УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ НОВОСИБИРСКА
МБОУ СОШ №183 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, Кировского района, города Новосибирска
«Утверждаю»
________________
24 сентября 2018г.
Директор Долгих О.В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«РАДУГА ОБРАЗОВ»
Срок реализации 2 года
Возраст обучающихся 12-14 лет
Педагог: Сунтеева Наталья Николаевна
Новосибирск. 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки содержания данной образовательной программы продиктована временем и обусловлена возникшим противоречием между декларируемым заказом общества на формирование духовно-нравственной личности и социально не выработанных механизмов по адаптации и включению молодого поколения на основе традиций национальной культуры, в общение с искусством, развивая при этом эмоциональный интеллект.
Решение этой проблемы предполагает аккумуляцию социально-нравственного опыта предшествующих поколений и перевод его в личный практический опыт формирующейся личности.
Искусство является фокусом, в котором соединяются этические, нравственные, моральные, духовные ценности всего Человечества.
Рассматривая проблему в практике работы со школьниками , надо отметить тот факт, что идет отчуждение современных школьников от искусства, так как берет начало господство логического способа познания в функциональном взаимодействии учителя и ученика, в «замыкании» предметов художественного цикла в узкоспециальные рамки и ограничении время на изучением данных дисциплин в рамках урочной деятельности.
По замыслу, творческая деятельность в мастерской «Радуга образов» во внеурочное время должна стать средством социально-психологической, физиологической и профессиональной адаптации личности в существующем мире. Погружаясь в художественную среду, ребенок имеет возможность комфортного «тестирования», «пробы» себя в различных образах и ситуациях учится действовать, принимать решение, выбирая способы и приемы деятельности с учетом постоянно меняющегося мира, выбирая «поле» творческого проявления в жизнедеятельности и программы поведения, выходя на самопроектирование и самоопределение.
«Мастерская образов» – особая жизненно-художественная среда, внутри которой происходит развитие творческого потенциала, эмоциональное раскрепощение, самопознание и самовыражение, осознание собственной значимости ребенка, а также формирование диалогической культуры ребенка с Миром, культуры «слушания и чувствования».
Творчество возникает чаще при широком круге увлечений. Программа курса позволяет педагогу «раздвинуть рамки» узкой специализации детского объединения художественной направленности (например, художественный кружок – нечто замкнутое, хочется шагнуть за пределы этого круга), в полной мере ощутить преимущество интегративного подхода к образованию путем взаимного проникновения разных видов художественной деятельности и ориентации, учащихся на выходы за рамки одного вида искусства. Ребенок - не только художник, декоратор, костюмер, иллюстратор, но и инженер-конструктор, актер, режиссер, сценарист, искусствовед, историк, экскурсовод. Таким образом, у педагога появляется возможность комплексно диагностировать преобладающую сферу интереса, исходный уровень развития памяти, внимания, воображения, культуры речи и динамику продвижения ребенка в художественном развитии. Педагогика искусства предполагает действенное влияние искусства, оно будет восстановлено при выполнении следующих условий:
реализация художественно – образного, творческого метода познания;
интегративный подход к образованию;
внедрение культуры художественного видения Мира;
принципиально новый подход к диалогической культуре педагога и ученика.
Программа обучения в творческой мастерской «Радуга образов» рассчитана на два года и предусматривает широкий спектр творческой деятельности, направленной на формирование человека способного к включению в творческий процесс, склонного к продуцированию идей (инновациям), изобретательности, обладающего высоким нравственным и духовным потенциалом.
Методическое обеспечение содержания образования данной программы осуществляется за счет выбранных видов учебно-познавательной деятельности, носящих воспитательный контекст, выбранных методов познания определенных педагогикой искусства, интеграционной основой курса и уровнем взаимодействия компонентов художественной практики.
Учебная программа «Художник создает мир образов» (первый год обучения) основана на базовых знаниях и умениях, полученных на уроках изобразительного и музыкального искусства, литературы, театроведения. При этом для детей важно изучение и открытие новых средств пластического выражения, это вызывает стремление исследовать свои пока еще скрытые возможности. Школьник реализует себя, как творец – создатель художественных образов. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Программа второго года обучения «Образы создают мир Художника» основана на знаниях, умениях и навыках творческой художественной деятельности, полученных в первый год обучения в «мастерской образов». Она направлена на их совершенствование, практическое применение при выполнении творческих проектов, более длительных по времени, имеющих не только художественную, но и интеллектуальную, но и историческую и культурологическую составляющую. Модели новых общественно - значимых образов, рожденные нетипичным, порой гротесковым творческим воображением, формируют внутренний мир ребенка.
