Программа допобразования (продолжение) спортивного клуба «Легион 13»
2 год обучения
Таблица №1 (планируемые результаты в технико-тактической подготовке или примерное построение цикла месячных занятий в этой подготовке)
месяц | Планируемые результаты |
Техника перемещения | Нижняя передача. Приём подачи | подача | Верхняя передача | Нападаю- щий удар | Тактика игры |
сентябрь | Скрестный шаг и стопорящий шаг на толчковую ногу. | Техника передачи над собой и при взаимодей-ствии с партнёром. | Верхняя прямая с 9 м по зонам (№1,6,5). | Умение при передаче правильно ставить кисти и работать ногами. | Правильный разбег для нападающего удара. (положение нападающего относительно мяча). | тактика защиты углом вперёд: расстановка игроков |
октябрь | Перемещение для нападающего удара. | Техника передачи над собой в перемеще-нии и при взаимодей-ствии с партнёром. Приём подачи способом нижней передачи. | Верхняя прямая с 9 м по зонам (№1,6,5). | Умение при передаче правильно ставить кисти и работать ногами. (Руки образуют треугольник). | Правильный разбег для нападающего удара. (положение нападающего относительно мяча). | Тактика защиты углом вперёд: страховка скидки. |
ноябрь | Перемещение для нападающего удара. | Приём подачи способом нижней передачи. Умение делать передачу у стены с хорошим качеством. | Подача закрученная в прыжке с 6 м. . | Умение нацелено делать передачу в направлении 5-7 м. из №2-3 с наброса мяча партнёром. | Техника работы рук и туловища во время нападения. | Тактика защиты углом вперёд: страховка скидки. |
декабрь | Перемещение для приёма мяча с подачи. | Умение делать передачу у стены с хорошим качеством. Приём подачи С доводкой связующему в пределах зоны №2-3. | Подача закрученная в прыжке с 8 м. | Умение нацелено делать передачу в направлении 5-7 м. из №2-3. наброса мяча партнёром. | Техника работы рук и туловища во время нападения. | Тактика защиты углом вперёд: страховка скидки. |
январь | Перемещение для приёма мяча с подачи. | Приём подачи С доводкой связующему в пределах зоны №2-3. | Подача закрученная в прыжке С 9 м. | Умение нацелено делать передачу в направлении 5-7 м. из №2-3, после приёма подачи. | Координация движений всех элементов техники нападаю- щего удара. | Командные действия в нападении со связующим из №2. (Знакомство). |
февраль | Совершенст-вование перемещений при приёме мяча с подачи для нападающего удара. | Приём подачи с доводкой связующему в воображае-мый круг диметром 3 м. | Планирующая подача с 8 м. ( с места). (Подброс мяча не ударной рукой). | Умение нацелено делать передачу в направлении 5-7 м. из №2-3, после приёма п-чи. | Нападение 1 и2 темпами с частичным использо-ванием освоенного в игре. | Командные действия в нападении со связующим из №2. |
март | Совершенство-вание перемещений при приёме мяча с подачи и для нападающего удара. | Приём подачи с доводкой связующему в воображае-мый круг диметром 3 м. | Планирующая подача с 9 м. ( с места). (Подброс мяча не ударной рукой). | Умение нацелено делать передачу в направлении 5-7 м. из №2-3, после игры в защите. | Нападение 1 и2 темпами с использо-ванием освоенного в игре. | Командные действия в нападении со связующим из №2. |
апрель | Совершенство-вание перемещений при приёме мяча с подачи и для нападающего удара. | Умение в игре использовать рационально нижнюю передачу приём подачи с доводкой связующему. | Планирующая подача в прыжке С 6 м. (Подброс мяча двумя руками). | Умение нацелено делать передачу в направлении 5-7 м. из №2-3, после игры в защите. | Умение рационально использовать в игре нападение 1 и2 темпами. | Совершенствование изученных тактики защиты и нападения. |
май | Совершенст-вование перемещений при приёме мяча с подачи и для нападающего удара. | Использо-вание сложившейся техники элементов в игре. | Планирующая подача в прыжке С 8 м. (Подброс мяча двумя руками). | Использование умений техники в игре. | Использо-вание сложившихся умений в игре. | Совершенствование изученных тактики защиты и нападения. |
Таблица №2 (КТП 2 года обучения)
Пояснения к таблице: МЦ микроцикл составляющий временные рамки в среднем неделю, но содержит в себе 2-5 занятий, с учётом того что в неделю проводится по программе 3 занятия, при планированных занятиях в понедельник, среду, пятницу.
