СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДОП Основы туризма и краеведение

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ДОП Основы туризма и краеведение»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»




СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР


Руководитель ПЦК__________________

Протокол Методического совета № __ от ___



УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

___________

___________________________

(дата)







Дополнительная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности



Возрастная категория: от 10 лет до 18 лет


Срок реализации программы: 1 год (общее количество часов-34 ч.)







Разработчик: Корельский Денис Васильевич,

педагог дополнительного образования








г. Новодвинск

2024-2025 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направ­лена на совершенствование его интеллектуального, духовного и фи­зического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в туристско-краеведческую деятельность позволяет педагогу решать одновременно,
в комплексе, вопросы обучения, воспитания, оздо­ровления, профессиональной ориентации и социальной адаптации подростков, формирования навыков здорового образа жизни и безо­пасности жизнедеятельности.

Освоение программы предполагает приобретение и развитие таких социально значимых качеств учащихся, как: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Занятия в объединении требуют систематической работы, в результате которой формируется отношение к труду как социально и личностно значимой ценности. В условиях автономного существования туристской группы, в походе учащиеся понимают, что только их труд лежит в основе успешного преодоления маршрута.

Большую часть времени уделяется практическим занятиям, походам
и соревнованиям на свежем воздухе. Занятия в туристско-краеведческом объединении предполагают тесное сотрудничество на всех стадиях занятий (подготовки, проведения и подведения итогов походов). Коллективная деятельность в туристско-краеведческом объединении, в конечном итоге, способствует быстрой адаптации учащихся к условиям социальной среды,
к различным социальным ситуациям, деятельности в микро- и макрогруппах; к культурным, психологическим и социологическим факторам. При этом
у учащихся развиваются личностные качества, необходимые для работы
в коллективе. В таких условиях у них укрепляется объективные факторы самооценки; мотивация, направленная на самосовершенствование
и самореализацию.

Получение знаний и навыков направлены на развитие у учащихся интереса к туризму и краеведению. Закрепление теоретических знаний
на практике во время учебно-тренировочных выходов, сборов и походов, ведет к прочному усвоению материала.

Новизна программы заключается в совмещении туризма, краеведения, активного отдыха и позволяет по окончании курса обучения подготовить ребёнка, заинтересованного в дальнейших занятиях туризмом
и краеведением.

Формы реализации программы. Форма обучения коллективно-групповая, очная, также при необходимости допускается дистанционное обучение.

Основная форма обучения – учебное занятие (теоретическое, практическое, комбинированное).

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик и оборудования, современных информационных технологий.

Практические занятия проводятся в помещении (в учебном классе, спортза­ле), на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке, в лесу при проведении экскурсий).

Цель: формирование у обучающихся необходимых для социальной адаптации, туристских умений и навыков, эмоционально-ценностных отношений к родному краю через включение их в учебную и практико-ориентированную деятельность в области туризма и краеведения.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения и навыки основ туристической подготовки;

- включать обучающихся в познавательную деятельность
по изучению истории, культурного наследия, природы родного края;

Воспитательные:

- формировать здоровый образ жизни и социальную ориентацию;

- воспитывать патриотизм и любовь к родному краю;

- развивать личностные качества: сотрудничество, сопереживание, общительность,

- воспитывать культуру поведения в обществе.

- воспитывать чувства ответственности за свои действия; дисциплинированности, взаимопомощи;

- формировать организаторские навыки и умения действовать
в коллективе;

Коррекционно - развивающие:

- развивать познавательный интерес к туризму и краеведению;

- развивать и корректировать физические качества;

- развивать и корректировать психические процессы: внимание, мышление, память, волевая сфера;

- развивать коммуникативные способности;

- развивать интерес обучающихся к туристической деятельности.















