СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа допобразования детей "Азбука общения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Азбука общения» предоставляет каждому её участнику получить личный опыт успешного общения с одноклассниками.

          Представленная программа направлена на оказание помощи семье и школе в достижении поставленной перед ними обществом цели: «Гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена».

  Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности, направление – психология внутреннего мира, коллективного взаимоействия, невербальной коммуникации, базовый уровень.

Программа «Азбука общения» предоставляет каждому её участнику получить личный опыт успешного общения с одноклассниками.

          Представленная программа направлена на оказание помощи семье и школе в достижении поставленной перед ними обществом цели: «Гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена».

  Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности, направление – психология внутреннего мира, коллективного взаимоействия, невербальной коммуникации, базовый уровень.

Программа «Азбука общения» предоставляет каждому её участнику получить личный опыт успешного общения с одноклассниками.

          Представленная программа направлена на оказание помощи семье и школе в достижении поставленной перед ними обществом цели: «Гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена».

  Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности, направление – психология внутреннего мира, коллективного взаимоействия, невербальной коммуникации, базовый уровень.

Программа «Азбука общения» предоставляет каждому её участнику получить личный опыт успешного общения с одноклассниками.

          Представленная программа направлена на оказание помощи семье и школе в достижении поставленной перед ними обществом цели: «Гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена».

  Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности, направление – психология внутреннего мира, коллективного взаимоействия, невербальной коммуникации, базовый уровень.

Программа «Азбука общения» предоставляет каждому её участнику получить личный опыт успешного общения с одноклассниками.

          Представленная программа направлена на оказание помощи семье и школе в достижении поставленной перед ними обществом цели: «Гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена».

  Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности, направление – психология внутреннего мира, коллективного взаимоействия, невербальной коммуникации, базовый уровень.

Программа «Азбука общения» предоставляет каждому её участнику получить личный опыт успешного общения с одноклассниками.

          Представленная программа направлена на оказание помощи семье и школе в достижении поставленной перед ними обществом цели: «Гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена».

  Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности, направление – психология внутреннего мира, коллективного взаимоействия, невербальной коммуникации, базовый уровень.

Программа «Азбука общения» предоставляет каждому её участнику получить личный опыт успешного общения с одноклассниками.

          Представленная программа направлена на оказание помощи семье и школе в достижении поставленной перед ними обществом цели: «Гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена».

  Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности, направление – психология внутреннего мира, коллективного взаимоействия, невербальной коммуникации, базовый уровень.

Программа «Азбука общения» предоставляет каждому её участнику получить личный опыт успешного общения с одноклассниками.

          Представленная программа направлена на оказание помощи семье и школе в достижении поставленной перед ними обществом цели: «Гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена».

  Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности, направление – психология внутреннего мира, коллективного взаимоействия, невербальной коммуникации, базовый уровень.

Просмотр содержимого документа
«Программа допобразования детей "Азбука общения"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

357350, Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, улица Павлова, 55

Тел/факс 8 (879 61) 5-19-17, e-mail: [email protected]









Дополнительная общеразвивающая программа

«Азбука общения»

социально-педагогической направленности

возраст учащихся: 7 – 10 лет

срок реализации: 4 года


автор - составитель

Грабовенко Оксана Юрьевна,

педагог дополнительного образования



Программа утверждена на педагогическом совете

Протокол № 1 от 03.09.2018 г.,





















2018


Содержание

стр.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


Пояснительная записка



Цель, задачи


Учебно-тематический план


Содержание программы



Планируемые результаты



Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:


Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий


Календарный учебный график


Условия реализации программы



Методика отслеживания результатов. Виды контроля



Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся



Оценочные материалы (перечень материалов к промежуточной и итоговой аттестации)


Методическое обеспечение программы


Список литературы (для педагога, учащихся и родителей)


Электронные образовательные ресурсы (для реализации программы)


Приложение. Дидактический материал к промежуточной и итоговой аттестации учащихся к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

















Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Даже в самой в самой крайней и запущенной

форме застенчивость и неуверенность пройдёт,

если для их преодоления приложить труд души.

В. Леви

Общением занимается более пяти миллиардов человек. Ежедневно мы проводим время на работе, в институте или школе, а после этого встречаемся с родными или друзьями. Оставшись одни, продолжаем серию диалогов с теми, с кем только что расстались и сами с собой – наяву или во сне. Львиную долю жизни мы, иногда не отдавая себе отчета, общаемся. Как правило, мы «плывем по течению», иногда сражаемся с ним, но именно оно управляет нами, и нам не приходит в голову, что то, на что мы тратим почти все свое время, стоит делать осмысленно – плыть не по течению или против него, а туда куда нужно.

Программа «Азбука общения» предоставляет каждому её участнику получить личный опыт успешного общения с одноклассниками.

Представленная программа направлена на оказание помощи семье и школе в достижении поставленной перед ними обществом цели: «Гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена».

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности, направление – психология внутреннего мира, коллективного взаимоействия, невербальной коммуникации, базовый уровень.

Актуальность программы обусловлена возможностью развивать способность действовать нестереотипно, оригинально по отношению к окружающему миру и самому себе. Таким образом, творческая деятельность предполагает творческий подход и к самопознанию, к становлению глубокой, ясной, адекватной и позитивной Я – концепции ребёнка. А это в свою очередь является необходимым условием личностного развития.

Новизна программы в том, что система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

Реализация данной программы содействует усилению интеграции общего и дополнительного образования. Программа разработана в соответствии с государственными нормативными правовыми актами в области дополнительного образования детей (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МО РФ и ФГАУ ФИРО, 2015); нормативными правовыми документами Центра детского творчества (Устав, Программа развития «Мир вокруг нас», образовательная программа, локальные акты).

Педагогическая целесообразность заключается в том, что именно в этот период происходит активное формирование личности ребенка. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, зависит его дальнейшая учебная, трудовая деятельность, его судьба и место в жизни. Навыки конструктивного общения, приобретенные в младшем школьном возрасте, во многом определят успешность подростка.

Региональный компонент общеразвивающей программы: изучение стилей общения разных народов населяющих КМВ. На протяжении всей жизни человек общается с другими людьми, является членом малых и больших групп. К сожалению, научение общению и взаимодействию с другими происходит чаще всего спонтанно и не всегда успешно.

Цель программы - социально-психологическое развитие личности как субъекта общения, субъекта отношения к самому себе и к другим окружающим его людям.