| Практика, № занятия. Основная направленность. | теория |
Сентябрь 1-4 МЦ. 12 занятий. | Организационно-методическое. 2-3. Техника основных элементов волейбола. 4-6. Взаимодействие с партнёром во время исполнения технических элементов. 7-8. Технико-тактическое занятие: подача, приём подачи. 9. Турнир по волейболу «Открытие сезона» 2012-14 г.р. 10-12. Интегральная тренировка. ОФП. | ТБ на занятиях. Основные правила волейбола: знание расстановки при приёме подачи со связующим в линии нападения. |
Октябрь 3-6 МЦ. 13 занятий. | 13. Турнир по волейболу посвящённый празднику «День учителя». 14-15. Технико-тактическое занятие: нападающий удар, игра в защите. СФП. 16-18. Технико-тактическое занятие: подача, приём подачи. ОФП. 19. Турнир по волейболу посвящённый празднику «Всероссийский день лицеиста». 20-21. Интегральная тренировка. СФП. 22-25. Технико-тактическое занятие: нападение из различных зон, перемещение к мячу, вторая передача. ОФП. Учебная игра. | Основные правила волейбола: расстановка при подаче соперника для проведения технико- тактических действий. Гигиена спортсмена. |
Ноябрь 7-11 МЦ. 13 занятий. | 26-27. Интегральная тренировка. СФП. Двухсторонняя игра. 28-30. Технико-тактическое занятие: подача, приём подачи. 31-33. Открытый кубок лицея по волейболу. 34-36. Интегральная тренировка. СФП. 37-38. Совершенствование техники основных элементов волейбола. Техника одиночного блока. СФП и ОФП. | Подбор упражнений для разминки перед тренировкой. |
Декабрь 12-14МЦ. 10 занятий. | 39-41 Технико-тактическое занятие: подача, приём подачи. ОФП. 42. Турнир по волейболу посвящённый Празднику «День конституции РФ». 43-45. Интегральная тренировка. СФП. 46-48. Совершенствование техники основных элементов волейбола. Двухсторонняя игра. | Основные правила волейбола: знание расстановки при приёме подачи со связующим в линии защиты. |
Январь 15-17 МЦ. 10 занятий. | 49. Организационно-методическое занятие. 50. Турнир по волейболу «Рождественские каникулы». 51-52. Технико-тактическое занятие: нападение 1-2 темпом из различных зон. 53-55. Технико-тактическое занятие: Подача, приём подачи. СФП. 56-59. Соревнования по волейболу: «Чемпионат лицея по волейболу среди 4-7 классов». | ТБ на занятиях. Основные правила волейбола: знание расстановки при приёме подачи со связующим в линии защиты |
Февраль 18-21 МЦ. 12 занятий. | 60-61. Технико-тактические действия в Нападении со связующим зоны №2-3. ОФП. 62-64. Технико-тактические действия в нападении со связующим зоны №2-3. СФП. 65-67. Технико-тактическое занятие: подача, приём подачи, нападение после приёма. 68. Турнир по волейболу посвящённый празднику «День защитника отечества». 69-71. Интегральная тренировка. ОФП. | Основные правила разминки перед игрой на соревнованиях в ограниченных временных рамках (15-20 мин.) |
Март 22-26 МЦ. 14 занятий. | 72-73. Интегральная тренировка. СФП. 74. Турнир по волейболу посвящённый Празднику «Международный женский день». 75-76. Технико-тактическое занятие: ведение тактических действий в нападении с одним связующим, нападение 1-2 темпом, подача. 77-79. Интегральная тренировка. СФП. 80-82. Технико-тактическое занятие: подача, приём подачи, нападение после приёма. СФП. 83. Турнир по волейболу «Весенние каникулы». 84-85. Интегральная тренировка. ОФП. | Основные правила разминки перед игрой на соревнованиях в неограниченных временных рамках (15-20 мин.) |
