МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «Ромашка» Г. Лабытнанги
(МАДОУ «Ромашка» Г. Лабытнанги)
Программа
дополнительного дошкольного образования
по нравственно-патриотическому воспитанию
детей 5-8 лет
"Любимый край – родной Ямал"
Разработчик:
Носова Н.А.
г. Лабытнанги 2023 г.
Содержание :
1. Пояснительная записка ………………………………………………..…..…..……..3
2. Цели и задачи реализации Программы …………………………………...…….3-4
3. Принципы к формированию Программы …………………………………....…..4-5
4. Направленность программы……………………………………………………….…5
5.Методы и формы работы………………………………………………………........5-6
6. Планируемые результаты и диагностика освоения Программы ...............…6-7
7. Диагностика по усвоению Программы………………………………………....…7-9
8. Условия реализации Программы ………………………………………..………9-11
9. Работа с родителями………………...……………………………………..…….11-13
Литература…………………………………………………………...……………...…...14
Пояснительная записка.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Любовь к малой Родине начинается у ребёнка с чувства привязанности к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Эмоции и впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в формировании его отношения к родному дому, городу, краю.
В наше время национально-региональная тема стала очень актуальной темой в образовании, потому что теряется связь с прошлым, которую необходимо восстанавливать. Ведь без прошлого нет будущего. В федеральном законе "Об образовании Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ подчеркивается важность и нужность единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и сохранение этнокультурных особенностей и традиций народов в условиях многонационального государства.
Одна из важных задач дошкольных учреждений и семьи – научить детей видеть и чувствовать красоту родного города, родно края, гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитать любовь к родным местам, к его истории, быту людей, культуре, природе, ко всему, что окружает ребёнка с малых лет. Ямал должен стать неотъемлемой частью души в и вызывать чувство гордости за свою малую Родину у каждого воспитанника.
Основа программы – это принцип «воспитывающего обучения», который реализуется через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее целостность личности. Ознакомление детей с Ямалом осуществляется посредством различных видов детской деятельности и стимулирует детскую активность.
Цели и задачи программы.
Цели: Главная цель данной программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, краю, стране, природе, культуре на основе исторических, национальных, социальных, культурных и природных особенностей родного края и страны.
А также воспитать личность с правильными гражданскими, нравственными, моральными чертами и с чувством гордости за самого себя, как представителя своего народа, края; воспитать любовь и уважение к прошлому, настоящему и будущему своей малой Родины – Ямалу и страны.
Задачи:
Образовательные:
- формирование любви к родному городу, интереса к прошлому и настоящему;
- знакомство детей с символами города, края (герб, флаг, гимн и т.д.).
- сформировать представление о флоре и фауне родного края;
- расширить представление о семье, родственных связях, вызвать уважение к семейным традициям;
- знакомство с особенностями народно-прикладного искусства коренных народов Севера;
- дать представление о быте и труде коренных народов Севера (охоте, оленеводстве, рыбном промысле).
Воспитательные:
-воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
- воспитание чувства привязанности к родному краю, бережного отношения к природе;
- развитие у дошкольников чувства гордости за свой народ, бережного отношения к культуре народов Севера.-;
- воспитание чувства гордости за своих земляков;
- воспитание толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
- воспитание уважения к труду.
Развивающие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране;
- формирование нравственных качеств;
- развитие познавательного интереса, стремления как можно больше узнать о своем крае;
- развитие способности чувствовать красоту культуры и быта народов Севера;
- развить стремление к познанию национальных традиций.
Принципы и подходы к формированию программы.
Доступность: соответствие содержания, характера и объема учебного материала уровню развития и подготовленности детей.
Непрерывность: постоянный интерес к пополнению своих знаний и совершенствованию нравственных качеств.
Научность: одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность: системный подход, предполагающий анализ взаимодействия различных направлений гражданско-патриотического воспитания.
Преемственность: сотрудничество с семьями воспитанников, библиотекой, краеведческим музеем и др.; гражданско-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность: этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Позволяет дошкольникам познакомиться с краеведческой культурой и традициями Ямала.
