СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного дошкольного образования по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5-8 лет "Любимый край – родной Ямал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель данной программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, краю, стране, природе, культуре на основе исторических, национальных, социальных, культурных и природных особенностей родного края и страны.

      А также воспитать личность с правильными гражданскими, нравственными, моральными чертами и с чувством  гордости за самого себя, как представителя своего народа, края; воспитать любовь и  уважение к прошлому, настоящему и будущему своей малой Родины – Ямалу  и страны.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного дошкольного образования по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5-8 лет "Любимый край – родной Ямал"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Ромашка» Г. Лабытнанги

(МАДОУ «Ромашка» Г. Лабытнанги)









Программа

дополнительного дошкольного образования

по нравственно-патриотическому воспитанию

детей 5-8 лет

"Любимый край – родной Ямал"

















Разработчик:

Носова Н.А.

г. Лабытнанги 2023 г.

Содержание :

1. Пояснительная записка ………………………………………………..…..…..……..3

2. Цели и задачи реализации Программы …………………………………...…….3-4

3. Принципы к формированию Программы …………………………………....…..4-5

4. Направленность программы……………………………………………………….…5

5.Методы и формы работы………………………………………………………........5-6

6. Планируемые результаты и диагностика освоения Программы ...............…6-7

7. Диагностика по усвоению Программы………………………………………....…7-9

8. Условия реализации Программы ………………………………………..………9-11

9. Работа с родителями………………...……………………………………..…….11-13

Литература…………………………………………………………...……………...…...14



















































  1. Пояснительная записка.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Любовь к малой Родине начинается у ребёнка с чувства привязанности к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Эмоции и впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в формировании его отношения к родному дому, городу, краю.

В наше время национально-региональная тема стала очень актуальной темой в образовании, потому что теряется связь с прошлым, которую необходимо восстанавливать. Ведь без прошлого нет будущего. В федеральном законе "Об образовании Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ подчеркивается важность и нужность единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и сохранение этнокультурных особенностей и традиций народов в условиях многонационального государства.

Одна из важных задач дошкольных учреждений и семьи – научить детей видеть и чувствовать красоту родного города, родно края, гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитать любовь к родным местам, к его истории, быту людей, культуре, природе, ко всему, что окружает ребёнка с малых лет. Ямал должен стать неотъемлемой частью души в и вызывать чувство гордости за свою малую Родину у каждого воспитанника.

Основа программы – это принцип «воспитывающего обучения», который реализуется через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее целостность личности. Ознакомление детей с Ямалом осуществляется посредством различных видов детской деятельности и стимулирует детскую активность.

  1. Цели и задачи программы.

Цели: Главная цель данной программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, краю, стране, природе, культуре на основе исторических, национальных, социальных, культурных и природных особенностей родного края и страны.

А также воспитать личность с правильными гражданскими, нравственными, моральными чертами и с чувством гордости за самого себя, как представителя своего народа, края; воспитать любовь и уважение к прошлому, настоящему и будущему своей малой Родины – Ямалу и страны.

Задачи:

Образовательные:

- формирование любви к родному городу, интереса к прошлому и настоящему;

- знакомство детей с символами города, края (герб, флаг, гимн и т.д.).

- сформировать представление о флоре и фауне родного края;



- расширить представление о семье, родственных связях, вызвать уважение к семейным традициям;

- знакомство с особенностями народно-прикладного искусства коренных народов Севера;

- дать представление о быте и труде коренных народов Севера (охоте, оленеводстве, рыбном промысле).

Воспитательные:

-воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

- воспитание чувства привязанности к родному краю, бережного отношения к природе;

- развитие у дошкольников чувства гордости за свой народ, бережного отношения к культуре народов Севера.-;

- воспитание чувства гордости за своих земляков;

- воспитание толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

- воспитание уважения к труду.


Развивающие:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране;

- формирование нравственных качеств;

- развитие познавательного интереса, стремления как можно больше узнать о своем крае;

- развитие способности чувствовать красоту культуры и быта народов Севера;

- развить стремление к познанию национальных традиций.



  1. Принципы и подходы к формированию программы.

Доступность: соответствие содержания, характера и объема учебного материала уровню развития и подготовленности детей.

Непрерывность: постоянный интерес к пополнению своих знаний и совершенствованию нравственных качеств.