На данном этапе обучения учащиеся имеют возможность проявить себя в различных ролях: исследователь, просветитель, пропагандист, агитатор. Осознание значимости своей деятельности для общества, мотивирует ребенка на дальнейшее совершенствование художественных и нравственных приобретений.
Большое внимание уделяется интеграции содержательных образов таких учебных дисциплин как история, МХК, экология, краеведение, изобразительное и музыкальное искусство, информатика. Образовательная учебная программа составлена в соответствии с требованиями типовых программ, утвержденных Министерством образования РФ, а также с учетом требований, предъявляемых к новым государственным программам. Содержание программы позволяет создать здоровьетворящие условия: радость творчества, установка на успех, признание удачи другими, самоудовлетворение от труда, соощущение единства в группе, эмоциональная приподнятость, отсутствие физического переутомления, понимание целей и установка на возможности достижения, осознание собственной причастности к сохранению вечных ценностей. В начале каждого занятия проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Программа реализуется в течение двух лет обучения, учитывая возрастные особенности учащихся и связанные с этим творческие предпочтения.
Содержание программы:
ЦЕЛЬ:
Формирование у детей мировоззрения на основе художественно-образного восприятия мира и способности к созданию художественного образа при отражении современной Модели Мира.
ЗАДАЧИ:
создать условия для осмысления духовных, нравственных ценностей на основе собственного опыта ребенка при формировании его Картины Мира, ценностно ориентированной на Красоту, Любовь, Добро и Созидание;
учить понимаю сущности понятия путем накопления образных характеристик, ассоциаций, сенсорного опыта и чувственных ощущений;
формировать эстетическое отношение к Миру, как отражение меры Человеческого ко всему живому, степени проявления компромисса, гибкости, устойчивости мотивов личности, ее многогранности;
научить в собственной продуктивной деятельности выразить свою мысль, свое отношение к жизни, эстетическую позицию приобретая практический опыт и интеллект;
способствовать выражению своего отношения к художественному произведению с привлечением конкретных знаний теоретического и практического характера;
формировать осознанную мотивацию, потребность в стабильном общении с искусством;
развивать виды мыслительных операции, в частности умения обобщать на основе анализа разные произведения под углом зрения трактовки темы, понимать язык выразительных художественных средств, определять внутренние связи художественных произведений разных видов искусств с учетом синтеза языковых средств выразительности, проводить ассоциативные связи с произведениями других видов искусства;
совершенствовать навык творческо-исполнительского опыта или опыта продуктивной деятельности; иначе, умение найти целесообразные средства материализации воображаемого образа;
воспитать качества необходимые для дальнейшей трудовой деятельности (независимо от выбора будущей профессии): усидчивость, аккуратность, целеустремленность, чувство взаимопомощи, коммуникативные навыки и пр.;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Срок обучения | Наименование раздела учебной программы | Возраст | Кол-во часов | Кол-во занятий в неделю, время |
Первый год обучения | «Художник создает мир Образов» | 12-13 лет | 180 часов | 3 раза в неделю по 2 часа |
второй год обучения | «Образы создают мир Художника» | 13 – 14 лет | 180 часов | 3 раза в неделю по 2 часа |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения)
«ХУДОЖНИК СОЗДАЕТ МИР ОБРАЗОВ»
№ п/п | Раздел, тема | Общее кол-во часов | В том числе |
теория | практика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мир чудес и превращений |
| Вводное занятие. Театр как синтез искусств | 4 | 2 | 2 |
| Экскурсия «Закулисье театра» | 2 | 2 | |
| Сказки о животных – бытовая энциклопедия людских характеров | 6 | 2 | 4 |
Художественный образ героя |
| Слово – образ «человек» «животное» «чувство» «явление» | 6 | 2 | 4 |
| Язык образов теневого театра А) «Мамины руки» Б) «Наш зоопарк» | 10 | 2 | 8 |
| Художественные образы героев сказки «Русалочка» А) Волшебные превращения Русалочки Б) Нептун В) Разноцветный аквариум и морские чудовища | 12 | 2 | 10 |
| Портрет – маска А) Маски античности. Б) Ритуальные маски славян. В) «Маска, я тебя знаю!» | 14 | 4 | 10 |
| Костюм как неотъемлемая часть образа героя А) Эпоха и костюм. Б) Традиционная этническая одежда. «Русская красавица». В) Праздничный костюм. | 19 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Образ героя, воина – защитника в русском искусстве. А) Эпохальные образы. Б) Доспехи Ильи Муромца. | 10 | 2 | 8 |
