СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного курса по русскому языку "Грамотей" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного курса по русскому языку "Грамотей" для 3 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

ГИМНАЗИЯ № 1


РАССМОТРЕНО

Методическим объединением учителей

Руководитель МО

_______М.А. Меньшикова

подпись И.О. Фамилия

Протокол № ____

от "____" ________ 2023 г.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_________Е.В. Воропаева

подпись И.О. Фамилия

Протокол № ______

от "___" _________ 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО


Директор МАОУ гимназии № 1


______________Г.А Лисичкина

подпись И.О. Фамилия

Приказ № ______

от "_____" __________2023 г.









Платная дополнительная общеобразовательная программа

социально-гуманитарной направленности

«Грамотей»


Возраст обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев






Авторы-составители:


Бунина Светлана Анатольевна

учитель начальных классов первой категории

Белунина Елена Борисовна

учитель начальных классов высшей категории

Плисовицкая Татьяна Николаевна

учитель начальных классов высшей категории

Вайст Марина Станиславовна

учитель начальных классов





Калининград 2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы

Платная дополнительная общеобразовательная программа «Грамотей» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы

Одной из главных задач современной школы является необходимость решать проблемы повышения грамотности обучающихся, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения, обучающиеся могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу «Грамотей» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Отличительные особенности программы

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Адресат программы

Платная дополнительная общеобразовательная программа предназначена для детей 9-10 лет.

Объем и срок освоения программы

Данная программа рассчитана на 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 часов.

Форма обучения

Форма обучения – очная, возможно использование дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса

В объединение принимаются все желающие, в группах может заниматься смешанный контингент из числа детей, обучающихся в образовательной организации. Программа рассчитана на индивидуальную и групповую работу с детьми 3 класса.

Состав групп до 15 человек.

Программа реализуется в рамках платной услуги образовательного учреждения МАОУ гимназии №1 и является платной для обучающихся.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка на одну группу – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучение по данной программе рассматривается как один из важных этапов, закладывающих развитие интеллекта, расширение кругозора каждого ребенка через обучение грамоте и русскому языку, способность детей грамотного письма, беглого и осознанного чтения, знание разделов русского языка.

Практическая значимость

Программе свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное в программе и подлежащее освоению детьми содержание знаний и практических действий способствует проявлению и становлению интересов к познанию, обогащает ребенка и выявляет его индивидуальные возможности. Это, как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, написание.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи программы:

Образовательные:

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Развивающие:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к русскому языку.

  • Прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться.

Принципы отбора содержания

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности;

  • принцип наглядности;

  • принцип взаимодействия и сотрудничества;

  • принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы

Основная технология обучения - объяснительно-наглядная (репродуктивная) методика обучения. Используются графические средства - схемы, картинки, а также видеоматериалы, презентации. Данный метод тренирует память и развивает умение повторить, воспроизвести, написать.

Формы занятий:

·       беседа, устный опрос, рассуждения

·       практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов

·         работа с текстами

·         самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

  • углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике,

орфографии, словообразовании, лексике;

  • получить представление о морфологии;

  • научиться пользоваться словарями русского языка;

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Механизм оценивания образовательных результатов.

Для выявления уровня усвоения содержания программы проводится практическая индивидуальная работа в виде сравнения фактических результатов освоения программы в конце освоения курса. Итоговый контроль проводится в виде тестовой работы (по окончанию освоения программы).

Формы подведения итогов реализации программы

Используется текущий и итоговый контроль, а также самооценка и самоконтроль.

Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в форме тестовых работ.

Самооценка и самоконтроль используется как определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Формы отслеживания образовательных результатов: работа по «плану», сравнение с образцом, методическая разработка и журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: практические работы, тестовые работы, открытое занятие.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

  1. 2

ФОНЕТИКА

9

3

6

Текущий контроль

  1. 3.

ЛЕКСИКА

4

1

3

Текущий контроль

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМА)

5

2

3

Текущий контроль

  1. 4.

МОРФОЛОГИЯ

6

3

3

Текущий контроль

  1. 5.

ОРФОГРАФИЯ

7

3

4

Текущий контроль

  1. 6.

СИНТАКСИС

5

2

3

Текущий контроль


Итого часов

36

15

21



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Фонетика

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Раздел 2. Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Раздел 3. Состав слова (морфема)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу

Раздел 4. Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Раздел 5. Орфография

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Раздел 6. Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятий

Количество часов

Меня зовут Фонема. Буквы, звуки, ударение.