Апрель 27-30 МЦ. 13 занятий. | 86. Турнир по волейболу «Спортивные надежды Лицея №13». 87-88. Интегральная тренировка. ОФП. 89-91. Технико-тактическое занятие: ведение тактических действий в нападении с одним связующим, нападение 1-2 темпом, подача. 92-94. Совершенствование техники. СФП. Двухсторонняя игра. 95-98. Технико-тактическое занятие: подача, приём подачи, нападение после приёма. СФП. | Знания судейства игры. Судейские жесты. |
Май 31-34 МЦ 12 занятий. | 99. Турнир по волейболу в честь дня Победы в Великой отечественной войне. 100-102. Совершенствование техники. ОФП. 103. Турнир по волейболу «Закрытие сезона». 104-105. Совершенствование техники. ОФП. 106-109. Совершенствование техники. ОФП. Двухсторонняя игра. 110. Контрольное занятие. | Знания судейства игры. Судейские жесты. Спортивный дневник. |
Методика («принципы) построения годичного планирования тренировочного процесса и отдельные рекомендации по ведению тренировки или цикла тренировок:
Этапы построения годичного планирования тренировочного процесса:
Планирование получения конечного (желаемого) результата в окончании года,
согласно возможностям занимающихся.
При постановке годичной цели, руководствуюсь целями в спортивных школах
на технико-тактическую подготовку (9-12 лет, мальчики).
Разбиваю программу освоения элементов на полугодовые и затем месячные циклы
для постепенного освоения программы (технико-тактических элементов, результатов в силовых и скоростно-силовых показателях).
Рекомендации по ведению тренировки или цикла тренировок:
Силовая и скоростно-силовая подготовка является базой для освоения
Технических умений и навыков на этапах начальной и тренировочной (специализации) подготовок.
По амплуа дети по заданию тренера могут специализироваться раньше, но
Целесообразней (по моему мнению) вводить её после полного освоения техники,
А это происходит примерно в возрасте 12-13 лет (6-7 класс) при определённых условиях (одарённость к овладению двигательными навыками, на 3-5 году обучения в наших условиях, мотивация юного спортсмена и т.д.) Постепенную специализацию можно вводить уже после первого года обучения при наличии соответствующих возможностей и желаний юного спортсмена при проявлении их на соревнованиях и тренировках.
В основе построения игры для соревновательной деятельности ставлю технико-тактическую подготовку в возрасте 9-12 лет. (Главная направленность занятий –
технико-тактическая подготовка в первые 2 года обучения). При наличии мотивации к соревновательной деятельности и желания юных спортсменов совершенствоваться в игровых действиях, начинаю вводить в тренировочный процесс больше ОФП, СФП и чаще тренировки строю по интегральному принципу
(техника – нагрузка… в различных сочетаниях).
В возрасте 11-12 лет у мальчиков в тренировки системно ввожу различные быстрые перемещения (в том числе челн. бег) в процессе занятий, скоростно- силовые упражнения с массой своего тела, акробатику волейболиста, потому что к окончанию 12 лет у мальчиков заканчивается, так называемый сенситивный период по развитию двигательных качеств. Увеличиваю процент содержания ОФП и СФП в этот период. В 13 лет (7 класс) начинаю вводить прыжковые упражнения и силовые упражнения с небольшим весом.
В период начальной подготовки (для себя определил 9-12 лет, мальчики, «в школах ДЮСШ рекомендуют 8-11 лет») соревновательная подготовка выступает в роли мотивации к занятиям, особо это значимо в первые 2 года обучения. Поэтому стараюсь системно проводить соревнования различного уровня после освоения основных элементов волейбола. Это не менее одного соревнования в месяц.
