектакля

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,

  • конкурсы,

  • викторины,

  • беседы,

  • спектакли

  • праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Алгоритм работы над пьесой.

  • Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

  • Репетиция всей пьесы целиком.

  • Премьера.


1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

  • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


1.3. Оценочные материалы

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Критерии оценок промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация проходит в форме выступления, где за короткий промежуток времени можно проверить усвоение значительного объема фактического материала.

Результат промежуточной аттестации фиксируется в журнале: буква «З»-зачет, «НЗ» - незачёт. Незачет получает учащийся выполнивший менее половины заданий итогового выступления.





  1. Содержательный раздел


2.1 Рабочая программа учебного раздела «Театральная игра» ( 6 часов)

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

1.Здравствуй, театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Знакомство с театрами крупных городов России (презентация)

  1. Театральная игра

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

  1. Репетиция постановки

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка».

  1. В мире пословиц.

Разучивание пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

Учебно-тематическое планирование учебного раздела «Театральная игра»

п/п

Тематика занятий

Содержание

1

Вводное занятие.

Знакомство ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.


2

Здравствуй, театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами крупных городов России (презентация)

3

Театральная игра

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

4-5

Репетиция постановки

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка».

6

В мире пословиц

Разучивание пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»


2.2 Рабочая программа учебного раздела «Ритмопластика» (3 часа)

Содержание



1.Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).

Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.

2 Пластические игры и упражнения

Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

3 Создание образов животных с помощью выразительных пластических движений.

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию

Учебно-тематическое планирование учебного раздела «Ритмопластика»

п/п

Тематика занятий

Содержание

1

Упражнения на развитие дикции

Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.


2

Пластические игры и упражнения

комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».


3

Создание образов животных с помощью выразительных пластических движений.

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию


2.3 Рабочая программа учебного раздела «Культура и техника речи» ( 6 часов).

Содержание


  1. Кукольный театр.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

  1. Театральная азбука.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

  1. Инсценирование мультсказок по книге «Лучшие мультики малышам»

Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. Работа над дикцией и выразительностью


Учебно-тематическое планирование учебного раздела «Культура и техника речи»

п/п

Тематика занятий

Содержание

1-2

Кукольный театр.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.


3

Театральная азбука.


Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

4

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

5-6

Инсценирование мультсказок

по книге «Лучшие мультики малышам»

Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. Работа над дикцией и выразительностью



2.4 Рабочая программа учебного раздела « Основы театральной культуры». (3 часа)

Содержание

  1. Театральная игра

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом

  1. Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Музыкальные пластические игры и упражнения

  1. Правила поведения в театре

Познакомить детей с правилами поведения в театре. Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке.

Учебно-тематическое планирование учебного раздела «Основы театральной культуры»

п/п

Тематика занятий

Содержание

1

Театральная игра


Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

2

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

3

Правила поведения в театре

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему



2.5 Рабочая программа учебного раздела «Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)» (16 часов)

Содержание


  1. Инсценирование народных сказок о животных.

Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

  1. Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Конкурс на лучшего чтеца

  1. Театральная игра

Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы

  1. Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

  1. Культура и техника речи. Инсценирование постановки

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

  1. Инсценирование постановки

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ . «Капустник» - показ любимых инсценировок


Учебно-тематическое планирование учебного раздела «Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)»

п/п

Тематика занятий

Содержание

1-3

Инсценирование народных сказок о животных.


Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

4-6

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Конкурс на лучшего чтеца

7-8

Театральная игра

Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

9-11

Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

12

Культура и техника речи

Инсценирование постановки

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

13-15

Инсценирование постановки

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ


16

Заключительное занятие

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. «Капустник» - показ любимых инсценировок


.


3.Организационный раздел


3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование учебных модулей

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего часов

Формы промежуточной аттестации

1.