Историчность: сохранение хронологии описываемых явлений, событий и сведений к историческим понятиям прошлого – когда-то в прошлом, давно, давным-давно и настоящего – в наше время, в наши дни.
Дифференциальность: условия для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний о родном городе и крае с учётом возрастных особенностей ребёнка, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Направленность Программы.
Программа направлена на тесное взаимодействие всех образовательных областей: взаимосвязь теоретических и практических знаний, работа с родителями, сотрудничество с краеведческим музеем, центром национальных культур, посещение выставок и др.
Возраст детей, участвующих в программе "Любимый край – родной Ямал" рассчитан на детей 5-8 лет.
Программа по региональному компоненту реализуется в течение 1 года, 1 раз в неделю в виде факультативных занятий вне образовательного процесса.
5. Методы и формы работы.
Методы:
- словесные: рассказ, беседа, сообщения - способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
- наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, презентаций;
- практические: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы, экспериментирование.
Формы работы:
- наблюдения, экскурсии, выставки;
- музыкальный и спортивный досуги, литературные встречи, игры, беседы, экскурсии-путешествия, походы;
- экспериментально-исследовательская деятельность;
- выставки продуктивной деятельности;
- встречи с партнерами по реализации данной программы.
Итоговой формой реализации программы является выставка продуктов детского творчества, участие в различных конкурсах и исследовательской деятельности дошкольников.
Планируемые результаты и диагностика освоения Программы.
Образовательная область "Познание".
Больше узнают о родном городе, крае, культуре коренных жителей – хантов и ненцев, достопримечательностях города Лабытнанги, профессиях взрослых, о представителях животного и растительного мира, вследствие чего повысится интерес к окружающему миру родного края.
Сформируется умение узнавать новое, наблюдать, сравнивать, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы.
Образовательная область «Речевое развитие».
Будет расширяться и обогащаться словарный запас, повысится уровень общения и умения интересно рассказать, понятно донести свои мысли.
Образовательная область «Социализация».
В детях будет укрепляться чувство гордости за своих родителей, свой город, край. Разовьется позитивное (толерантное) отношение к многонациональности родного края: национальных, культурных, религиозных различий и убеждений, языка т.д. А также будет развиваться умение творчески применять полученные навыки, знания и умения в игровой деятельности.
Образовательная область «Художественно эстетическое развитие».
У воспитанников сформируется умение выражать полученные впечатления и пережитые эмоции посредством продуктивной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие».
В ходе знакомства с национальными подвижными играми коренных жителей Ямала у детей будет повышаться двигательная активность, будет улучшаться быстрота, выносливость, ловкость, будет развиваться смекалка и скорость принятия решений.
Диагностика по освоению Программы.
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики индивидуального развития детей дошкольного возраста. Результат показывает эффективность педагогических действий и помогает скорректировать дальнейшее планирование.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, в которых фиксируется индивидуальная динамика и перспективы развития каждого воспитанника.
Результаты педагогической диагностики используются только для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализация образования;
- оптимизация групповых занятий с детьми.
В ходе образовательной деятельности педагог создает необходимые ситуации, для оценки индивидуальной динамики детей и коррекции своих действий.
Мониторинг успешности усвоения Программы проводится два раза в год:
-октябрь
-март
Примерная диагностическая карточка по отслеживанию индивидуального развития детей по Программе.
№ | Ф.И ре бенка | 1.Модуль "Родной Ямал– родной мой край". | 2.Модуль "Каждый из нас – частичка Ямала" (быт и культура коренных жителей). | 3.Модуль "Удивительная природа родного края – Ямала". |
| | Знает и назы вает свое Ф.И.О и Ф.И.О своих роди те лей, до маш ний адрес,про фес сии роди те лей. | Знает назва ние свое го горо да, его досто при меча тель нос ти, исто рию осно ва ния горо да. | Может ска зать назва ние края, сто лицу края. | Знает и разли чает симво лику своего города, округа. | Назы вает корен ных жите лей Ямала | Знает быт, культу ру и тради ции ко рен ных жите лей Ямала | Назы вает профес сии жите лей Ямала. Знает о много на циона льнос ти жите лей совре мен ного Ямала | Знает географическое поло же ние округа и может пока зать на карте | Знает кли ма тичес кие усло вия и осо бен- ности окру га. | Знает флору и фауну края. Имеет пред став ление о Крас ной книге Ямала Называет животных и расте ния, зане сен ные в Крас ную книгу Ямала |
| | | | | | | | | | | | |
Оценка уровня развития по данной программе:
1 балл - низкий уровень;
2 балла - уровень ниже среднего;
3 балла - средний уровень;
4 балла - высокий уровень.