Учебно-тематический план



Тема


Кол-

во

часов

Теория

Практика

1

Основы туристской подготовки

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма

1.2. Туристское снаряжение

1.3. Организация туристского быта

1.4. Питание в походе

1.5. Подготовка и организация туристского путешествия

1.6. Учебно-тренировочный поход

16

6

10

2

Топография и ориентирование

3.1. Топография

3.2. Ориентирование

4

2

2

3

Краеведение

2.1. Географическое положение, природные условия
и ресурсы Архангельской области

2.2. Районы Архангельской области. Традиции и обычаи

2.4. Туристские возможности Архангельской области

10

10

-

4

Основы безопасности. Основы гигиены, первая помощь пострадавшему

4.1. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий

4.2. Правила санитарии и гигиены

4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Лесная аптека.

4.4. Учебно-тренировочный поход.

4

2

2


Итого

34

20

14



Содержание программы

1. Основы туристской подготовки (16 часов)

1.1 Туристские путешествия, история развития туризма

Теория (1 час)

Туризм - средство познания своего края, физического и духовного раз­вития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения тру­довых и прикладных навыков. Воспитательная роль туризма.

Туристские путешествия, история развития туризма. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, водный, горный, лыжный, велотуризм, спелеотуризм. Понятие о спортивном туризме.







1.2 Туристское снаряжение

Теория (1 час)

Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назна­чение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, полов­ник.

Практические занятия (2 часа)

Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт. Подготовка личного и группового снаряжения к походу. Игра «Что возьмем с собой в поход?».

1.3 Организация туристского быта

Теория (2 часа)

Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака).

Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусор­ной ямы), заготовка дров. Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Причины возникновения пожаров. Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение пала­ток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в па­латке.

Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хране­ния и переноски колюще-режущих предметов.

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Экология и бивачные работы. Правила поведения туриста в природе.

Практические занятия (2 часа)

Моделирование ситуаций в походе. Организация бивака в полевых условиях (определение места, пригод­ного для привала и ночлега, развертывание лагеря, разжигание костра). Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инстру­ментом. Уборка бивака.

1.4 Питание в походе

Теория (1 час)

Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации пи­тания
в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горя­чих блюд.


Практические занятия (2 час)

Составление меню и списка продуктов для 1 дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Подбор рецептов приготовления пищи на костре.

1.5 Подготовка и организация туристского путешествия

Теория (1 часа)

Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Рас­пределение обязанностей в группе.

Правила движения в походе. Режим ходового дня.

Маршрутный лист и маршрутная книжка.

Практические занятия (2 часа)

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки. Работа с краеведческой литературой. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Организация однодневного похода.

1.6 Учебно-тренировочные походы

Практические занятия (2 часов)

Отработка полученных навыков в условиях похода. Выполнение обязанностей по должностям в период проведения похода.


2. Топография и ориентирование (4 часа)

2.1 Топография

Теория (1 час)

Понятие о топографической карте. Виды топографических карт
и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Условные знаки топографических карт. Изображение рельефа на топографической карте. Способы определения расстояний на карте и на местности.

Практические занятия (1 час)

Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте с помощью линейки, нитки, курвиметра.

2.2 Ориентирование

Теория (1 час)

Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Азимутальное кольцо. Движение по азимуту. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям мест­ных предметов. Действия при потере ориентировки. Ориентирование по местным признакам.


Практические занятия (1 час)

Ориентирование карты по компасу. Изучение форм рельефа на карте
и на местности. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Ориентирование по местным признакам.

3. Краеведение (10 часов)

3.1. Географическое положение, природные условия и ресурсы Архангельской области

Теория (2 часа)

Рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, расти­тельный и животный мир области.

3.2. Районы Архангельской области. Традиции и обычаи

Теория (4 часа)

Сведения о районах Архангельской области. Промыслы и ремесла
в районах.

3.3. Туристские возможности края

Теория (4 часа)

Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи
и заповедники области.

4. Основы безопасности.

Основы гигиены, первая помощь пострадавшему (4 часа)

4.1. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий. Правила санитарии и гигиены.



Теория (1 час)

Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры без­опасности при проведении занятий в помещении и на улице. Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Понятие о гигиене. Гигиенические требования в походе. Гигиена обуви и одежды. Умы­вание, купание, закаливание в походе.



4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Теория (1 часа)

Медицинская аптечка. Ее комплектование, хранение, транспорти­ровка. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Личная ап­течка туриста.

Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном ударе, ожо­гах, укусах насекомых и пресмыкающихся. Правила переноски пострадавшего.

Практические занятия (2 часа)

Комплектование медицинской аптечки. Отработка приёмов оказания первой доврачебной помощи условно пострадавшему: опреде­ление травмы, практическое оказание помощи. Переноска пострадавшего.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Тема

Кол-во

часов

Дата


план

факт.


1 четверть – 8 занятий

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основы туристской подготовки.

1




2

Туристское снаряжение. Личное и групповое снаряжение.

1




3

Туристское снаряжение. Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов.

1




4

Туристское снаряжение. Групповое снаряжение, требования к нему.

1




5

Типы палаток, их назна­чение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, полов­ник.

1




6

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака).


1




7

Организация туристского быта. Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусор­ной ямы), заготовка дров. Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Причины возникновения пожаров. Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение пала­ток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в па­латке.


1




8

Организация туристского быта. Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Правила работы
с топороми пилой. Правила хране­ния
и переноски колюще-режущих предметов.


1




2 четверть – 8 занятий

9

Организация туристского быта. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Правила поведения туриста
в природе.


1




10

Питание в походе. Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов.

1




11

Питание в походе. Приготовление пищи
на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации пи­тания
в однодневном походе: на бутербродах
и с приготовлением горя­чих блюд.

1




12

Подготовка и организация туристского путешествия. Рас­пределение обязанностей
в группе. Правила движения в походе. Режим ходового дня.

1




13-16

Учебно-тренировочный поход. Отработка полученных навыков в условиях похода. Выполнение обязанностей по должностям в период проведения похода.

4




3 четверть – 10 занятий

17

Топография. Понятие о топографической карте. Виды топографических карт
и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Условные знаки топографических карт. Изображение рельефа на топографической карте. Способы определения расстояний на карте и на местности.

1




18

Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте с помощью линейки, нитки, курвиметра.

1




19

Ориентирование. Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Азимутальное кольцо. Движение по азимуту. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям мест­ных предметов. Действия при потере ориентировки. Ориентирование по местным признакам.

1




20

Ориентирование карты по компасу. Изучение форм рельефа на карте
и на местности. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Ориентирование по местным признакам.

1




21-22

Географическое положение, природные условия и ресурсы Архангельской области. Рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, расти­тельный
и животный мир области.

2




23-26

Сведения о районах Архангельской области. Промыслы и ремесла в районах. Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи и заповедники области.

4




4 четверть – 8 занятий

27

Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий

1




28-29

Правила санитарии и гигиены.

2




30-31

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

2




32-34

Учебно-тренировочный поход. Отработка полученных навыков в условиях похода.

3







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы


Для реализации программы в школе имеется материально – техническая база, включающая:

- газовая плита

- комплект котелков

- топор

- пила

- лопата

- костровое оборудование

- веревка вспомогательная

- компасы

- теплоизоляционные и надувные коврики

- туристские палатки

- спальные мешки

- сидушки

- тент

- походные рюкзаки

- аптечка


Список литературы


  1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. – М, ЦДЮТиК, 2002.

  2. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М., «Просвещение» 2010;

  3. Балабанов И.В. Однодневные походы. М: Издатель И.В.Балабанов,2003

  4. Балабанов И.В. Узлы. М., 2006.

  5. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.

  6. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2002.

  7. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. М., ЦДЮТур МО РФ, 2006.

  8. Константинов Ю.С. Степанов В.С., Федотов Ю.Н. Организация дет­ско-юношеского туризма. Учебник для ВУЗов. – СПб., СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008.

  9. Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительно­го туризма. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: РМАТ, 2009.

  10. Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.1. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2010. – 96 с.

  11. Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.2. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2010. – 88 с.

  12. Сейненский А.Е. Школьное историческое краеведение. «Педагогическое общество России», М., 2014.

  13. Сухов А.Н. Социальная психология. – М., ИЦ Академия, 2005.

  14. Туристская игротека / Сост. Л.М.Ротштейн. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.