1

Фонетика. Метаграммы.

1

Тайны Фонемы.

1

Ключ к тайнам фонемы.

1

Фонетический чайнворд

1

Звуки живут по закону.

1

Слог. Перенос слов.

1

Его величество ударение.

1

Викторина «Умники и умницы»

1

Синонимы «Слова - братья». Антонимы

1

Фразеологизмы

1

Слова, пришедшие в русский язык из других языков

1

Тайна имени

1

Классификация морфем русского языка

1

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

1

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

1

Словообразование. Трудные случаи правописания корней слов

1

Значение частей речи в русском языке

1

Паспорт имени существительного

1

Разносклоняемые имена существительные

1

Слово о падежах

1

Паспорт имени прилагательного

1

Паспорт глагола. Таблица личных окончаний глагола

1

Чередование согласных в корне. Непроизносимые  согласные.

1

Парные звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные.

1

Викторина «Грамотей»  


Орфографический словарь. Работа со словарем. Тематический словарь слов с непроверяемыми написаниями.

1

Удвоенные согласные.

1

Мягкий знак. Твёрдый знак.

1

Двойная роль букв Е Ё Ю Я

1

Главные члены предложений

1

Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.

1

  • Творческая работа по теме «Знаки препинания»,

«Разрешите обратиться! »

1

Простые и сложные предложения. Союзы в сложных предложениях

1

Игра «Знатоки русского языка»

1

Итоговое занятие. Тест.

1


Итого

36



КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


№ п/п

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Грамотей»

1

Начало учебного года

01 сентября 2023 года

2

Продолжительность учебного периода в году обучения

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Кол-во занятий в учебном году

36 занятий

6

Кол-во часов в учебном году

36 часов

7

Окончание учебного года

25 мая 2024 года

8

Период реализации программы

С 01 сентября 2023 года по 25 мая 2024 года


Организационно-педагогические условия реализации программы

Качество реализации платной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Грамотей» социально-гуманитарной направленности обеспечивается за счет:

- доступности, открытости, привлекательности для обучающихся и их родителей (законных представителей) содержания программы;

- наличие комфортной развивающей образовательной среды;

- применение современных педагогических технологий.

Кадровое обеспечение

Педагог начального общего образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю курса, без предъявления требований к стажу работы, обладать знаниями в области преподавания русского языка в начальных классах.

Материально-техническое обеспечение программы
  • Компьютерное оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска);

  • Учебные видеофильмы, литература;

  • Мобильные приложения;

  • Раздаточный, иллюстративный материал;

  • Оборудование для практических и проектных работ;

  • Орфографический и толковый словари.

Методическое обеспечение реализации программы включает:

  • учебные пособия (справочная и научно-популярная литература, периодические издания, видео- и аудиоматериалы, электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные работы, индивидуальные задания;

- дидактические материалы (раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, технологические карты), наглядные пособия по русскому языку, методические материалы (планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие; контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов; виды практических, творческих, проектных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ).

Информационное обеспечение программы
    • Хранение учебно-методических ресурсов с использованием Интернет-сервисов;

    • Доступ к электронным учебным пособиям и использование обучающимися программных средств;

    • Доступ к ресурсам «Интернет» всем педагогам и обучающимся, участвующих в реализации программы;

    • Функционирование системы электронного обучения; использование технологий дистанционного обучения;

    • Использование программного обеспечения (zoom, skype) и социальных сетей для коммуникации между участниками образовательного процесса.

Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

1. Министерство образования РФ: [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://www.informika.ru/;

2. Российское образование федеральный портал: [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://www.edu.ru/;

3. Новые технологии в образовании: [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://edu.secna.ru/main/;

4. Уроки, конспекты. – Режим доступа: [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://www.uchportal.ru/;

5. Персональный помощник педагога: [Электронный ресурс] / режим доступа URL: pedsovet.ru;

Список литературы

Нормативно-правовые документы:

- Конвенция о правах ребенка, одобренная генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.

- Конституция РФ.

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 31.07.2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Литература для родителей:

  1. Русский язык. 3 класс. Все задания для уроков и олимпиад, 2018

  2. Узорова, Нефедова: Русский язык. 3 класс. Справочное пособие, 2016

Литература для учителя:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2019 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2018 г.

  3. Издательство “АРГО”, 2019

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2020 г.

  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2020 г.

  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2018 г.