Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР Руководитель ПЦК__________________ Протокол Методического совета № __ от ___ | | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ АО «СКОШ №5» ___________ ___________________________ (дата) |
Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
Возрастная категория: от 10 лет до 18 лет
Срок реализации программы: 1 год (общее количество часов-34 ч.)
Разработчик: Корельский Денис Васильевич,
педагог дополнительного образования
г. Новодвинск
2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в туристско-краеведческую деятельность позволяет педагогу решать одновременно,
в комплексе, вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации и социальной адаптации подростков, формирования навыков здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Освоение программы предполагает приобретение и развитие таких социально значимых качеств учащихся, как: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Занятия в объединении требуют систематической работы, в результате которой формируется отношение к труду как социально и личностно значимой ценности. В условиях автономного существования туристской группы, в походе учащиеся понимают, что только их труд лежит в основе успешного преодоления маршрута.
Большую часть времени уделяется практическим занятиям, походам
и соревнованиям на свежем воздухе. Занятия в туристско-краеведческом объединении предполагают тесное сотрудничество на всех стадиях занятий (подготовки, проведения и подведения итогов походов). Коллективная деятельность в туристско-краеведческом объединении, в конечном итоге, способствует быстрой адаптации учащихся к условиям социальной среды,
к различным социальным ситуациям, деятельности в микро- и макрогруппах; к культурным, психологическим и социологическим факторам. При этом
у учащихся развиваются личностные качества, необходимые для работы
в коллективе. В таких условиях у них укрепляется объективные факторы самооценки; мотивация, направленная на самосовершенствование
и самореализацию.
Получение знаний и навыков направлены на развитие у учащихся интереса к туризму и краеведению. Закрепление теоретических знаний
на практике во время учебно-тренировочных выходов, сборов и походов, ведет к прочному усвоению материала.
Новизна программы заключается в совмещении туризма, краеведения, активного отдыха и позволяет по окончании курса обучения подготовить ребёнка, заинтересованного в дальнейших занятиях туризмом
и краеведением.
Формы реализации программы. Форма обучения коллективно-групповая, очная, также при необходимости допускается дистанционное обучение.
Основная форма обучения – учебное занятие (теоретическое, практическое, комбинированное).
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик и оборудования, современных информационных технологий.
Практические занятия проводятся в помещении (в учебном классе, спортзале), на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке, в лесу при проведении экскурсий).
Цель: формирование у обучающихся необходимых для социальной адаптации, туристских умений и навыков, эмоционально-ценностных отношений к родному краю через включение их в учебную и практико-ориентированную деятельность в области туризма и краеведения.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения и навыки основ туристической подготовки;
- включать обучающихся в познавательную деятельность
по изучению истории, культурного наследия, природы родного края;
Воспитательные:
- формировать здоровый образ жизни и социальную ориентацию;
- воспитывать патриотизм и любовь к родному краю;
- развивать личностные качества: сотрудничество, сопереживание, общительность,
- воспитывать культуру поведения в обществе.
- воспитывать чувства ответственности за свои действия; дисциплинированности, взаимопомощи;
- формировать организаторские навыки и умения действовать
в коллективе;
Коррекционно - развивающие:
- развивать познавательный интерес к туризму и краеведению;
- развивать и корректировать физические качества;
- развивать и корректировать психические процессы: внимание, мышление, память, волевая сфера;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать интерес обучающихся к туристической деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол- во часов | Теория | Практика |
1 | Основы туристской подготовки 1.1. Туристские путешествия, история развития туризма 1.2. Туристское снаряжение 1.3. Организация туристского быта 1.4. Питание в походе 1.5. Подготовка и организация туристского путешествия 1.6. Учебно-тренировочный поход | 16 | 6 | 10 |
2 | Топография и ориентирование 3.1. Топография 3.2. Ориентирование | 4 | 2 | 2 |
3 | Краеведение 2.1. Географическое положение, природные условия и ресурсы Архангельской области 2.2. Районы Архангельской области. Традиции и обычаи 2.4. Туристские возможности Архангельской области | 10 | 10 | - |
4 | Основы безопасности. Основы гигиены, первая помощь пострадавшему 4.1. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий 4.2. Правила санитарии и гигиены 4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Лесная аптека. 4.4. Учебно-тренировочный поход. | 4 | 2 | 2 |
| Итого | 34 | 20 | 14 |
Содержание программы
1. Основы туристской подготовки (16 часов)
1.1 Туристские путешествия, история развития туризма
Теория (1 час)
Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Воспитательная роль туризма.
Туристские путешествия, история развития туризма. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, водный, горный, лыжный, велотуризм, спелеотуризм. Понятие о спортивном туризме.
1.2 Туристское снаряжение
Теория (1 час)
Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник.
Практические занятия (2 часа)
Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт. Подготовка личного и группового снаряжения к походу. Игра «Что возьмем с собой в поход?».
1.3 Организация туристского быта
Теория (2 часа)
Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака).
Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Причины возникновения пожаров. Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов.
Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Экология и бивачные работы. Правила поведения туриста в природе.
Практические занятия (2 часа)
Моделирование ситуаций в походе. Организация бивака в полевых условиях (определение места, пригодного для привала и ночлега, развертывание лагеря, разжигание костра). Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом. Уборка бивака.
1.4 Питание в походе
Теория (1 час)
Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации питания
в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.
Практические занятия (2 час)
Составление меню и списка продуктов для 1 дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Подбор рецептов приготовления пищи на костре.
1.5 Подготовка и организация туристского путешествия
Теория (1 часа)
Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Распределение обязанностей в группе.