Учебно-тренировочные группы (13-15 лет, мальчики) уже обычно мотивированны на тренировочный процесс, поэтому соревнования должны быть, как хорошая тренировка. В этом возрасте надо учить детей анализировать игру.
В период начальной подготовки очень эффективна индивидуальная работа со спортсменом в области техники изучения ключевых элементов. Перед соревнованиями для достижения лучшего результата на этапе специализации
Желательно оттачивать отдельные ключевые элементы игры на этапе предварительного МЦ.
При разминке часто использую фронтальную схему перемещения (от линии подачи к сетке). В период начальной подготовки детям легче проводить её большой группой. Таким способом легче в разминку вклинивать силовую и скоростно силовую нагрузку. На начальном этапе стараюсь разминку давать в движении.
По окончании тренировки, в зависимости от полученной нагрузки в процессе занятия, небольшие силовые и скоростно-силовые задания. Меняю периодически направление движения в разминке (когда фронтально, когда поточно, в парах и т.д.)
Общая схема примерного построения направленности занятий между значимыми
соревнованиями (соревнования - мотиватор и показатель готовности освоения
техники и тактики):
соревнования – цикл интегральных тренировок – цикл технико-тактических
занятий – соревнования. Основная направленность последних занятий перед
соревнованиями – подача, приём подачи. В процессе циклов между соревнованиями вкрапливаются ОФП и СФП.
Примерное содержание занятия
«Интегральная тренировка»
Вводная часть.
Бег медленным темпом, приставные шаги, подскоки, в том числе на толчковую ногу, бег спиной вперёд, различные прыжки через линию и т.д.
От линии подачи к сетке, фронтально беговые и прыжковые упражнения,
стопорящие шаги вперёд и в сторону обычные или с имитацией приёма мяча,
различные разминочные вращения рук, скручивания туловища в движении,
в том числе на координацию, прыжки, наскоки во фронтальном перемещении
в том числе с имитацией элементов волейбола.
Разминка, растяжка на месте самостоятельно или под руководством одного из спортсменов. Комплекс силовых или скоростно-силовых упражнений, в том числе челночный бег с различными темповыми параметрами и нагрузкой.
Основная часть:
Индивидуальная техника владения мячом.
Работа в паре с мячом с чередованием нагрузки.
Групповая работа с мячом с чередованием нагрузки.
Учебная или двусторонняя игра.
Силовой или скоростно-силовой комплекс упражнений.
Заключительная часть:
теория, растяжка, задания домой для самостоятельной работы и т.д.
/Интегральная система ведения занятия позволяет:
- экономить время занятия,
- выдавать нагрузку большего объёма в процессе занятия с меньшими
психологическими усилиями,
- на фоне лёгкой усталости мышц полезно отрабатывать технику
элементов,
- чередование нагрузки и отработки техники легче переносится
психологически занимающимися./
Программа ДЮСШ для подготовки спортсменов высших разрядов выглядит так.
Согласно приказу №41 Министра спорта России от 24.01.2022 года, этапы спортивной подготовки:
Этап начальной подготовки: 8-11 лет, (2-5 классы).
Тренировочный (спортивной специализации) этап: 11-14 лет, (6-8 классы).
Этап совершенствования: 14 и далее, (9 класс и далее).