Научность: одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность: системный подход, предполагающий анализ взаимодействия различных направлений гражданско-патриотического воспитания.

Преемственность: сотрудничество с семьями воспитанников, библиотекой, краеведческим музеем и др.; гражданско-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность: этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Позволяет дошкольникам познакомиться с краеведческой культурой и традициями Ямала.

Историчность: сохранение хронологии описываемых явлений, событий и сведений к историческим понятиям прошлого – когда-то в прошлом, давно, давным-давно и настоящего – в наше время, в наши дни.

Дифференциальность: условия для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний о родном городе и крае с учётом возрастных особенностей ребёнка, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы.



4. Направленность Программы.



Программа направлена на тесное взаимодействие всех образовательных областей: взаимосвязь теоретических и практических знаний, работа с родителями, сотрудничество с краеведческим музеем, центром национальных культур, посещение выставок и др.

Возраст детей, участвующих в программе "Любимый край – родной Ямал" рассчитан на детей 5-8 лет.

Программа по региональному компоненту реализуется в течение 1 года, 1 раз в неделю в виде факультативных занятий вне образовательного процесса.



5. Методы и формы работы.

Методы:

- словесные: рассказ, беседа, сообщения - способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

- наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, презентаций;

- практические: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы, экспериментирование.



Формы работы:

- наблюдения, экскурсии, выставки;

- музыкальный и спортивный досуги, литературные встречи, игры, беседы, экскурсии-путешествия, походы;

- экспериментально-исследовательская деятельность;

- выставки продуктивной деятельности;

- встречи с партнерами по реализации данной программы.

Итоговой формой реализации программы является выставка продуктов детского творчества, участие в различных конкурсах и исследовательской деятельности дошкольников.







  1. Планируемые результаты и диагностика освоения Программы.



Образовательная область "Познание".

Больше узнают о родном городе, крае, культуре коренных жителей – хантов и ненцев, достопримечательностях города Лабытнанги, профессиях взрослых, о представителях животного и растительного мира, вследствие чего повысится интерес к окружающему миру родного края.

Сформируется умение узнавать новое, наблюдать, сравнивать, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы.



Образовательная область «Речевое развитие».

Будет расширяться и обогащаться словарный запас, повысится уровень общения и умения интересно рассказать, понятно донести свои мысли.



Образовательная область «Социализация».

В детях будет укрепляться чувство гордости за своих родителей, свой город, край. Разовьется позитивное (толерантное) отношение к многонациональности родного края: национальных, культурных, религиозных различий и убеждений, языка т.д. А также будет развиваться умение творчески применять полученные навыки, знания и умения в игровой деятельности.



Образовательная область «Художественно эстетическое развитие».

У воспитанников сформируется умение выражать полученные впечатления и пережитые эмоции посредством продуктивной деятельности.



Образовательная область «Физическое развитие».

В ходе знакомства с национальными подвижными играми коренных жителей Ямала у детей будет повышаться двигательная активность, будет улучшаться быстрота, выносливость, ловкость, будет развиваться смекалка и скорость принятия решений.



  1. Диагностика по освоению Программы.

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики индивидуального развития детей дошкольного возраста. Результат показывает эффективность педагогических действий и помогает скорректировать дальнейшее планирование.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, в которых фиксируется индивидуальная динамика и перспективы развития каждого воспитанника.

Результаты педагогической диагностики используются только для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализация образования;

- оптимизация групповых занятий с детьми.

В ходе образовательной деятельности педагог создает необходимые ситуации, для оценки индивидуальной динамики детей и коррекции своих действий.



Мониторинг успешности усвоения Программы проводится два раза в год:

-октябрь

-март

























Примерная диагностическая карточка по отслеживанию индивидуального развития детей по Программе.

Ф.И ре

бенка

1.Модуль

"Родной Ямал– родной мой край".

2.Модуль

"Каждый из нас – частичка Ямала" (быт и культура коренных жителей).

3.Модуль

"Удивительная природа родного края Ямала".



Знает и назы вает свое Ф.И.О и Ф.И.О своих роди те

лей, до маш

ний адрес,про

фес сии роди

те лей.

Знает

назва

ние свое го горо да, его

досто

при меча тель

нос

ти, исто рию осно ва ния горо да.

Может ска зать назва ние края, сто лицу края.

Знает и разли чает симво лику

своего города, округа.