Бутафорский образ |
| Реквизит. «Статический дизайн» А) Цветы для Снегурочки Б) «Свет мой, «зеркальце…» В) «Ковш – скопкарь, братина да ендова» Г) Солнечный смех Хохломы» | 20 | 4 | 16 |
| «Кинетический дизайн» «Ковер – самолет» | 6 | 2 | 4 |
IV.Образный строй сценографии |
| Организация внутреннего пространства «Во дворце, усадьбе и избе». | 4 | 2 | 2 |
| «Театральные художники Сибири» (слайд программа) Новосибирский художник В.А.Авдеев «Образ СЦЕНО графии – СЦЕНО графика + СЦЕНО живопись». Экспозиция фотографий | 4 | 2 | 2 |
| Стилистическое единство интерьера и костюма «В тереме царя берендеев» | 6 | 2 | 4 |
| Театр на столе «Снегурочка» | 12 | 2 | 10 |
V.Образная целостность спектакля |
| Эскизы костюмов и декораций к выпускному спектаклю «Судьба Регины» | 6 | 2 | 4 |
| Творческие мастерские: Костюмный цех Цех реквизита Изготовление декораций | 20 | 4 | 16 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Сценография. От художественного моделирования до технического конструирования. | 6 | 2 | 4 |
| Театральный плакат – увертюра к спектаклю | 6 | 2 | 4 |
| Последний штрих. Занавес. | 5 | 1 | 4 |
| Премьера | 2 | 1 | 1 |
Всего часов: | 180 | | |
Содержание учебных тем
Тема: «Театр как синтез искусств»
Задачи:
Стимулировать потребность ребенка к творческому освоению мира. Помочь определить единство идейно-художественного замысла театрального представления как синтеза искусств. Овладение искусством толкования внутреннего состояния образа через внешние черты.
Формы проведения занятия:
Просмотр фрагментов балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Обсуждение сценической подготовки, анализ выразительных элементов декорации, костюма, танца, музыки. Воссоздание зрительных образов по музыкальным фрагментам. Игры-упражнения.
Творческое задание:
Упражнение «Я - цветок» (от семени до раскрывшегося соцветия)
Рисунок – впечатление «Художественный образ сказочного героя»
Оборудование: иллюстрации к сказкам, бумага, краски. DVD
Форма подведения итогов. Блиц – выставка детских рисунков.
Тема: «Закулисье театра»
Задачи:
Стимулирование интереса к профессии театрального художника. Знакомство с многообразными аспектами художественной деятельности в театре. Формирование диалогической культуры детей. Профориентация
Формы проведения занятия:
Экскурсия (выход в театр). Беседы с режиссером, актерами, мастерами по костюмам, осветителями, бутафорами.
Тема: «Сказки о животных – бытовая энциклопедия людских характеров»
Задачи:
Формирование чувства ансамбля в работе с партнером, навыков сценического изобразительного воплощения образов. Продвижение детей по линии выявления «родственных» связей мира посредством эмпатии.
Формы проведения занятий:
«Мозговой штурм», коллективный поиск сценического решения художественных образов
Творческое задание:
Сценические упражнения и эксперименты.
По музыкальным фрагментам воссоздание зрительных образов.
Создание эскизов, декораций, костюмов к сказке А. Каралийчева «Слезы матери»
Форма подведения итогов:
Блиц – выставка детских работ
Тема: «Слово - образ»
Задачи:
Накопление опыта восприятия. Дать характеристику художественному образу. Формирование представления о целостности образа. Углубление духовного, психологического внимания к окружающему миру.
Формы проведения занятия:
Анализ целостности проявления образа и его воплощения.
В беседе выявление и формирование понятия «зерно образа». Индивидуальная деятельность детей в поисках художественных приемов для создания образа.
Творческие задания:
Графическое изображение слова – образа «человек», «явление», «животное»
Работа в технике аппликации. Образы букв.
Форма подведения итого.
Демонстрация работ с обоснованием выбора художественных средств выразительности.
Тема: «Язык образов теневого театра»
Задачи:
Формирование представления о невербальных компонентах культуры. Развитие творческих способностей на основе различных художественных решений. Постижение выразительности пластики рук.
Творческое задание:
Фантазии имитации животных, их пластики, движений через проекции на экране с помощью рук.
Устный рассказ по картине П. Пикассо «Девушка на шаре»
Эссе «Мамины руки»
Декоративная работа «Что могут мамины руки» (техника по выбору)
Формы проведения занятия:
Беседы по истории теневого театра. Ассоциативные, ролевые игры, игры – подражания. Игра теней «Наш зоопарк» (работа в паре)
Устное описание картины. Эссе. Декоративная работа.
Оборудование: диапроектор, экран, бумага, ручки, карандаши, фломастеры, краски, природный материал.