Требования
к объему тренировочного процесса
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки |
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства |
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | До двух лет | Свыше двух лет |
Количество часов в неделю | 4,5 | 8 | 10 | 16 | 20 | 22 | 24 |
Общее количество часов в год | 234 | 416 | 520 | 832 | 1040 | 1144 | 1248 |
Требования
к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта "волейбол"
Виды спортивных соревнований | Этапы и годы спортивной подготовки |
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства |
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет |
Для спортивной дисциплины: "волейбол" |
Контрольные | 1 | 1 | 3 | 3 | 5 | 5 |
Отборочные | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 |
Основные | - | - | 3 | 3 | 3 | 3 |
Для спортивной дисциплины: "пляжный волейбол" |
Контрольные | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 |
Отборочные | - | - | 1 | 2 | 3 | 4 |
Основные | - | - | 3 | 4 | 5 | 6 |
Соотношение видов спортивной подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта "волейбол"
Виды подготовки | Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства |
Один год | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет |
Общая физическая подготовка (%) | 28-30 | 27-29 | 22-24 | 18-20 | 8-10 | 7-9 |
Специальная физическая подготовка (%) | 11-13 | 12-14 | 13-15 | 14-16 | 21-23 | 19-21 |
Техническая подготовка (%) | 22-24 | 23-25 | 25-27 | 26-28 | 26-28 | 26-28 |
Теоретическая подготовка (%) | 3-5 | 3-5 | 2-4 | 2-4 | 2-4 | 3-5 |
Тактическая подготовка (%) | 9-11 | 11-13 | 17-19 | 18-20 | 21-23 | 22-24 |
Психологическая подготовка (%) | 2-4 | 2-4 | 2-4 | 2-4 | 2-4 | 2-4 |
Интегральная подготовка (%) | 17-19 | 15-17 | 12-14 | 13-15 | 13-15 | 15-17 |
Этап начальной подготовки: 2-5 класс.
Рекомендуют в первый год начальной подготовки распределять часы на тренировках
в среднем:
41% - ОФП, СФП;
40% - технико-тактическая подготовка (ТТП), «+» теория и психология включительно;
18% - интегральная подготовка (смешанная – ОФП, СФП, ТТП и т.д.)
Во второй и последующие годы начальной подготовки:
41% - чуть меньше ОФП и больше СФП;
43% - чуть больше техники на 1%, тактики на 2%;
16% - интегральная подготовка чуть меньше на 2%.
(Для начальной подготовки, в спортивных группах малых городов или более позднего набора тренировочной группы, думаю, стоит ориентироваться на программу с опозданием на 1 год).
Тренировочный этап: 6-8 класс.
Рекомендуют на тренировочном этапе подготовки распределять часы на тренировках
в среднем:
37% - ОФП и СФП (с уменьшением ОФП на 5% и увеличением СФП на 1 %).
50 % - технико-тактическая подготовка, «+» теория и психология включительно;
13% - интегральная подготовка (значительна меньше, на 3-5%).
(На тренировочном этапе подготовки уменьшается теория, значительно интегральная подготовка, так как при солидном увеличении часов, появляется возможность разделить
ОФП, СФП и технико-тактическую подготовку, дети взрослеют, и у них появляется большая устойчивость к продолжительности тренировки. Также, думаю целесообразно в этот период проводить системную групповую нагрузку в СФП по окончании тренировки или в свободный от тренировки день. Дети мотивированны на этом этапе тренировок, так как они уже в системе соревнований).
(Из рекомендуемой направленности занятий обращает внимание, что на технико-тактическую подготовку уделяется почти 50%).
(На этом этапе юноши по программе должны овладеть всем технико-тактическим арсеналом современного волейбола).
Этап совершенствования: 9 класс и старше.
Рекомендуют на тренировочном этапе подготовки распределять часы на тренировках
в среднем:
31% - СФП, ОФП, (21% приходится на СФП – значительная часть);
55% - ТТП «+» теория и психология включительно,
(на 1% увеличилась техническая подготовка и на 4% тактическая подготовка);
13% - интегральная подготовка.
(Этап, когда юноши должны включаться в мужскую сетку системы соревнований).
(В системе соревнований малых городов - 10 класс «15-16 лет»).
Конечно, когда на подготовку юных спортсменов приходится по программе ДЮСШ
Не менее 20 часов в неделю на тренировки против реальных 6-8 часов, говорить о освоении программы для перехода к этапу совершенствования не приходится.
Поэтому распределение этапов в возрастном периоде 8-17лет(2-11 класс)адаптировано к местным условиям и возможностям строится примерно так:
Этап начальной подготовки:9-12 лет (3-6 класс);
Тренировочный (спортивной специализации) этап: 12-15 лет (7-9 класс).
Этап совершенствования спортивного мастерства: 16-17 лет (10-11 класс)и т.д.
(Не исключается возможность корректировки этапов в зависимости от реальных результатов учащихся).