Условия реализации Программы.
Материально-техническое обеспечение Программы.
В ДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Материально-техническое оснащение и оборудование в детском саду соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.
- интерактивная доска, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о г. Лабытнанги, аудиозаписи, видеозаписи.
- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты, ненцы и манси, альбомы, макеты, рисунки.
- фонотека музыкальных произведений;
- уголки краеведения в группах "Наш край – город Лабытнанги";
- изобразительные материалы
- наборы предметных картинок: "Насекомые Севера", "Животные Севера", "Птицы Севера", "Рыбы Севера", "Деревья Севера", "Растения Севера", «Ягоды Севера», «Грибы Севера» и др.
- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире, о родном крае.
Организация предметно - развивающей среды.
В ДОУ создано пространство, своевременно обновляющееся и изменяющееся в соответствии со всеми этапами взросления воспитанников, для воспитательно-образовательных и оздоровительных мероприятий, для разных видов детской деятельности – это дает возможность дошкольникам развиваться, получать разносторонние знания и умения, познавать мир прекрасного, получать бесценный опыт. Для успешной реализации Программы, при создании предметно-пространственной среды, учитываются следующие принципы:
- безопасность;
- доступность;
- насыщенность;
- вариативность.
Примерный перечень оборудования, пособий, игрушек развивающей
предметно-пространственной среды:
- алгоритмы и мнемотаблицы для составления рассказов, изучения стихов, сказок, описания предметов, событий, явлений природы и многое другое;
- альбом "Город Лабытнанги" и др.;
- символика г.Лабытнанги, ЯНАО, Ямала (флаги, значки, герб и др.);
- интерактивные игры;
- картотека и атрибуты подвижных игр "Игры народов Севера";
- национальные игрушки народов Ямала;
- стенды-выставки детского творчества;
- дидактические игры: "Народы мира", "Наша Родина", "Собери фигуру человека, животного" и др.;
- карта мира, глобус, атлас и картотека развивающих игр к ним
- картотека и атрибуты к подвижным играм (этнического направления) "Игры народов Севера" и др.;
- муляжи – ягоды и грибы и др.;
- картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым темам;
- куклы в одеждах разных национальностей;
- материал для детского ручного труда (бисер, природный материал и др.);
- мозаика с картинками – образцами узоров этнической направленности;
- набор открыток "Орнаменты Ямала","Узоры Ямала";
- пазлы: "Карта России", "Карта ЯНАО"
- символические атрибуты (флаги, значки, герб и др.);
- фотоальбомы "Природа родного края", "Коренные жители Ямала", "Чем славится Ямал" и др.;
- элементы народно-декоративного искусства.
Техническая поддержка: ИКТ, мультимедийное сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
9. Работа с родителями.
Задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- психолого-педагогические консультации, семинары для родителей;
- духовно-нравственное просвещение родителей;
- участие родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
-проведение родительских собраний, конференций, семинаров-практикумов, консультаций;
- анкетирование родителей, мастер-классов, круглые столы;
- индивидуальные и групповые беседы с родителями (по возникающим вопросам и проблемам).
Содержание работы:
Сентябрь
Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка по патриотическому воспитанию.
2. Консультация для родителей: "История возникновения г. Лабытнанги."
3. Участие родителей в создании альбома: "Символика города Лабытнанги".
4. Выставка работ на тему "Мой любимый город Лабытнанги" ко Дню города.
Октябрь
Провести консультации для родителей: " Любовь к Родине начинается с малого – любви к природе родного края".
Подбор энциклопедической, художественной литературы по теме "Рыбы Севера".
Выставка познавательной, художественной литературы по теме "Наш край".