Задачи:

личностные:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  2. формирование прочных межличностных отношений в коллективе: воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской поддержки;

  3. формирование ответственного отношения к познавательной деятельности, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  4. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного и осознанного отношения к собственным поступкам;

метапредметные:

  1. развитие мотивации к деятельности; повышение уровня познавательных потребностей;

  2. развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, активности и т.п.;

  3. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

  5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  6. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

образовательные:

  1. формирование активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;

  2. получение знаний основ психологии;

  3. прочное овладение основными правилами и приемами эффективного поведения в различных ситуациях;

  4. развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни;

  5. развитие индивидуальных способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности;

  6. формировании мотивов самоактуализации;

  7. формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

  8. развитие мотивации к познанию окружающего мира и познавательную деятельность;

  9. становление личности как субъекта собственной жизни;

  10. формирование навыков коллективной работы через игру;

  11. формирование коммуникативной грамотности учащихся;

  12. получение знаний функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива.

Отличительные особенности. Занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.

Изучение системы межличностных отношений по методике социометрии показало, что средний групповой индекс благоприятности межличностных отношений составляет 0,3, что свидетельствует о существовании больших перспектив его улучшения.

Эти данные свидетельствуют о том, что для достаточно большого количества детей данная программа общения и взаимоотношений актуальна.

Организация деятельностного общения – непростое дело. Необходимыми условиями, определяющими успешность работы на занятиях, являются: во-первых, создание и поддержание психологом (ведущим) благоприятного психоэмоционального фона (комфорта), во-вторых, - атмосферы доверия, в-третьих – доброжелательного отношения участников друг к другу. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на то, что участники будут работать на занятиях, то есть раскрываться и общаться. Главное, что именно педагог своим личным примером формирует отношение подростков к деятельности, к занятиям, к людям! Групповые занятия «Азбука общения» являются своеобразным мостиком в личностном развитии младшего школьника, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего.

Некоторые люди считают, что уж себя - то они всегда понимают, это чужая душа – потемки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счете, хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но и те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то совсем неожиданное.

Систему упражнений, подобранную к программе можно условно разделить на три группы: первая из них посвящена общению человека с собой, вторая – общению в диаде (Я+Ты), третья - общению в группе.

В основе всей деятельности лежат следующие продуктивные установки:

  1. если мы научились поступать так, то можем и переучиться.

  2. двигаться вперед можно только совершая ошибки (ошибки поощряются и рассматриваются, как резервы дальнейшего развития, уходит боязнь ошибки).

  3. даже двигаясь вместе со всеми, можно делать это самостоятельно (быть в коллективе, оставаясь самим собой и давать быть самими собой другим).

Занятия, проводимые по данной программе, составлены таким образом, что учащиеся с первых дней получают более широкое представление об общении. Рассматривается коммуникативная сторона общения (обмен информацией), интерактивная сторона общения (взаимодействия в совместной деятельности), перцептивная сторона общения (восприятие и понимание другого человека). Вербальная коммуникация: рефлексивное и нерефлексивное слушание. Невербальная коммуникация: кинестетика (мимика, жесты, пантомимика). Паралингвистика: тембр, диапазон, тональность. Экстралингвистика: паузы, покачивания, плач, смех. Визуальное общение: контакт глаз, обмен взглядами.

В программе предусмотрено разнообразие содержания и форм деятельности; возможность варьирования, сочетания теоретической и практической частей содержания, вариативность организации в зависимости от уровня контингента конкретного года.

Программа адресована детям младшего школьного возраста, ученикам общеобразовательных школ. В объединение принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного отбора, в процессе обучения каждому ребенку дается возможность проявить и реализовать себя. Состав группы постоянный, одного возраста. При проведении занятий сочетается принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Расписание занятий кружка составляется с учётом рационального распределения свободного времени, возрастных особенностей, занятости обучающихся в школе.

Срок реализации про­граммы - 4 года, каждый этап соответствует году обучения. За­нятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часу, 144 часа ежегодно. Программа вариативна, в учебно-тематические планы каж­дого года могут вноситься изменения и дополнения.

Срок освоения программы обоснован ее целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.

Значимость данной программы для учащихся (практическая, предметно-практическая, социальная) в саморазвитии, самообразовании и самореализации. Учащиеся ориентируются в ресурсах дополнительного образования, доступных как на территории проживания, так и вне ее (в том числе через сети Интернет). Имеют возможность выбора формы изучения программы на основе собственных интересов и увлечений. Мотивированы к участию в реализации программы творческой деятельности.

Значимость данной программы для семьи (просветительская, социальная) проявляется в том, что родители рассматривают участие своих детей в реализации программы как необходимое условие их полноценного развития, социализации. Они имеют доступ к полной объективной информации о ЦДТ и данной программе. Имеют возможность для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1 год обучения


Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Форма

аттестации

(контроля

Введение в программу

2

0,5

1,5


Первые шаги

30

7,5

22,5


Вводное занятие.

Выяснение ожиданий воспитанников. Определение основных целей занятий. Инструктаж по технике безопасности.

2

0,5

1,5


Основы речевой культуры.

Расширение и дополнение понятия «общение».

2

0,5

1,5


Знакомство с понятиями: общество, общение, стороны общения.

2

0,5

1,5


Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе.

2

0,5

1,5


Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

2

0,5

1,5


Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

2

0,5

1,5


Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

2

0,5

1,5


Правила общения с товарищами и друзьями.

2

0,5

1,5


Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе.заимовыручка и взаимопомощь.

2

0,5

1,5


Ритуалы приветствия на Руси и бывших республик, ныне отдельных государств.

2

0,5

1,5


Дыхательная гимнастика

Знакомство с понятиями: дыхательный аппарат, вдох, выдох, задержка дыхания, глубокое дыхание, поверхностное дыхание, прерывистое дыхание, выдох и вдох «толчками».

2

0,5

1,5


Разучивание упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата и формирование умений правильной и рациональной работы с ним.

2

0,5

1,5


Её величество Интонация.

Знакомство с понятиями: настроение, тон, интонация, спокойная интонация, радостная интонация, грустная интонация, вопросительная интонация, голосовые оттенки.

2

0,5

1,5


Произнесение отдельных слов, фраз, коротких диалогов с различной интонацией.

2

0,5

1,5


Разучивание упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата и формирование умений правильной и рациональной работы с ним.

2

0,5

1,5


В гостях у Чистоговоркина

16

4

12


В гостях у Чистоговоркина. Знакомство с текстами чистоговорок.