Форма подведения итогов:
Демонстрация детских декоративных композиции сопровождается чтением эссе.
Тема «Художественные образы героев сказки»
Задачи:
Дать представление о связи декоративного образа с содержанием литературного источника, о выразительном значении материала.
Накопление детьми эмоционального, визуального, художественного опыта.
Формы проведения занятий:
Беседа по истории кукольного театра. Чтение и обсуждение фрагментов сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка». Показ фрагмента мультфильма. Игры и упражнения «Чудесные превращения». Анализ выразительных деталей. «Мозговой штурм»; коллективный и индивидуальный поиск предметов для добавления характерных деталей, завершающих художественный образ героя.
Лепка, художественное моделирование.
Творческое задание:
Эскиз «В поисках образа». Создание авторской куклы – образа героя (героини) сказки: Русалочка, Нептун, морское чудовище. Изготовление «кинетической» модели «Разноцветный аквариум».
Инсценирование фрагмента сказки.
Оборудование: видеоматериалы, иллюстрации, бумага, фломастеры, краски, пластика, слоеное тесто, стеки, бусины, пуговицы, природный материал, проволока, нитки, колпачки от авторучек, фольга, трубочки для коктейля и т.д.
Форма подведения итогов
Коллективная панорамная композиция из авторских работ «Подводное царство»
Тема: «Портрет – маска»
Задачи:
Познание себя при помощи метода идентификации с характером – маской. Формирование способностей к социальной перцепции. Познание Человека, единства внутреннего и внешнего. Освоение комплекса выразительных средств в процессе создания образа – маски.
Формы проведения занятий:
Просмотр слайдов, иллюстраций, живописных портретов и скульптурных работ (А. Дюрер, Ж.О. Энгр, И. Репин, Б. Микеланджело, О. Домье).
Беседы «Театральные зрелища Древней Греции», «Ритуальные маски славян».
Анализ и обобщение детьми возрастных, половых, индивидуальных особенностей лица, пропорции. Изучение своего лица, лица друга. Освоение техники папье-маше. Овладение основами техники гримирования. Ролевая игра «Кто ты, маска?»
Творческое задание:
Маска музы (папье-маше). Эскизы ритуальных масок. Изготовление карнавальных масок. Игра «Театр масок».
Оборудование: DVD, диапроектор, бумага белая, цветная, разных фактур, акварель, гуашь, акриловые краски, клей, фломастеры, перья птиц, стразы, фольга, пластилин, газетные листы.
Форма подведения итогов:
Игра «Карнавал масок».
Тема: «Костюм как неотъемлемая часть художественного образа»
Задачи:
Осознание костюма в единстве формы и содержания. Построение исторического, психологического и этического аспекта костюма. Совершенствование навыков художественного и технического моделирования в процессе работы над костюмами.
Формы проведения занятия:
Авторские работы по эскизированию и моделированию костюма. Художественная деятельность по овладению приемами росписи по ткани, навыками простейших способов драпировки ткани, моделирование из бумаги (бумагопластика). Беседы по истории костюма. Экскурсия в Новосибирский государственный художественный музей. Слайд программа «О фраке, смокинге», «Модесте». Работа с родителями.
Творческое задание:
Эскизирование, моделирование русского праздничного костюма. Обыгрывание праздников: Рождество (колядки), Масленица.
Форма подведения итогов:
Костюмированное участие в празднике.
Тема: «Образ героя, воина-защитника в русском искусстве»
Задачи:
Совершенствование индивидуальных творческих способностей. Познание Человека, единство внутреннего и внешнего. Высвобождение творческого духа. Анализ целостности проявления образа и его воплощения. Формирование отношения к образу героя как носителю духовно-нравственных ценностей.
Формы проведения занятия:
Художественная работа малыми группами. «Мозговой штурм»; Подбор материалов для выполнения творческой работы. Экскурсия. Слайд программа «Богатырская сила. Образ героя, защитника, воина в русском искусстве». Работа с инициативной группой родителей.
Творческое задание:.
Конструирование из бумаги, фольги, подручных материалов доспехов Ильи Муромца: шишак, кольчуга, щит и меч.
Форма подведения итогов:
Демонстрация с комментированием костюмов. Приглашаются родители.
Тема: «Реквизит». «Статический и кинетический дизайн».
Задачи:
Осмысление понятий «статический» и «кинетический» реквизит. Совершенствование навыков художественного и технического моделирования в процессе решения бутафорских задач. Формирование умений сравнивать, сопоставлять, проводить ассоциации и аналогии.