Театральная игра


2

4

6



2

Культура и техника речи

1

5

6


3

Ритмопластика

1

2

3


4

Основы театральной культуры

1

2

3


5


Работа над спектаклем, показ спектакля

1

15

16

Промежуточная итоговая аттестация ( показ спектакля)


Итого



34

























3.2 Календарный учебный график


Месяцы обучения

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

Недели обучения

1

2

3

4

1

2

3

4

2

3

4

5

1

2

3

4

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

Контроль\

аттестация

1

1

1

1

1

1

1

1111

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Месяцы обучения

АПРЕЛЬ

МАЙ

Всего количество часов



Недели обучения

1

2

3

4

1

2

3

4

34












Контроль\

аттестация

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
























Условные обозначения:


промежуточная аттестация

ведение занятий по расписанию

каникулярный период

1


общая нагрузка часов в неделю





    1. Организационно-педагогические условия реализации программы

Кадровое обеспечение:

педагог дополнительного образования.

Материально-техническое обеспечение

  • Музыкальный центр;

  • музыкальная фонотека;

  • аудио и видео кассеты;

  • СД– диски;

  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

  • элементы костюмов для создания образов;

  • пальчиковые куклы;

  • сценический грим;

  • видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

  • Электронные презентации «Правила поведения в театре»

«Виды театрального искусства»

  • Сценарии сказок, пьес, детские книги.


  1. Методические материалы


·         Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб. пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. I

·         Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб. пособ. для студ. высших пед. учеб.заведений. М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. II

·        Артюхов М., Илларионов В. Школа театральной культуры. / Учитель №4, 1999..

·     ·        Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. — М.: Академия,1999

·        Веремьев А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи. // Искусство и образование. №3 (21) 2002.

·        Груненкова Н.В. Программа кружка творческая мастерская. – М.: «Вако», 2006.

·         Игровая театральная педагогика. // Воспитание школьников, №5, 2000,

·        Кожар Е. Универсальная система педагогической режиссуры.// Классный журнал 5+.

·        Колчеев Ю.В., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика. // Воспитание школьника. 2000, №5

·        Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса, 2000.

·        Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. /Под ред. Е.Д. Божович. М.: МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема

Дата

Основное содержание занятия

Количест-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

1

Вводное занятие.

8.09

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

1

беседа

Решение организационных вопросов.


Понятие «экспромт»

2

Здравствуй, театр!


15.09

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Знакомство с театрами крупных городов России (презентация)

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

текущий

Возможно использование Интернет-ресурсов

3

Театральная игра

22.09

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

1


Знакомство с правилами поведения на сцене

предварительный

Понятие «рифма»

4-5

Репетиция постановки



29.09

6.10




Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,

«Разбилась любимая мамина чашка».

2

Индивидуальная работа

Распределение ролей

Показ сказки


6

В мире пословиц.

13.10

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

1

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»


Интернет-ресурсы

7

Упражнения на развитие дикции

20.10

Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.


1

Словесные формы работы


соревнование

Интернет - ресурсы

8

Пластические игры и упражнения

27.10

комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».


1

игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

Ролевая игра: «Мы в театре»

Правила диалога

9

Создание образов животных с помощью выразительных пластических движений.

10.11

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию

1

Отработка дикции


Показ сказки


10

Кукольный театр.

17.11

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.


1

Групповая работа,


тематический


11-12

Театральная азбука.


24.11

1.12

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание

2

Индивидуальная работа

соревнование

тематический


13

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

8.12

Викторина по сказкам

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины


Электронная презентация

14-15

Инсценирование мультсказок

По книге «Лучшие мультики малышам»

15.12

22.12

Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев.

2

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

Показ сказки гостям


16

Театральная игра


12.01

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

1

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

итоговый


17

Основы театральной культуры

19.01

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам


фонохрестоматия

18

Правила поведения в театре

26.01

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

1

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

Игра « Мы в театре»



19-21

Инсценирование народных сказок о животных.


2.02

9.02

16.02

Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами


Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

22-24

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

2.03

9.03

16.03

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

Текущий


25-26

Театральная игра

6.04

13.04

Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

2

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы


Что такое пантомима

27-29

Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

20.04

27.04

4.05

Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

Итоговый – выступление перед гостями


30

Культура и техника речи

Инсценирование постановки

11.05


Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки



31-33

Инсценирование постановки

18.05

25.05

Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

3

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

текущий


34

Заключительное занятие

25.05

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

1

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

Итоговый – выступление перед гостями

Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года


Итого:


34