2

0,5

1,5


Тренинг, направленный на формирование правильного и четкого произнесения чистоговорок в различном темпе.

2

0,5

1,5


Невербальная коммуникация.

2

0,5

1,5


Расширение имеющихся представлений об эмоциональных состояниях: введение понятий «смешанные чувства», «пристраивание», «эмоциональное сопереживание».

2

0,5

1,5


Тренинг «Как я понимаю то , что помню»

2

0,5

1,5


Тренинг «Разговор взглядов» .

2

0,5

1,5


Развивающее занятие «Восприятие мира».

2

0,5

1,5


Невербальные средства общения

Тренинг «Китайский осел»

2

0,5

1,5


Маски настроения

22

5,5

16,5


Игры и упражнения на определение и выражение различных эмоциональных состояний.

2

0,5

1,5


Тренинговые диалоговые упражнения на овладение умением эмоционального «пристраивания» к собеседнику.

2

0,5

1,5


Язык жестов

Раскрытие понятий: жест, жестикуляция, язык жестов.

2

0,5

1,5


Упражнения на формирование правильного и уместного использования языка жестов в общении.

2

0,5

1,5


Познавательно-занимательные игры, направленные на закрепление полученных умений. Произнесение монологов и диалогов с использованием жестов.

2

0,5

1,5


Основы коллективного взаимодействия.

Я и другой, непохожий на меня.

Разные люди. Отношение к ним. «Белые вороны».

2

0,5

1,5


Помогаем сами и принимаем помощь от других. Понятие слова «помощь. Благодарность за помощь».

2

0,5

1,5


Я - член команды.

Понятие слова «команда». Взаимоотношения в команде.

2

0,5

1,5


Урок мудрости.

2

0,5

1,5


Дарить радость. Дарим подарки близким, умение дарить подарки.

2

0,5

1,5


Другой не значит плохой. Просмотр и обсуждение мультфильма «Гадкий утенок»

2

0,5

1,5


Пять ключей общения

22

5,5

16,5


Ценности. Понятие «ценности». Связь между ценностями и чувствами.

2

0,5

1,5


Нравится-не нравится. Гнев агрессивное поведение. Способы контроля агрессивного поведения и приемы борьбы с ним.

2

0,5

1,5


Психологическая безопасность: умей сказать «нет!»

2

0,5

1,5


Мимика. Тренинг «Сказка в шесть кадров»

2

0,5

1,5


Тепло моего дома. Значение семьи, дома для человека.

2

0,5

1,5


Тренинг личностного роста.

2

0,5

1,5


Дал слово держи

2

0,5

1,5


Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна.

2

0,5

1,5


О хороших и дурных привычках.

2

0,5

1,5


Преданный друг.

2

0,5

1,5


Заповеди: как мы их исполняем.

2

0,5

1,5


Веселая игротека

42

10,5

31,5


Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

2

0,5

1,5


Позвони другу
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

2

0,5

1,5


Подарок на всех
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

2

0,5

1,5


Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

2

0,5

1,5


Игра «Веселая сороконожка»
Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

«Лебедь, рак и щука».
Цель: развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».

2

0,5

1,5


Игра «Комплименты». Игра «Доброе животное». "Волшебные конфеты".

2

0,5

1,5


Подвижная игра «Близнецы». «Угадай, кто я?»

«Почтальон», «Продолжи сказку».

2

0,5

1,5


Игра «Слепой и поводырь», Игра «Пожелание на день».

2

0,5

1,5


Игра «Через стекло»

Цель: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Игра «Интервью»

Цель: развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости.

2

0,5

1,5


Игры – ситуации.

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

2

0,5

1,5


Игра «Угадай, кто я?». Игра «Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

2

0,5

1,5


«Пожелание»
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению. «Закончи предложение»

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

2

0,5

1,5


«Чей голосок?»

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие. «Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

2

0,5

1,5


«А я сегодня такой!»

Цель игры: научить использовать мимику, пантомимику в общении.

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальным способам общения.

2

0,5

1,5


«Зоопарк»

Цель: развивать невербальные способы общения.

«Вопрос – ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

2

0,5

1,5


«Прощай»
Цель:
учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

«Здороваемся без слов»
Цель:
развивать умение использовать жест, позу в общении.

2

0,5

1,5


«Возьмёмся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. «Раскрасьте правильно»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.

2

0,5

1,5


«Робот»
Цель: сплочение коллектива, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

«Удержи предмет»
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

2

0,5

1,5


«Змея» Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

2

0,5

1,5


«Заколдованная тропинка»

Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам. «Я хочу с тобой подружиться»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

2

0,5

1,5


«Встаньте, все кто…»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

«Радио»

Цель: развитие внимания к сверстникам.

«Хромой ведет слепого»

Цель: установление доверительного контакта между детьми.

2

0,5

1,5


Обобщение и закрепление изученного

10

2,5

7,5


Умеем ли мы сочувствовать.

2

0,5

1,5


Думай хорошо и мысли согревают добрые поступки.

2

0,5

1,5


Социально-психологическое влияние группы на личность

2

0,5

1,5


Обобщение и закрепление изученного.

Нравится- не нравится. Гнев агрессивное поведение. Способы контроля агрессивного поведения и приемы борьбы с ним.

2

0,5

1,5


Девчонки + мальчишки =…

Итоговое занятие.

2

0,5

1,5



Итого:

144

36

108



2 год обучения


Тема

Общее кол-во часов

теория

практика





Основы речевой культуры

18

3

15


Дыхательная гимнастика

6

1

5


Её величество Интонация

6

1

5


В гостях у Чистоговоркина

6

1

5

Невербальная коммуникация

48

6,5

41,5


Маски настроения

24

2,5

21,5


Язык жестов

24

4

20

Основы коллективного взаимодействия

72

8

64


Работа в парах

28

4

24


Работа в микрогруппах

44

4

40

Обобщение и закрепление изученного

4

1

3


Итого:

144

19

125



3 год обучения


Тема

Общее кол-во часов

теория

практика

Речевой тренинг

10

4

6

Невербальная коммуникация

40

4

36


Язык мимики

10

1

9


Язык жестов

10

1

9


Язык глаз

10

1

9


Театр юных любителей пантомимы

10

1

9

Основы коллективного взаимодействия

52

6,5

45,5


Работа в парах

20

3

17


Работа в микрогруппах

30

3

27

Путешествие во внутренний мир

36

10

26


Мои сто тысяч «я»

20

6

14


Шаг навстречу

16

6

10

Обобщение и закрепление изученного

4

1

3


Итого:

144

26

118


4 год обучения


Тема

Общее кол-во часов

теория

практика

Речевой тренинг

12

2

10

Социальные роли

34

10

24

Деловая игра

24

4

20

Самопрезентация

30

12

18

Конфликт

16

3

13

Дискуссионный клуб

22

3

19

Обобщение и закрепление изученного

4

1

3


Итого:

144

35,5

108,5



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Выявление имеющихся знаний у детей об общении, его значении в жизни каждого человека. Расширение и дополнение понятия «общение».