Формы проведения занятия:
Беседа «Единство формы и росписи». Ассоциативные игры. Анализ динамичности форм. Определение совокупности выразительных средств вещного и предметного мира. Созерцание, наблюдение и узнавание форм природного материала. Исследование исторического, социального, психологического плана народной сказки. «Мозговой штурм»; создание зрительных иллюзий. Эскизирование. Изготовление макетов реквизита. Проектная деятельность.
Творческое задание:
Создание композиций, передающих иллюзии движения, изготовление реквизитов. Цветы для Снегурочки, «Свет мой, зеркальце…», посуда: «ковш-скопкарь, братина да ендова», «ковер-самолет». Проектирование бутафорского плана русской народной сказки
Оборудование и материал: любой бросовый, подручный материал, бумага различных цветов и фактуры, фольга, клей, леска, нитки, проволока, поролон, гуашь, акриловые краски.
Форма подведения итогов:
Защита авторского проекта бутафорского плана русской народной сказки.
Тема: «Сценография. Организация внутреннего пространства»
Задачи:
Углубление представлений о стилевом единстве всех компонентов спектакля: идеи, образа героев, декораций, света, звука. Развитие творческих способностей на основе художественных решений и технического конструирования. Первоначальное знакомство с художественными эффектами и простейшей механикой, создающими жизнь сцены. Организация диалога сознаний «художник-реципиент». Обогащение художественного восприятия.
Формы проведения занятия:
Экскурсии в Новосибирский государственный художественный музей, библиотеку имени Макаренко. Слайд программы: «Во дворце, усадьбе и избе», «Театральные художники Сибири. В.А.Авдеев «Образ СЦЕНО графии – СЦЕНО графика + СЦЕНО живопись». Анализ, комментирование. Беседа о единстве компонентов спектакля . Индивидуальная художественная, проектная деятельность. Просмотр иллюстраций «Образ Снегурочки в произведениях русских художников».
Творческое задание:
Эскизирование декораций и костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Оборудование и материалы DVD, иллюстрации, художественные альбомы, бумага, краски.
Форма подведения итогов:
Блиц-выставка детских рисунков.
Тема: «Театр на столе. «Снегурочка»
Задачи:
Формирование персептивных способностей и умения соотносить внешние формы сценического проявления с внутренним состоянием образа. Развитие диалогической культуры детей, чувства ансамбля. Совершенствование навыков художественного и технического моделирования.
Формы проведения занятия:
Просмотр фрагментов кинофильма «Весенняя сказка». Чтение обсуждение пьесы Н.Островского анализ. Беседа. «Мозговой штурм»; авторское и коллективное проектирование, макетирование декораций и костюмов для панорамной постановки. Эскизирование. Ролевые, ассоциативные игры.
Оборудование и материалы: картон, любой бросовый, подручный материал, клей, проволока, гуашь, бумага разных цветов и фактур, фольга, стиплер.
Форма подведения итогов:
Панорамный силуэтный мини-спектакль «Снегурочка».
Тема: «Образная целостность спектакля. Премьера»
Задачи:
Диагностика художественной культуры и уровня художественного мастерства. Формирование представлений о базовом качестве художника – умении вслушиваться, всматриваться в мир природы, в язык других видов искусств. Накопление сенсорного опыта восприятия. Выявление художественных предпочтений детей и видов деятельности. Обобщение знаний, умений, навыков художественного моделирования, технического конструирования, скульптурной лепки, изготовления костюмов, декораций, реквизита в соответствии с эпохой, пространством действия, символикой и скрытым смыслом литературного источника.
Формы проведения занятия:
Просмотр декораций, костюмов, сцены художников Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа, Н.К. Рериха, Б.М. Кустодиева. Беседа о творческом своеобразии художников, о смысловой нагрузке их работ, композиционных особенностях. Понятие стиля традиций и новаторства. Этапы работы театральных художников. Исследование текста, его исторического, социального, психологического плана. Определение стиля зрительного ряда. Создание эскизов макетов, изготовление реквизита (по выбору). Защита авторских проектов. Анализ характеров героев, их взаимоотношений, художественных решений всей системы образов, диапазона возможностей. Проектная деятельность в малых группах в творческих мастерских от художественного моделирования до технического конструирования.