Назы вает корен ных жите лей Ямала

Знает быт, культу ру и тради

ции ко рен ных жите лей Ямала

Назы вает профес сии жите лей Ямала. Знает о много на циона льнос ти жите лей совре мен ного Ямала


Знает географическое поло же ние округа и может пока зать на карте


Знает кли ма

тичес кие усло вия и осо бен-

ности окру га.


Знает

флору и фауну края. Имеет пред став

ление о Крас ной книге Ямала Называет животных и расте ния, зане сен ные в Крас ную книгу Ямала
















 Оценка уровня развития по данной программе:

1 балл - низкий уровень;

2 балла - уровень ниже среднего;

3 балла - средний уровень;

4 балла - высокий уровень.



  1. Условия реализации Программы.

Материально-техническое обеспечение Программы.

В ДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Материально-техническое оснащение и оборудование в детском саду соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.

- интерактивная доска, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о г. Лабытнанги, аудиозаписи, видеозаписи.

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты, ненцы и манси, альбомы, макеты, рисунки.

- фонотека музыкальных произведений;

- уголки краеведения в группах "Наш край – город Лабытнанги";

- изобразительные материалы

- наборы предметных картинок: "Насекомые Севера", "Животные Севера", "Птицы Севера", "Рыбы Севера", "Деревья Севера", "Растения Севера", «Ягоды Севера», «Грибы Севера» и др.

- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире, о родном крае.



Организация предметно - развивающей среды.

В ДОУ создано пространство, своевременно обновляющееся и изменяющееся в соответствии со всеми этапами взросления воспитанников, для воспитательно-образовательных и оздоровительных мероприятий, для разных видов детской деятельности – это дает возможность дошкольникам развиваться, получать разносторонние знания и умения, познавать мир прекрасного, получать бесценный опыт. Для успешной реализации Программы, при создании предметно-пространственной среды, учитываются следующие принципы:

- безопасность;

- доступность;

- насыщенность;

- вариативность.



Примерный перечень оборудования, пособий, игрушек развивающей

предметно-пространственной среды:

- алгоритмы и мнемотаблицы для составления рассказов, изучения стихов, сказок, описания предметов, событий, явлений природы и многое другое;

- альбом "Город Лабытнанги" и др.;

- символика г.Лабытнанги, ЯНАО, Ямала (флаги, значки, герб и др.);

- интерактивные игры;

- картотека и атрибуты подвижных игр "Игры народов Севера";

- национальные игрушки народов Ямала;

- стенды-выставки детского творчества;

- дидактические игры: "Народы мира", "Наша Родина", "Собери фигуру человека, животного" и др.;

- карта мира, глобус, атлас и картотека развивающих игр к ним

- картотека и атрибуты к подвижным играм (этнического направления) "Игры народов Севера" и др.;

- муляжи – ягоды и грибы и др.;

- картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым темам;

- куклы в одеждах разных национальностей;

- материал для детского ручного труда (бисер, природный материал и др.);

- мозаика с картинками – образцами узоров этнической направленности;

- набор открыток "Орнаменты Ямала","Узоры Ямала";

- пазлы: "Карта России", "Карта ЯНАО"

- символические атрибуты (флаги, значки, герб и др.);

- фотоальбомы "Природа родного края", "Коренные жители Ямала", "Чем славится Ямал" и др.;

- элементы народно-декоративного искусства.

Техническая поддержка: ИКТ, мультимедийное сопровождение воспитательно-образовательного процесса.







9. Работа с родителями.





Задачи:

- повышение педагогической культуры родителей;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- психолого-педагогические консультации, семинары для родителей;

- духовно-нравственное просвещение родителей;

- участие родителей в воспитательно-образовательный процесс.







Формы работы с родителями:

-проведение родительских собраний, конференций, семинаров-практикумов, консультаций;

- анкетирование родителей, мастер-классов, круглые столы;

- индивидуальные и групповые беседы с родителями (по возникающим вопросам и проблемам).



Содержание работы:



Сентябрь

  1. Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка по патриотическому воспитанию.

2. Консультация для родителей: "История возникновения г. Лабытнанги."

3. Участие родителей в создании альбома: "Символика города Лабытнанги".

4. Выставка работ на тему "Мой любимый город Лабытнанги" ко Дню города.





Октябрь

  1. Провести консультации для родителей: " Любовь к Родине начинается с малого – любви к природе родного края".