Практика: Игра «Знакомство», конструирование волшебного «цветка общения», игровые упражнения, иллюстрирующие каждую из сторон общения, игры «Приветствие и прощание», создание и утверждение правил поведения на занятиях.


Раздел 2. Первые шаги

Тема 1.

Теория

Практика


Тема 2.

Теория

Практика


Тема 3.

Теория

Практика


Тема 4.

Теория

Практика


Тема 5.

Теория

Практика


Тема 6.

Теория

Практика


Тема 7.

Теория

Практика


Тема 8.

Теория

Практика


Тема 9.

Теория

Практика


Тема 10.

Теория

Практика

И так далее по темам и разделам


Теория: Знакомство с информацией о том, что каждое имя имеет определенное значение и историю своего происхождения. Рассказ о некоторых знаменитых людях, имеющих такие же имена, как и дети группы.

Практика: Проведение игр и упражнений на запоминание имен друг друга и на формирование позитивного отношения к своему имени и именам одноклассников.


Тема 3. В гостях у Чистоговоркина

Теория: Выяснение происхождения слова «чистоговорка», выявление уже знакомых детям чистоговорок, отбор наиболее удачных и популярных среди воспитанников данной группы для работы, знакомство с текстами новых чистоговорок.

Практика: Тренинг на формирование правильного и четкого произнесения чистоговорок в различном темпе.


Тема 4. Маски настроения.

Теория:Выявление имеющихся у детей представлений о чувствах, эмоциях и способов их показа и узнавания. Расширение имеющихся представлений об основных эмоциональных состояниях: радость, огорчение, страх, гнев, удивление. Введение для обозначения выше представленных эмоциональных состояний пиктограмм.

Практика: Игры и упражнения на определение и выражение различных эмоциональных состояний.


Тема 5. Пять ключей общения

Теория: Знакомство с пятью основными правилами общения:

  • называй друга по имени и будет обращаться к тебе так же;

  • будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя;

  • будь вежлив, и у тебя будет много настоящих хороших друзей;

  • умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового;

  • умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его.

Практика: Упражнения в применении правил на практике.


Тема 6. Веселая игротека

Теория: Знакомство с содержанием и правилами коллективных игр.

Практика: Знакомство с приемами деления группы на пары, четверки, шестерки, восьмерки с использованием игровых элементов. Проведение упражнений игр в группах различного состава с обязательным соблюдением установленных правил.


Тема 7. Обобщение и закрепление изученного.

Практика: Проведение обобщающих занятий, открытых занятий для родителей и администрации.


2 год обучения


Тема 1. Вводное занятие

Теория: Расширение и дополнение понятия «общение». Знакомство с понятиями: общество, общение, стороны общения. Информация о ритуалах приветствия на Руси и бывших республик, ныне отдельных государств.

Практика Комплектование группы, сбор сведений для заполнения журнала, знакомство воспитанников с расписанием занятий и перечнем канцелярских принадлежностей для их успешного прохождения. Создание и утверждение правил поведения на занятиях. Введение изученных приветствий в ритуал приветствия на занятиях.


Тема 2. Основы речевой культуры

2.1. Дыхательная гимнастика

Теория: Знакомство с понятиями: дыхательный аппарат, вдох, выдох, задержка дыхания, глубокое дыхание, поверхностное дыхание, прерывистое дыхание, выдох и вдох «толчками».

Практика: Система упражнений, направленная на развитие дыхательного аппарата и формирование умений правильной и рациональной работы с ним.


2.2. Её величество Интонация

Теория: Знакомство с понятиями: настроение, тон, интонация, спокойная интонация, радостная интонация, грустная интонация, вопросительная интонация, голосовые оттенки.


Практика: Произнесение отдельных слов, фраз, коротких диалогов с различной интонацией.


2.3. В гостях у Чистоговоркина

Теория: Повторение ранее изученного материала, знакомство с текстами новых чистоговорок.

Практика: Тренинг, направленный на формирование правильного и четкого произнесения чистоговорок в различном темпе.



Тема 3. Невербальная коммуникация

3.1. Маски настроения

Теория: Повторение ранее изученного материала по теме. Расширение имеющихся представлений об эмоциональных состояниях: введение понятий «смешанные чувства», «пристраивание», «эмоциональное сопереживание».

Практика: Игры и упражнения на определение и выражение различных эмоциональных состояний. Тренинговые диалоговые упражнения на овладение умением эмоционального «пристраивания» к собеседнику.


3.2. Язык жестов

Теория: Раскрытие понятий: жест, жестикуляция, язык жестов. Выявление уже имеющихся у детей знаний и умений по теме, углубление и расширение понятий.

Практика: Упражнения на формирование правильного и уместного использования языка жестов в общении. Познавательно-занимательные игры, направленные на закрепление полученных умений. Произнесение монологов и диалогов с использованием жестов.


Тема 4. Основы коллективного взаимодействия

4.1. Работа в парах

Теория: Знакомство с методикой работы в парах. Создание и утверждение правил общения в парах.

Практика: Разнообразные упражнения, выполняемые в парах, охватывающие все стороны общения.


4.2. Работа в микрогруппах

Теория: Знакомство с методикой работы в микрогруппах. Создание и утверждение правил общения в микрогруппах.

Практика: Разнообразные упражнения, выполняемые в микрогруппах, охватывающие все стороны общения.


Тема 5. Обобщение и закрепление изученного

Практика: Проведение обобщающих занятий, открытых занятий для родителей, подготовка и проведения праздника «Радость общения» для данной группы.

3 год обучения


Тема 1.Вводное занятие

Теория: Расширение и дополнение понятия «общение». Информация о ритуалах приветствия народов мира

Практика: Комплектование группы, сбор сведений для заполнения журнала, знакомство воспитанников с расписанием занятий и перечнем канцелярских принадлежностей для их успешного прохождения. Создание и утверждение правил поведения на занятиях. Введение изученных приветствий в ритуал приветствия на занятиях.