Форма подведения итогов:
Защита проектов. Премьера спектакля.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(второй год обучения)
«ОБРАЗЫ СОЗДАЮТ МИР ХУДОЖНИКА»
№ п/п | Раздел, тема | Творческое задание | Общее кол-во часов | В том числе |
теория | Прак-тика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Художник – пропагандист и агитатор |
1 | «Остановись. Мгновение, ты – прекрасно!» 1.История фотографии 2.Язык образов художественной фотографии 3.Разнообразие жанров Городской пейзаж Необычный портрет Натюрморт Сюжетная фотография Организация фотовыставки. Выбор темы. Подбор фотографий. Надписи. Размещение на стенде. Презентация | Индивидуальный проект. «Семейный альбом» «С добрым утром, Новосибирск!» «Улыбка», «Портрет цветка», «Мимика животных» «Полезные продукты» «Опять двойка!». «Опоздал!» «Моя Кировка» Проект презентации | 3 2 5 2 | 1 2 1 | 2 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | «Красноречивей всех рассказов» История плаката «Что такое графика?». Виды, изобразительный язык, материалы. Экскурсия в Новосибирский государственный художественный музей. Плакат как вид графики. Композиция плаката. Цветовой и графический ритм. Контраст. Лаконизм формы, символизм цвета. Магия экспрессии. Д.С. Моор «Ты записался добровольцем?» Образ-деталь. Д.С. Моор «Помоги!» 6. Рисунок шрифта. Слово-образ Брусковый шрифт | Индивидуальный проект «Окна РОСТа» «Лики войны» (техника граттажа) «Мир моего детства» (техника по выбору) Эскиз плаката «О спорт, ты – мир!» Эскиз плаката «Обреченные» Слово-образ «шахматы». Написание слов брусковым шрифтом с использованием плакатных перьев | 8 8 8 6 6 4 6 | 2 2 2 2 2 2 2 | 6 6 6 4 4 2 4 |
| 8. Симметричные и ассиметричные шрифтовые композиции 9. Компьютерные программы, позволяющие набирать в свободной манере текст 10. Текст в цветовом равновесии плакатной композиции 11. Эклектизм в плакате. Механическое соединение разнородных стилевых элементов 12. Техника коллажа в плакате 13. Социальный плакат как лакмус проблем современности 14. Оформление плаката в паспарту | Создание симметричных шрифтовых композиций на компьютере Лозунг-призыв. Изображение на компьютере вензеля – первых букв своего ФИО, переплетенных в узор. Коллективный проект. Изготовление наглядных пособий для дошкольников по правилам дорожного движения. Презентация в детском саду. Плакат «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!» Плакат о полезном питании. Написание эссе. Плакаты на тему «Мир без атомных катастроф». Оформление плаката к выставке | 2 2 10 4 4 4 2 | 2 1 1 1 | 8 3 3 3 |
Художник – исследователь и просветитель |
3 | «Ученик + Учитель = Современная школа» | Мультимедийная презентация. Оформление стенда «Капитаны классных кораблей». Проект оформления классного уголка | 12 | 4 | 8 |
4 | «Моя Малая Родина. Сибирскими тропами». Экспедиция в Томскую Писаницу. Единство стиля первобытных художников Приемы передачи движения. Первичный миф. Философо-этнический образ. «Шорский улус Кезек» Экскурсия. Шаманизм как устойчивая форма религиозных верований коренных сибиряков. Знаки и символы на бубне шамана. Вертикальная модель мира. Проникновение христианства, славянской культуры. Храмовое зодчество. Этнические обрядовые праздники славян и алеутов, алтайцев, шорцев. «Роль первобытного искусства и религиозных верований в формировании духовной культуры коренных народов Сибири». Экскурсия в областной краеведческий музей. | Копирование рисунков Писаницы. Зарисовки и фотографии построек жилища и предметов быта малочисленных народов Сибири. Выполнение фото зарисовок шаманского бубна, элементов одежды ритуала камлания. Фотоэтюды. Графические изображения храма в честь святых Кирилла и Мефодия на Томи. Масленица и Чыл-Пажи. Зарисовки элементов костюма, танцевальных движений, обрядовых действий. Исследовательский коллективный проект. Мультимедийная презентация для выступления на научно-практической конференции | 4 4 4 2 2 12 | 2 2 2 | 2 2 2 |
5 | «Я люблю тебя, мой милый город, мой Новосибирск родной». «Архитектурный образ города». Слайд программа. Экскурсия в государственный художественный музей. «Современные художники Сибири». Галерея художественных образов. Тришин «Балет». Лагуна «Герои сказок Пушкина». Н. Грицюк «Первый трамвай», «Площадь Сталина», «Железнодорожный вокзал» 3. «Театры моего города» 4.Экскурсия в музей архитектуры Новосибирска 5..«Памятники боевой славы сибиряков». | Написание эссе «Светлый образ родного города». Фотографии, зарисовки живописных уголков Новосибирска. Интеллектуальная игра. Создание слайд программы для просветительской деятельности среди учащихся младшего школьного возраста. Проектная деятельность по подготовке, организации и проведению обзорной экскурсии по Новосибирску для детей 10-11 лет. | 10 6 10 2 10 | 4 4 | 6 2 |
6 | Выпускная работа | Коллективное панно в стиле пэчворк техникой коллажа. «Красная книга». Проект (малые группы) «Художник-совесть эпохи». Выбор темы социальной значимости: «Памяти жертв дорожных аварий посвящается» «В память о погибших от СПИДа», «Эхо аварии на Чернобыльской АЭС», «Терроризм – преступление против человечества». | 16 | 4 | 12 |
| Всего часов | | 180 | | |
Методическое обеспечение
В связи с тем, что работа с детьми 13-14 лет требует индивидуального подхода, наполняемость группы не должна превышать 10-12 человек. В практике работы используются индивидуальные, групповые и коллективные формы организации учебно-познавательной деятельности. Занятия можно организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе.