Создание фотоальбома совместно с родителями "Профессии народов севера".
Ноябрь
1. Провести семинары-практикумы для родителей: Родной свой край люби и знай!».
2. Консультация для родителей: "Ханты, ненцы и манси – самобытность Ямала".
3. Информация для родителей "Традиции, обычаи и обряды народов Севера".
Декабрь
1. Привлечь родителей к участию в выставке "Национальный орнамент".
2. Мастер-класс– "Ненецкие узоры".
Январь
1. Совместно с родителями создать фотоальбом "Быт коренных народов".
2. Выставка-конкурс поделок из природного материала.
3. Составление коллажа совместно с родителями: "Чем знаменит наш Ямал".
Февраль
1. Создание фонотеки фольклора народов Севера.
2. Изготовление фотоальбома "Писатели Севера".
Март
Предложить родителям найти интересные факты о лечебных свойствах северных ягод.
Консультация "Экологическое воспитание в семье".
5. Создание фотоальбома совместно с родителями: "Оформление Красной книги ЯНАО".
Апрель
Консультация "Национальные праздники коренных народов Ямала".
Привлечение родителей к сбору атрибутов для ручного труда: бисер, мех, кожа и т.д.
3. Составление коллажа совместно с родителями: "Как мы отдыхаем в родном городе Лабытнанги".
Май
1. Создание альбома "Грибы Севера".
2. Консультация "Читаем детям о ВОВ, о лабытнангцах в годы ВОВ".
3. Мастер класс "Георгиевская лента" - подарок ветеранам войны
г. Лабытнанги.
Анкета для родителей:
"Что знает ваш ребенок
о родном городе Лабытнанги,
о родном крае Ямале?"
Цель: понимать уровень патриотических чувств и любви в семье к родному городу Лабытнанги, родному краю Ямалу; есть ли желание узнавать больше и передавать полученные знания ребенку.
Ваш ребенок интересуется, задает вопросы о г.Лабытнанги, Ямале, ЯНАО?
О чем чаще спрашивает Ваш ребенок: памятники, исторические места, музеи, природа, люди, улицы, площади, прогулки, путешествия по родному краю?
Интересуется ли ребенок историей города Лабытнанги, Ямала ?
Как часто Вы с ребенком совершаете прогулки, экскурсии по городу, походы за пределы города Лабытнанги?
Какую информацию, консультацию или содействие Вы хотели бы получить по этому вопросу от детского сада?
Литература:
https://proza.ru/2009/12/28/1494
Фотоальбом "Семь ключей от ворот Ямала"
"Душой рожденные слова". Год издания 2005.
Дудников Н."Семь Лиственниц – выбор судьбы". Издательство: Красное знамя. Год издания 1995.
Алёшина Н. В. "Патриотическое воспитание дошкольников", - М.: ЦГЛ, 2004;
Антонов Ю. Е. "Как научить детей любить Родину" Руководство для воспитателей и учителей, –М: АРКТИ, 2003;
Земскова – Названова Л. "Люби и знай родной свой край", - М.: Чистые пруды, 2006;
8. Кондрыкинская В. "С чего начинается Родина" (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ), – М: ТЦ Сфера, 2003;
9. Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков/ Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб, филиал издательства "Просвещение", 2008 г;
10. Пойковский. Подарочный буклет. Западносибирская полиграфическая компания, ИФА, 2005;
11. Под ред. Н. Л.Западновой. Сказание о земле Югорской, Тюмень, ИФА, 2000;
12. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград,
2003 г;
13. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2007;
14. Окотэтто Е.Н. "Ненецкие подвижные игры" - СПб: филиал изд-ва "Просвещение", 2002 г.
15. Красная книга ЯНАО. Комитет по охране окружающей среды Ямало-Ненецкого автономного округа. Институт экологии растений и животных УрО РАН. Екатеринбург Издательство Уральского университета 1997;
16. "Этнокалендарь России. ЯНАО" Издательство "Фрегат" Санкт-Петербург 2013г;
17. Журнал "Воспитатель ДОУ" №1/2011г. "Мой родной край – Ямал"; №8/2014г. "Знатоки родного края".