Тема 2. Речевой тренинг

Теория. Знакомство с понятиями: артикуляция, артикуляционный аппарат, артикуляционные дорожки, звуковые дорожки.

Практика. Упражнение в правильном произнесении артикуляционных и звуковых дорожках.

Тренинг, направленный на формирование правильного и четкого произнесения чистоговорок в различном темпе.


Тема 3.Невербальная коммуникация

3.1. Язык мимики

Теория: Знакомство с понятиями: выражение лица, маска, маска радости, маска удивления, маска печали, маска злобы,

Практика: Упражнения, направленные на формирование умений узнавания своего настроения и настроения окружающих по выражению лица, тренинговые упражнения на произнесение монологов и диалогов с использованием мимики.


3.2. Язык жестов

Тория: Раскрытие понятий: жест, жестикуляция, язык жестов. Выявление уже имеющихся у детей знаний и умений по теме, углубление и расширение понятий.

Практика: Упражнения на формирование правильного и уместного использования языка жестов в общении. Познавательно-занимательные игры, направленные на закрепление полученных умений. Произнесение монологов и диалогов с использованием жестов


3.3 Язык глаз

Теория: Выяснение значения выражения глаз для придания выразительности сказанному и сделанному в процессе общения. Толкование таких понятий как: «теплый взгляд, печаль в глазах, задумчивый взгляд, веселый взгляд, с хитрецой в глазах, глаза, полные ужаса», и т.п.

Практика: Формирование умения распознавать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние собеседника, героя фильма, фотографии, картины по выражению глаз. Произнесение монологов и диалогов с использованием выразительного взгляда для наиболее точной передачи своего эмоционального состояния.


3.4. Театр юных любителей пантомимы

Теория: Знакомство с понятиями: мимы, пантомима. Просмотр видеоматериалов с записями выступлений артистов театра пантомимы.

Практика: Упражнения-зарисовки с использованием языка пантомимы. Занимательные сценки-загадки, подготовленные с преподавателем на отгадывание предметов или действий, рассказанных языком пантомимы.


Тема 4. Основы коллективного взаимодействия

4.1. Работа в парах

Теория: Повторение методики работы в парах. Создание и утверждение правил общения в парах.

Практика: Разнообразные упражнения, выполняемые в парах, охватывающие все стороны общения.


4.2.Работа в микрогруппах

Теория: Повторение методики работы в микрогруппах. Создание и утверждение правил общения в микрогруппах.

Практика: Разнообразные упражнения, выполняемые в микрогруппах, охватывающие все стороны общения


Тема 5.Путешествие во внутренний мир

Мои сто тысяч «я» (путешествие в свой внутренний мир)

Теория: Введение в активный словарь понятий: внутренний мир, эмоциональное состояние, саморегуляция. Знакомство с простейшими приёмами саморегуляции.

Практика: Упражнения, направленные на осмысление своего эмоционального состояния, на формирование умения придавать эмоциональный окрас своим словам и действиям


Шаг навстречу(путешествие от своих чувств и переживаний к чувствам и переживаниям другого).

Теория: Введение в активный словарь понятий: сопереживание, сочувствие, «включённое» слушание, отражение чувств. Овладение алгоритмом приёма: «вхождение в эмоциональное состояние партнёра. Получение представления о том, что одни и те же чувства разными людьми выражаются по-разному.

Практика: Работа, направленная на формирование умения сопереживать, эмоционально подстраиваться в процессе общения, устанавливать и поддерживать общий ритм взаимодействия. Упражнения, направленные на выявление истинных чувств партнёра путем диалога.


Тема 6. Обобщение и закрепление изученного

Практика: Проведение обобщающих занятий, открытых занятий для родителей, подготовка и проведение праздника «Радость общения» с детьми II и III годов обучения.


4 год обучения


Тема 1. Вводное занятие

Теория: Расширение и дополнение понятия «общение». Повторение информации о ритуалах приветствия народов мира.

Практика: Комплектование группы, сбор сведений для заполнения журнала, знакомство воспитанников с расписанием занятий и перечнем канцелярских принадлежностей для их успешного прохождения. Создание и утверждение правил поведения на занятиях. Работа над созданием креативных приветствий. Введение их в ритуал приветствия на занятиях.


Тема 2. Речевой тренинг

Теория: Обмен между участниками группы самостоятельно найденными упражнениями речевого тренинга. Работа над созданием индивидуальных программ речевого тренинга.

Практика: Система упражнений, направленная на развитие артикуляционного аппарата и формирование умений правильной и рациональной работы с ним. Реализация индивидуальных программ.


Тема 3. Социальные роли

Теория: Знакомство с понятиями: социум, социальная роль. Информация о значимости и целесообразности использования традиций и правил поведения в определённой социальной среде; о необходимости своевременного переключения с одной роли на другую в зависимости от смены социальной среды.

Практика: Сюжетно-ролевые игры. Выработка наиболее характерной манеры поведения «правил игры» в различных ситуациях.


Тема 4. Деловая игра

Теория: Выяснение значения понятия: моделирование, деловая игра, анализ, синтез, вывод.

Практика: Ярмарка тем деловых игр, создание определенных правил деловой игры. Проведение игры с последующим коллективным анализом, формулирование выводов. Введение ритуала: каждая последующая деловая игра начинается с анализа предыдущего занятия.


Тема 5. Самопрезентация

Теория: введение понятий: презентация, реклама. Выявление отличий презентации от рекламы. Знакомство с простейшим алгоритмом создания презентации. Знакомство с различными формами презентации. Понятие: самопрезентация. Построение алгоритма создания самопрезентации. Определение необходимого минимума информации о себе при представлении.

Практика :Коллективные упражнения на составление презентаций различных объектов и явлений. Работа в парах: интервьюирование. Индивидуальная работа: составление резюме. Коллективная игра: конкурс вакансий.


Тема 6. Конфликт

Теория: Понятия: конфликт, конфликтная ситуация. Положительные и отрицательные последствия конфликтов. Этапы конфликта: возникновение; осознание; обострение; поиски способов урегулирования; разрешение. Стратегии поведения в конфликтной ситуации:доминирование;компромисс;уклонение;сотрудничество;приспособление;отступление.

Практика: Групповая работа: круговая беседа: вспоминание детьми личных конфликтов и способов их разрешения, совместное определение применённой человеком стратегии поведения. Работа в микрогруппах: ситуативные упражнения с последующим анализом.