Виды и формы занятий при реализации программы «Образы создают мир Художника»: студийное творчество, экскурсии, конференции, защита проектов, организация праздников, выставок, музейные и экспедиционные исследования, работа с научно-популярной литературой, просветительская деятельность.
Ведущие методы организации учебной деятельности: художественный анализ произведений, «перевод» языка одного вида искусства в другую модальность, контраста, сравнение, сопоставление, идентификация, игра, тренинги на развитие художественного восприятия и воображения, творческие задания, организация разноуровневых диалогов, обмен опытом, способностями.
Для работы при выполнении живописных заданий используются изобразительные материалы: гуашь, акварель, акриловые краски, пастель; для работы графических работ – карандаш, тушь, фломастер, уголь, сангина, инструменты: перо, палочка, также используются такие технические приемы, как монотипия, граттаж, предусматривается моделирование из бумаги, картона, природных материалов, ткани; в технике коллажа можно использовать вырезки из журналов, фотографии.
Формой подведения итогов может быть выставка творческих работ, защита проектов, презентация.
Результаты
реализации содержания образования программы
Учащийся должен знать:
язык художественных образов теневого, кукольного, драматического, музыкального театров;
историю театральной маски, ритуальных масок славян;
особенности традиционной этнической одежды славян и коренных народов Сибири;
основные законы и приемы организации внутреннего пространства жилища, сценографии;
приемы творческой деятельности от художественного моделирования до технического конструирования;
язык образов художественной фотографии;
средства и материалы жанра графики, виды графических техник изображения;
этнические обрядовые праздники славян, алеутов, алтайцев, шорцев;
современных художников Сибири, их творчество;
приемы моделирования, стилизации, комбинирования, приемы и техники крепления и соединения различных материалов, отдельных частей конструкции или объекта изображения;
правила техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами, ведения здорового образа жизни.
Учащийся должен уметь:
проводить художественные и жизненные аналогии и определять их взаимодополняемость и взаимообусловленность в «художественных и жизненных явлениях»;
вести диалог, слушать и слышать собеседника, автора художественного произведения, интонации мира;
видеть необычное в обычном, уметь удивляться, задаваться вопросом;
в собственной продуктивной деятельности выразить свою эстетическую позицию;
высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению с привлечением конкретных знаний теоретического и практического характера;
организовать, оформить выставку творческих работ, информационный стенд;
выполнять мультимедийную презентацию;
применять базовые знания о средствах выразительности жанра графики, при создании плаката, акцентируя внимание на эмоциональном воздействии;
анализировать, сопоставлять, исследовать, сравнивать, систематизировать сведения, полученные в результате поиска информации в экспедиции, в музее, в научно-познавательной литературе;
провести экскурсию по местам боевой славы сибиряков;
презентовать и защитить творческий проект.
ЛИТЕРАТУРА
для использования
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. //«Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или пути к творчеству. Новосибирск. 1993.
Блудова В. Природа и структура художественного восприятия. /Эстетические очерки. М., 1977, вып.4.
Божович Л.И., Благонадежный Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков.
Выготский Л.С. Психология искусства. Москва, 1986
Выгодский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1986.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991.
Галин А. Личность и творчество Новосибирск 1989.
Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. М., 1989.
Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагоги, 1991. – 272 с ISBN 5-7155-0348-5
Гумбольт М. Язык и философия культуры. М., Прогресс, 1988.
Игнатьев Е.М. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М., Просвещение, №1 1968.
Каган М.С. О культурологическом подходе к изучению искусства. // «Социология культуры». Л., 1982.
Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. М., Просвещение. 1971.
Кузин В.С. Психология. М., Высшая школа , 1982.
Кудина Г.Н. Как развивать художественное восприятие школьников. М., Знание, 1988.
Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., Просвещение, 1981
Леонтьев А.А. Искусство как форма общения. // Психологические исследования, с.9-60. Тбилиси. 1963.
Лейнес Н.С. Психология одаренных детей и подростков. - М., 1996.