  2. Подбор энциклопедической, художественной литературы по теме "Рыбы Севера".

  3. Выставка познавательной, художественной литературы по теме "Наш край".

  4. Создание фотоальбома совместно с родителями "Профессии народов севера".





Ноябрь

1. Провести семинары-практикумы для родителей: Родной свой край люби и знай!».

2. Консультация для родителей: "Ханты, ненцы и манси – самобытность Ямала".

3. Информация для родителей "Традиции, обычаи и обряды народов Севера".

Декабрь

1. Привлечь родителей к участию в выставке "Национальный орнамент".

2. Мастер-класс– "Ненецкие узоры".



Январь

1. Совместно с родителями создать фотоальбом "Быт коренных народов".

2. Выставка-конкурс поделок из природного материала.

3. Составление коллажа совместно с родителями: "Чем знаменит наш Ямал".





Февраль

1. Создание фонотеки фольклора народов Севера.

2. Изготовление фотоальбома "Писатели Севера".



Март

  1. Предложить родителям найти интересные факты о лечебных свойствах северных ягод.

  2. Консультация "Экологическое воспитание в семье".

5. Создание фотоальбома совместно с родителями: "Оформление Красной книги ЯНАО".



Апрель

  1. Консультация "Национальные праздники коренных народов Ямала".

  2. Привлечение родителей к сбору атрибутов для ручного труда: бисер, мех, кожа и т.д.

3. Составление коллажа совместно с родителями: "Как мы отдыхаем в родном городе Лабытнанги".



Май

1. Создание альбома "Грибы Севера".

2. Консультация "Читаем детям о ВОВ, о лабытнангцах в годы ВОВ".

3. Мастер класс "Георгиевская лента" - подарок ветеранам войны

г. Лабытнанги.



Анкета для родителей:

"Что знает ваш ребенок

о родном городе Лабытнанги,

о родном крае Ямале?"

Цель: понимать уровень патриотических чувств и любви в семье к родному городу Лабытнанги, родному краю Ямалу; есть ли желание узнавать больше и передавать полученные знания ребенку.



  1. Ваш ребенок интересуется, задает вопросы о г.Лабытнанги, Ямале, ЯНАО?

  2. О чем чаще спрашивает Ваш ребенок: памятники, исторические места, музеи, природа, люди, улицы, площади, прогулки, путешествия по родному краю?

  3. Интересуется ли ребенок историей города Лабытнанги, Ямала ?

  4. Как часто Вы с ребенком совершаете прогулки, экскурсии по городу, походы за пределы города Лабытнанги?

  5. Какую информацию, консультацию или содействие Вы хотели бы получить по этому вопросу от детского сада?


















Литература:







  1. https://proza.ru/2009/12/28/1494

  2. Фотоальбом "Семь ключей от ворот Ямала"

  3. "Душой рожденные слова". Год издания 2005.

  4. Дудников Н."Семь Лиственниц – выбор судьбы". Издательство: Красное знамя. Год издания 1995.

  5. Алёшина Н. В. "Патриотическое воспитание дошкольников", - М.: ЦГЛ, 2004;

  6. Антонов Ю. Е. "Как научить детей любить Родину" Руководство для воспитателей и учителей, –М: АРКТИ, 2003;

  7. Земскова – Названова Л. "Люби и знай родной свой край", - М.: Чистые пруды, 2006;

8. Кондрыкинская В. "С чего начинается Родина" (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ), – М: ТЦ Сфера, 2003;

9. Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков/ Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб, филиал издательства "Просвещение", 2008 г;

10. Пойковский. Подарочный буклет. Западносибирская полиграфическая компания, ИФА, 2005;

11. Под ред. Н. Л.Западновой. Сказание о земле Югорской, Тюмень, ИФА, 2000;

12. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград,

2003 г;

13. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2007;

14. Окотэтто Е.Н. "Ненецкие подвижные игры" - СПб: филиал изд-ва "Просвещение", 2002 г.

15. Красная книга ЯНАО. Комитет по охране окружающей среды Ямало-Ненецкого автономного округа. Институт экологии растений и животных УрО РАН. Екатеринбург Издательство Уральского университета 1997;

16. "Этнокалендарь России. ЯНАО" Издательство "Фрегат" Санкт-Петербург 2013г;

17. Журнал "Воспитатель ДОУ" №1/2011г. "Мой родной край – Ямал"; №8/2014г. "Знатоки родного края".