Тема 7. Дискуссионный клуб

Теория: Выявление понятий: дискуссия, обсуждение, спор, оппонент. Виды дискуссий. Правила ведения дискуссии.

Практика: В рамках программы с учетом количества часов на изучаемую тему проводится несколько заседаний дискуссионного клуба по схеме: Даётся тема для дискуссии; Предоставляется материал по теме (его заранее подготавливают дети с педагогом). Группа делится на микрогруппы. Каждая микрогруппа выполняет определенную роль: - представление темы и отстаивание ее преимуществ; - оппоненты,- представители прессы.


Тема 8. Обобщение и закрепление изученного

Практика: Проведение обобщающих занятий, открытых занятий для родителей, итоговая диагностика. Организация и проведение воспитанниками IV года обучения праздника «Радость общения» для детей I года обучения и огонька «Встреча при свечах» для своих родителей и одноклассников.







Планируемые результаты

1 год обучения

Учащиеся будут знать:

  1. средства человеческого общения (мимика, жесты ), облегчающие установле­ние контактов в общении;

  2. вежливые слова;

  3. основные правила поведения в общественных местах ;

  4. понятие «общение» и его слагаемые;

  5. понятия «мышление», «память», виды памяти;

  6. понятие «внутренний мир».

Учащиеся будут уметь:

  1. пользоваться средствами человеческого общения ;

  2. употреблять в своей речи вежливые слова ;

  3. проявлять положительные качества характера в общении с окружающими людьми;

  4. сдерживать свои импульсивные желания и агрессивность;

  5. анализировать свои собственные мысли и переживания;

  6. овладевать своими переживаниями;

  7. распознавать собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.


2 год обучения

Учащиеся будут знать:

  1. понятие личности как субъекта отношений и сознательной деятельности;

  2. понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «человек»;

  3. виды способностей человека;

  4. понятие об одарённости;

  5. функции социально-психологических установок;

  6. понятие механизмов общения.

Учащиеся будут уметь:

  1. работать в коллективе;

  2. доверять друг другу и уважать;

  3. организовывать психологические и подвижные игры;

  4. работать с тестами, диагностиками;

  5. выполнять простые психологические упражнения;

  6. правильно реагировать на результаты диагностики.


3 год обучения

Учащиеся будут знать:

  1. характеристики и функции личности как субъекта общения;

  2. социальные роли личности;

  3. типы ролевых конфликтов;

  4. качественную характеристику способностей;

  5. правила тренинговых занятий;

Учащиеся будут уметь

  1. различать основные эмоциональные состояния у себя и у окружающих;

  2. находить правильную линию поведения в той или иной ситуации;

  3. применять вовремя изученные приемы для нейтрализации вспышек гнева, агрессии, раздражения и улучшения эмоционального состояния.


4 год обучения

Учащиеся будут знать:

  1. индивидуальные особенности опыта человека как показатель личностного роста;

  2. влияние генов на формирование личности;

  3. межполовые различия в способностях, их научное объяснение;

  4. классификацию видов памяти;

  5. социальные и психологические аспекты проблемы семьи.

Учащиеся будут уметь:

  1. анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий;

  2. говорить перед другими;

  3. использовать результаты диагностик по развитию креативности;

  4. характеризовать творческие способности;

  5. определять и квалифицировать эмоции.



компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты:

личностные:

  1. уважение к Отечеству, гордость за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  2. устойчивость гражданских позиций, культура общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;

  3. прочные межличностные отношения в коллективе: чувство коллективизма, взаимовыручки и товарищеской поддержки.

  4. ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  5. ответственное и осознанное отношение к собственным поступкам;

  6. уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

метапредметные:

  1. мотивация к деятельности; познавательная потребность, способность к анализу и синтезу;

  2. саморазвитие, самостоятельность, активность и т.п.;

  3. самостоятельность в действиях при определении цели обучения, в постановке и формулировании для себя новых задач в познавательной деятельности;

  4. способность брать на себя инициативу в организации совместного действия и нести за это ответственность;

  5. самостоятельность в планировании путей достижения цели, в том числе альтернативных, осознанный выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач;

  6. соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;

  7. оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;

  8. сотрудничество и совместная деятельность с педагогом и сверстниками; работа индивидуально и в группе: нахождение общего решения и разрешение конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов;

образовательные:

  1. познавательный интерес к расширению и углублению знаний по вопросам основ психологии;

  2. самосознание и навыки волевой саморегуляции;

  3. знание основных правил и приемов эффективного поведения в различных ситуациях;

  4. наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления;

  5. образное и ассоциативное мышление, фантазия и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни;

  6. мотивация направленности на познавательную деятельность;

  7. навыки коллективной работы через игру;

  8. знания общения коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знания собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности.



Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий


  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Продолжительность учебного года

Режим работы

Начало учебного года: 1 сентября

Режим работы объединения: (по расписанию)

Окончание учебного года: 31 мая

Продолжительность занятий определяется образовательной программой: 45 минут х 2

Регламентирование образовательного процесса на учебный год: 36 недель

Продолжительность перемены: 15 минут

Сменность занятий: 1 смена


  1. Режим работы в период школьных каникул:

В период школьных каникул проводятся занятия в разной форме: учебные занятия, концертные поездки, походы, экскурсии, путешествия, соревнования, другие формы работы.

В период с 01.06. по 31.08. – летние каникулы


  1. Организация промежуточной и итоговой аттестации:


вид аттестации

сроки проведения

начальная

сентябрь

промежуточная

декабрь

итоговая

апрель-май



Календарный учебный график (с указанием тем занятий, их количество) уточняется ежегодно, является приложением к программе.



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1. Материально-техническое обеспечение

  1. помещение: кабинет для теоретических занятий, оборудованный столами, стульями, общим освещением, шкафами для дидактического материала;

  2. перечень материалов, необходимых для занятий: мягкие игрушки, картон, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши и др.;

  3. дидактическое обеспечение программы: сборники тестов и тренинговых занятий, книги по психологии;

  4. перечень технических средств обучения: фотоаппарат, видеоматериалы для релаксационных занятий.