Леви В. Нестандартный ребенок. М.., 1992.
Левчук Т. Художественное творчество и интуиция. М., 1980.
Максимова М. В. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. Книга для учителя. М.; Просвещение, 1984.
Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999
Маслова Л. П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства.
Маслова Л.П. «Педагогика искусства». Новосибирск, 1997.
Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1975.
Михайлов М.И. Природа и художественного воображения. М, 1979.
Никашин А.И., Страунинг А.М. системный подход в ознакомлении с окружающим миром в развитии фантазии. Аспект. Ростов-на Дону, 1991.
Плетнева В.Г. Человек и окружающий мир в современной живописи. М., Знание №8, 1982.
Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., Знание. №11 1982.
Раппопорт “Искусство и эмоции”, М., 1972.
Раппопорт С.С. О природе художественного мышления. /Эстетические очерки/. М., 1967, вып.№2.
Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та. 1992.310 с., 191-211 стр. ISBN 5 – 7029 – 0004 – 9.
Савенков А.И. Детская одаренность. Развитие средствами искусства. - М., 1999.
Старкова 3. С. Содружество искусств на уроках литературы. Книга для учителя. Из опыта работы. М., Просвещение, 1988.
Тасалов В. И. Об интегративных аспектах взаимодействия видов искусства. (Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978, с. 6-61).
Торшилова Е.М. Художественное восприятие живописи и структура личности. В книге 7. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1977.
Субботский Е.В. Ребенок объясняет мир. М., Знание №5. 1985.
Хекаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.
Юсов Б. П., Шевченко Т. Г. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожственном развитии школьников. Луганск, 1990.
Рецензент: Жукова О.В., кандидат искусствоведческих наук, доцент, директор МУДО художественно-эстетической школы искусств «Весна»
РЕЦЕНЗИЯ
на образовательную программу дополнительного образования детей
художественно-эстетической направленности по изобразительной деятельности
«Радуга образов»
учителя изобразительного искусства и МХК, высшей квалификационной категории,
МБОУ СОШ №183 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, Кировского района, г. Новосибирска
Сунтеевой Натальи Николаевны
Учебная образовательная программа творческой мастерской «Радуга образов» предназначена для реализации содержания образования художественно-эстетического воспитания и развития художественно-творческого потенциала учащихся неполной средней и полной общеобразовательной школы 7-9 классов (12-14 лет). Программа может быть использована в работе учителя искусства ОУ и руководителями кружков и студий в условиях образовательных учреждений дополнительного и общего образования. Носит прикладной и социально-адаптивный характер. Обучение рассчитано на 2 года занятий, на 360 часов.
Программа содержит цели и задачи курса, определяющие его специфику и содержание. Требования к уровню подготовки детей, учебный план; учебно-тематические планы по годам обучения; краткие методические рекомендации, предлагаются автором для осуществления и управления образовательным процессом. Список литературы для использования построения работы педагога в данном направлении и отражает специфику деятельности.
В основе структуры программы лежит принцип блочного планирования, что обеспечивает непрерывность и преемственность хуждожественно-эстетического воспитания и обучения изобразительному творчеству учащихся. Разноуровневый состав групп по способностям предполагает реализацию принципов дифференциации и индивидуализации обучения с учетом образовательных интересов и возможностей обучающихся.
Управление процессом развития художественно-творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства с максимальным учетом их естественной природы, а также приобщение к культурным ценностям в области истории, культурологии, литературы, способствует самоопределению и самореализации в процессе осуществления своего творческого замысла.
Стержень программы – обучение подростков в режиме творческой мастерской, экспедиции, музейной практики, библиотек, оформление проекта. Идея сотрудничества и диалога, через проживания разных социальных ролей пронизывает содержание всего курса обучения. Через весь учебный процесс проходит гуманитарно-мировоззренческая составляющая - эмоционально-ценностное отношение учащихся к созданию объектов изображения, включая образы утилитарного назначения.
Используя разнообразные формы и методы организации УПД, Сунтеева Н.Н. создаёт условия для формирования культуры вообще и коммуникативной в частности, развивает художественно-эстетический вкус, интерес и потребность к самовыражению в различных видах деятельности.
Анализ представленных материалов свидетельствуют о том, что при разработке программы автором учитывались концептуальные основы полихудожественного воспитания, государственные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, а также собственный опыт художественно-творческой деятельности.
Программа может быть использована в образовательном процессе учреждений дополнительного и общего образования учащихся, гарантирует достижение заявленных результатов.
04.09.2009.
Директор МУДО художественно-эстетической школы
искусств «Весна»,
кандидат искусствоведческих наук, доцент Жукова О.В.
27