Правила движения в походе. Режим ходового дня.
Маршрутный лист и маршрутная книжка.
Практические занятия (2 часа)
Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки. Работа с краеведческой литературой. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Организация однодневного похода.
1.6 Учебно-тренировочные походы
Практические занятия (2 часов)
Отработка полученных навыков в условиях похода. Выполнение обязанностей по должностям в период проведения похода.
2. Топография и ориентирование (4 часа)
2.1 Топография
Теория (1 час)
Понятие о топографической карте. Виды топографических карт
и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Условные знаки топографических карт. Изображение рельефа на топографической карте. Способы определения расстояний на карте и на местности.
Практические занятия (1 час)
Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте с помощью линейки, нитки, курвиметра.
2.2 Ориентирование
Теория (1 час)
Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Азимутальное кольцо. Движение по азимуту. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки. Ориентирование по местным признакам.
Практические занятия (1 час)
Ориентирование карты по компасу. Изучение форм рельефа на карте
и на местности. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Ориентирование по местным признакам.
3. Краеведение (10 часов)
3.1. Географическое положение, природные условия и ресурсы Архангельской области
Теория (2 часа)
Рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растительный и животный мир области.
3.2. Районы Архангельской области. Традиции и обычаи
Теория (4 часа)
Сведения о районах Архангельской области. Промыслы и ремесла
в районах.
3.3. Туристские возможности края
Теория (4 часа)
Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи
и заповедники области.
4. Основы безопасности.
Основы гигиены, первая помощь пострадавшему (4 часа)
4.1. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий. Правила санитарии и гигиены.
Теория (1 час)
Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Понятие о гигиене. Гигиенические требования в походе. Гигиена обуви и одежды. Умывание, купание, закаливание в походе.
4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Теория (1 часа)
Медицинская аптечка. Ее комплектование, хранение, транспортировка. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста.
Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся. Правила переноски пострадавшего.
Практические занятия (2 часа)
Комплектование медицинской аптечки. Отработка приёмов оказания первой доврачебной помощи условно пострадавшему: определение травмы, практическое оказание помощи. Переноска пострадавшего.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт. | |
1 четверть – 8 занятий |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основы туристской подготовки. | 1 | | | |
2 | Туристское снаряжение. Личное и групповое снаряжение. | 1 | | | |
3 | Туристское снаряжение. Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. | 1 | | | |
4 | Туристское снаряжение. Групповое снаряжение, требования к нему. | 1 | | | |
5 | Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. | 1 | | | |
6 | Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака). | 1 | | | |
7 | Организация туристского быта. Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Причины возникновения пожаров. Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. | 1 | | | |
8 | Организация туристского быта. Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Правила работы с топороми пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов. | 1 | | | |
2 четверть – 8 занятий |
9 | Организация туристского быта. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Правила поведения туриста в природе. | 1 | | | |
10 | Питание в походе. Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. | 1 | | | |
11 | Питание в походе. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. | 1 | | | |
12 | Подготовка и организация туристского путешествия. Распределение обязанностей в группе. Правила движения в походе. Режим ходового дня. | 1 | | | |
13-16 | Учебно-тренировочный поход. Отработка полученных навыков в условиях похода. Выполнение обязанностей по должностям в период проведения похода. | 4 | | | |
3 четверть – 10 занятий |
17 | Топография. Понятие о топографической карте. Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Условные знаки топографических карт. Изображение рельефа на топографической карте. Способы определения расстояний на карте и на местности. | 1 | | | |
18 | Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте с помощью линейки, нитки, курвиметра. | 1 | | | |
19 | Ориентирование. Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Азимутальное кольцо. Движение по азимуту. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки. Ориентирование по местным признакам. | 1 | | | |
20 | Ориентирование карты по компасу. Изучение форм рельефа на карте и на местности. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Ориентирование по местным признакам. | 1 | | | |
21-22 | Географическое положение, природные условия и ресурсы Архангельской области. Рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растительный и животный мир области. | 2 | | | |
23-26 | Сведения о районах Архангельской области. Промыслы и ремесла в районах. Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи и заповедники области. | 4 | | | |
4 четверть – 8 занятий |
27 | Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий | 1 | | | |
28-29 | Правила санитарии и гигиены. | 2 | | | |
30-31 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. | 2 | | | |
32-34 | Учебно-тренировочный поход. Отработка полученных навыков в условиях похода. | 3 | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы в школе имеется материально – техническая база, включающая:
- газовая плита
- комплект котелков
- топор
- пила
- лопата
- костровое оборудование
- веревка вспомогательная
- компасы
- теплоизоляционные и надувные коврики
- туристские палатки
- спальные мешки
- сидушки
- тент
- походные рюкзаки
- аптечка
Список литературы
Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. – М, ЦДЮТиК, 2002.
Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М., «Просвещение» 2010;
Балабанов И.В. Однодневные походы. М: Издатель И.В.Балабанов,2003
Балабанов И.В. Узлы. М., 2006.
Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2002.
Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. М., ЦДЮТур МО РФ, 2006.
Константинов Ю.С. Степанов В.С., Федотов Ю.Н. Организация детско-юношеского туризма. Учебник для ВУЗов. – СПб., СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008.
Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: РМАТ, 2009.
Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.1. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2010. – 96 с.
Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.2. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2010. – 88 с.
Сейненский А.Е. Школьное историческое краеведение. «Педагогическое общество России», М., 2014.
Сухов А.Н. Социальная психология. – М., ИЦ Академия, 2005.
Туристская игротека / Сост. Л.М.Ротштейн. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.