Перечень оборудования,

необходимого для реализации программы

(в расчете на 15 учащихся)

п/п

Наименование

1-й год

обучения

2-й год

обучения

3-й год

обучения

4-й год

обучения

Шкаф для дидактического материала

1

1

1

1

Доска классная

1

1

1

1

Стол

8

8

8

8

Стул мягкий

15

15

15

15

Телевизор

1

1

1

1

Видеомагнитофон

1

1

1

1

Музыкальный центр

1

1

1

1

Видеофильмы

по тематике

по тематике

по тематике

по тематике

Диски

по тематике

по тематике

по тематике

по тематике

компьютер

1

1

1

1


2. Психолого-педагогическое сопровождение

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития личностного роста, обучения и развития учащихся.

Методы психолого-педагогического сопровождения детей: диагностика; анкетирование, тестирование; психолого-педагогическое наблюдение; индивидуальные консультации; групповая работа с обучающимися и их родителями; инновационные игры; занятия с элементами сказкотерапии; занятия с элементами тренинга; беседа.


3.Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.


4.Финансовое обеспечение

Финансирование осуществляется на бюджетной основе при добровольной поддержке родителей.



Методика отслеживания результатов

Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных ре­зультатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:

  1. педагогическое наблюдение;

  2. педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, конкурсов внутри коллектива, проводятся показательные занятия для родителей, совместные занятия с членами семей (семейный клуб), с воспитанниками из других групп (взаимообучение). Проводится праздник «Радость общения». Дети заполняют анкеты, пишут сочинения-отзывы (по выбору).

  3. мониторинг: педагогический мониторинг (контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета);

  4. мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося, ведение портфолио, оформление фотоотчётов).

Виды контроля

Время

проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный контроль

сентябрь

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, итоговое занятие, самостоятельная работа

Промежуточный контроль

По окончании изучения раздела, в конце полугодия

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Итоговое занятие, открытое занятие, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.


Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся

1 год обучения

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Например из ИЗО:

Владеет знанием основных жанров и видов изобразительного искусства, навыками получения из основных дополнительных цветов. Умеет создавать образцы росписи народных орнаментов на примере Хохломы, Гжели, Городца. Умеет самостоятельно компоновать рисунок с соблюдением основных параметров. Грамотно обращается с карандашом, резинкой, красками. Аккуратен в работе.




2 год обучения

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего





3 год обучения

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего





4 год обучения

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего






Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Спектр способов и форм

выявления результатов

Спектр способов и форм

фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

беседа, опрос, наблюдение, выставки, открытые и итоговые занятия, диагностика, диагностические игры, анализ выполнения программ, анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности, анализ приобретенных навыков общения, самооценка учащихся

грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, журнал, анкеты, тестирование, фото, отзывы (детей и родителей), статьи в прессе, отчеты, методические разработки, портфолио

Итоговые занятия, открытые занятия, диагностические карты, тесты, аналитические справки, портфолио.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: игра-испытание, коллективная рефлексия, конкурс, контрольное занятие, отзыв, открытое занятие для родителей, презентация, самоанализ, самостоятельная работа.

После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация обучающихся с использованием диагностик.


Оценочные материалы

(перечень материалов к промежуточной и итоговой аттестации)

1 год обучения

№ раздела

Перечень материалов

Раздел 2

Первые шаги


Теория. Карточка № 1

Практика. Карточка №2

Раздел 3

В гостях у Чистоговоркина


Теория. Карточка №3

Практика. Карточка №4

Раздел 4

Маски настроения


Теория. Карточка №5

Практика. Карточка №6

Раздел 5

Пять ключей общения


Теория. Карточка №7

Практика. Карточка №8

Раздел 6

Веселая игротека


Теория. Карточка №9

Практика. Карточка №10

2 год обучения

№ раздела

Перечень материалов

Раздел 1

Основы речевой культуры


Теория. Карточка №11

Практика. Карточка №12

Раздел 2

Невербальная коммуникация


Теория. Карточка №13

Практика. Карточка №14

Раздел 3

Основы коллективного взаимодействия


Теория. Карточка №15

Практика. Карточка №16

3 год обучения

№ раздела

Перечень материалов

Раздел 1

Речевой тренинг


Теория. Карточка №17

Практика. Карточка №18

Раздел 2

Невербальная коммуникация


Теория. Карточка №19

Практика. Карточка №20

Раздел 3

Основы коллективного взаимодействия


Теория. Карточка №21

Практика. Карточка №22

Раздел 4

Путешествие во внутренний мир


Теория. Карточка №23

Практика. Карточка №24

4 год обучения

№ раздела

Перечень материалов

Раздел 1

Речевой тренинг


Теория. Карточка №25

Практика. Карточка №26

Раздел 2

Социальные роли


Теория. Карточка №27

Практика. Карточка №28

Раздел 3

Деловая игра


Теория. Карточка №29

Практика. Карточка №30

Раздел 4

Самопрезентация


Теория. Карточка №31

Практика. Карточка №32

Раздел 5

Конфликт


Теория. Карточка №33

Практика. Карточка №34

Раздел 6

Дискуссионный клуб


Теория. Карточка №35

Практика. Карточка №36



  1. Методическое обеспечение программы

Общеразвивающая программа предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности. В ее основу положены принципы:

  1. доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, уровень их подготовленности, степень сформированности коллектива;

  2. наглядности – на занятиях используется много демонстрационного материала;

  3. сознательности и активности – для активизации деятельности детей необходимо пробудить в них интерес к обучению, определить мотивы для получения знаний.


1.Методическое сопровождение

  1. учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся; наличие специальной методической литературы по психологии; методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;

  2. воспитательной работы педагога: методика формирования детского коллектива; наличие специальной методической литературы по педагогике; методика организации воспитательной работы;

  3. работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;

  4. массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (тренинга, ролевых игр); план и методика проведения родительского собрания и др.


Виды методической продукции:

  1. методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;

  2. реферат, доклад, материалы образовательного процесса (слайд – фильмы (презентации), подготовленные педагогом и обучающимися) и др.


Виды дидактических материалов:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

  1. картинный (иллюстрации, слайды, фотоматериалы; презентации, диски по теме психология общения и личностного роста);

  2. звуковой (аудиозаписи);

  3. смешанный (видеозаписи, музыкальные, аудио- и видеоматериалы, т.д.);

  4. дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для опроса, тесты, практические задания, упражнения, игры, кроссворды, анкеты);

  5. учебные пособия, журналы, книги; специальная методическая литература по основам психологии;

  6. тематические подборки материалов, тренингов, ролевых игр.

