Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Костинологовская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО на заседании МС Протокол № от __ __20__г Руководитель МС _______________ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________И.Н. Шуллер Приказ № ____ от __ __ 20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная
программа
«Волейбол»
Составитель: Лейтан О.А.,
учитель физической культуры
Срок реализации: 2019/20 учебный год
с. Костин Лог
2019 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Волейбол» составлена
в соответствии с Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МКОУ «Костинологовская СОШ», а так же учебным планом МКОУ «Костинологовская СОШ». Данная программа разработана для оздоровления и физического развития детей младшего и среднего школьного возраста путём обучения их игре в волейбол в спортивном зале.В программе предусмотрено развитие кругозора учащихся – в ней отведено необходимое время для ознакомления их с историей волейбола и появления волейбола , с правилами игры, с историей спортивных соревнований по волейболу , а также с выдающимися спортсменами и известными людьми в мире волейбола . Современному ребёнку, проводящему большую часть дня непосредственно на учебных занятиях и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки при остром дефиците двигательной активности. Двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину, имея тенденцию дальнейшего понижения от младшего школьного возраста к старшему. В результате острого дефицита двигательной активности нарушаются защитные функции организма школьников, возрастает число случаев с негативными сдвигами в их здоровье. Проблема формирования привычек здорового образа жизни выступает на всех возрастных этапах как проблема современности, которая должна решаться за счёт новых подходов к системе физического воспитания, изменения содержания, форм и методов работы. Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения доступно и возможно через развитие волейбола , как популярного и предпочтительного вида спорта среди детей. Волейбол , которым сегодня увлекаются мальчики и юноши, девочки и девушки, как нельзя лучше приспособлен для распространения его в спортивных залах и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения.
Цель программы: - оздоровление и физическое развитие личности ребёнка; - развивать физические качества, необходимые для овладения игрой в волейбол.
Задачи, необходимые для достижения этих целей:
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
углубление представления о спортивных играх, соревнованиях, снарядах и инвентаре; соблюдение правил техники безопасности во время занятий;
содействие развитию психических процессов.
овладение основами технических приёмов, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в волейбол;
обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; освоение процесса игры в соответствии с правилами волейбол;
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по волейболу и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом
движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.
Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
методы упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Программа относится к физкультурно-спортивной направленности.
Программа рассчитана на 1 года обучения для детей от 11-15 лет; занятия проводятся 1раза в неделю, продолжительность занятий 60 минут, 37 часов в год.
Учебно-тематический план
Разделы программы | Часы |
Теоретическая подготовка | В процессе занятия |
ОФП | В процессе занятия |
Техническая подготовка | 15 |
Тактическая подготовка | 12 |
Игровая подготовка | 10 |
Всего часов: | 37 |
Содержание.
Теоретическая подготовка
Техника безопасности.
Физическая культура и спорт в России. Важнейшие решения Российского правительства по вопросам развития физической культуры и спорта. Массовый характер Российского спорта.
Рост спортивных достижений Российских спортсменов. Значение выступлений Российских спортсменов за рубежом для укрепления мира и дружбы между народами. Единая спортивная классификация и её значение для развития спорта в России.
Развитие футбола в России. Федерация волейболу России. Обзор соревнований по волейболу: первенство и кубок России среди команд мастеров. Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие Российские команды, тренеры, и волейболисты.
Врачебный контроль. Задачи врачебного контроля над занимающимися физической культурой и спортом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, утомляемость, настроение. Дневник самоконтроля. Причины травм на занятиях по волейболу и их предупреждение.
Правила игры, организация и проведение соревнований по волейболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.
Общефизическая подготовка (практическая часть)
Строевые упражнения;
Гимнастические упражнения;
Легкоатлетические упражнения;
Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть)
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть):
Перемещения и стойки;
Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты:
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
Индивидуальные действия
Командные действия
Тактика защиты:
Индивидуальные действия
Командные действия
Контрольные игры и соревнования:
теоретическая часть
Правила соревнований
практическая часть:
Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола
Учебно-тренировочные игры
Физическая подготовленность
Стойки и перемещения.
Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд.
Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений». Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9х9 м). От лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами, левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами левым боком вперёд (лицом к сетке), к лицевой линии - правым боком вперёд, вдоль лицевой линии – приставными шагами спиной вперёд, левая нога впереди (4.5 м), затем правая.
Планируемые результаты
историю возникновения волейбола как игры;
основные правила игры в волейбол; базовую тактику и базовую технику игры;
принципы здорового образа жизни спортсмена;
назначение общеразвивающих упражнений;
основные правила проведения соревнований по волейболу;
правила поведения спортсмена во время соревнований;
требования к спортивной дисциплине;
выполнять розыгрыши стандартных положений;
выполнять базовые технические и базовые тактические приёмы игры;
выполнять отдельные общеразвивающие упражнения;
играть в волейбол на уровне соревнований учреждения и района.
Закончив обучение по данной программе, учащиеся начнут понимать пользу здорового образа жизни и применять принципы здорового и активного образа жизни в своей практике. У детей укрепится здоровье; будут лучше развиты двигательные навыки, координация движений, ловкость, быстрота реакции, выносливость.
Учащиеся будут проявлять интерес к волейболу как виду спорта. Учащимся будут привиты такие морально-волевые качества, необходимые спортсмену, как воля к победе, умение играть в команде, стремление к достижению спортивных результатов и целеустремленность.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Инструктаж по ТБ.Физическая культура и спорт в России. Разъяснение правил игры в волейбол на примере пионербола.расстановка игроков на площадке по зонам, правила перехода игроков, введение мяча в игру. | 1 |
2 | Краткие сведения о функциональных органах и системах организма, влияние физических упражнений на организм человека. Стойка игрока. | 1 |
3 | Перемещения шагом, бегом, приставным шагом, бегом влево, вправо, бег с изменением направления и резкая остановка по сигналу. | 2 |
4 | Оборудование и инвентарь. Развитие выносливости. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад. | 2 |
5 | Развитие силовых способностей. Учебно-тренировочная игра. | 4 |
6 | Индивидуальное жонглирование сверху и снизу над собой. Учебно-тренировочная игра. | 4 |
7 | Ведение мяча. Учебно-тренировочная игра.Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. | 4 |
8 | Обманные движения (финты). Учебно-тренировочная игра.Верхняя прямая подача в облегченных условиях (расстояние – 3–6 м от сетки). | 2 |
9 | Отбор мяча. Учебно-тренировочная игра.Верхняя прямая подача в облегченных условиях (расстояние – 3–6 м от сетки) | 5 |
10 | Комплексное выполнение технических приемов. Учебно-тренировочная игра. | 4 |
11 | Тактика игры в атаке. Учебно-тренировочная игра. | 3 |
12 | Тактика игры в обороне. Тактика игры вратаря. Учебно-тренировочная игра.Учебная игра в пионербол, введение мяча в игру нижней или верхней подачей с расстояния 6–7 м от сетки. | 3 |
13 | Соревнование (школьный уровень) | 2 |
Всего часов | 37 |
Лист внесения изменений
№ приказа, дата | Суть корректировки | Причина корректировки |
| | |
| | |