В работе используются как традиционные методы: рассказ,беседа, так и методы активного обучения: тренинг: игровая ситуация, ролевые игры, учебная дискуссия, мозговая атака, упражнения, метод взаимообучения, наблюдения, самонаблюдения, наблюдения и записи, беседы-размышления.

Наряду с отдельными методами и приёмами при реализации данной программы используются и педагогические технологии:

  1. с первого года обучения - личностно-ориентированные технологии обучения: обучение в сотрудничестве: сотрудничество в малых группах (микрогруппах).

  2. с третьего года обучения - технологии критического мышления: введение «толстых и тонких» вопросов, простейшая разбивка на кластеры, синквейн, презентация, зигзаг.

  3. с четвертого года обучения – метод проектов: ролевые, игровые, монопроекты.

На занятиях широко используются игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младших школьников, а также стихи, сказки и рассказы, пьесы.

Для закрепления социально-поведенческих норм учащимся предлагаются для запоминания «секреты общения».

Работа на занятиях выстраивается таким образом, что в процессе коллективной деятельности, будь то работа в парах или в группе, дети в обязательном порядке получают некий продукт, который они могут увидеть, услышать, потрогать, оценить, испытать эмоциональные чувства от его присутствия. Это может быть хором произнесенная фраза, исполненная песня, по ролям прочитанный диалог, составленный рассказ или разыгранная сценка, коллективно выполненная поделка или рисунок.

Большое значение имеет руководство занятиями, которые требуют терпения, внимания, понимания, такта по отношению к детям. На каждом занятии педагог создаёт непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением показывает, что принимает ребенка таким, каков он есть. Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыться его внутреннему миру, позволяют ему поделиться с педагогом своими проблемами, а педагогу – узнать и, для себя по-новому, открыть ребенка.

Перед началом занятий детям предлагается, по желанию, завести альбом или личный дневник, где они могут выполнять рисунки и вести записи, которые помогут им осмыслить свои действия, чувства, выразить свое настроение, отношение к себе и другому.


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


для педагога

  1. Агафонова И.Н. Программа «Я и мы» (уроки общения для детей 6-10 лет). – С-Пб., 2003.

  2. Агафонова И.Н. Психология делового общения, С-Пб., 2004.

  3. Андреева Р.М., Донцов А.И. Межличностное восприятие в группе. – М., 1981.

  4. Бобер М.М.,Тильма Ф. Психология индивида и группы, - М., 1991.

  5. Большаков В.Ю. Психотренинг (социодинамика упражнения игры). - С-Пб,. 1996\5 .

  6. Борисов А. Роскошь человеческого общения, - М., 1998.

  7. Выготский. Психология развития как феномен культуры. – М., 1996.

  8. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии, - М., 2003.

  9. Грецов А. Тренинг уверенного поведения, - М., 2008.

  10. Демидова И.Ф. Педагогическая психология, - Ростов-на-Дону, 2009.

  11. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов. /под ред. Лебедева О.Е. - М., 2000.

  12. Заваденко Н.Н. Гиперавтивность и дефицит внимания в детском возрасте, - М., 2005

  13. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия./по редакцией Левановой Е.А., М., 2006.

  14. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984

  15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология, - М., 2001

  16. Ладыженская Т.А. Детская риторика /Программы общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

  17. Леви В.Л. Стандартный ребенок. – М., 1989.

  18. Леонтьев А.А. Психология общения, - М., 1999.

  19. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы, М., 1986.

  20. Монина Г.Б., Лютова-Робертс. Коммуникативный тренинг, - С-Пб., 2007.

  21. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, - М., 1998

  22. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, - М., 2000.

  23. Программа педагога дополнительного образования. /составитель Беспяттова Н.К. - М., 2003

  24. Рыданова И.И. Основы педагогики общении,Минск, 1998.

  25. Скороумова Е.А. Уроки общения в начальной школе,– С-Пб., 1994.

  26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум, - Ростов-на Дону, 2009.

  27. Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике, - М., 2009.

  28. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия, - С-Пб., 2002.

  29. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, - М., 2006.

  30. ФопельК.Энергия паузы, - М., 2005.

  31. Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону, 2006.



для детей и родителей

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1986.

  2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1989.

  3. Антология мировой детской литературы. /под ред. Володина В.А. – М., 2003.

  4. Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психической саморегуляции. – М., 1983.

  5. Винокурова Н.К. Магия интеллекта. – М., 1994.

  6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Ленинград, 1988.

  7. Данилина Т.А., Зегенидзе Н.М., степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.

  8. Крушельницкая И.О., Третьякова А.Н. Все вместе /учебная программа младших школьников по взаимодействию и сотрудничеству. М., 2004.

  9. Леви В.Л. Искусство быть собой. – М., 1989.

  10. Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. – М., 2005.

  11. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. Волгоград, 2004.

  12. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе /коррекционно-развивающие занятия. – М., 2005.

  13. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

  14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Минск, 1982.

  15. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. – Ярославль, 2000.

  16. Хрестоматия для детей 6-10 лет. /составитель Стремок И.М. – Минск 2004.

  17. Хрестоматия для школьников от 4 до 5 лет./составитель Борисова Н. – Минск, 2002.

  18. Шрагина Л.И. Логика воображения. – Одесса, 1995.


  1. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

(для реализации программы)

Раздел

Адрес

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Образовательные ресурсы сети Интернет

http://katalog.iot.ru

Информационные технологии в работе учителя

www.e-teaching.ru

Педсовет

http://pedsovet.su

Педсовет

http://vk.com/pedsovet

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

Права детей в России

 childrens.fatal.ru

Детский психолог

 «Детский психолог»

Информационные технологии в работе учителя

www.e-teaching.ru

ФГОС

standart.edu.ru/catalog.aspx?

Портфолио. 1 сентября

portfolio.1september.ru/work.php

4 ступени. Клуб учителей начальной школы

4stupeni.ru/category/konspekt

Блог психолога

http://www.mybloginfo.ru

Сеть творческих учителей 

www.it-n.ru

Детские электронные презентации и клипы

viki.rdf.ru

Российский фонд культуры 

culture.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

Детская психология для родителей

http://www.psyparents.ru/http://

1001 викторина

1001viktorina.ru

Новости портала «Продлёнка»

www.prodlenka.org

Конкурсы, гранты,премии,фестивали

konkursgrant.ru

Nachalka.com

nachalka.com

Презентации для детей

http://prezentacya.my1.ru/

Детские электронные презентации и клипы

viki.rdf.ru